Вызовы мобилизованной этничности в Кабардино-Балкарской Республике в 1990-е гг




Дата13.06.2016
Размер43.2 Kb.
Мальбахова Ф. Б.

Вызовы мобилизованной этничности в Кабардино-Балкарской Республике в 1990-е гг.

С распадом СССР в новых геополитических условиях изменилась и этнополитическая ситуация на Северном Кавказе, где радикальные националистические организации выступили с целым рядом проектов, нацеленных на перекройку административных и государственных границ РФ. В их числе были:

- выход из состава России (Чечня);

- раздел или федерализация существующих субъектов РФ по национальному признаку (Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия);

- изменение границ субъектов за счет выделения районов компактного проживания отдельных этнических общностей с последующим созданием собственной государственности или автономии (терские казаки, кумыки, балкарцы, кабардинцы, абазины, ногайцы, лезгины, шапсуги);

- административное объединение близкородственных народов (абазины, осетины, лезгины, черкесы, тюркоязычные народы).

Особый интерес изучение современной истории Кабардино-Балкарии приобретает в связи с тем, что трансформация общества и политической системы, начавшись здесь в конце XX в., еще не завершена. До сих пор не нашли своего полного решения обозначившиеся тогда проблемы. Заслуживают исследовательского внимания национально-политические движения, которые, не имея доступа к рычагам принятия государственных решений, тем не менее, играли важную роль в жизни республики.

Начало 1990-х гг. явилось сложным периодом для всей страны. Замечено, что в периоды экономических и социальных потрясений, демонтажа существовавших долгое время идеологических установок и кризиса власти социальная напряженность приводит к активизации исторической памяти, доминированию в политической жизни религиозных и этнических моментов. В этих условиях национально-культурные объединения, вскоре трансформировавшиеся в общественно-политические, стали оппозицией официальной власти. Именно они вобрали в себя весь демократический потенциал общества, в результате чего собственно демократическая оппозиция в Кабардино-Балкарии так и не сформировалась.

Первое крупное общественно-культурное объединение кабардинского народа возникло в 1985 г. в лице организации «Ашамаз». Инициатива ее создания принадлежала представителям творческой интеллигенции, которые считали целью своей деятельности возрождение и развитие этнического самосознания, языка, культуры и исторических традиций. Первыми культурно-национальными объединениями у балкарцев стали «Ныгыш» и «Бирлик». На этом этапе трудно разделить национальные и демократические движения, так как их лозунги сливались в единое целое. К 1990 г. «Ашамаз» стал массовой общественной организацией и был переименован в «Адыгэ Хасэ». В то же время «Ныгыш» и «Бирлик» создали общественную организацию «Тёре». Получив институциональное оформление, национальные движения выступали в качестве единственных представителей интересов коренных народов. К середине 1990 г. в развитии национальных движений заканчивается период общедемократических требований в защиту культурных и экологических ценностей. Организации приобретают статус общественно-политических, принимают программы и уставы, начинают разрабатывать проекты общественного переустройства.

Второй этап в развитии национально-политических движений приходится на первую половину и середину 90-х гг., когда в республике сформировался институт «съездов народов». В ноябре 1991 г. на I съезде балкарского народа были провозглашены «восстановление» Республики Балкария и «национальный суверенитет балкарского народа». Для реализации этого постановления был создан Национальный совет балкарского народа (НСБН). В Кабардино-Балкарии стало набирать силу межнациональное противостояние. В повестку деятельности организаций и движений включаются вопросы политической и экономической самостоятельности.

В этот сложный период учреждение поста президента Кабардино-Балкарской Республики должно было стать шагом на пути стабилизации политической ситуации, однако первые президентские выборы оказались связаны с дальнейшим обострением политических противоречий, поставивших республику на грань этнополитического раскола.

В ответ на декларации балкарского национального движения кабардинское национальное движение провело Съезд кабардинского народа, который 11 января 1992 г. принял решение о «восстановлении» Кабардинской Республики. Для реализации данного решения была создана новая общественно-политическая организация - Конгресс кабардинского народа (ККН).

Таким образом, политическая деятельность национальных общественных движений кабардинского и балкарского народов («Адыгэ Хасэ» и «Тере») привела к провозглашению суверенных Республики Балкария и Кабардинской Республики, в связи с чем межнациональное противостояние достигло своего апогея. Особенно остро дискуссии развернулись по вопросу проведения границы между двумя республиками. Верховный Совет Кабардино-Балкарии на заседании 6 февраля 1992 г. решил образовать комиссию по выработке механизма реализации решений съездов балкарского и кабардинского народов. Для определения границ исполнительные органы съездов – НСБН и ККН - создали две независимые экспертные комиссии из историков, которые должны были представить свои доклады к августу 1992 г. Решения по вопросу о границе так и не было найдено.



Данный период отмечен также противостоянием кабардинского национального движения с руководством Кабардино-Балкарии, причиной чему послужил грузино-абхазский конфликт. «Адыгэ Хасэ» и ККН развернули активную деятельность в широком спектре - от оказания гуманитарной помощи до формирования и отправки добровольческих отрядов.

Начиная с 1995 г. национальный вопрос отходит на второй план. Постепенно общественно-политическая обстановка в республике стабилизируется. Однако в ноябре 1996 г. лидерами балкарского национального движения была предпринята еще одна попытка создания Республики Балкария. Ответом властных структур стало постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарии от 19 ноября 1996 г., которым прекращалась деятельность съезда балкарского народа и образованных им исполнительных органов, а все принятые съездом решения квалифицировались как антиконституционные. 25 августа 1997 г. был ликвидирован также Конгресс кабардинского народа, устав которого был признан противоречащим действующему законодательству. На изменение ситуации в республики быстрее всех отреагировали лидеры «Адыгэ Хасэ», сумевшие путем создания Международной черкесской академии придать своей деятельности культурно-образовательную направленность. К концу 90-х гг. в Кабардино-Балкарии не осталось влиятельной политической организации, способной стать оппонентом официальной власти. С этого момента нарастает массовое увлечение исламом.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница