Внешнеполитическая



страница1/10
Дата15.07.2016
Размер1.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ


И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 ГОДУ

ОБЗОР МИД РОССИИ

Москва, март 2013 года



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

-

3

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ

-

8

Участие России в деятельности ООН

-

8

Участие России в «Группе двадцати», БРИКС и «Группе восьми»


-

14

Международное сотрудничество

в борьбе с новыми вызовами и угрозами


-

19


Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение

-

25

Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование

-

31

Межцивилизационный диалог

-

37

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

-

39

Пространство СНГ

-

39

Европа

-

49

США и Канада

-

76

Азиатско-Тихоокеанский регион

-

84

Южная Азия

-

99

Ближний и Средний Восток и Северная Африка

-

103

Африка

-

108

Латинская Америка и Карибский бассейн


-

111

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ

-

114

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


-

119

ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ


-

125

Правозащитная проблематика


-

125

Защита интересов соотечественников за рубежом

-

129

Консульская работа

-

132

Сотрудничество в области культуры, науки и образования


-

135

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА


-


139


МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО



-

145

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ





-

148

ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


-

150

ИНСПЕКЦИОННАЯ РАБОТА


-

152

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА


-

153

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ

И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ



-

154


ВВЕДЕНИЕ
В 2012 году на фоне возрастающей неравномерности международного развития усиливались факторы глобальной и региональной нестабильности. Продолжалось, как отмечал Президент Российской Федерации В.В.Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, вызревание почвы для новых конфликтов экономического, геополитического и этнического характера, ужесточение глобальной конкуренции и соперничества за ресурсы.

В этих условиях Российская Федерация, реализуя ключевые внешнеполитические приоритеты, уточненные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», проводила активную многовекторную внешнюю политику, нацеленную на обеспечение ее национальных интересов, создание благоприятных внешних условий для социально-экономического развития, на укрепление всеобщей безопасности, утверждение центральной роли ООН и коллективных начал в мировой политике на основе соблюдения норм международного права и уважения принципа неделимости безопасности. Российская дипломатия была ориентирована на укрепление позиций России в качестве влиятельного государства, уверенно развивающегося и сохраняющего свою национальную и духовную идентичность, обеспечение конкурентоспособности нашей страны в процессе изменения расстановки экономических, цивилизационных и военно-политических сил в мире, формирования новой полицентричной системы международных отношений. Объективно более востребованными становились самостоятельная, независимая и последовательная внешняя политика Российской Федерации, являющаяся важнейшим фактором глобального равновесия и геополитической стабильности, способность российской дипломатии выстраивать коллективные действия на международной арене.

Стержневым направлением внешней политики России являлось наращивание интеграционных процессов на пространстве СНГ, ориентированное в первую очередь на создание эффективной модели добровольного, равноправного и взаимовыгодного экономического партнерства, позволяющего его участникам занять достойное место в усложняющемся высококонкурентном мире. Заметно расширена нормативно-правовая база многостороннего взаимодействия в рамках Содружества: вступил в силу Договор о зоне свободной торговли, подписано Соглашение об организации интегрированного валютного рынка, принята Декларация о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества государств-участников СНГ.

В контексте реализации к 2015 г. цели формирования Евразийского экономического союза, призванного стать важнейшей исторической вехой в создании единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана, углублялась интеграция России, Белоруссии и Казахстана в формате Таможенного союза (ТС) и запущенного в январе Единого экономического пространства (ЕЭП). Начал функционировать единый регулирующий орган ТС и ЕЭП – Евразийская экономическая комиссия, обладающая широкими наднациональными полномочиями.

С августа Россия является полноправным членом ВТО, что качественно расширяет возможности торгово-экономического взаимодействия с зарубежными партнерами, участия в формировании глобальной торговой повестки дня.

На саммитах Россия-ЕС в Стрельне и Брюсселе придан существенный импульс содержательному наполнению двустороннего многопланового взаимодействия, в том числе в рамках инициативы «Партнерство для модернизации». Конкретные результаты отфиксированы на энергетическом треке сотрудничества – запуск второй очереди газопровода «Северный поток», начало сооружения газопровода «Южный поток». Осуществлялась реализация перечня совместных шагов в интересах перехода к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан. Последовательно отстаивали в отношениях с Евросоюзом принципы равноправия, взаимного уважения и взаимного учета интересов.

С учетом стратегической общности задач по поддержанию мира и стабильности, противодействию общим угрозам безопасности развивали по целому ряду направлений конструктивное сотрудничество с НАТО, исходя при этом из принципов равноправия и соизмерения уровня двустороннего взаимодействия с готовностью альянса учитывать интересы России. Убеждали партнеров в необходимости реальных шагов в деле формирования в Евро-Атлантике архитектуры равной и неделимой безопасности, опирающейся на прочные, юридически обязывающие договоренности.

Важнейшее значение для решения проблем евро-атлантической безопасности и глобальной стабильности имели отношения с США. Неизменно подчеркивали готовность к их конструктивному и всестороннему развитию на принципах равноправия, взаимной выгоды, предсказуемости и невмешательства во внутренние дела друг друга. Продолжала активную работу российско-американская Президентская комиссия. Вступило в силу двустороннее Соглашение об упрощении визовых формальностей.

В связи с планами создания глобальной системы ПРО США последовательно добивались предоставления надежных гарантий ее ненаправленности против российского арсенала сдерживания. Недружественным в отношении нашей страны актом, оказавшим негативное влияние на развитие российско-американского диалога, стало принятие в США «закона имени С.Магнитского». Рассчитываем, что инициаторам этого антироссийского документа не удастся повернуть вспять развитие российско-американских отношений.

Инициативно действовали в международных организациях, прежде всего в ООН, ключевых многосторонних форматах. В ходе российского председательства в 2013-2015 гг. в «Группе двадцати», «Группе восьми», ШОС и БРИКС намерены использовать свои функции для затверждения принципов коллективных действий на международной арене, солидарного поиска согласованных решений актуальных проблем современности.

Наращивалось российское присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Итоги председательства России в АТЭС в 2012 г. и саммита АТЭС во Владивостоке (сентябрь) продемонстрировали серьезность планов нашей страны в отношении АТР, нацеленных на задействование интеграции России в регион в интересах ускоренного экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Уделяли особое внимание укреплению стратегического партнерства с Китаем, Индией, Вьетнамом. Развивали многоплановые связи с Японией, Республикой Корея, странами АСЕАН, другими государствами АТР. Активно участвовали в деятельности региональных многосторонних механизмов, включая Восточноазиатские саммиты.

Развивалось содержательно насыщенное, взаимовыгодное партнерство с государствами Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, Африки. Активно продвигали двусторонний политический диалог, торгово-экономическое взаимодействие, сотрудничали с региональными организациями, в первую очередь с Лигой арабских государств, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Сообществом латиноамериканских и карибских государств, Африканским союзом.

В свете опасных тенденций соскальзывания международной ситуации в сторону дестабилизации концентрировали усилия на утверждении принципа верховенства международного права, основополагающих положений Устава ООН, прерогатив ее Совета Безопасности, универсализации норм мирного урегулирования. Решительно отводили попытки легитимизировать операции по смене режимов при помощи произвольного прочтения концепции «ответственности по защите». Выступали за решение острых региональных проблем политико-дипломатическими методами.

Последовательно отстаивали мирные подходы к урегулированию кризиса в Сирии самими сирийцами на основе отказа от насилия и запуска инклюзивного диалога без внешнего вмешательства. Содействовали согласованию международно-правовой платформы такого урегулирования на основе резолюций 2042 и 2043 СБ ООН и июньских договоренностей в Женеве.

Фокусировали усилия на поисках мирных развязок других конфликтов и кризисных ситуаций. Настаивали на активизации процесса выхода из тупика в палестино-израильском урегулировании. Выступали против военных сценариев, связанных с ядерной программой Ирана и ядерной проблемой Корейского полуострова. Способствовали стабилизации обстановки в Афганистане и прилегающих к нему районах, минимизации исходящих оттуда угроз безопасности. Содействовали политико-дипломатическому урегулированию в Нагорном Карабахе и Приднестровье.

Особое внимание уделялось вопросам обеспечения законных прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, продвижению русского языка и российской культуры, формированию объективного образа нашей страны в мире.

Предпринимались целенаправленные усилия по более эффективному задействованию ресурса «мягкой силы» – комплексного инструментария решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, публичной дипломатии, развития гуманитарного сотрудничества. Укреплялось взаимодействие профессиональной дипломатии с российскими НПО международной направленности, академическими и экспертными кругами.

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ
Участие России в деятельности ООН
Россия продолжала активное продвижение курса на всемерное укрепление всеобщего мира, безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении глобальных и других проблем, верховенстве международного права, равноправном партнерском взаимодействии государств при центральной координирующей роли ООН как ключевой организации, регулирующей международные отношения и наделенной уникальной легитимностью. В свете опасности для миропорядка нарушений или произвольного толкования таких основополагающих положений Устава ООН, как отказ от применения силы или угрозы силой, мирное урегулирование споров, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела особо акцентировалась задача консолидации усилий по упрочению правовых основ в межгосударственных отношениях, унифицированного прочтения и применения международных договоров и решений ООН.

В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН твердо выступали за строгое соблюдение его уставных прерогатив как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. Решительно противодействовали попыткам использования


СБ ООН для оказания политического давления на «неугодные» режимы, легитимизации внешнего, включая военное, вмешательства во внутренние конфликты, в том числе под гуманитарными предлогами и лозунгами защиты гражданского населения. В частности, отводились попытки затвердить «ливийскую модель» в качестве универсального механизма для свержения законных правительств, найти с ее помощью решение кризиса в Сирии. Акцентировалась безальтернативность урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций в рамках мирных процессов, основанных на поиске всеобъемлющего политического решения и широком национальном диалоге при безусловном прекращении насилия с любой стороны.

На 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН велась целенаправленная работа по продвижению российских инициатив по мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе, международной информационной безопасности, совершенствованию договорных органов системы ООН по правам человека. Удалось обеспечить широкую поддержку имеющему принципиальное значение российскому проекту принятой в декабре резолюции ГА ООН «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

В Первом комитете и на других площадках ГА ООН продвигали российские подходы в области ядерного разоружения, указывая на зависимость прогресса на данном направлении от ряда факторов, непосредственно влияющих на глобальную стратегическую стабильность.
В их числе – планы США и НАТО по развертыванию в Европе стратегической ПРО, угроза размещения оружия в космосе, создание стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, сохраняющийся дисбаланс в области обычных вооружений в Европе.

Россия выдерживала сбалансированную линию по вопросу о реформировании ООН в целях повышения ее эффективности и обеспечения адекватного реагирования на современные вызовы и угрозы. Занимали активную позицию в переговорном процессе по модальностям реформирования СБ ООН в интересах выхода на максимально широкое согласие по конечной реформенной формуле. В условиях сохранения принципиальных разногласий между различными группами государств-членов ООН российская сторона выступала за продолжение дискуссии без форсирования принятия решений, против вынесения на рассмотрение


ГА ООН инициатив, не пользующихся достаточно убедительной поддержкой. Решительно отводились предложения ограничить полномочия этого ключевого органа ООН и прерогативы его постоянных членов.

Важным направлением оставалось наращивание российского вклада в миротворческие операции ООН. Россия занимает одно из лидирующих мест в области оказания гражданских авиационных услуг для их поддержки. Численность российских миротворцев, участвующих в 9 из 15 операций ООН по поддержанию мира, составила 93 чел. (72 – военные наблюдатели,


21 – полицейские). На базе российских учебных заведений осуществлялась подготовка миротворческих кадров из стран Африки. Выступали в СБ ООН за разработку четких, не допускающих разночтений миротворческих мандатов, особенно связанных с применением силы, строгий контроль за их реализацией, совершенствование военной экспертизы через более активное использование возможностей Военно-штабного комитета. Подчеркивали, что основными принципами ооновского миротворчества должны быть соблюдение нейтралитета и беспристрастности, указывали на недопустимость втягивания миротворцев во внутриполитический конфликт, оказания поддержки одной из его сторон.

Большое внимание уделялось деятельности Комиссии ООН по миростроительству, ее институциональному укреплению и повышению эффективности работы. В Фонд ООН по миростроительству внесен очередной ежегодный взнос в размере 2 млн. долл. США. Содействовали развитию сотрудничества ООН с региональными организациями, прежде всего ОДКБ и ШОС. Подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатами ОДКБ и ООН по вопросам сотрудничества в сфере миротворчества.

Во взаимодействии с партнерами согласовали сбалансированный текст принятой в декабре резолюции ГА ООН 67/83 «Сотрудничество между ООН и Советом Европы» и затвердили в ней российское видение Совета как системообразующей структуры, вносящей весомый вклад в построение единой и стабильной Европы без разделительных линий.

Проводили последовательный курс на укрепление роли ООН в глобальном экономическом управлении и согласовании коллективных подходов к регулированию мирохозяйственных процессов, включая преодоление последствий мирового финансового кризиса и обеспечение устойчивого и справедливого экономического роста. В рамках формирования глобальной повестки дня в области развития после 2015 г. внесли конструктивный вклад в совершенствование институциональной архитектуры ООН, определение долгосрочных приоритетов и задач, их гармонизацию с Целями развития тысячелетия, включая окончательное решение проблемы бедности, ликвидацию неравенства и разрывов в уровнях развития, в содействие реализации договоренностей Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (Рио-де-Жанейро, июнь).

Во Втором комитете ГА ООН принят ряд документов по вопросам построения нового экономического порядка, реформы мировой финансовой системы, адаптации финансирования развития к современным требованиям.

По инициативе России и наших партнеров по ТС и ЕЭП одобрена резолюция, предусматривающая конкретные меры по укреплению сотрудничества между ООН и Евразийской экономической комиссией.

Российское участие в основной сессии Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) было сосредоточено на активизации межгосударственного взаимодействия в области достойного труда и занятости, на передаче накопленного нашей страной уникального опыта в данной сфере. Удалось обеспечить должную политическую поддержку и субстантивное наполнение повестки дня Международной конференции по вопросам достойного труда в Москве (декабрь).

Тесно взаимодействовали с региональными экономическими структурами ООН – Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Использовали их потенциал для углубления интеграционных связей на пространстве СНГ, модернизации российской экономики


и расширения экономических связей с Европой и Азией. Велась активная подготовка к проведению во Владивостоке в мае 2013 г. Азиатско-Тихоокеанского энергетического форума. По инициативе России согласован проект межправительственного соглашения стран-членов ЭСКАТО о «сухих портах» (многофункциональных транспортно-логистических терминалах). В качестве крупнейшего донора ЕЭК ООН и ЭСКАТО Россия вносит ежегодный добровольный взнос в 1,2 млн. долл. США в каждую из комиссий для финансирования проектов по техническому содействию странам СНГ. Способствовали налаживанию их партнерских отношений с Евразийской экономической комиссией и Евразийским банком развития.

Особое внимание уделялось проблематике охраны окружающей среды, урбанистики и здравоохранения.

Закрепляя свой статус одной из ведущих стран в продвижении международного природоохранного взаимодействия, Россия приняла активное участие в подготовке и проведении Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (Рио-де-Жанейро, июнь) и Климатической конференции ООН (Доха, декабрь).

Развивали сотрудничество с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Программами ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и по населенным пунктам (ООН-Хабитат). Состоялись визиты в Россию исполнительных директоров ООН-Хабитат Х.Клоса (май) и ЮНЕП А.Штайнера (декабрь).

Наращивалось взаимодействие с организациями системы ООН в области содействия международному развитию с фокусом на страны Центральной Азии. Россия выделила 1 млн. долл. США в Детский фонд
ООН (ЮНИСЕФ) на иммунизацию населения Таджикистана против дифтерии и 500 тыс. долл. США на обеспечение доступа к качественному образованию в Киргизии. 1 млн. долл. США перечислен в фонд Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) на реализацию
в Киргизии проекта «Продовольствие в обмен на работу». За счет добровольного российского взноса (200 тыс. долл. США) в Учебный и
научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР) на базе МГИМО(У) организован учебный курс по экологической безопасности для дипломатов из центральноазиатских республик.

Прорабатывались вопросы, связанные с реализацией финансируемых из средств добровольного российского взноса в ЮНИДО проектов по совершенствованию промышленной статистики, природоохранной инфраструктуры в странах СНГ, расширению технологического и инновационного сотрудничества России и Бразилии.

Расширялось участие российских НПО в работе на различных международных площадках, особенно по линии ООН. В состав официальной российской делегации на 67-й сессии ГА ООН в качестве экспертов были включены представители 18 НПО (2010 г. – 14, 2008 г. – 4).

Динамично развивалось сотрудничество с ЮНЕСКО. Ярким событием стало проведение в С.-Петербурге 36-й сессии Комитета всемирного наследия Организации (июнь-июль) с участием более 2 тыс. представителей из 199 стран, приуроченной к 40-летию Конвенции ЮНЕСКО 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия. Важным решением сессии стало включение в Список всемирного наследия (СВН) ЮНЕСКО


25-го российского объекта – природного парка «Ленские столбы» в Якутии.

В сотрудничестве с ЮНЕСКО и сербскими партнерами участвовали в восстановлении входящих в СВН четырех православных святынь в Косово.

Приоритетное внимание уделялось взаимодействию с ЮНЕСКО в сфере образования, прежде всего в рамках Программы «Образование для всех». Россия энергично подключилась к реализации выдвинутой в 2012 г. Генсекретарем ООН Глобальной инициативы в поддержку образования, призванной объединить усилия ооновских структур и их партнеров в интересах достижения Целей развития тысячелетия в данной области. Весьма активно работали кафедры и ассоциированные школы ЮНЕСКО в России. Изучался вопрос проведения в нашей стране первого Всемирного конгресса кафедр ЮНЕСКО. Началось создание в России сети центров профтехобразования ЮНЕСКО – ЮНЕВОК.

Заслуженным признанием научного потенциала России стало включение в Календарь памятных дат ЮНЕСКО на 2013 г. 150-летия со дня рождения выдающегося российского ученого В.И.Вернадского.

Успешно развивалось сотрудничество по линии Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». В июле расположенный в Башкортостане природный комплекс "Башкирский Урал" стал 41-м российским заповедником, включенным во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

Продолжалась работа в Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО. На 45-й сессии ее Исполнительного совета (июнь) одобрено предложение России о создании Центра по поддержке Портала океанографических данных на базе ВНИИ Росгидромета в Обнинске.

Важное значение придавалось подготовке соглашения между российским ООО «ФосАгро» и ЮНЕСКО об учреждении именных стипендий для перспективных молодых ученых-химиков. Проект будет осуществляться в рамках Международной программы по фундаментальным наукам и станет первой такого рода инициативой, реализуемой ЮНЕСКО при полном финансировании со стороны российского бизнеса.

Россия сохранила свои позиции в информационно-коммуникационном секторе ЮНЕСКО. Председателем Межправсовета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» переизбран российский представитель.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница