Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 7 класса Цель: Познакомить с историей чипсов




Скачать 129.46 Kb.
Дата13.08.2016
Размер129.46 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по теме «Что мы знаем о чипсах»

(Урок – исследование)

Автор: учитель химии

МКОУ «ООШ №32»

Миасского городского округа

Макаровская Галина Анатольевна

Миасский городской округ
2013
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 7 класса
Цель: 1. Познакомить с историей чипсов

2. Исследовать их состав

3. Прививать интерес к химии как науке, способствовать сохранению

здоровья
Оборудование : чипсы разных марок, фильтровальная бумага, пестик. штатив с пробирками - 2, хим. стакан с кипяченой водой, конц. р-р KMnO4, AgNO3?, стеклянная палочка, р-р йода, воронка, чашка для выпаривания

Ход мероприятия.


  1. Вступительное слово учителя химии




  1. Выступление с сообщениями учащихся


История возникновения чипсов

В 2011 г исполнилось 158 лет со дня изобретения картофельных чипсов. Откуда взялся такой продукт похожий на русскую жареную картошку?

Под термином «чипсы» (от англ. «chips» – ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого.

Тонкие картофельные чипсы появились в 1853 году. По легенде их изобрел Джордж Крам, повар одного американского курорта. Один из посетителей постоянно отсылал его французскую картошку обратно на кухню, говоря, что она слишком крупно порезана. Тогда повар Крам тонко нарезал картофель, обжарил его в большом количестве масла до хруста и посолил. В результате получились очень тонкие, хрустящие кусочки картофеля, чипсы. Посетитель пришел в восторг от нового блюда и во время пребывания на курорте поедал хрустящие картофельные ломтики.

В 1890 году чипсы сделали шаг из ресторанов на улицу. Торговец из города Кливленда Уильям Тэппенден владел закусочной, в которой готовил и продавал чипсы.

В 1926 г. был сделан второй важный шаг, когда была изобретена фирменная упаковка для чипсов.

В 1929 г. была изобретена первая машина для промышленного изготовления чипсов. Ее придумал механик-самоучка Фриман Макбет.

Сначала чипсы были привилегией элиты и подавались только в дорогих ресторанах. Позже хрустящая картошка стала появляться в демократичных заведениях и постепенно перешла в разряд фастфуда, где пришлась по вкусу детишкам. А сегодня диетологи занесли чипсы в список запрещенной для малышей еды

В нашей стране тоже существовал похожий продукт, правда, он сильно отличался от американского. Первые чипсы в СССР появились в… блокадном Ленинграде. Чтобы как-то разнообразить детям скудную пищу, им давали так называемое печенье – тонкие и соленые пластинки картофеля, подсушенные на печи.

Как их делают?

Чипсы делают двумя способами. Один из них - традиционный, когда картошку нарезают ломтиками толщиной 1,5-2 мм, промывают, обжаривают в масле, солят-перчат и снабжают вкусовыми добавками. Такие чипсы легко узнать кусочки в упаковке овальные, разных размеров, немного скрученные и с чуть-чуть обгоревшими краешками. Однако сейчас в продаже встречается хрустящий продукт, приготовленный не из картошки, а из муки или хлопьев, его называют формованным. Производители покупают сухой полуфабрикат - картофельные гранулы или хлопья, затем делают тесто-пюре, раскатывают его и придают любую форму - от ровных блинчиков одинакового размера (чипсы) до звездочек, ракушек, полосок и треугольников (снеки). Затем готовые кусочки ожидает та же процедура, что и традиционные, - жарка во фритюре и добавка ароматизаторов, в основном – глутамат натрия. Ведь глутамат натрия может превратить самую невкусную еду в такую, которую захочется есть снова и снова, не думая при этом о её действительной ценности. По такой технологии можно делать снеки не только из картофеля, но и из других культур. В Центральной и Южной Америке их часто готовят из кукурузы, а в Юго-Восточной Азии - из риса.



Состав чипсов. Чипсы – вредно и опасно!

Представьте себе сам, «Картошка со вкусом огурцов». Чего только не пишут на пачках с чипсами: с сыром, с беконом, с крабами и красной икрой и т.д.

В состав всех чипсов входят: картофель, чаще всего генномодифицированный, потому что его клубни большие, ровные и неповреждённые – ведь от них все вредители шарахаются; растительное масло; соль; глутамат натрия (Е621), который может вызвать аллергию, астму, нарушение сердечной деятельности, головную боль; лимонная кислота (Е330) –может вызвать злокачественную опухоль; лактоза (добавляется во все чипсы и сухарики и иногда после употребления чипсов бывает тошнота, спазмы – причиной тому может быть непереносимость лактозы); натуральные и идентичные натуральным ароматические вещества; добавка, препятствующая комкованию и слеживанию (Е 551); краситель натуральный папричный жирорастворимый (Е 160С).

Жир, накапливающийся в чипсах, приводит к образованию «плохого» холестерина – а это атеросклероз, тромбофлебиты и другие опасные заболевания. Чипсы в процессе готовки так пропитываются жиром, что, съев маленький пакетик, мы получаем этого жира целых 30 г, а ведь часто одним 100-граммовым пакетиком дело не ограничивается. Вроде как полчашечки жира выпили на закуску…

Также необходимо помнить, что жареный картофель и чипсы содержат акриламид - вещество, которое может привести к развитию раковых заболеваний, поражению нервной системы и бесплодию. Акриламид - это органическое соединение, которое обладает канцерогенным действием. Несколько лет назад в чипсах был найден глицидамид, брат акриламида, способный не только вызывать возникновение раковых опухолей, но и разрушать ДНК. А кроме этих, уже найденных веществ, сколько ещё токсинов, образующихся при приготовлении чипсов, просто не изучались?

А проведенные опыты с крысами, которых кормили чипсами, показали, что крысы умирали на 20-й день от цирроза печени.

Если малыш весит 30 кг, с одной пачкой он «съедает» больше этого вещества, чем его организм должен получить за целый день. Избыток жиров чреват проблемами с пищеварением, ожирением и затормаживанием умственной деятельности. Кроме того, все чипсы очень соленые, а избыток хлорида натрия мешает нормальному росту костей, нарушает обмен веществ и вызывает проблемы с сердцем. Использованные красители и ароматизаторы могут вызвать аллергию у ребенка.

УЧИТЕЛЬ: (Результаты анкетирования)

Я решила выяснить, насколько часто и в каком количестве ребята нашей школы употребляют в пищу чипсы. Всего было опрошено _____ человек.

Проанализировав полученные ответы, я пришла к следующим результатам.

Любят чипсы – 12 чел (46%); не предпочитают 14 чел. (54%).

Употребляют чипсы редко – 19 чел (73%); часто–3 (12%); не употребляют– 4 чел(15%).

В день съедают 1 пачку – 11 чел. (42%); 2 пачки – 1 чел.(4%); меньше пачки – 5 чел. (19%); больше 2 пачек – 2 чел. (8%); не употребляют – 7 чел. (27%).

Во время просмотра кинофильмов едят чипсы 10 чел.( 39%); не едят 16 чел.(61%).

Вредными чипсы считают 25 чел. (96%), полезными – 1 чел.(4%).

После употребления чипсов плохое самочувствие замечали – 11 чел. (42%).

Перекусывать школьнику лучше: _____________________________________________________________-------(бутербродами – , фруктами – , шоколадом – , чем – либо другим – , .

Какие чипсы предпочитаете?______________________________---

Согласен с утверждением, что чипсы состоят из натуральных продуктов _________-

Чипсы вполне могут утолить голод__________________

Чипсы не могут заменить полноценную пищу__________________-

«Чипсы –незаменимый продукт в моем рационе.»____________

Несмотря на то, что 25 человек из 26 участников считают чипсы вредной пищей, а 11 человек чувствовали недомогание после их употребления, 12 человек их любят и с удовольствием употребляют в пищу. 24 ученика (92%) из 26 считают, что употребление чипсов приносят вред здоровью.

12% (3 чел.) утверждают, что чипсы состоят из натуральных продуктов, а 88%(23 чел.) не согласны с этим.

Из числа опрошенных 16 (62%) считают, что чипсы вполне могут утолить голод, 10 чел.(38%) говорят, что чипсы не могут заменить полноценную пищу,

На вопрос «Можете ли вы сказать, что чипсы – незаменимый продукт в вашем рационе?» положительно ответили 2 (8%), отрицательно 24 (92%).

8 опрошенных (31%) покупают чипсы один раз в месяц, 6 (23%) – каждую неделю, каждый день 5 чел.(19%); 7 чел.(27%) зная о вреде этого продукта, стараются не употреблять их.

Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, что большинство учащихся не относят чипсы к здоровой и незаменимой пище и в составе не находят натуральные продукты. Следующим этапом нашего исследования и было выявление качественного состава чипсов.


  1. Исследовательская работа

Качественный состав чипсов (экспериментальная часть).

Для исследования мы взяли чипсы марок:

«Русская картошка»?

«Читос» ?

«Lаy`s» ?

Актуальность данного исследования заключается в том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями пищеварительного тракта. Причиной этих заболеваний порой является частое употребление чипсов. Проблема исследования состоит в том, чтобы узнать о чипсах как можно больше и понять их назначение как продукта питания, поскольку в наше время пристальное внимание обращается на здоровье человека. Я хочу доказать себе и другим, что чипсы причиняют вред здоровью человека, а особенно организму ребенка.

Цель исследования – выявить влияние различных компонентов чипсов на функции органов человека, провести качественный анализ чипсов, определить калорийность этих продуктов питания. Для этого были использованы методы исследования: анкетирование учащихся, качественное определение жиров, качественное определение крахмала.

Объект исследования – чипсы.



Предмет исследования – потребление чипсов.

Гипотеза исследования – если мы узнаем больше информации об исследуемом продукте питания, то сумеем сохранить свое здоровье.

Задачи:

уточнить сущность понятия чипсов

определить химический состав чипсов

определить калорийность этого продукта питания

разработать рекомендации по употреблению

Качественное определение жиров

Положить большой чипс на бумагу и согнули ее пополам, раздавив образец на сгибе бумаги. Удалили кусочки чипса с бумаги и посмотрели бумагу на свет.

(Бумага покрылась жирными пятнами. Это можно объяснить тем, что чипсы очень жирные. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна)

Определение качества растительного масла

На жирные пятна нанести несколько капель р-ра перманганата калия

( Раствор должен обесцвечиваться (слабо. почти нет) обесцвечивание раствора говорит о наличии непредельных кислот, которые являются показателем качества растительного масла. Чем лучше обесцвечивается. тем лучше масло)

Качественное определение крахмала

Взять 1-3 чипса и перенесли кусочки в чашку. Для этого эксперимента мы налили в чашку1-2 мл дистиллированной воды и добавили 2-3 капли 3%-ного спиртового раствора йода.

(Ярко-синее окрашивание раствора и самого кусочка, что говорит нам о большом содержании крахмала в данном продукте)

Определение хлорид-ионов

Приготовить водную вытяжку, профильтровать, добавить 1-3 капли нитрата серебра (

(появление творожистого осадка говорит о наличии соли)

Определение калорийности продукта

Для этой цели сравнить калорийность чипсов с данными на упаковке .

Что получает ребенок с пачкой чипсов в среднем?

510 ккал – то есть почти половину дневной нормы.

0,7 г. поваренной соли, а за день можно съесть не больше 2 г.

30 г. насыщенных жиров, канцерогены.

10% полезных веществ – белки, углеводы.

Красители и ароматизаторы.



Продукт

Крахмал

Калорийность на 100г продукта

Чипсы: «Русская картошка»

Высокое содержание

493ккал

Чипсы «Lay's»

Высокое содержание

520ккал

Чипсы «Cheetos»

Много крахмала

499ккал

По результатам наших экспериментов можно сделать вывод, что чипсы - жирная высококалорийная жареная пища с добавленными красителями и ароматизаторами. Такая пища не может приносить пользу детскому организму.

Полученные данные позволяют нам сформулировать следующие рекомендации:

чтобы избежать возможных отрицательных воздействий на здоровье: отказаться от употребления чипсов совсем; употреблять чипсы в виде хрустящих хлебцев для оздоровительного питания; покупать чипсы только в мини-пакетиках; употреблять чипсы только после еды.

4. Подведение итогов Подведём итоги. Чипсы – продукт вкусный, но пользы для здоровья в нем нет. Тут Вам и высокая калорийность и канцерогены. Однако если употреблять их в разумных количествах и в тоже время не пренебрегать овощами и фруктами, то нет ничего страшного, если один раз в неделю вы съедите пакетик хрустящего лакомства. Чтобы избежать возможных отрицательных воздействий на здоровье, необходимо соблюдать рекомендации медиков по организации диетического питания.

Я в своей работе отследила процесс производства чипсов, определила калорийность и химический состав данного продукта, познакомилась с результатами исследований ученых и провела свои исследования и пришла к выводу, что чипсы – это жирная высококалорийная жареная пища. А злоупотребление такой пищей неблагоприятно сказывается на работе многих органов человека. Значит, чипсы приносят скорее вред, чем пользу.



Приложение 1

Как приготовить чипсы в домашних условиях ?

Включаем духовку, пусть разогревается до температуры 180-200 градусов. 2. Чистим 3-4 картофелины среднего размера. 3. Нарезаем очень тонкими кружочками. Можно использовать шинковку. Я воспользовалась кухонным комбайном и ножом для нарезки капусты. 4. В миску с высокими краями выкладываем порезанный картофель. 5. 3-4 зубчика чеснока режем кусочками, кладем к картофелю, теперь он приобретет тонкий привкус чеснока. 6. Добавляем к картофелю растительное масло, перемешиваем так, чтобы каждый кусочек был смазан растительным маслом. Даем пропитаться минут 15-20. 7. На противень кладем пергаментную бумагу, смазывает ее растительным маслом. Выкладываем картофель одним слоем. Печем в духовке. 8. Чипсы готовы, когда у них начинают закручиваться края, и они приобретают золотистый оттенок. Можно попробовать кусочек из центра противня. Если вы хотите, чтобы они были позажаристей, то оставьте в духовке еще минутки на две. Вынимаем, выкладываем на бумажную салфетку, чтобы в нее впитались излишки масла. 9. Проделываем тоже самое со следующей порцией картофельных кружочков. Солить чипсы нужно в готовом виде, можно добавить перец, травы по вашему вкусу.



Приложение (Анкета) -2

1.Люблю чипсы 2.Не предпочитают

3. Потребляют чипсы редко 4. часто 5. не употребляю.

6. В день съедаю 1 пачку ; 7. 2 пачки 8. меньше пачки 9. больше 2 пачек

10. во время просмотра кинофильмов ем чипсы ; 11. не ем

12. чипсы вредны для здоровья 13. полезные

14. После употребления чипсов плохое самочувствие

15. Перекусывать школьнику лучше: ______________________

(бутербродами , фруктами , шоколадом , чем – либо другим)

16. Какие чипсы предпочитаете?

____________________________

17. Согласен, что чипсы состоят из натуральных продуктов

18. Чипсы вполне могут утолить голод

19. Чипсы не могут заменить полноценную пищу

20. «Чипсы –незаменимый продукт в моем рационе.»


1.Люблю чипсы 2.Не предпочитают

3. Потребляют чипсы редко 4. часто 5. не употребляю.

6. В день съедаю 1 пачку ; 7. 2 пачки 8. меньше пачки 9. больше 2 пачек

10. во время просмотра кинофильмов ем чипсы ; 11. не ем

12. чипсы вредны для здоровья 13. полезные

14. После употребления чипсов плохое самочувствие

15. Перекусывать школьнику лучше: ______________________

(бутербродами , фруктами , шоколадом , чем – либо другим)

16. Какие чипсы предпочитаете?

____________________________

17. Согласен, что чипсы состоят из натуральных продуктов

18. Чипсы вполне могут утолить голод

19. Чипсы не могут заменить полноценную пищу

20. «Чипсы –незаменимый продукт в моем рационе.»


1.Люблю чипсы 2.Не предпочитают

3. Потребляют чипсы редко 4. часто 5. не употребляю.

6. В день съедаю 1 пачку ; 7. 2 пачки 8. меньше пачки 9. больше 2 пачек

10. во время просмотра кинофильмов ем чипсы ; 11. не ем

12. чипсы вредны для здоровья 13. полезные

14. После употребления чипсов плохое самочувствие

15. Перекусывать школьнику лучше: ______________________

(бутербродами , фруктами , шоколадом , чем – либо другим)

16. Какие чипсы предпочитаете?

____________________________

17. Согласен, что чипсы состоят из натуральных продуктов

18. Чипсы вполне могут утолить голод

19. Чипсы не могут заменить полноценную пищу

20. «Чипсы –незаменимый продукт в моем рационе.»











Литература


1. http://stepanovasb.ucoz.ru/load/proekt_vsja_pravda_o_chipsakh/1-1-0-2

2. http://jenskie-shtu4ki.ru/pogovorim-o-chipsah.html



3. Задания практического тура муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2007г.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница