Владимир Миславский, Михаил Жур



страница1/6
Дата19.04.2016
Размер0.76 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Владимир Миславский, Михаил Жур
Альфред Федецкий. Странички биографии

В последнее время повышенный интерес вызывает история развития фотографии в Харькове. Ряд статей, вышедших в Украине и России были посвящены замечательным харьковским фотографам А.М. Иваницкому и В.С. Досекину. Несомненно, в один ряд с этими признанными мастерам харьковской светописи, можно поставить и фотохудожника Альфреда Константиновича Федецкого.

Альфред Федецкий был одним из самых известных фотографов России конца XIX – начала XX веков. Его работы удостаивались многочисленных наград на отечественных и международных фотовыставках. Федецкий пользовался большим авторитетом у коллег по профессии. Высоко оценивали его талант и выдающиеся деятели искусства. В мастерской Федецкого побывали П.И. Чайковский, М.Л. Кропивницкий1, Н.К. Садовский2, М.К. Заньковецкая3, М.М. Медведев4, М. Зембрих5, В.Н. Давыдов6 и др. Весьма лестно отзывался об искусстве А. Федецкого и выдающийся художник-маринист И.К. Айвазовский.

Будучи человеком творческим и увлеченным Федецкий живо интересовался различными техническими изобретениями. После ознакомления, с каким либо оригинальным нововведением, сразу же пытался освоить и применить новинку к своему любимому искусству – «светописи». Федецкий много экспериментировал в области рентгеновской фотографии и звукозаписи. Освоил технологию цветной и рельефной фотографии, а также различные методы нанесения фотоизображения на ткань, кожу и фарфор. Впервые в России произвел кинематографические съемки.

Альфред Константинович Федецкий родился в 1857 году в Житомире [1] в польской семье не утвержденных герольдией дворян [2]. Сведения о его родителях носят отрывочный характер. По одной версии, отец его был то ли мелким служащим, то ли управляющим в одной из помещичьих усадьб [3]. Другая, как нам кажется, более точная, версия указывает на то, что отец Федецкого был театральным антрепренером, принимал участие в строительстве киевского драматического театра [4].

Семья Федецких жила в Варшаве, за тем переехала в Киев. Детское увлечение фотографией переросло у мальчика в страстное желание посвятить свою жизнь фотоискусству. Родители приняли решение отправить юношу на учебу – в единственный в своем профиле, фотографический институт при Венской Академии художеств.

Венский фотографический институт считался одним из лучших в мире. Крупнейшие специалисты Европы преподавали студентам живопись, химию, физику и другие науки.

После окончания учебы, в 1880 году Альфред Федецкий вернулся в Киев. У молодого человека за плечами было прекрасное образование, но не достаточно практического опыта. Премудрости фотографической профессии Федецкий решил оттачивать в хорошо зарекомендовавшем себя фотоателье В. Высоцкого7.

Влодзимеж Высоцкий открыл в Киеве фотоателье в 1871 году, и к моменту приезда Альфреда Федецкого уже был знаменитым фотографом. Высоцкий имел несколько наград различных фотовыставок, титул фотографа Двора Ее Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны8 и титул фотографа Киевского университета Св. Владимира. Фотоателье Высоцкого размещалось в центре города, на Крещатике [5] и считалось одним из лучших в Киеве.

Высоцкий был плодотворным фотографом и одаренным поэтом. Он получил известность, как поборник дружбы украинского и польского народов. Творчество Высоцкого высоко оценивал выдающийся украинский поэт и писатель Иван Яковлевич Франко. Он отмечал: «Произведения брата Влодзимежа являются образцом дружбы друг к другу и взаимного уважения народа Польши и украинского народа. Мы всю историю прожили рядом и надо нам быть братьями и друзьями на все новые времена» [6].

Для молодого фотографа Высоцкий стал и профессиональным наставником и духовным учителем. Он прививал не только фотографические навыки, но и свои взгляды, которым Федецкий остался верен до конца жизни.

Высоцкий смог распознать огромный творческий потенциал в начинающем, но очень талантливом фотографе. Он назначил Федецкого управляющим своей мастерской, а вскоре доверил ему фотографировать «высочайших особ», гостивших у Великой Княгини Александры Петровны в Киеве.

Спустя несколько лет имя Федецкого становится известным многим киевлянам. Его работы восхищают и обывателей, и мастеров киевской сцены, и представителей «высшего света». Положительно отзывалась о профессионализме Федецкого и Великая Княгиня Александра Петровна9.

За шесть лет работы в Киеве Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот и накопил необходимый опыт для самостоятельной работы. Молодой фотограф принимает решение, переехать в другой город. Это решение базировалось, прежде всего, на уверенности в собственных творческих силах и в то же время было продиктовано жгучим желанием в полной мере реализовать знания, полученные от признанных мастеров фотографии. Финансово и морально Альфред Федецкий уже был готов вести собственное дело. Фотоателье он решил открыть в Харькове – динамично развивающимся городе, считавшимся крупнейшим фотографическим центром Юга России, где сконцентрировались значительные силы специалистов. В Харькове буквально кипела фотографическая жизнь – устраивались фотографические выставки, экспонировались работы известных мастеров на различных городских мероприятиях. Работы харьковских фотографов были хорошо известны в Москве и Петербурге.

6 марта 1886 года произошло значимое событие для харьковской фотографической жизни. Любители фотографии на своем собрании поставили вопрос об учреждении в Харькове фотографической школы [7]. Примечательно, но именно, в этот же день киевский фотограф А. Федецкий пишет на имя харьковского губернатора прошение о разрешении открыть в Харькове собственное фотоателье: «Пробыл более шести лет Управляющим Придворного фотографа двора Ее Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны, под фирмою «В. Высоцкий» в Киеве и знал специально фотографическое дело, и желаю открыть в Харькове собственное фотографическое заведение. Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство, выдать мне право на открытие названного заведения надлежащее разрешение. При этом докладываю, что сведения о моей личности, благонадежности и вообще какие только окажутся нужными для разрешения настоящего ходатайства, могут быть собраны по месту моего жительства в г. Киеве, на Атинковой улице, в доме № 11. » [8].

В Харькове подобные вопросы решались очень медленно. Посему Федецкий вынужден был 18 апреля 1886 года подать повторное прошение: «В апреле настоящего года подано было мной прошение на имя Вашего Превосходительства о разрешении мне открыть в г. Харькове фотографическое заведение, так как просимое свидетельство мною еще не получено, то я в дополнение к моему ходатайству, честь имею предоставить в форменной копии свидетельство Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Александры Петровны о предоставлении мне звания придворного Е. И. В. фотографа и покорнейше прошу Ваше Превосходительство иметь ввиду предоставленное мне Ее Императорским Высочеством звание, и включить в запрашиваемое мною свидетельство.

Альфред Федецкий. Жительство мое в г. Киеве Дворцовый уч.

Лютеранская ул. Д. А 11/а Бакиновском. 18 апреля 1886 г.» [8].

27 апреля 1886 года на имя харьковского губернатора киевский губернатор отправляет характеристику, данную Альфреду Федецкому киевским полицмейстером: «Вследствие отношения от 13 минувшего марта за № 1703, имею уведомить Ваше Превосходительство, что по донесению Киевского Полицмейстера, проживающий в г. Киеве Варшавский житель Альфред Константинович Федецкий ни в чем предосудительном, как в нравственном, так и политическом отношениях, замечен не был…» [8].

После трехмесячной бюрократической волокиты Федецкий, наконец, получает долгожданное разрешение от харьковского губернатора «на право производства фотографических работ» за № 2821 от 3.06.1886 года:

«Господину Харьковскому Губернатору

Вследствие отношения от 12 мая сего года за № 2822, имею честь препроводить при сем Вашему Превосходительству расписку Альфреда Федецкого, в получении им, присланного при означенном отношении свидетельство за № 2821 на право производства фотографических работ в г. Харькове.

Киевский Губернатор [подпись]» [8].

В начале лета 1886 года молодой мастер вместе с супругой и полугодовалой дочерью переезжает в Харьков. Согласно резолюции харьковского губернаторА [8] Федецкий берет в аренду пустовавшее с 7 апреля ателье фотографа Досекина10 в доме, на Екатеринославской улице № 6.11

Спустя два месяца в местной газете появляется сообщение об открытии уже переоборудованного ателье: «Федецкий А.К. – фотограф Двора Ее Императорского Величества Великой княгини Александры Петровны. В прежнем помещении фотографа Досекина. Открытие фотографии 1 августа. Фотоаппаратура привезена из Вены и Лондона» [9].

К моменту открытия Федецким своего ателье подобные услуги в городе уже предоставляли более десяти фотографических заведений, в которых работали известные харьковские фотографы: М.И. Овчиников, Ю.К. Бильдт, А.М. Иваницкий, Н.А. Дурново и др.

О деятельности Федецкого в 1886-1887 гг. в харьковской прессе практически не упоминалось. За этот период удалось разыскать лишь одно газетное сообщение, и то курьезного характера. В нем говорилось о том, что квартира, которую снимала семья Федецких на Екатеринославской улице, была обворована лакеем [10]. Но даже из этого небольшого сообщения, можно сделать определенные выводы. Видимо, дела у Федецкого шли неплохо. Он уже имел свой круг клиентов и достаточно заказов, коль мог позволить себе держать прислугу и оплачивать съемную квартиру на центральной улице города.

В отношении творчества фотографа можно говорить более определенно. Из сохранившихся фоторабот Федецкого видно, что с первых же шагов самостоятельной деятельности молодой фотограф начал смело отходить от установленных канонов, принятых в практике коллег. Он отказывается от общепринятой статичной «семейной» композиции снимка, стремится создавать портреты, близкие по принципу решения к живописи. Во время детального изучения ранних работ Федецкого, мы обнаружили любопытную деталь: на фотопортретах мастер слегка тонировал дамам губы. Этот нюанс «оживлял» портреты, придавал изображению объем и глубину.

Альфред Федецкий сознательно и активно искал средства выразительности фотоискусства. Новаторские для своего времени снимки фотографа быстро получили широкую популярность. Слухи о чудесном мастере фотопортрета распространились по Харькову. О деятельности Федецкого с уважением заговорили в России и во многих странах Европы.

Кроме портретной съемки Федецкий создавал жанровые фотокомпозиции и фотопейзажи. Эти работы не раз с успехом экспонировались на отечественных и зарубежных фотовыставках, публиковались в журналах, тиражировались в виде планшетов, даже переносились художниками на большие полотна.

В сентябре 1888 года на Всемирной выставке в Брюсселе А. Федецкий был удостоен золотой медали [11]. В ноябре того же года он удостоился «Высочайшей благодарности» императора Александра III за фотоснимки с места крушения императорского поезда в Харьковской губернии, не далеко от станции Борки [12]. Эти снимки в дальнейшем сыграют важную роль в судьбе Федецкого.

Крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Петербург, произошло 17 октября 1888 года в 13 ч. 45 мин. в нескольких десятках километров южнее Харькова. 22 человека погибли, более 30 получили ранения. Видя всеобщую панику и растерянность Александр III самолично принялся руководить спасательными работами, которые продолжались пять часов. Только когда были эвакуированы все пострадавшие, император выехал на станцию Лозовую. В здании вокзала был отслужен благодарственный молебен за спасение, а затем панихида по погибшим [13].

Точная дата съемок Федецкого на месте крушения поезда пока не уточнена. Можно предположить что снимал он в день катастрофы или на следующий день утром [14]. Подлинно известно, что Федецкий сделал серию фотографий, оформленных в альбом. Один из альбомов, с видами места крушения Императорского поезда, Федецкий преподнес Великому Князю Сергею Александровичу на фотографической выставке в Москве 7 января 1889 года [15]. Такой же альбом фотограф подарил королю Дании Христиану IX. Монарх высоко оценил мастерство харьковского фотографа и наградил его золотой медалью [16]. Подобной награды, по имеющимся сведениям, не удостаивался ни один из российских фотографов.

И еще один интересный факт. По одной из фотографий о крушении поезда около станции Борки, была написана в Петербурге в 1913 году картина-икона, изображавшая спасение царской семьи во время катастрофы12.

К событиям, связанным с крушением царского поезда, Альфред Федецкий обращался неоднократно. Так, например, газета «Харьковские губернские ведомости» от 17 сентября 1889 г. сообщала: «Харьковский фотограф Федецкий А.К. предоставил для поднесения Государю Императору и Королю Дании два фотографических снимка моментов освящения храма на месте катастрофы 17.10.1888 г. Гофмаршал Двора Его Императорского Величества князь Оболенский уведомил г. начальника Харьковской губернии, что снимки эти представлены им по назначению, и что Их Величество и Король Дании соизволили осчастливить г. Федецкого Высочайшею благодарностью».

Из газеты «Харьковские губернские ведомости» от 20 мая 1891 г., узнаем, что 20 мая состоялась закладка храма в Спасовом Ските13 «в память о чудесном избавлении Их Величества от опасности катастрофы 17 октября 1888 г.» и Федецкий производил съемку торжества.

Несколько фотографий Александра III Федецкий сделал во время приезда императора в Харьков 14 июня 1894 года. Фотограф запечатлел императора во время освящения Спасового Скита и связанных с этим событием торжеств [17].

«Харьковскому фотографу А. Федецкому, – сообщалось в газете «Харьковские губернские ведомости» от 17 августа 1894 г., – за предоставленные им к поднесению Его Императорскому Величеству Государю Императору фотографические снимки, воспроизведенные им во время освещения храма в Борках, Всемилостивейше пожалован подарок из кабинета Его Величества, – перстень с изумрудом и бриллиантом»14.

«Как уже известно, читателям «Южного края», местным фотографом Федецким, во время посещения Их Императорским Величеством храма на месте событий 17 октября 1888 г., сделал весьма удачные снимки разных моментов торжества. Снимки эти в настоящее время выставлены Федецким возле своей фотографии у витрины, около которой каждый день бывает много публики» [18].

«Король Леопольд, посетил русский отдел Антверпенской выставки, – сообщает корреспондент «Нового времени». – Перед самым же выходом короля из отдела, на выставку были доставлены две роскошные фотографии на стекле Федецкого, изображающие разные моменты церемонии освящения храма в Борках. Эти две фотографии очень заинтересовали Его Величество, так же, как и другие работы Федецкого и вызвали полное одобрение короля» [19].

В дальнейшем по одной из фотографий освящения храма в Борках, сообщалось в газете «Харьковские губернские ведомости», была написана большая картина [20]. В 1894 году художник М. Рашевский изготовил несколько гравюр с видами храма «Христа Спасителя» в Борках по фотографиям А. Федецкого [21].

По сообщениям прессы император Александр III неоднократно посещал Харьков в связи с различными мероприятиями, посвященными «чудесному избавлению» царской семьи на месте крушения поезда. В 1898 году Федецкий изготовил пять малоформатных «картонов», для отдела Русского музея, посвященного памяти Императора Александра Александровича. Альбом фотографий, «с видами храма и часовни на месте событий 17 октября и с фотоснимками освящения их 14 июля 1894 г. и разновременных посещений места крушения поезда Высочайшими Особами» харьковский губернатор Г.А. Тобизен преподнес управляющему Русского музея Великому Князю Георгию Михайловичу15.

Фотографии Александра III, сделанные Федецким, видимо, не сохранились. Но об этих фотоработах остались отзывы в прессе, где говорилось, что Федецкому «особенно хорошо удавалась могучая величественная фигура в бозе почивающего Императора Александра III» [22].

О мастерстве работ фотохудожника из серии «коронованных особ» можно судить лишь по трем снимкам Николая II, которые в настоящее время хранятся в США в частной коллекции Д. Александрова [23]. Эти фотографии (20 августа 1898 г., приезд Николая II к 10-летию «чудесного избавления» царской семьи во время крушения поезда) запечатлели встречу Николая II на вокзале в Борках, шествие императора в окружении сопровождающих лиц и выход Николая II с императрицей Александрой Федоровной из храма.

23 августа 1898 года, спустя три дня после посещения Николаем II станции Борки, Федецкий отправляет императору в Ливадию серию фотографий. Николаю II понравились снимки и фотографу «был пожалован золотой перстень с великолепным голубым сапфиром, окруженным крупными бриллиантами» [24].

20 сентября 1898 года в Париже Федецкий был представлен президенту французской республики Феликсу Фору и «преподнес ему альбом со снимками различных моментов пребывания Их Императорских Величеств в Спасовом Ските 20 августа этого года». Президент, как сообщали одесские газеты, уполномочил одесского французского генерального консула передать Федецкому его официальную благодарность [25].

Об альбомах с фотографиями пребывания Николая II в Спасовом Ските сообщала и газета «Харьковский губернские ведомости»: «Фотограф А.К. Федецкий, известный своими художественными работами, выпустил в настоящее время в продажу прекрасно исполненные платинотиповые альбомы со снимками различных моментов пребывания Их Императорского Величества в Спасовом Ските» [26].

В дальнейшем, учитывая, что фотографом были «увековечены моменты посещения Спасового Скита в разное время Высочайшими Особами», заведующий Комитетом учреждений в Спасовом Ските при станции Борки, предложил Федецкому сделать фотографические снимки «для их распространения путем продажи» [27].

Подводя итог деятельности Федецкого, как придворного фотографа, приведем в хронологическом порядке, полученные им награды от «высочайших особ»: «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда (28.11.1888); Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда (14.01.1889); Бриллиантовый перстень (21.01.1889); Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда (28.03.1889); «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда (12.09.1889); «Высочайшая благодарность» (17.09.1889); Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича (11.12.1892); Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках (29.07.1894); «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны (31.12.1894); Бриллиантовый перстень» от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита (23.08.1898) [28].

В 1888-1891 гг. Альфред Федецкий принимает участие в различных городских мероприятиях, становится постоянным участником благотворительных вечеров Дворянского собрания [29]. Он ведет активную творческую и общественную деятельность. Производит съемку глубоко почитаемого в то время в России священника отца Иоанна Кронштадского16, на которого, по словам А.П. Чехова «с надеждой были обращены взоры всего народа».

И. Кронштадский приехал в Харьков в 15 июля 1890 года [30]. Первая служба состоялась 16 июля в Успенском кафедральном соборе «в сослужении с соборным духовенством при пении архиерейского хора под управлением Ведринского» [31]. С 18 по 24 июля Кронштадским были проведены богослужения в других церквях Харькова и губернии. Приезд отца Иоанна получил огромный резонанс. Харьковский поэт и журналист В. Иванов посвятил ему стихи, газеты отмечали о чудодейственном исцелении Кронштадским больных, о большой любви народа к нему, о его встречах с Харьковчанами. 30 июля Кронштадский уехал из Харькова [32]. Сделанные Федецким фотографии И. Кронштадского были приурочены к 35-летию его службы - 30 ноября 1890: «В виду многочисленных письменных запросов о том, имеется ли у меня портрет отца Иоанна Сергиева (Кронштадского), честь имею известить всех почитателей отца Иоанна, что он действительно осчастливил меня разрешением снять с него портреты и что исполненной работой остался доволен, удостоив меня выражением письменно своей благодарности и разрешения мне распространять его портреты к продаже. Фотограф Федецкий А.К.» [33].

К общественно-политической жизни в России относятся фотографии и других публичных людей того времени. Так, в 1891 году, Федецкий зафиксировал «отъезд из Ливадии на пароходе «Орел» принца Валлийского с семьей и принца Сиамского со свитой» [34].

1888-1891 гг. становятся для Альфреда Федецкого поистине звездными. Кроме вышеупомянутых – Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1888), Золотой медали от короля Дании Христиана IX (1889) и Золотой медали от императора Германии Вильгельма II (1889), фотограф был удостоен еще нескольких наград. Федецкого повторно наградили Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1889), Малой серебряной медалью на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве (1889), Золотой медалью на Промышленной выставке в Париже (1889), Золотой медалью Всемирной академии наук (Париж, 1890), Золотой медалью Альфонса III (Мадрид, 1890), Золотой медалью в Лондоне (1891) и высшей наградой – почетным дипломом на Международной фотографической выставке в Париже (1891) [35].

IV Всероссийская юбилейная фотовыставка в Москве была учреждена фотографическим отделением московского общества распространения технических знаний [36]. Фотовыставка, была приурочена к 50-летию изобретения фотографии и проходила в Императорском музее под патронатом Великого Князя Сергея Александровича. Почетным президентом был приглашен московский губернатор князь В.А. Долгоруков [37]. С 1 января по 15 марта фотовыставку посетили свыше 10000 человек [38]. Эта выставка стала знаменательным событием для фотографической жизни Российской империи и широко освещалась в прессе (лишь «Московские ведомости» посвятили выставке 17 статей). В этих публикациях многократно фигурировал и Федецкий. О его работах очень тепло отзывались корреспонденты московских и петербургских изданий:

5 января 1889 г. «…Во втором зале расставлены прекрасные портреты работы С.-Пб. Фотографа-художника Диниера; прекрасные фотографические снимки фотографа Фишера, харьковского фотографа Федецкого…» [39].

12 января 1889 г. «Работы г. Федецкого, получившего одну из первых наград на последней Брюссельской выставке 1888 года и экспонировавшего там же работы по предстоящей Парижской, весьма интересны. В числе многих из выставленных им работ бросается в глаза группа портретов членов правления какого-то местного банка, снятых в медальонах, разбросанных на груде разных кредитных билетов, акций и облигаций <…> Дорогое ложе, на котором покоятся заправилы банка, отработано фотографом с точностью и чистотой отделки. Идея такой группы нова и оригинальна…» [40].

12 января 1889 г. «На настоящей Московской фотографической выставке большая часть фотографов оказалось художниками. Возьмите например работы Шерера и Набгольца, их громадные портреты, снятые с натуры; снимки Фишера, Тиле, Федецкого, Иваницкого, Хмелевского и др. Каждая из этих вещей, толково и уместно ретуширована, представляющие приятную и прекрасную картину, свидетельствующую о художественном и изящном вкусе…» [41].

18 января 1889 г. «Выставленные на днях харьковским фотографом Федецким диапозитивы в полном смысле слова восхитительны. Эти диапозитивы г. Федецкого доказывают, чего может достигнуть фотография в руках фотографа-художника. Его диапозитивы, представляющие превосходные портреты и прекрасные жанровые картины выполнены в совершенстве: они отличаются мягкостью, силой, рельефностью, прекрасным освящением и грацией в позах. Но что всего более замечательно в этих диапозитивах – это жизнь и выражение, приданное изображенным лицам: когда внимательно вглядываешься, кажется что каждое лицо, полное жизненной экспрессии, сейчас заговорит. Диапозитивы или отпечатки на стекле со стеклянных негативов, составляют вообще весьма привлекательный род фотографических изображений, которые смогут служить лучшим украшением для оконных стекол, ширм, абажуров и т.д.» [42]


Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница