Вопрос 25. Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе




страница1/2
Дата16.06.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2
Вопрос 25. Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе.

*курсивом отмечено то, что не обязательно для изложения на экзамене – просто для общего понимания или на случай дополнительных вопросов на экзамене.

** расшифровываю ряд терминов, на случай если их кто-то позабыл:

Хор –

Эмпоры – галереи над боковыми нефами.

Вестверк

Травея

Клересторий

Трифорий

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – 1ый "большой стиль" в западно-европейском искусстве. Происходит формирование набора единых стилистических признаков во всех видах изобразительных искусств.


Коротко назовем исторические и теологические предпосылки возникновения романского искусства..

Исторические предпосылки появления «большого стиля»: стабилизация социально-политической ситуации, окончание набегов. Ослабление арабского халифата, победы Реконкисты. Взятие в 1085 году Толедо, древней столицы вестготов. Потеря сарацинами Сардинии в 1022 г. Усиление торговли и обмена по Средиземному морю, объединение Запада и Востока в экономическом и культурном плане. Связи между Византией, Венецией, Генуей, Пизой. Балтика как центр торговых связей на севере Европы.

Нарастание в XI веке роли арабской культуры в Западной Европе. Переводы с арабского на латынь основных сочинений греческих философов. Деятельность школы «Kollegium» в Толедо в XII веке и переводы большого количества греческих научных трактатов. Феномен крестовых походов и их значение в западной культуре.

Развитие теологии и философии. Начало деятельности Шартрской школы. Сен-Викторская школа и учение Гуго Сен-Викторского. Пьер Абеляр - личность и мыслитель. Влияние его идей на духовную культуру. Организация школы в Париже. Руководство кафедрой Нотр-Дам и начало парижского университета - одного из самых мощных центров светской и духовной культуры средневековой Европы. Иоанн Солсберийский - ученик Абеляра.

Предпосылки и особенности стилистического единства романики на территории Западной и Центральной Европы - единая духовная основа, единство католической церкви в ее противопоставлении восточно-христианской, прежде всего – византийской. Строительная и художественная деятельность монашеских орденов (прежде всего - бенедиктинского), роль кочующих монашеских артелей для распространения стиля и закрепления его единства. Сложение единой типологии романского храма, доминанта ансамблевых и синтетических тенденций на основе архитектуры.
В 910 г. герцог Гильельм Аквитанский основал бенедиктинское аббатство Клюни, положив тем самым начало Клюнийской реформе. Её целью было восстановление устава св. Бенедикта Нурсийского на основе учения Бенедикта Аньянского, реформатора бенедиктинского ордена. Идеолог нового движения, аббат Одон Клюнийский (927-942) стремился к обновлению христианской жизни в соответствии с идеалами древней церкви. Увлечённые его проповедью, многие сеньоры передавали принадлежавшие им монастыри в подчинение Клюни. К началу XI в. в Европе сложилась настоящая монашеская республика во главе с аббатом Клюни. Цементировала клюнийское объединение традиция молитвенного поминовения усопших братьев (известно 90 000 имён). Для архитектуры важным последствием этой реформы стало возросшее количество рукоположенных монахов, которым нужно было предоставить место для службы. Следовательно, требовались дополнительные алтари. В дальнейшем (и это очень важно!!!) подчинение сети мелких монастырей «материнскому» аббатству обеспечит единство романского стиля – первого большого общеевропейского стиля. В 1098 г. Робер Молезмский основывает орден цистерцианцев, при аббатствах которых находилось множество строительных артелей. Лишь в конце XI в. появились артели мирян-каменотесов – одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Материалом для романских построек служил местный камень.

Развивался понемногу культ реликвий, и его развитие сильно повлияло на планировку церкви: ещё при Каролингах (VII-X вв.) изменяется структура восточной части храма. Появляются двусторонняя ориентация (нужно минимум два алтаря для хранящегося огромного количества реликвий), деамбулаторий и венец капелл, и, хотя сводами по-прежнему перекрыты только апсида и крипта, сами масштабы базилики заметно увеличиваются. Реликвиям шли поклониться толпы людей, и из-за распространения практики паломничества церкви должны были вмещать куда большее количество людей. Возможности деревянных перекрытий ограничены: ими нельзя перекрыть слишком большое пространство, которого к середине X и особенно к началу XI века начинают требовать вышеперечисленные обстоятельства. К тому же деревянные перекрытия часто горели и не обеспечивали хорошей акустики, а в это время в литургию включается хорал. Так или иначе, но к началу ХI века необходимость возведения каменных сводов стала очевидной.

Умение возводить своды к тому моменту, когда они понадобились, исчезло в Европе везде, кроме области на севере Италии – Ломбардии, причём именно той её части, что располагается у озера Комо. Выходцы из этой области – повсеместно известные magistri comacini – буквально «научили» Европу снова перекрывать пространство сводами римского типа, а в течение довольно длительного времени слово lombardus означало «каменщик». О типе этого посводного завершения будет говориться дальше. Что касается традиции стропильного (плоского) перекрытия, то она опирается на «античность» (главная причина её феноменальной живучести в Италии), что для Каролингского Ренессанса означало эпоху императора Константина (IV в.), а отнюдь не классический Рим. Однако нельзя преуменьшать значение каролингских базилик для формирования архитектуры романики. Романская архитектура заимствует оттуда описанную выше развитую восточную часть (отказываясь от двусторонней ориентации). Мозаичный декор также ещё при Каролингах сменился фресками как чрезмерно дорогая и сложная техника. В романские храмы переходит и вестверк – галерея между двумя башнями западного фасада. В каролингской базилике башни располагаются также над трансептом, но уже в эпоху первого романского стиля (950-1080) многобашенность исчезает, остаются только две башни западного фасада, которые впоследствии будут определять внешний вид западноевропейской, особенно готической архитектуры.

Для романской архитектуры будет принципиально важно:



  1. Каменное перекрытие! (это то, что будет прежде всего отличать ее от архитектуры прошлых периодов). Свод имеет также сакральное значение и акустические функции.

  2. Проблема освещения (при каменном перекрытии→отсюда толстые стены и узкие окна, сужающиеся к внутренней поверхности стены).

  3. Очень сложная литургия и культура паломничества→большое пространство, расширение восточной части, деамбулаторий.

Периодизация:



  1. 1ый романский стиль (950-1080 гг): зарождение стиля. Развивается только на ограниченной территории: Франция, Бургундия, Испания и Германия.

  2. 2ой романский стиль. Время развития неоднородно. Франиция: 2\2 11вв – 1\1 12 вв. А в Германии и Италии захв большую часть 13 вв.

Поздняя романика развивается параллельно с готикой и существует проблемы сосуществования и взаимодействия (разграничения) этих двух стилей.




    1. Искусство первого романского стиля

Развитие романики неоднородно. Первые поиски новых архитектурных решений относятся к 950-1080-м гг. и называются искусством первого романского стиля. Этот стиль охватывает Францию, Бургундию, Испанию (Леон) и Германию. Италия, за исключением Ломбардии, в период до 1000 г. в наименьшей степени интересуется практикой возведения сводов, продолжая традиции «родной» раннехристианской архитектуры. Бургундия становится центром новых исканий благодаря своему положению между Италией (ломбардские каменщики) и Францией (аббатство Клюни).
Из лекции Кр. Люб.: Сен Мигель де Кукса

Сен Мартен дю Канигу (построен в 20-е гг. XI в).

Аббатский храм, возведенный на скале и окруженный пропастями.

Состоит из 2х церквей: нижней и верхней. Каменная кладка неровная, неравномерная, что свидетельствует о несовершенстве навыков строительства в камне; маленькие узкие окна, прорезывающие толстые стены, удерживающие каменный свод. Нижняя церковь: 3 нефа, разделенные массивными колоннами, апсида с алтарем. Но это не крипта, а именно нижняя церковь (крипта – это подземное помещение в восточной части храма, где хранится к-л святыня). Верхняя церковь: освещение очень слабое, приподнятое пространство хора, достаточно примитивные своды нефов и апсиды. 3 апсиды, в каждой свой алтарь: имеют разное посвящение. Декор почти не сохранился (неизвестно, бил ли он вообще): остались только рельефы на капителях.

Более Кр. Люб. никаких храмов в первом романском стиле не называла. Тем не менее, отметим еще несколько построек и характерные черты.

Храмы, построенные до 1000 г., в большей степени сохраняют типологию каролингских базилик. Во Франции в монастыре Клюни была построена церковь, так называемая Клюни-2 X века (955-981), которая сохранила прежний бенедиктинский план прямоугольного хора, завершенного тремя апсидами из которых центральная выступала вперед. План подчинен как требованиям литургии, так и замкнутому характеру монастырской жизни. Он сразу получил широкое распространение, особенно в строительстве монастырских церквей в Нормандии, Швейцарии, Германии, Скандинавии. Параллельные (эшелонированные) апсиды обеспечивали хорошую одновременную обозримость всех реликвий для сравнительно немногочисленных монахов, но такой план не мог обеспечить обозримость всех реликвий движущемуся потоку паломников. Пятинефный собор в Орлеане (990-1003) наряду с разросшимся трёхнефным трансептом, эмпорами (которые появляются и широко распространяются в романскую эпоху) и вестверком имел деревянные перекрытия. Церковь Сен-Реми в Реймсе (1049) подытожила пространственную эволюцию больших каролингских базилик, трехнефных с трёхнефным же трансептом, эмпорами и боковыми нефами. Первоначально она имела параллельные апсиды, которые потом были заменены кольцевым обходом и венцом капелл. За исключением цилиндрических сводов боковых нефов трансепта перекрытия были деревянные. Если в крупных церквях происходят заметные изменения, то небольшие церкви дольше сохраняли пространственные особенности культовой архитектуры Каролингов: простоту плана, отсутствие эмпор, сравнительно низкую аркаду на массивных гладких прямоугольных в плане опорах. Все они имели деревянные перекрытия. Эльзасская церковь Сент-Этьен аббатства Виньори самого начала XI в. имеет плоско перекрытый центральный неф и сводчатые боковые. Так же перекрыта и леонская церковь Сан Мигель де Эскалада того же времени. Деревянные перекрытия имеют определённый набор преимуществ перед каменными сводами: кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. А поскольку проблема освещения – одна из главных в храмовом строительстве, то этим во многом объясняется длительное сохранение именно этого типа перекрытий. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманской школе во Франции.

Памятники первого романского стиля на территории Германии относятся к периоду правления династии Оттонов (936-1002). Несмотря на преемственную связь с каролингской придворной культурой, немецкое искусство этой поры несет на себе глубокий отпечаток самобытности. Эта двойственность проявлялась во многом из-за непрочной централизации самого государства. Наибольшее значение имели следующие школы:



  • саксонская

  • вестфальская

  • рейнская.

С особенной ясностью связь с каролингскими традициями обнаруживают постройки саксонской школы. Здесь господствует тип

+ (местное)

  • две апсиды

  • два трансепта

  • два средокрестия

  • отсутствие деамбулатория

Важное значение имело использование строительного опыта бургундской и вообще французской церковной архитектуры. Так, непосредственным прообразом для некоторых сооружений послужила церковь Клюни-2 (981 г.), также имевшая базиликальную форму и перекрытая плоским деревянным потолком (посредником при распространении стал, естественно, бенедиктинский орден). Церковь Св. Михаила в Хильдесхайме (1010-1086) имеет двустороннюю ориентацию, и эта двойственность архитектурного образа дополнительно подчеркивается двумя мощными башнями, воздвигнутыми над пересечением главного нефа и трансептов. В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции.

Важной чертой является связанная система опор. Каждая травея центрального нефа соответствует двум травеям боковых. Для более высокого и крупного центрального нефа нужны более мощная опора, и и поэтому через каждую колонну бокового нефа идёт мощный квадратный в сечении столб (церковь Св. Кириака в Гернроде, 960), или же две колонны чередуются с таким же столбом (церковь Св. Михаила в Хильдесхейме). Такое расположение опор разделяет внутреннее пространство на отдельные ячейки и создает определенный ритм. Опоры несут полукруглые арки, над которыми поднимается гладкая стена, не расчлененная трифорием. Интересным памятником этой школы является церковь в Гернроде (построена после 960 г.), дающая яркое представление о немецкой архитектуре раннероманского периода. Здесь особенно ясно выражена статичность простых, геометрически четких форм отдельных архитектурных объемов. Чрезвычайно скупой архитектурный декор, редко и высоко расположенные окна подчеркивают глухую плоскость стен и придают всему сооружению несколько сумрачный, крепостной характер Та же система чередования опор повторяется и в немецком соборе в Майнце (н.стр. 975/976).



Для Франции качественно новый этап открывает аббатство Жюмьеж (1067). Недостроенная церковь аббатства представляет собой Т-образную двубашенную базилику с эмпорами. Центральный неф также должен был иметь плоское перекрытие, зато боковые завершались крестовыми сводами. Здесь впервые появляется система чередования опор, и поэтому через каждую колонну бокового нефа идёт мощный кантонированный пилон. Бургундская церковь Сен Филибер в Турню (нач.XI в.) отличается более сложными формами: между двумя фланкирующими фасад башнями расположен большой двухъярусный нартекс; в нижнем его ярусе применены полуцилиндрические и крестовые своды, в то время как главный неф имеет плоское перекрытие. Важным элементом декора романского храма является появление на исходе первого романского стиля монументальной скульптуры. Она полностью подчинена архитектурным формам и занимает капители колонн, порталы, фасадные стены. До этого главным средством декорации храмов были ломбардские нишки в стене.
Паломнические базилики

Поскольку до Святой Земли добраться было невозможно, толпы паломников устремляются к местным мощам: возникает множество легенд о чудесном обретении останков святых в тех или иных местах Европы. Самой популярной святыней становятся мощи св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Однако и до этой церкви добраться было непросто: римская система дорог была разрушена, и средневековые паломники шли по тропам, дорожкам, петлявшим между несколькими фиксированными пунктами. Передвижение толп обеспечивал основанный в 1059 г. орден августинцев.



Паломнические базилики – особого типа базилики бургундской школы, расположенные на перевалочных пунктах по пути в Сантьяго-де-Компостела. Было 4 крупных церкви с местными реликвиями и множество базилик поменьше, полностью утраченных (первые две не дошли до наших дней).

      • Сен-Марсьяль в Лиможе

      • Сен Мартен в Туре (1050, перестроена в XVII в.)

      • Сент Фуа в Конке (1041(1052) - 1090(1095)). По другим источникам: конец 11 нач 12 вв, 1120г – датирована скульптура, что означает, что к этому времени храм уже возведен.

      • Сен Сернен в Тулузе (1080-1095)

      • Последней, пятой базиликой была Сантьяго-де-Компостела.

Все эти церкви однотипны. Их архитектурный облик составляют:

        • имеют три или пять нефов и эмпоры, как правило, обходившие весь периметр здания на двух уровнях: нужно вместить огромное количество народа

        • Клересторий отсутствует, двускатная крыша перекрывает все три нефа, и таким образом, отсутствует базиликальный разрез

        • Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом с подпружными арками, боковые – крестовыми, галереи – полуцилиндрическими. Высота центрального нефа=2 высоты боковых нефов. Ширина центрального нефа=2 ширины бокового. Такой же принцип перекрытия, высоты и ширины сохранялся в трансепте.

        • Трансепт также имеет 3хнефное устройство и аналогичный принцип перекрытия: центральный неф – полуциркульный свод, боковые – крестовые. Высота центр нефа=высоте центр среднего нефа трансепта. Высота боковых нефов=высоте бок нефов трансепта.

        • Паломники шествовали вдоль правого бокового нефа и, огибая капеллы по кольцевому обходу, возвращались по противоположному боковому нефу к западному порталу, не мешая таким образом молящимся в центральном нефе и в хоре, а также самому ходу богослужения.

        • Отсутствие клерестория порождало проблему освещения. Вся скульптурная декорация переходит в деамбулаторий, клуатр и на западный фасад, а в церкви появляется световая башня или световой трансепт.

Базилика Сент Фуа в Конке имеет непропорционально короткий центральный неф (22 м в высоту и меньше 7 м в ширину) и очень длинный трансепт. Западный фасад ее фланкирован двумя прямоугольными башенками. Над средокрестием находится восьмигранная башня на тромпах – световая. Окнами прорезаны также торцевые стороны трансепта и стены боковых нефов в нижнем ярусе. На южном рукаве трансепта находится цилиндрическая башня с винтовой лестницей. Крипту можно увидеть через окошечки-finestelle.

Сен-Сернен в Тулузе (Лангедок) – пятинефная базилика с развитым трансептом и хором, построенная для хранения мощей епископа Сернина. Высокий цилиндрический свод нефа укреплен подпружными арками, которые членят внутреннее пространство, раскрывающееся навстречу ярко освещенной апсиде. Эмпоры обходят сплошь весь периметр здания, включая трансепт и хор.

Далее характеристика храма по лекции Кр. Люб.

Сен Сернен В Тулузе



Самый большой из паломнич. Храмов. Западный фасад оформлен как самостоят часть (это место для хранений и собраний). 5 нефов все законы построения те же. Двухчастное деление стены нефа.

Опоры высокие, поставлены близко. Уровень эмпор выполнен в виде арок, разд на 2 арки.

По 2 апсидиолы на рукавах трансепта. Квадрат средокрестия перекрыт октагональным световыи барабаном. Принцип освещения тот же. Переход от квадрата к октагону тот же. Центр капелла больше остальных – аксиальная капелла.

Скульптуры на зап фасаде нет. Есть в тимпане одной из ячеек южного нефа (чуть больше остальных ячеек) – портал Межвиль (тимпан, капители). И в южной стене трансепта (капители) – Портал графов.

В экстерьере – односкатная почти плоская крыша, практически без выступов, чтобы не мешать проникновению света. Контрофорсы укр стены. Двухцветный храм (кирпич + белый камень). Октагональный барабан изначально двухярусный. Посл 2 яруса достраивали в готику.


С одной стороны, паломнические базилики предлагают чёткий план: все рукава латинского креста сходятся в средокрестии, акцентированном башней-фонарем или куполом, к этому средокрестию сходятся и хор с кольцевым обходом, хорошо освещенные радиальные капеллы, широкий, резко выраженный трансепт с апсидиолами и, наконец, подсказанный торжественностью многолюдных процессий, вытянутый в длину неф. Однако отсутствие клерестория и, таким образом, отсутствие непосредственного освещения центрального нефа создавало определённые препятствия для распространения такого типа базилик на севере Франции (все паломнические базилики расположены на юге). Поиски привили к сооружению в Бургундии важной, точно датированной монастырской церкви, в которой все законополагающие признаки французской романики оказались отчетливо выраженными. Это церковь Сент-Этьенн в Невере 1063-1097 годов - трехнефная базилика в форме латинского креста, шестипролетная, с кольцевым обходом и венцом из трех капелл. Она была полностью перекрыта сводами - цилиндрическими в среднем нефе, крестовыми в боковых нефах и кольцевом обходе. Средокрестие перекрыто октогональным сомкнутым сводом. Над боковыми нефами тянутся галереи с разделенными колонкой проемами трифориев. Но в отличие от паломнических церквей изначально в Сент-Этьенн существовало непосредственное освещение среднего нефа через ярус верхних окон, то есть был полностью применен базиликальный разрез, а в интерьере трехъярусное горизонтальное членение среднего нефа. Так возникла композиция, ставшая впоследствии типичной для построек бургундской школы.

В бургундской церкви Сен Бенуа сюр Люар (1067) мы видим свод колыбелью (коробовый свод центрального нефа) на подпружных арках, декоративные трифории вместо галереи, высокий ломбардский хор и специальные окошечки в крипте – finestelle, предназначенные для паломников, приходивших поклониться мощам св. Бенедикта. Разросшийся нартекс превратился в галилею (трёхнефный нартекс), трансепт имеет свои эшелонированные апсиды, а главная апсида имеет деамбулаторий и венец капелл. Язык романской архитектуры сформировался.




    1. Второй романский стиль (1088-XII/XIII вв.)

Несостоявшийся конец света в 1000 г. даёт новый импульс для развития архитектуры: в Европе начинается строительный бум. И наконец в 1088 г. начинается перестройка церкви апостолов Петра и Павла монастыря в Клюни – совершенный образец нового, романского искусства, господствовавшего в Европе в среднем до XIII в. В Иль-де-Франс 1140-е гг. – это уже начало готики, в Англии готика начинается с перестройки Кентерберийского аббатства в 1168 г., в Германии феномен поздней романики длится до XIII в. В Испании и Португалии романская архитектура приходится на XI- перв. пол.XIII вв. В Италии романское искусство длится также довольно долго, в Тоскане уже в XI в. возникает местный «инкрустационный стиль», а с XIII в. – Проторенессанс. Поэтому говоря об искусстве второго романского стиля, лучше будет разделить повествование по отдельным странам.

    1. Романика во Франции (1088-ок.1150)

В 1088-1115 гг. в монастыре Клюни затевается перестройка церкви т.н. Клюни-3.

Так как храм до нас не дошел, то сущ несколько реставраций его плана и архитектурного облика. Все это, так или иначе, гипотезы.



  • В плане она представляет собой бенедиктинский крест 170 м в длину;

  • имеет 5 нефов, пропорции которых таковы, что центральный неф по ширине равняется двум боковым;

  • и трёхнефный нартекс – галилею;

  • чередующуюся связанную систему опор с крестчатыми опорами – кантонированными пилонами;

  • отчётливую связь интерьера и экстерьера;

  • многобашенный фасад (две западных башни и башня над средокрестием);

  • венец капелл и деамбулаторий;

  • сводчатое покрытие (центральный неф – тоннельный свод на подпружных арках, боковые своды – крестовые);

  • трифорий (наложенная декоративная аркада, здесь ещё нет эмпор);

  • два трёхнефных трансепта,

Вообще, используются традиционные римские своды: цилиндрический и крестовый. Своды Клюни-3 имеют слегка стрельчатые очертания, чтобы облегчить распор арки, т.к. в романике вся масса свода приходится на стену, которая имеет иногда 1,5 м в ширину. Это также позволяет повысить высоту здания: уже в эпоху романики своды достигают высоты 37 м в замковом камне, как в высокой готике. Отсутствие эмпор и широких оконных проёмов объясняется пока ещё боязнью за устойчивость здания. И в самом деле, в 1125 г. своды Клюни-3 обрушились. Но в дальнейшем стена прорезается эмпорами, и самый полный рисунок профиля центрального нефа выглядит так (снизу вверх):

  • ярус опор (как правило, связанная система);

  • эмпоры/стена (во Франции отдаётся предпочтение стене);

  • трифории;

  • клересторий.

Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена центрального нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, - редко расположенными арками высоких окон. Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.
В целом, романика во Франции разделяется на несколько региональных школ, поэтому основным принципом классификации романики во Франции служит региональный. В настоящее время сравнительно четко выделяют композиционные и конструктивные приемы школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса и Аквитании.
Бургундия

Бургундия – территория, знавшая римскую античность, и это немаловажно. Однако главным источником архитектурных влияний следует считать аббатство Клюни.

Как правило, бургундская церковь:


  • стремится к базиликальному разрезу,

  • план имеет очертание латинского креста, с резко выступающим трансептом

  • отчётливо выраженное пространство хора.

  • с XI века в крупных церквях применялся деамбулаторий с венцом капелл,

  • в меньших - бенедиктинский план с эшелонированными апсидами.

  • Перекрытия – сводчатые (средний неф – цилиндрический с подпружными арками или крестовый (Везле), боковые – крестовые)

  • В интерьере – трехъярусное горизонтальное членение: главная аркада, трифории (галерей, как правило, нет), окна клерестория..

  • Почти всегда обязательно башня над средокрестием.

Конечно, ни один из последующих памятников не повторил величия и грандиозности Клюни-3: в большинстве случаев это были сильно упрощенные варианты, но обладающие основными особенностями клюнийского типа. К таким базиликам можно отнести однонефную церковь Парэ-ле-Мониаль рубежа XI-XII веков, с тремя радиальными капеллами и трансептом с апсидиолами. От пят сводов отходят контрфорсы.

Под влиянием Клюни несколько видоизменяется и бенедиктинская схема: собор в Отене (1130) – с трансептом без апсидиол, тремя эшелонированными апсидами, имеет развитый хор и кольцевой обход. Паломническая церковь Сент Мадлен в Везле, построенная в 1120-40 годах, имеет девять травей, перекрытых крестовыми сводами, а десятую восточную – нервюрным. Восточная часть отличается от клюнийской схемы: хор по ширине равен слабо выступающему трансепту, пять капелл также почти утоплены в общем объеме восточной части. Кроме того, здесь отсутствует ярус трифориев и стена получает только двухчастное членение – нижняя аркада и окна клерестория. К этой группе относятся также Анзи-де-Дюк 1190 года и Сен-Лазар в Аваллоне середины XII века.
Нормандия

Для нормандских церквей характерен план в форме латинского креста, западный фасад, фланкированный двумя башнями, бенедиктинский хор (эшелонированные апсиды в церкви монастыря Сент Трините в Кане (1062-1070)) или апсида с деамбулаторием (церковь Сен-Этьенн в Кане (1063-1081)), очень широкой центральный неф и узкие боковые. Венец капелл не получил в Нормандии распространения. В интерьере как правило – трехъярусное членение: главная аркада, галереи или трифории (в Сен-Этьенн - просторные галереи, перекрытые полуциркульными сводами, в Трините – ярус трифориев) и окна клерестория. Важной особенностью нормандских церквей является наличие галерей в торцах трансепта: в церкви Серизи-ла-Форэ галереи над боковыми нефами сообщаются с галереями трансепта и хора и сходятся в апсиде, образуя обход по всему периметру здания.

Все своды нормандских церквей – крестовые. Вообще, характерной чертой нормандских построек зрелой романики является раннее использование крестового свода на нервюрах. Здесь арка ещё не имеет стрельчатых очертаний, подобно ломбардским нервюрным сводам.
Зальные церкви Оверни и Пуату

В первой половине XII века значительно более консервативными оказались южные школы, хотя именно не юге столетие назад сложились конструктивные основы романской архитектуры.

Для Оверни и Пуату характерны:


  • трёхнефные церкви

  • с планом в форме латинского креста,

  • с обязательным кольцевым обходом хора и венцом капелл,

  • нефы почти равной высоты (зальные или псевдозальные базилики),

  • все три нефа часто перекрыты общей кровлей

  • верхние окна клеристория отсутствуют,

  • есть галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами.

  • Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые – крестовыми

  • Над отчетливо выраженным средокрестием овернских базилик помещался купол на тромпах, снаружи спрятанный в прямоугольный массив с восьмигранной башней.

Ещё в первой четверти XI века церковь в Мутье-де-Тьер имела галереи над боковыми нефами, перекрытые полуциркульными сводами, подпирающими цилиндрический свод центрального нефа и открывавшимися в неф пролетами арок, через которые в центральный неф поступал свет из окон галерей. Таким образом, создается гармоничная и экономичная организация внутреннего пространства, сильно отличающася от северных построек и Бургундии. Проблема освещения порождала необходимость в постройке световых трансептов и даже световых трифориев (ц. в Иссуаре).

Овернская школа представлена группой сравнительно однородных и однотипных построек, сконцентрированных в радиусе 50 км вокруг Клермон-Феррана, где была построена базилика Нотр-Дам-дю-Пор. Это трёхнефная базилика, с венцом из четырех капелл и трансептом с апсидиолами на его плечах. Церкви с тремя нефами почти равной высоты, чаще всего с трансептом и хором с кольцевым обходом и венцом из 3-5 капелл сконцентрированы вокруг центра в Пуату. Старейший пример – Сен-Николя в Пуатье (1050-1060). Иногда в небольших церквях встречаются и плоские апсиды. Церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп (XI/XII вв.) имеет над средокрестием прямоугольную башню, обычную для Пуату и три нефа почти равной высоты, перекрытые общей кровлей. Четко выраженный трансепт имеет в каждом плече по капелле. Хор заканчивается круговым обходом и венцом из 5 капелл. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, средний - цилиндрическим. Церковь Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье (2/4 XII в.) не имеет трансепта, а над средокрестием расположена башня. Освещается церковь окнами боковых нефов.

Другим типом, распространённым на Западе Франции, являются церкви с одним обширным нефом, перекрытые серией куполов. Их центр расположен в Перигоре. Неф собора в Ангулеме (1105-1123) перекрыт тремя куполами, средокрестие также отмечено куполом, плечи трансепта имеют по куполу меньшего диаметра. Монастырская церковь Сен-Фрон в Периге (1120) сильно отличается от остальных тем, что имеет план в форме греческого креста и перекрыта пятью куполами на парусах (как бы совмещается пять крестово-купольных ячеек). Но эту церковь вряд ли можно отнести к базиликальному типу.

Прованс

В Провансе рано появляется отшельничество и небольшие монастыри. Для этого региона характерны небольшие, хотя и высокие однонефные базилики с полуциркульной или многогранной апсидой. Среди них можно назвать Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне (1140-1160), собор в Оранже (1083-1126). Кольцевой обход хора встречается как исключение. Например, таким исключением является Сен-Жиль-дю-Гар (закончена в 1116 году), имеющая венец капелл и кольцевой обход. Монастырская церковь в Монмажуре (1117), небольшая с одной многогранной снаружи апсидой и двумя апсидиолами на плечах трансепта. Церковь имеет достаточно развитую крипту, в которой есть кольцевой обход и венец капелл и повторяются апсидиолы трансепта. Галереи и трифории в постройках Прованса отсутствуют. Неф перекрывается цилиндрическим сводом, но встречаются и купола на тромпах (Нотр-Дам-де-Дом). Иногда встречаются трехнефные базилики с широким центральным нефом и очень узкими боковыми и высоким, но слабо выступающим трансептом (Сен-Трофим в Арле). Сен Трофим в Арле: узкий и высокий центральный неф, цилиндрический свод на подпружных арках. Двухуровневое решение нефа по вертикали: очень высокие полуциркульные арки и ярус стены с узкими окнами. Вопрос об изначальном отсутствии окон в боковых нефах. Отсутствие строгой упорядоченности внутренней структуры: трансепт и неф не выровнены по высоте.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница