Внеклассная работа по русскому языку. «Умники и умницы»




Скачать 31.39 Kb.
Дата13.08.2016
Размер31.39 Kb.
Внеклассная работа по русскому языку.

«Умники и умницы» (для 10-11 – х классов)

  1. Агон отборочный.

Какой частью речи – числительными или существительными являются слова тысяча, миллион, миллиард?

(Эти слова числительные, так как называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть написаны цифрами.)

2.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)

3.Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?

(Нет. Насмешливый — любящий насмехаться, а смешливый — тот, которого легко рассмешить.)

4.Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода.)

5.Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор — стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.)

6.С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово? (С помощью суффикса -ищ: ножищи.)

7.Родственны ли слова пот и потолок?(Нет. Они не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего в значении.)

8.Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква — двумя звуками. (Конь, день, коньки и моя, я, поет, если.)

9.О каком правиле правописания идет речь в предлагаемом стихотворении? Сформулируйте это правило.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало...

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.

10. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)

11. Как превратить слова ай и но в местоимения? (Прочитать справа налево: я, он.)

II. Состязания на красной дорожке

(Нельзя ни разу ошибиться!)

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

Покраше. . ый пол, кра. . ый пол, краше. . ый охрой пол, неокраше. . ые стены,

пр. . быть (вовремя), о. . тдыхать (во)время каникул, смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря, (н. .)где (не)найти, (н. .)когда (не)опаздывать.

2. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания оро, оло, ере с заимствованными неполногласными сочетаниями ра, ла, ре:



ворота - врата, молодой - младенец, берег -прибрежный.

Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах брат, среда



короткий? Почему?

III. Состязания на зеленой дорожке

(Можно ошибиться два раза)

1.Одинаковые ли суффиксы в словах учительство и строительство?

2.Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках сидит на завалинке.



Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.

Который из дедушек «мой»? Почему? (В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в первом предложении «свой» дедушка.)

3.Объясните лексическое значение слов: пилигрим, оранжерея, интенсивный, гуманный, оптимист.

4.В книге Ю. В. Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай:

Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий, по-русски, значит архитектор».

Верны ли пояснения экскурсовода? (Экскурсовод был неправ: именно слово архитектор по своему происхождению является нерусским. Оно заимствовано русским языком через средневековую латынь из греческого языка, в котором слово архитектон означает строитель. Но заимствованное слово архитектор нам понятнее теперь, нежели устаревшее, хотя и исконно русское, слово зодчий.)



IV. Состязания на желтой дорожке

(Допустима одна ошибка)

1. Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать? Как тогда понять словосочетания: грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик? (Слово грамотный многозначно: в сочетаниях грамотный инженер и грамотный строитель оно имеет значение «обладающий необходимыми знаниями в такой-то области», а грамотным учеником мы называем такого, который умеет писать и говорить без ошибок.)

2.Какое местоимение может быть суффиксом? (Местоимение то: — омоним (омоформ) суффикса -то: как-то, где-то.)



3.Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята, дамоклов меч.

4.Расставьте ударения в следующих словах: торты, комбайнер, начал, начала, звонит, баловать, красивее, мельком, черпая.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница