Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 8 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида «Язык мой друг мой»




Скачать 196.35 Kb.
Дата13.08.2016
Размер196.35 Kb.
МКС(К)ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

для обучающихся 7 – 8 классов

специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Язык мой – друг мой»,

посвященное международному дню родного языка

Составитель:

Сизикова Наталья Альбертовна,

учитель письма и развития речи.

Ленинск-Кузнецкий район, с. Красное, 2012

Цель. Расширение и углубление языковых знаний, получаемых учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

Задачи.


  1. Образовательные.

Расширять и углублять знания учащихся о русском языке. Учить применять полученные знания на практике.

  1. Коррекционно-развивающие.

Способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных процессов учащихся, их творческой активности. Развивать устную речь.

  1. Воспитательные.

Воспитывать учебную мотивацию, бережное отношение к родному языку.

Оборудование.

Презентация Microsoft office PowerPoint2007

Если нет возможности использовать презентацию, задания предъявляются на карточках.

Форма проведения мероприятия. Игра-викторина «Умники и умницы».

Подготовительная работа.

Ученики класса делятся на три группы по три человека в каждой. В каждой группе учащиеся готовят мини-выступления на определённую тему:

1-я группа «Без грамматики не выучишь и математики»;

2-я группа «Язык – к знанию ключ»;

3-я группа «Сила слова – беспредельна».

На подготовительном этапе учитель помогает каждому ученику в подборе материала, его организации и запоминании, так как обучающиеся с недостатками в интеллектуальном развитии не способны полностью самостоятельно выполнить данную работу.

Отдельная группа под руководством учителя готовит сценку.

Ход мероприятия.

Вступительное слово ведущего.

- Здравствуйте, дорогие друзья.

Наше мероприятие посвящено международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка, который они требовали признать одним из государственных языков страны (слайд 2).

В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. Произнесенная кем-то фраза может буквально в считанные часы стать известной всему миру. И не важно, на каком языке она прозвучала. Газеты, радио, телевидение… Интернет, наконец! Сегодня расстояний для человеческого общения практически не существует.

Но давайте представим себе на минуту, что в мире исчез язык. Нет, не конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще. Язык - как главное средство человеческого общения. Исчезли книги, газеты, почта, телефон… Как смогут люди понять друг друга? Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, искусства? Да, конечно, звуки, краски, выразительная мимика могут вполне понятно рассказать о боли и радости, о любви и ненависти. Но все это может передать только наши чувства и эмоции. Точно же выразить человеческую мысль может только язык. Он может заставить человека летать на крыльях счастья, а может убить одним словом.

Сегодня мы коснемся лишь одного из многочисленных языков мира  РУССКОГО ЯЗЫКА.



1 чтец

"Русский язык" Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, Он певуч,
Он, как русский народ, многолик, 
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, 
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте о нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

(А. Яшин)


2 чтец

Родной язык!


Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала: "мама",
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут, 
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.

(Г. Зумакулова)

3 чтец

«Выучи русский язык» Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!

(С. Абдулла. Узбекский поэт)


Ведущий.

Как возник язык на нашей планете? Кто вручил нам этот дар? Почему так по-разному говорят люди? Каждый шаг к ответу рождает новые вопросы. И хотя о языке уже известно многое, еще больше нам предстоит узнать. Ведь тайна человеческого языка — одна из самых удивительных на Земле. В этом нам предстоит убедиться в ходе нашей игры «Умники и умницы».



Перед тем, как мы начнём игру, я предлагаю познакомиться со значением новых для вас слов.

Агон – испытание.

Ареопаг – судилище, собрание (первоначальное название суда в древних Афинах) (Слайд 3).

Объяснение условий игры.

В каждом агоне участвуют по три основных игрока - агонисты. Остальные ученики – теоретики. Агонисты представляют выступление на заданную тему. Выступление оценивают члены жюри – ареопаг. По результатам выступления участники выбирают дорожки: зелёную, жёлтую или красную.

1 вопрос

1 вопрос

1 вопрос

2 вопрос

2 вопрос

2 вопрос




3 вопрос

3 вопрос







4 вопрос


  • зелёная – состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;

  • жёлтая – из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;

  • красная – из двух, но ошибаться нельзя.

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком.

Представление ареопага.

Итак, начинаем.

1 агон.


«Без грамматики не выучишь и математики» (Слайд 4)




Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться всегда пригодится. Пословицы.



Ведущий предлагает трём игрокам представить свои выступления.

Выступления игроков.

  1. «Что такое грамота?»

  2. «Как учили грамоте на Руси?»

  3. «Грамоте учиться всегда пригодится»

(Приложение 1.)

Ареопаг подводит итоги.

Учащиеся выбирают дорожки.

Вопросы для агонистов.

Зелёная дорожка.

Вопрос 1.

Определите, в каком значении употреблено слово грамота?

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С.Пушкин) (Слайд 5).

Вопрос 2.

Объясните смысл пословицы.

Яблоко от яблони недалеко падает (Слайд 6).

Вопрос 3.

Посмотрите сценку из комедии Фонвизина. В чём ошибся Митрофанушка? (Слайд 7).

«В грамматике он силён»

Правдин (взяв книгу). …Это грамматика. Что вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.

Госпожа Простакова. Что, каково, мой батюшка? ...

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силён.

Милон. Я думаю не меньше и в истории.

Госпожа Простакова. То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник.

Вопрос 4.

Назовите часть речи по предложенному стихотворению. Приведите примеры (Слайд 8).

В чём предметов-то секрет?


На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

(Е. Мельникова-Кравченко)

Жёлтая дорожка.

Вопрос 1.

Определите, в каком значении употреблено слово грамота? (Слайд 9).

Эту грамоту из далёкого прошлого изучали многие учёные.

Вопрос 2.

Объясните смысл пословицы.

Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.

Вопрос 3.

Назовите часть речи по предложенному стихотворению. Приведите примеры (Слайд 10).

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы КТО? И ЧТО?

Отвечать оно должно. (Н. Анишина).

Красная дорожка.

Вопрос 1.

Определите, в каком значении употреблено слово грамота? (Слайд 11).



После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

Вопрос 2.

Назовите часть речи по предложенному стихотворению. Приведите примеры (Слайд 12).

Ну а он всегда в работе,

В напряженье и заботе.

Пишет, моет, убирает,

Шьёт, рисует и читает.

Варит, жарит, мастерит,

Режет, пилит, говорит.

Так его легко узнать –

Стоит лишь вопрос назвать. (Н. Анишина)

Подведение итогов. Выбор победителя.

2 агон.

«Язык – к знанию ключ» (Слайд 13).






Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К.Паустовский.

.

Выступления игроков.

  1. «Почему слова имеют определённое значение?»

  2. «Сколько слов в русском языке?»

  3. «Это интересно!»

(Приложение 2.)

Ареопаг подводит итоги.

Обучающиеся выбирают дорожки.

Вопросы для агонистов.

Зелёная дорожка.

Вопрос 1.

Подберите по два слова так, чтобы при их соединении получилось третье (Слайд 14).

Верх, вол, вино, окно, ушки, град.

Вопрос 2.

Определите, в чём ошибка и исправьте её (Слайд 15).

Особенно понравился ребятам в метро экскаватор.

Вопрос 3.

Вставьте в предложения слова, близкие по смыслу (Слайд 16).

Беречь, сторожить, охранять.


  1. Надо _______________ школьное имущество.

  2. Часовые ___________________ вход в штаб.

  3. Старик ____________________ колхозный сад.

Вопрос 4.

Определите, в каком случае прилагательные употребляются в прямом значении, а в каком – в переносном.



Железная воля – железная дорога; медвежья берлога – медвежья услуга, тесная дружба – тесная обувь.

Жёлтая дорожка.

Вопрос 1.

Определите, какое слово лишнее в предложении (Слайд 17).



У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.

Вопрос 2.

Подберите наиболее точное слово для каждого предложения (Слайд 18).

Верхушки, вершины



  1. Падая, самолёт задел ______________________сосен.

  2. Альпинисты достигли __________________ горы.

Вопрос 3.

Прочитайте стихотворение. Найдите в нём слова, противоположные по смыслу (Слайд 19).



Яблоко.

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок – Высоко, Воробей сказал, Что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко Мало.

(Г. Сапгир.)

Красная дорожка.

Вопрос 1.

Подберите наиболее точное слово для каждого предложения (Слайд 20).



Тучи, облака

1.Лёгкие, белоснежные ______________ напоминали стаю лебедей.

2. С севера надвигались чёрные _________.

Вопрос 2.

В каждой строчке найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее (Слайд 21).

Мальчик, игра, бегать, карандаш.

Весёлый, интересный, красивый, краснота.

Учиться, учебный, читать, говорить.

Подведение итогов. Выбор победителя.

Физминутка.

3 агон.


«Сила слова – беспредельна» (Слайд 22).




В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.

К.Д.Ушинский.

Мини-выступления игроков.

  1. Устойчивые сочетания слов (без называния термина «Фразеологизм»)

  2. «Пословица – недаром молвится»

  3. «Почему мы так говорим?»

(Приложение 3.)

Ареопаг подводит итоги.

Обучающиеся выбирают дорожки.

Вопросы для агонистов.

Зелёная дорожка.

Вопрос 1.

Дополните стихотворение устойчивым сочетанием слов. Объясните его смысл (Слайд 23).

Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой_____________.

Вопрос 2.

Угадайте, что это? Назовите сочетания с этим словом (Слайд 24).

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Вопрос 3.

Догадайтесь, какая пословица будет уместна в данном случае (Слайд 25).

Долго не заходили в больницу к Алёше его новые приятели. Зато друг, с которым Алёша был знаком с раннего детства, пришёл навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алёша?

Вопрос 4.

Отгадайте слово и назовите устойчивые сочетания с данным словом (Слайд 26).

Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.

Жёлтая дорожка.

Вопрос 1.

Дополните стихотворение устойчивым сочетанием слов. Объясните его смысл (Слайд 27).



Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни____________.

Вопрос 2.

Назовите все устойчивые сочетания в стихотворении. Объясните одно из них (Слайд 28).

Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?

Вопрос 3.

Догадайтесь, какая пословица будет уместна в данном случае (Слайд 29).

Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик?

Красная дорожка.

Вопрос 1.

Дополните стихотворение устойчивым сочетанием слов. Объясните его смысл (Слайд 30).



Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь________________.

Вопрос 2.

Дополните пословицы. Объясните их смысл.

Волков бояться - ……

Под лежачий камень ….

Шила в мешке …..

Подведение итогов. Выбор победителя.

Финал

Блицтурнир для победителей.



Вопрос 1.

Расшифруйте слова

Р 1 А, ПО 2 Л, АК 3 СА, ТЕ 100.

Вопрос 2.



Исправьте ошибку. Ус хорошо, а два – лучше.

Вопрос 3.



Чем кончается лето и начинается осень?
Вопрос 4.

Откуда пошло название «перочинный ножик»

Вопрос 5.



Чем кончается день и ночь

Подведение итогов игры.

Награждение.

Приложение 1.

«Что такое грамота?»

Грамота – (от греческого grammata – чтение и письмо) – это умение читать и писать.

В народе говорят: «Грамота – второй язык». В старину всякий письменный документ называли «грамотой», а человека, умеющего читать и писать, - грамотным. Грамотами назывались княжеские и царские указы и повеления, письма, судебные акты, завещания. Письма чаще назывались «грамотками», «грамотицами». Древнейшие грамоты писались на пергаменте, затем складывались или свёртывались в свиток; иногда писались на досках и бересте. Сегодня грамотой называют также документ, выдаваемый в награду за успехи в каком-либо деле (похвальная грамота, почётная грамота). Кроме того это слово используется в переносном смысле – филькина грамота (безграмотный документ), китайская грамота (непонятный документ, незнакомое дело).

«Как учили грамоте на Руси?»

Давайте представим себе, какой была древнерусская школа.

Длинный стол, на стене полка с книгами и обязательная плётка. На лавках сидят ученики. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Дети следят за его ответом по своим книгам. Другой ученик провинился в чём-то и ожидает наказания. Занятия начинались в семь часов утра и шли до самого вечера. Каждый ученик учил своё вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

Учили каждую букву по её названию.

А – аз, Б – буки, В – веди (ведаю, знаю), Г – глаголь (говори) и т.д.. Вызубрив азбуку, ученики переходили к чтению складов. Склады были напечатаны в букваре: ба, ва, га, бе, ве, ге и т.д. После чтения складов в две буквы переходили к чтению складов в три буквы: вла, гла, дла и т.д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого текста. За каждую ошибку наказывали розгами.

«Грамоте учиться всегда пригодится»

Грамматика - наука о языке. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – буква. Первым пособием по грамоте был букварь, изданный в 1574 году Иваном Фёдоровым. Первую научную грамматику русского языка создал М.В. Ломоносов («Российская грамматика», 1755 год). В этой грамматике даны правила правописания. В ней Ломоносов усиленно пропагандировал необходимость изучения грамматики.

Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Недаром говорится: «Сначала аз да буки, а потом и другие науки» или «Без грамматики не выучишь и математики».

Вот что написал С.Я. Маршак в письме ученику Коле Бирюкову, который не понимал, зачем надо учить правила русского языка. «…Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики можно научиться кое-как разговаривать, то писать без неё уж никак не научишься. Будешь до старости делать самые грубые ошибки».

Приложение 2.

«Почему слова имеют определённое значение?»

Слова созданы звуками, которые производит человек. Когда люди договариваются, что определенный звук или группа звуков имеют какое-то значение, то возникает язык.

Поэтому слова имеют определенное значение только потому, что группа людей договорилась, что это будет именно так. Когда буквы, передающие звуки Д, О, М, объединяются вместе, получается слово «дом». Все говорящие на этом языке решили, что это слово будет определять вид жилища. Если один говорящий на этом языке произносит слово «дом», второй, знающий этот язык, представляет себе дом.

А как же обстоит дело с другими языками? Для носителей других языков это слово будет бессмысленным. Например, чтобы представить дом, англичане произносят слово «хаус».


Даже правила использования слов в разных языках разные, то есть разная грамматика. Все зависит от того, как установлено это в языке. Например, если англичанин хочет сказать не об одной, а нескольких собаках, он добавляет в конце букву «s». А в русском языке при этом буква «а» меняется на букву «и».
Дети учатся пользоваться языком, запоминают значения слов своего языка с детства. Ребенок начинает повторять звуки, произносимые его родителями и окружающими людьми. Он связывает звуки с известными объектами, действиями, идеями. Он учится ставить слова рядом в определенном порядке и делать в них изменения, когда это требуется по смыслу. Так он постигает язык.

«Сколько слов в русском языке?»



Можно ли узнать, сколько слов в русском языку? Для этого обратимся к словарям русского языка.

В однотомном словаре Ожегова около 57 тысяч слов. В четырёхтомном словаре под редакцией Ушакова более 85 тысяч. В 17-томном словаре современного русского литературного языка зафиксировано 131 257 слов. В перечисленных словарях собраны слова литературного языка, языка художественных произведений, печати, радио, науки, школы и так далее.

В этих словарях нет слов, которые знают и употребляют только жители отдельной местности или области. Попытку собрать все слова предпринял В.И. Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет.

Так сколько же слов в русском языке? Русский язык таит в себе огромные возможности, которые позволяют создавать всё новые и новые слова. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова.

«Это интересно!»



Слово «зонтик» появилось в русском языке из голландского именно в таком виде. Уже потом оно было воспринято в народе как уменьшительно-ласкательное, и для больших зонтиков стали употреблять слово «зонт».

Слова «суфле» и «суфлёр» имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского «суфле» (выдох, дуновение). Суфле названо так, потому что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр – потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.

Почти все слова русского языка, начинающиеся с буквы «а», - заимствованные, перешедшие к нам из других языков. Существительных русского происхождения на «а» в современной речи всего три – это слова «азбука», «аз», «авось».

Большинство слов с буквой «ф» в русском языке – заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о Царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» - флот.

Приложение 3.

«Устойчивые сочетания слов» (без называния термина «фразеологизм»)



В русском языке есть устойчивые сочетания слов, в которых без изменения смысла нельзя изменить слова. Такие сочетания слов всегда остаются в памяти в том виде, в котором они употребляются. Ни переставлять слова, ни заменять их другими, ни добавлять слова в них нельзя. Не говорят, во что ни стало бы то или во что бы то мне ни стало. В таких устойчивых сочетаниях слов нельзя даже заменить слово другим словом, близким по значению. Не говорят, например, куда глаза смотрят вместо, куда глаза глядят. Многие такие сочетания слов можно заменить одним словом: буква в букву – точно, как пить дать – наверняка.

Ещё М.В. Ломоносов предлагал включить устойчивые сочетания в словарь. Данные сочетания по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

«Пословица – недаром молвится»

Пословицы и поговорки также являются устойчивыми сочетаниями, делающими нашу речь более яркой и выразительной. Они прочно вошли в нашу жизнь. Мы очень часто употребляем их, чтобы точнее выразить свою мысль. Никто не знает, когда возникли пословицы. Они появились в далёкие времена и кратко выражали мнение народа о природе, о труде, о людях, о событиях в жизни. Пословица часто бывает многозначной. Она имеет не только прямой смысл, но и переносный, поэтому может употребляться во многих случаях. Например, пословица «Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой» в прямом смысле значит, что косить траву надо рано утром, пока не высохла роса, тогда косить её легче. В переносном смысле эта пословица означает, что всякое дело надо делать вовремя. Пословицы часто имеют рифму, как строчки стихотворения. Это помогает их легко запомнить.

«Почему мы так говорим?»

«По Сеньке и шапка». Знатность рода бояр в старину можно было легко установить по высоте меховых шапок. Чем выше шапка – тем знатней её обладатель. Простой народ не имел права и средств носить высокие шапки из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родилась поговорка «По Сеньке и шапка».

«Как с гуся вода». Известно, что у гусей и других водоплавающих птиц перья покрыты жирной смазкой. Поэтому вода и не смачивает их перья, скатываясь каплями. Люди заметили это и, купая детей, произносили: «С гуся вода, а с нашего мальчика (девочки) вся худоба (болезнь)». Они верили, что при этом болезнь сойдёт так же бесследно, как «с гуся вода». А вот сказать: «Как с курицы вода» - нельзя. Все видели промокшую курицу. Жалкий вид. Недаром про неприспособленных к жизни людей говорят: «Мокрая курица!»

«Пересолить. Уйти несолоно хлебавши». На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Еду варили, пекли без соли, а солили уже потом, за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить своё почтение гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце слова, соли иногда не доставалось. Значит, одному пересаливали, а другой уходил не солоно хлебавши. Сейчас пересолить, кроме прямого значения, означает «перестараться, перейти меру в чём-нибудь», а «уйти несолоно хлебавши» - остаться разочарованным, не получить то, на что рассчитывал».

Литература



  1. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - Москва : Просвещение, 1967. - 286 с.

  2. Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку : пособие для учителей – Москва : Просвещение, 1976. - 224 с.

Интернет-источники

  1. http://ruscenter.ru/33.html

  2. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17.htm 

  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/32012/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0

  4. http://muzey-factov.ru/tag/russian


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница