Водитель грузового автомобиля категории "Е"



Скачать 102.21 Kb.
Дата03.08.2016
Размер102.21 Kb.
Социологическая профессиограмма
ВОДИТЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ КАТЕГОРИИ “Е”.
Введение
Давно ушло в прошлое время, когда лес на лесных делянках заготавливался вручную.

Механизация в лесозаготовке начала свое развитие с отдельных операций (валка, пакетирование, раскряжевка, обрезка сучьев и др.) и перешла уже на уровень двухоперационных машин (волочно-пакетирующие, волочно-трелевочные) и многооперационных: процессоры (выполняют обрезку сучьев и раскряжевку стволов), харвестеры (валят деревья, обрезают сучья, раскряжевывают стволы).

Сегодня существует достаточно много различных способов заготовки древесины. Из них четыре основных: сортиментный, хлыстовой, целыми деревьями, щепой. Каждый способ требует специальные технические средства. Это бульдозеры, трелевочные тракторы, грузовые тракторы (форвардеры) и др.

Всю эту технику необходимо доставить на место заготовки древесины. Доставляется она при помощи грузовых автомобилей, что экономически выгодно.



Грузовой автомобиль – как следует из названия, это автомобиль, предназначенный для перевозки грузов.




Грузовой автомобиль КамАЗ-65117

Грузовой автомобиль харак-теризуется грузоподьемностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси), возможным полным весом (силой тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов грузовые автомобили оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими системами прицепа.

По типу кузова грузовой автотранспорт разделяют на автомобили об-щего назначения - с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами, и специализированные - с кузовами специаль-ного назначения (самосвалы, фургоны, рефрижераторы и т. п.). Грузовые ав-томобили и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспо-соблены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ грузовой автотранспорт оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и других операций.

На грузовых автомобилях большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели, применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза - замедлители, рулевое управление с гидравлическими усилителями.

В лесной и деревоперерабатывающей отрасли используют автогрузовые тягачи полуприцепов – это колёсные или гусеничные самодвижущиеся машины (на базе трактора или грузового автомобиля) для транспортировки прицепных перевозок и систем (например, полуприцепов и прицепов), автопоезда – автомобили и тягачи с одним или несколькими прицепами или полуприцепами.

Используют прицепы и полуприцепы разных типов: «на роспуск», сортиментовоз, полнокомплектные лесовозные автопоезда на базе российских и зарубежных грузовых автомобилей, в том числе с лесными гидроманипуляторами. А также грузовые автомобили марки КАМАЗ, МАЗ 34, 54(трал).

Тралы – это полуприцепы, которые зарекомендовали себя как надежное оборудование. Они бывают разного назначения. Например, для перевозки колесно-гусеничной техники, тралы сортиментовозы, тралы тяжеловозы для перевозки негабаритных грузов и др.

Автомобиль КАМАЗ – мощный грузовик. Произнося вслух два слова «Автомобиль КАМАЗ», мы сразу представляем машину, которой не страшны любые дороги и погодные условия. Эти машины известны во всем мире, благодаря гонкам DAKAR (ДАКАР), где они показали, что умеют побеждать, несмотря на любые трудности и преграды. Грузовики этой марки великолепно зарекомендовали себя на всей территории России и в том числе в нашей республике.

В автомобилях МАЗ воплотились современные конструкторские решения, позволившие получить максимально возможные грузовместимость, удобство и низкую трудоемкость технического обслуживания.

В настоящее время большегрузные автомобили МАЗ – это автомобили, соответствующие требованиям Евро-2, Евро-3 и Евро-4. В этих автомобилях воплотились наиболее современные, прогрессивные конструкторские решения, позволившие получить новые потребительские качества грузовиков и давшие возможность конкурировать им с лучшими мировыми аналогами.

В транспортных компаниях, осуществляющих перевозки для лесопромышленной отрасли, водитель грузового автомобиля может получить наряд – задание не только на перевозку техники, но и леса, щепы. Для каждого вида перевозок предназначен определенный вид грузовой машины. От полученного наряда на перевозку зависит, на какой машине водитель отправится в рейс. На одних предприятиях за одним водителем закрепляется две машины, на других каждая машина закрепляется за двумя водителями, которые сменяют друг друга, в соответствии с графиком работы.

В любом случае, от каждого водителя требуется высокое профессиональное мастерство.

Управляют мощными грузовиками водители грузовых автомобилей. Это водители I класса категории “Е”.

По мнению опрошенных руководителей и водителей - профессионалов, несмотря на то, что водитель автотранспорта – массовая профессия, водителем грузового автомобиля категории «Е» могут работать люди, обладающие особым комплексом психофизиологических и личностных качеств, мужественные и смелые люди.


Профессиональная самоидентификация
В большинстве своем водители автомобилей – очень увлеченные своей профессией люди. Они идентифицируют себя с шоферами, водителями лесовозов.
Причины выбора профессии
Большинство опрошенных выбрали профессию еще в детстве. Выбор сделали сами, кто по примеру родственников, кто приобщился к грузовой технике в армии.

Все опрошенные довольны сделанным выбором.



Пути приобретения профессионального образования

Большинство водителей грузового автомобиля отмечают, что для того чтобы овладеть профессией водителя автомобиля, специальное образование необходимо.

Каждый, кто собирается стать профессиональным водителем грузового автомобиля, должен в совершенстве овладеть искусством вождения автомобиля. А для этого необходимо не просто знать правила дорожного движения, а уметь правильно применять их, постоянно анализировать свои действия на дороге. Для рациональной эксплуатации автомобиля необходимо хорошо знать его устройство, правила обслуживания механизмов, агрегатов, приборов, прицепов и полуприцепов.

Некоторые водители считают, что овладение профессией водителя автомобиля – это дар от Бога, и человек, имеющий этот дар, может и без образования стать профессиональным высококлассным специалистом. «Конечно, теорию знать необходимо, но практические навыки все-таки важнее». Однако трудоустройство по данной профессии возможно лишь при наличии водительского удостоверения на управление транспортными средствами категории «Е», а его можно получить только после прохождения обучения.

Обучиться профессии, водитель грузового автомобиля (КАМАЗ (самосвал), МАЗ (трал)) категории Е, можно на курсах профессиональной подготовки.

Перспективы профессионального роста: повышение профессионализма, автоматизма выполняемых операций, классности.

Ступенькой в карьерном росте водители считают возможность “пересесть за руль более комфортабельного современного грузового автомобиля”.

Возможна переквалификация на другие виды транспорта, а также в рабочего родственных профессий

Родственные профессии: специалист по эксплуатации и ремонту транспорта, инструктор по обучению вождению.
Особенности профессионалов и профессиональной деятельности
Особенности профессионалов
Профессия водителя автомобиля предъявляет особые требования к психологическим и психофизиологическим особенностям человека, а также к состоянию его здоровья и физической подготовке.

Водителю важно обладать такими качествами, как память на движение, внимание на дороге, быстрая реакция и ориентация, хорошее цветоразличение.

Высокие требования предъявляются к такому качеству водителей, как внимание. С одной стороны, необходима длительная концентрация внимания в течение нескольких часов работы. С другой стороны, внимание водителя все время переключается во время движения с одного объекта на другой.

Водителю важно уметь сохранять бдительность в однообразной дорожной обстановке. Максимальное расстояние в одну сторону до места назначения составляет до 290 километров, поэтому, по мнению водителей, важно не заснуть в дороге от однообразия за окном машины.

У водителя должен быть хороший глазомер, для того, чтобы рассчитать, как правильно дать ход назад, как войти в поворот и развернуться с учетом прицепа.

Водителю необходима хорошая реакция на неожиданные ситуации, которые возникают на дороге. Часто решающее значение имеют доли секунды.

По мнению профессионалов, «водителю важна не только хорошая координация рук и ног, но и быстрота реакции». Она необходима для быстрого принятия решений в аварийных ситуациях, которые также требуют от водителя оперативности мышления и эмоциональной устойчивости. Особенность профессионального мышления водителя состоит в том, чтобы прогнозировать ситуации на дороге.

Профессионалы считают, что водитель должен обладать хорошим пространственным представлением. У прицепов и полуприцепов разный “поворотный путь”, который необходимо учитывать при движении. У лесовозов есть свои особенности движения: торможение, угол поворота.

Крупногабаритная техника требует от водителя особого мастерства вождения.

Профессионалы считают, что водителю необходимо обладать такими личностными качествами, как трудолюбие, терпеливость, исполнительность. Приобретенными в ходе трудовой деятельности чертами характера они называют ответственность, собранность и умение прогнозировать ситуацию.

Выбирая профессию водителя грузового автомобиля, важно учитывать состояние здоровья. Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим монокулярное зрение и нарушения вестибулярного аппарата.
Особенности профессиональной деятельности
Водитель грузового автомобиля категории “Е” – высококвалифици-рованный рабочий.




Водитель КАМАЗа
Доминирующие виды деятельности:

- перевозка груза;

- буксирование прицепов;

- эксплуатация, управление автомобилем;

- наблюдение за показателями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла и т.д.);

- техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.)

- регулярное проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража;

- обнаружение и устранение неисправности в результате поломки на дороге;

- контроль за погрузкой и разгрузкой; за размещением груза в машине и прицепе.

В договоре автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие водителя в погрузке и разгрузке груза, в этом случае водитель проверяет крепление груза, соответствие укладки габарита груза; устраняет возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов.

“Бывает такое, что машина ломается в дороге. Если поломка несложная, то водитель чинит машину на месте, если случилось что-то сложное, то по телефону или через попутную машину вызывает техпомощь», - рассказывают профессионалы.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов – это сложный вид перевозок, поэтому водители особенно тщательно занимаются подготовкой машин к перевозкам. На автомобили водители устанавливают опознавательные знаки “Автопоезд”, “Крупногабаритный груз”, “Длинномерное транспортное средство”, тщательно проверяют исправность специальных световых сигналов (проблесковые маячки оранжевого или желтого цвета); проверяют устройства, позволяющие обеспечивать автоматическую остановку в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилем-тягачем и др.

Перед выездом водитель должен иметь при себе оформленное в установленном порядке разрешение на перевозку груза в соответствии указанному маршруту движения и сроку осуществления перевозки.

Рабочее место водителя – кабина транспортного средства. Она оборудована двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые обеспечивают водителю достаточный обзор при прямолинейном и криволинейном движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза.

Современные грузовые автомобили оснащены печкой, кондиционером и сидениями, которые можно “подстроить под каждого водителя индивидуально”.

Трудовой день водителя грузового автомобиля зависит от предприятия, от плановых заданий. Чаще это ненормированный рабочий день: водителям приходится работать с 8 утра до 12 часов ночи и по выходным.

Свой труд водители охарактеризовали как индивидуальный, когда они ездят на небольшие расстояния. Например, от ЛДК до ЛПК.

Когда водитель получает наряд в дальний рейс, то труд его становится коллективным, так как груз перевозят водитель и его напарник.

Непосредственно водители подчиняются главному инженеру или главному механику.

Конечным продуктом своей деятельности водители считают в срок и аккуратно доставленный груз. Есть водители, которые относят себя к рабочим деревообрабатывающей отрасли, продуктом своей деятельности они считают готовую продукцию: доски, бревна, брус, которые заводы отправляют потребителям.

Условия труда водителей устраивают.

К трудностям своей профессиональной деятельности они отнесли следующие:

- проблемы с поломкой машины, прицепа;

- проблемы с дорогами, особенно в зимнее время;

- несколько однообразную работу во время движения;

- сидячую работу.

Все опрошенные профессионалы отметили, что их работа невозможна без этих трудностей. Работу свою они любят, поэтому не только преодолевают трудности, но и находят в них привлекательные стороны. “Мне нравится смотреть на нашу красивую северную природу через огромное лобовое стекло моей машины. Мелькают столбики с обозначениями километров, а вместе с ними – мысли о доме, детях, друзьях. На душе становится тепло и радостно”.

Опрошенные удовлетворены заработной платой. Она у водителей сдельно-премиальная, т.е. чем больше сделаешь рейсов, тем она выше.


Рынок труда
Опрошенные профессионалы отметили, что за последние пять лет в автопарках появилось много современной техники. Новые машины более комфортабельные, оснащены автоматикой. В кабинах установлена шумоизоляция, хорошую обзорность обеспечивают дополнительные зеркала, прицепы также оснащены автоматикой. Современные автомобили намного упрощают работу водителя, делают ее эргономичной.

Водители отнесли свою профессию к перспективным и считают, что она будет нужна всегда.

Водитель грузового автомобиля может работать без дополнительного образования в любой отрасли экономики; на государственных и частных предприятиях, может заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Профессия на рынке труда востребована. На многих предприятиях отмечается острый дефицит кадров.



В профессии существуют производственные риски: угроза жизни и здоровью, угроза материальной и уголовной ответственности.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница