Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии горного бадахшана (памира) Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по




страница1/15
Дата28.07.2016
Размер2.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени САДРИДДИНА АЙНИ
На правах рукописи

САЙНАКОВ САЙНАК ПАРПИШОЕВИЧ


ВКЛАД ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ РУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОГРАФИИ ГОРНОГО БАДАХШАНА (ПАМИРА)
Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности 07.00.09. – историография, источниковедения и методы исторического исследования (исторические науки)

Научный руководитель

доктор исторических наук,

профессор

ПИРУМШОЕВ Х.

ДУШАНБЕ – 2015


Содержание

Введение………………………………………… ………….. ………. 3 – 20

Глава 1. Изучения этнографии Памира русским исследователями в XIX веке………………………………………………. ……........................ 21 – 97

    1. Первые этнографические сведение о Памире в русской историографии………………………………………………… 21 – 37

    2. Начало целенаправленного изучения этнографии Памира…. 38 – 70

    3. Этнографического исследование Памира в конце XIX века... 71 – 97

Глава 2. Достижение русских учёных в этнографическом исследовании Памира начала XX века………………………………………….. 98 – 209

2.1. Место военно - административных представителей России в освещении этнографических особенностей народов Памира………………….. 98 – 123

2.2. Вклад русских востоковедов в изучение этнографии Памира в начале XX века ……………………………................................................. ……. 124 – 160

2.3. Русские учёные-естествоиспытатели о традиционной культуре и быта памирцев ……………………………………………………………. 161 – 179



Заключение…………………………………………………………. 180– 188

Список использованных источников и литературы…………. 189 – 209

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Памир, благодаря особенностям географического расположения и уникальности этнографических показателей древних таджиков, всегда привлекал широкий круг специалистов различного направления науки. Веками изолированные от влияния чужих цивилизаций, памирские таджики сохранили первобытную чистоту традиционного общества, этногенетическую, этноантропологическую и этнокультурную самобытность далеких предков таджикского народа, со своими корнями, уходящую в глубокую древность.

Этнографическое изучение Памира, в сугубо научном аспекте, в основном зародилось в период усиление соперничества Англии и России, в особенности после присоединения Средней Азии к России. До этого, в западноевропейских и российских научных кругах доминировали в основном отрывочные и во многом неверные точки зрения о населении региона. Авторы, в основном ссылались на распространённые сведения информаторов и иных сохранившихся источников, излагали свои повествования, при этом, не всегда заботясь о достоверности своего изложенного материала. По мере интенсивного проникновения английских и русских учёных в пределы края и применения различных методов, способов сведений и их разработки, авторы больше опирались на полевые работы, методов наблюдения и имеющихся источников, расширяли информационное поле, обогащали объём накопительного материала. На их основе впоследствии создавались серьёзные труды по истории и этнографии таджикского народа. В этом плане следует, заметить, что благодаря этим исследователям постепенно уменьшались «белые пятна» на этнографической карте Памира.

Оставленное русскими исследователями различного направления науки наследие в виде монографических трудов, статей, а также сохранившихся множество официальных (отчеты, рапорты, донесения, уведомления) и неофициальных (путевые заметки, дневники, воспоминания) документов исследователями, военных и дипломатических кругов, являются незаменимыми источниками в изучение истории, культуры и быта памирцев. Но, несмотря на пристальное внимание ученных, как дореволюционного, советского, а также и нынешнего периода исследователей их заслуга в изучении этнографии народов Памира и поныне не стало объектом специального историографического анализа.

«Таджики являются нацией с признанной цивилизацией и, конечно же, нам надлежит беречь и приумножать наши национальные ценности, древнюю историю, науку, литературу и искусство, крепить национальное достоинство и в этом духе воспитывать будущие поколения»1.

Таким образом, историографический и источниковедческий анализ этнографического наследия русских дореволюционных исследователей, имеет огромное значение в изучении проблем касающиеся особенностей этногенеза, социальной организации, семейно - брачных отношений, материальной и духовной культуры, иммиграции, истории, религии, обычаев, ритуалов и обрядов таджикского народа в целом и памирцев, в отдельности.

Актуальность данного подхода в первых, диктуется реалиями современного независимого Таджикистана, твёрдо выступившего на путь создания подлинного демократического, правового и светского общества и восстановление национальной ценности таджикского народа.

Во-вторых, историографический анализ этнографического наследия русских дореволюционных исследователей по этнографии Памира, может способствовать более детальному изучению заслуг русских исследователей в этом направлении, что очень важно для усовершенствования и укрепления принципов национального единства в современном периоде истории таджикского народа. Важно то, чтобы этнографические знания способствовали активному научному изучению истории этногенеза таджикского народа и возрождение ценностей традиции, обычаев и ритуалов, необходимых для воспитания современного и грядущего поколений в духе национальной гордости и чувства патриотизма.

В третьих, в настоящее время, когда все больше активизируется историческая экспансия со стороны новоявленных специалистов из соседних республик, усердно пытавшихся «удревнять» истории своих народов абсолютизируя их место в истории цивилизации региона явно в ущерб определяющей роли таджикского народа, что явно противоречит принципам историзма. Естественно, всплывает необходимость глубокого беспристрастного изучения сложения этногенеза таджикского народа и место горцев в нем. В этом плане особенно возрастает выявления вклада русских исследователей в данном направлении.

В четвертых, в республике и за ее пределы в конце Советской эпохи и периода независимости появилось мнение ряда «ученых и политиков» чуждое исторической правде, попытка искусственно разделить памирцев от их сородичей живущих на равнинах Средней Азии, и придать им отдельный этноним. В связи с этим, в трудах русских исследователей заложены неопровержимые доказательства собранные ими в результаты служебных и полевых работ в регионе от самих памирцев, об их расовой, этнической принадлежности.

И наконец, изучение истории исмаилизма, его вероучение и нормы, нравственные отношения последователей в прошлом, велись в основном на основе сочинений, повествований, преданий и сфабрикованных показаний религиозных и политических оппонентов этого течения в исламе. В связи с этим в трудах некоторых русских дореволюционных исследователей, несмотря на ряд неточностей, недостаточного понимания и упущений, имеется информация о традициях, вероучения, нравственном воспитании исмаилитов Бадахшана, которые являются первоисточником по изучению ряда вопросов касающихся данной проблемы.

Вышеперечисленные факты побудили диссертанта взяться за комплексную научную разработку вклада русских дореволюционных исследователей в освещение традиционной жизни этнических групп Горного Бадахшана.

Степень изученности проблемы. Вклад русских исследователи в освещение этнографии Памира в той или иной степени нашло своё отражение в работах ряда советских, российских и таджикских историков. Их этнографическое наследие в научный оборот широко вводили такие видные исследователи Памира, как Б. И. Искандаров1, Н. А. Халфин2, Б. В. Лунин3, О. А. Агаханянц4, З. Бахромов5, Б. Литвинский и Н. Акрамов6, Х. Ф. Акрамова7, Р. М. Масов8, К. Джураев9, М. Н. Назаршоев10, О. Бокиев11, Х. Пирумшоев12, Т. Г. Абаева13, Т. С. Наврузов14, В. В. Дубовицкий15, Л. Н. Харюков16и другие.

Специальные работы, в которых кратко или более подробно изложен вклад русских исследователей в изучение тех или иных вопросов этнографии Памира и Таджикистан в целом, были написаны исследователями советского периода, таких как: Н. А. Кислякова17, Г. А. Алиева18, А. Мирзоева19, Д. Е. Хайтуна и А. Е. Шибаевой20, С. А. Токарева21, Н. Н. Ершова22, Б. А. Литвинского23, А. К. Писарчик24, Н. А. Акрамова1, С. П. Полякова2, Л. Моногаровой и И. Мухиддинова3, Н. Давлатбекова1, А. Валиева2, З. Юсубековой3, Н. Н. Назаровой4 и другими различными авторам. Среди работ этих авторов, с точки зрения историографического анализа этнографических материалов русских дореволюционных исследователей, особой заслуги имеют Н. М. Акрамов, Л. Моногарова и И. Мухиддинов. Немаловажное освещение в роль русских исследователей в изучение этнографии Памира занимает и коллективная работа «Таджикистан в трудах русских дореволюционных исследователей (вторая половина XIX – начало XX в.)»5.

В период независимости Таджикистана тоже вышли из печати работы ряд исследователей, в которых тоже исследуются те или иные вопросы касающихся этнографии Памира, в которых авторы тоже широко вводят в научный оборот материалы русских исследователей.

Привлекает к себе внимание работы Н. Давлатбекова. Его исследований посвящены историографическому анализу материалов русских дореволюционных исследователей, в них рассматриваются проблемы пережитков доисламских верований на Памире, освещение исмаилизма, обряды, ритуалы и обычай, связанные с ними в работах русских исследователей. Недостатки работы автора в том, что из его поля зрения выпало освещение и анализа указанных вопросов у жителей Дарваза, Ванча и Язгулема1.

В работе Н. С. Махмудовой рассмотрено место русских дореволюционных исследователей в освещение вопросов, касающихся физическому типу и духовной культуре, а также быте народов Памира2.

В монографическим исследованием З. Юсуфбековой впервые комплексно исследуется традиционного семейного быта шугнанцев. Автор, в разработки данной проблемы широко вводить в научный оборот архивных материалов русских востоковедов с увязкой результатов собственных полевых исследования3.

Э. Ходжибеков в своей диссертации выявляя роль исмаилитских духовных наставников в общественной жизни шугнанцев, также не мог обходить мимо наследия русских востоковедов. Автор, наряду с материалами из личных архивов исмаилитских пиров, и другим источникам в процессе анализа данной проблемы широко опирается на сведения русских исследователей4.

Важное место в освещение этнографии шугнанцев принадлежит Т. С. Каландарову. Автор, в своей работе подробно излагал этнографии Шугнана, и в этом направление широко использует материалы русских дореволюционных исследователей5.

В работе А. С. Давыдова на основе этнографических, языковых, антропологических и археологических сведениях научно доказано этническая принадлежность памирцев, которые по справедливому выводу автора, по сей день сохранили антропологическую и расовую чистоту таджикского народа. Автор, в этом направлении широко использует научные убедительные факты из работ дореволюционных русских исследователей1.

В работе В. В. Дубовицкого рассмотрено вклад Туркестанского кружка РГО в изучение Таджикистана. Автор, в отдельном параграфе показывает роль русских учёных в изучение этнографии Таджикистана в целом. Таким образом, следовательно, исходя из специфики, анализ работ многих русских исследователей по этнографии Памира, не входят в орбиту его исследования2. В другом своем работе исследователь освещает архивного наследия великого этнографа М. С. Андреева3.

Диссертационная работа и монографическая исследования С. К. Матробова целиком и полностью посвящены традиционным играм ваханцев. В них с точки зрении изучении этнолингвистики освещено празднично-обрядовые, свадебные и детские игры, бытующие среди ваханцев4.

В освещение этнолингвистическое направление рушанцев среди работ периода независимости ведущее место занимает работа С. А. Саркорова, который среди исследователей впервые отдельно в научный оборот вводит научное наследие И. И. Зарубина. В нем автор анализирует собранные материалы И. И. Зарубиным о рушанцах и рушанском языке, календарно-обрядовых праздников, свадебные и похоронно-поминальные обрядность рушанцев1.

Проблемы поминально - похоронных обрядов горцев рассматривается в работах А. А. Шоинбекова2 и А. З. Лашкариева3, в которых тоже наряду с материалами собранными авторами в результате полевых работ широко использованы сведения и заметки русских дореволюционных исследователей.

В работе С. Туйчиевой впервые рассматривается историческая эволюция гендерных отношение на Памире, статус мужского и женского пола, степень их влияния в социальных и культурных сферах общества, место государственных юридических актов на защиту интересов женщин и гендерного равенства. Автор, на этом поприще широко использует сведения русских дореволюционных исследователей касательно социальном порядке в памирском обществе4.

В диссертационной работе О. А. Махмудова рассмотрены сущности, особые развития и формы существования исмаилизма в Средней Азии, особенно на Памире, середине XIX – начало XX вв., так как он тоже во многих местах диссертации опирается на сведения и заметки русских исследователей5.

Почтенно надо оценить заслуги Ларисы Додхудоевой. Ей впервые опубликовано научное наследия двух крупных исследователей Памира – А. А. Семенова и М. С. Андреева на основе всех документов из личных фондов ученых, хранящиеся в архиве отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша Академии наук Республики Таджикистан1. Ей же написана статья о вклада А. А. Бобринского в изучении Таджикистана2.

Надо отдать должное и Д. Худоназарову, который целенаправленно взялся за поискам архива графа А. А. Бобринского, в результате, которого опубликовал ряда работ составляющее часть фотографической коллекции экспедиций графа3.

Крупная работа, в которой целиком рассмотрено заслуга русских дореволюционных исследователей в изучении этнографии таджиков является монография А. Валиева. В ней рассматривается роль русских исследователей в изучении этнографии часть таджикского народа входящие в составе Российской империи в целом4.

В монографии М. Пирумшоева тоже прослеживается традиционной жизни горцев по материалам дореволюционных русских исследователей, в том числе этнографического характера5.

Заслуга этих авторов в изучении Памира в своей совокупности является весомым достижением в отечественной историографии. Каждый из них занимает достойное место в изучении истории, археологии, антропологии, этнографии и лингвистики края. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что исходя из специфики своих работ, они не смогли поставить во главу угла отдельно исследования историографического изучения данной проблематики. С другой стороны, в их работах не остаются незамеченными идеологические и политические отпечатки времени. Следует также отметить, что если бытовые или материальные традиции получили более ясное описание, то такой полноты не отмечается в отношении духовной традиции. До настоящего времени никто из исследователей специально не занимался конкретным исследованием, в котором бы нашло свой историографический анализ вклада русских дореволюционных исследователей в изучение этнографии Памира. Исходя из этого, настоящая диссертационная работа является в этом направлении первым исследованием. В ней, путем хронологического подхода даётся комплексный историографический анализ того бесценного вклада, который внесли русские исследователи в этнографическое изучение Памира и Бадахшана.



Предмет исследования. Предметом исследования служат этнографические материалы, имеющиеся в работах русских дореволюционных авторов.

Объект исследование. В качестве объекта данной диссертации на передний план является беспристрастный комплексный, анализ этнографического материала, содержащийся в работах русских дореволюционных исследователей с одной стороны и выявление степени этнографического изучения края русскими исследователями с другой.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный историографическо - источниковедческий анализ материалов русских дореволюционных исследователей по этнографии Памира и Бадахшана. Исходя из данной цели, определены следующие конкретные задачи исследования:

- выявление причины интереса русских специалистов в изучение этнографии Памира и степень накопления первых этнографических сведений;

-определение основных этапов изучения этнографии памирцев в России и проанализировать разноплановые этнографические сведения русских исследователей;

- определить научную ценность работ русских исследователей этнографического характера;

- показать степен обоснованности расовой, физических типов, этнической принадлежность населения Памира в трудах русских дореволюционных исследователей;

- показать роль русских учёных в изучении брака и бракосочетания, семейные отношения, рождение ребёнка, воспитание ребёнка, похороно-поминальное обряды, общественное нравственное воспитание памирцев, степень объективного освещения религиозной принадлежности населения края;

- определить степень изученности проблемы, касающиеся орнамента одежды горцев;

- показать роль русских исследователей в изучении традиционных праздников, описания самобытности для памирцев развлечения, игры, сказки, поэзии, музыки и танцев, лингвистики, специфики говоров Памира;

- выявить научную ценность трудов русских исследователей в изучении материальной культуры населения Памира, возведения жилища, прикладное изобразительное искусство, резьба, вышивание и другие;

- определить степень отражения сельскохозяйственного производства, обычаев, обрядов связанных с ними ритуалов и разнообразные способы приготовления пищи горцев.



Научная новизна исследования заключается в том, что впервые отдельно в отечественной историографии на сугубо научной основе анализируется заслуга русских дореволюционных исследователей в данной работе в этнографическом изучении Памира и Бадахшана. Не смотря на то, что данная проблема в той или иной степени присутствовала в ряде работ обобщающего характера, тем не менее, отсутствие детального историографического исследования заслуг русских исследователей в этом направлении в отечественной историографии, ощущается, по сей день. Важность исследования заключается и еще в том, что в ней в научный оборот вводятся значительные сведения русских исследователей по этнографии Памира, имеющие характер первоисточника. Исходя из вышеизложенного, в категории научной новизны диссертации выходит следующее:

- выявлены причины интереса русских специалистов в изучении этнографии Памира и степень накопления первых этнографических сведений в русской историографии;

- определены разноплановые этнографические сведения русских исследователей по этнографии Памира;

- определена научная ценность работ русских исследователей этнографического характера;

- показана степень обоснованности расовой, физических типов, этнической принадлежности населения Памира в трудах русских дореволюционных исследователей;

- раскрыта роль русских учёных в изучении брака и бракосочетания, семейных отношений, рождение ребёнка, воспитание ребёнка, похороно-поминальное обряды, общественное нравственное воспитание памирцев, духовная жизнь и степень объективного освещения религиозной принадлежности население края;

- выявлена степень изученности орнамента одежды горцев;

- показано роль русских исследователей в изучении традиционных праздников, описания самобытности для памирцев развлечения, игры, сказок, поэзии, музыки и танцы, лингвистики, специфики говоров Памира;

- выявлена научная ценность трудов русских исследователей в изучении материальной культуры населения Памира, возведения жилища, прикладное изобразительное искусство, резьба, вышивания и другие;

- раскрыта степень отражения сельскохозяйственного производство, обычаев, обрядов связанные с ними ритуалов и разнообразные способы приготовления пищи горцев.



Источниковедческая база исследования. Диссертация в основном базируется на материалах накопленных русскими дореволюционными исследователями, так или иначе причастных к этнографическому изучению Памира, с увязкой с работами ряда известных западноевропейских исследователей Памира и других источников. В работе также использованы архивные материалы. Диссертантом в ходе исследования обобщены результаты опросов информантов, знатоков народной традиции и их участников.

Среди русских дореволюционных исследователей, которые в своих трудах в той или иной степени освещали этнографию Памира, особо выделяются заслуги А. К. Мейендорфа, П. Чихачева, М. И. Венюкова, А. П. Федченко, Н. А. Северцова, Л. Ф. Костенко, И. П. Минаева, А. Н. Куропаткина, В. Ошанина, П. Е. Косякова, Г. А. Арандаренко, А. Э. Регеля, Д. Л. Иванова, Д. В. Путята, Г. Е. Грум - Гржимайло, Н. Н. Покотило, Б. Л. Громбчевского, П. А. Кузнецова, Ванновского, В. Банковского, А. Г. Сребренникова, С. И. Коржинского, В. И. Липского, Б. Н. Литвинова, В. Н. Зайцева, В. В. Бартольда, А. А. Бобринского, Н. В. Богоявленского, Зайченко, А. Е. Снесарева, А. А. Семенова, В. И. Масловского, В. В. Станкевича, Н. Л. Корженевского, М. С. Андреева, Б. А. Федченко, А. П. Шишова, Д. Л. Логофета, А. Г. Разгонова, И. И. Зарубина, Муханова и ряд других.

Обширный круг вовлеченных источников в настоящем исследовании диссертантом условно разделены на следующие категории:

- для сравнительного анализа историко-географические и этнографические исследования, автор отдает предпочтение работам выдающихся учёных и путешественников Западной Европы К. Риттера, А. Борнса, Дж. Вуда, Г. Юля, Гордона и другие;

- научные труды тех русских специалистов, которые хотя непосредственно не участвовали в изучении края, но оставили после себя интересные для того периода, научные выводы и обобщения по Памиру. К ним относятся П. С. Савельев, П. Чихачев, М. Венюков, И. Бичурин, В. В. Григорьев, В. В. Бартольд, А. П. Шишов и другие;

- заметки специалистов, представителей различного направления науки, которые побывали в разное время на Памире (географы, военные, историки, этнографии, биологи, ботаники, астрономы и др.);

- рапорты, донесения и отчёты военных специалистов (хранившиеся в архивах);

- заметки и архивные документы, принадлежавшие перу политико - дипломатическим чиновникам Российской империи;

- статьи, помешенные в научных журналах и сборниках таких как: «Записки императорского русского географического общества», «Известия Русского географического общества», «Сборник географических, топографических, статистических материалов по Азии», «Русский Антропологический журнал», «Ученые записки императорского Казанского университета», «Известия Туркестанского отдела Русского географического общества», «Военный сборник», «Туркестанский сборник», «Сборник Музея Антропологии и этнографии при Российской Академии наук», «Мир Ислама», «Вестник Европы», «Исторический вестник», «Русская мысль», «Землевладение», «Этнографическое обозрение», «Запись Восточного отделение императорского русского археологического общество» и другие;

- монографические труды дореволюционных русских исследователей, побывавших на Памире;

- статьи из периодической печати;

- материалы, собранные автором в результате полевых исследований;

- архивные материалы из Государственного архива ГБАО – Сборник документов по истории Памира (1883 – 1931 гг.) // ГА ГБАО. – Ф. – 25. – Оп. – 3. – Ед. хр. – 12.; Исмаилизм на Памире (1902 – 1931 гг.). Сборник документов;

- исторические источники «История Шугнана», «Каттаган и Бадахшан» Бурхан-уд-дин-хан-и Кушкеки, «Таърихи Бадахшон», и Рассказы Лахман Хусайнзода.

Последнее впервые вводится в научный оборот. Автор, этого источника Лахман Хусейнзода родом был из Гилгита, который в 12 году от рождения правитель Читрал отдал в качестве слуги рушанскому правителю. Он родился в 1830 году в Гилгите, умер в 1950 году в Вамаре, административном центре Рушанского района Республики Таджикистан. Его воспоминания как очевидца события, по его рассказам был записан в 1946 году жителем Вамара Киматшо Исматовым и Бовар Суфиевым. Источник в большинстве со своим содержанием освещает политическую историю края, не смотря на это, в нем изложены этнографические сведения. Поэтому, диссертант отдает предпочтение некоторым сведениям источника и впервые вводит их в научный оборот. Оригинал рукописи сочинения Л. Хусейнзода написанный переписчикам на фарси, хранится в частном архиве одного из жителей Рушанского района, по некоторым обстоятельствам нами не удалось доставить ее. В диссертации использовано опубликованный вариант источника1.

Следует объяснить, что с целей изучения истории Памира по решению правительства ГБАО в 1965 году, в связи с празднованием 40-летия образования области и 70-летия присоединение Памира к России, для розыска и снятия копий с книг и документальных материалов, касающихся истории Памира, в научных центрах был командирован начальник архивного дела исполкома ГБАО Х. Бурибеков. В результате ему удалось в Ташкенте снимать копию из составленного В. А. Станишевскым «Сборник истории Памира» и другие документальные материалы из ЦГА Узбекистана, ЦГВИА Союза ССР периода 1833 – 1932 гг. Профессор М. Назаршоев, будучи тогда председателем Облисполкома ГБАО именовал этот сборник «Сборник документов по истории Памира (1883 – 1931 гг.)». Названный сборник, наряду с другими находками, по одному экземпляру тогда был передан для постоянного пользования в распоряжение госархива ГБАО, в партархива Обкома партии, в областной краеведческий музей ГБАО и в областную библиотеку ГБАО. Нами в диссертации использованы экземпляр из госархива ГБАО.

Исмаилизм на Памире (1902 – 1931 гг.) диссертанту доставлено из личного архива, кандидата исторических наук, доцента М. Шергазиева.

Основные положения, вносимые на защиту:

- степень первые этнографические сведения о Памире в русской историографии, которые в основном были заимствованы из зарубежных источников. Русские исследователи тщательно наблюдали за ходом этнографического изучения края со стороны зарубежных исследователей, и провели с комментарием на русском языке сочинениях различных авторов.

-со времени присоединение основной части Средней Азии, русские исследователи приступили непосредственно к изучению этнографии Памира. В этом направлении изучение традиционной и духовной жизни памирцев занимало особое место.

- в конце XX столетия наряду с военными и естествоиспытателями изучение этнографии Памира начали изучать специалисты-востоковеды.

-вклад военнослужащих и дипломатических представителей в изучение Памира и историографический анализ, собранные им сведения по этнографии края в начале XX века.

-характерные особенности, комплексном и объективном анализе накопительного материала и монографических исследование профессиональных русских востоковедов начала XX века.

-роль ученых-естествоиспытателей в освещение характерные черти жизни горцев, особенно сельскохозяйственного традиции таджиков Памира.



Хронологические рамки исследования охватывают средину XIX – начало XX веков. Указанный период в-первых обусловлен источниковедческой базой диссертации. Так как в 30-е годы XIX столетия англичане уже побывали на Памире и собрали этнографический материал, а в России, начиная со временим создания РГО, в печати появились первые опубликование русские переводы их работ, в которых имелись сведения по Памиру, а с 70 – 80-е годы XIX века до 1917 года является периодом непосредственного интенсивного этнографического изучения Памира со стороны самих русских исследователей. Известно, что этнографию фактически нельзя ограничить в строгих хронологических рамках. Так как процесс развития этноса, этнографические черты характера имеют глубокие корни. Исходя из самой логики изложения, для сопоставительного анализа, диссертант по собственному мнению порой допускает нарушения хронологической рамки работы.

Географические рамки исследования охватывают территории ГБАО, афганского и китайского Памира. Для сравнительного анализа автор местами выходит из установленной рамки.

Теоретической и методологической основой исследования послужили классические труды советских, отечественных и российских историков, стоящих на принципиальных позициях непредвзятого отношения к историко - этнографическим материалам. В процессе исследования были использованы методы сопоставительного анализа и синтез, сравнительно-исторический и историко-теоретический методы, методы опроса, наблюдения, аналога и сравнения, единства теории и практики. Автор, стремился придерживаться максимального объективного и беспристрастного традиционного классического подхода к анализу имеющихся материалов, исходя из принципа подлинного историзма. На наш взгляд существуют два подхода к решению той цели, которые заложены в основу данного диссертационного исследования: 1- тематический подход означающий постановку во главу угла этнографические проблемы и выяснить степень заслуг русских исследователей в изучении этих проблем; 2 хронологический подход, который даёт возможность прослеживать процесс накопления этнографического материала и развития этнографического памироведения. На наш взгляд второй подход является более приемлемым ввиду того, что даёт возможность прослеживать за процессом этнографического изучения региона русскими исследователями и на этой основе выявить заслуги тех исследователей, которые в той или иной мере имеют непосредственное отношение к изучению проблемы. Поэтому, мы решили в исследовании данной темы выбрать хронологический подход.

Практическое значение исследования. Концептуальное изучение и скрупулёзный историографический анализ материалов этнографического характера русских дореволюционных исследователей, откроет нам специфику ментальности этнических групп Памира и процесса его формирования, которое имеет практическое значение на постсоветском периоде в зарождении духовной и материальной культуры таджикской нации. Исследовательский опыт полученный автором в процессе исследования может быть востребован в изучении других направлений исторических дисциплин, в научных поисках современной этнографии и этнопсихологии Памира, религиоведения, географии, а также для разработки учебников соответствующих курсов читаемых в гуманитарных факультетах ВУЗах республики и за его пределами.

Апробация исследования. Диссертация в процессе написания отдельно по главам поэтапно и в целом, после завершения была обсуждена на заседаниях кафедры история таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, на заседании отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша Академии наук республики Таджикистан. С основными положениями диссертации автор, выступил с докладами на международных, республиканских и вузовских научных конференциях. Общие содержания отдельных параграфов и глав изложены в опубликованных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница