Выводы о состоянии защиты населения и территорий




Скачать 98.48 Kb.
Дата17.07.2016
Размер98.48 Kb.


ЧАСТЬ V. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Глава 11. Выводы и предложения

11.1. Выводы о состоянии защиты населения и территорий


от чрезвычайных ситуаций
В Российской Федерации в 2010 г. произошло 360 ЧС, в том числе техногенного характера – 178, природного характера – 118 и биолого-социального характера – 43, а также совершен 21 крупный террористический акт.

В результате указанных ЧС и террористических актов погибло 683 чел. и пострадало 2 908 человек.

Всего в 2010 году в ходе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров спасено более 175 тыс. человек.

Основное количество ЧС техногенного характера было вызвано дорожно-транспортными происшествиями (ДТП) с тяжкими последствиями; авиационными катастрофами; авариями, крушениями грузовых и пассажирских поездов; авариями грузовых и пассажирских судов.

Из ЧС природного и биолого-социального характера наибольшую опасность представляли ЧС, связанные с природными пожарами, заморозками и засухой, инфекционными болезнями сельскохозяйственных животных.

В 2010 г. сохранилась тенденция к снижению общего количества пожаров на территории Российской Федерации. По сравнению с 2009 г. общее количество пожаров снизилось на 4,5% и составило 179,1 тыс., а количество погибших людей на пожарах уменьшилось на 6,9% и составило 12 938 человек.

Количество происшествий на водных объектах по сравнению с 2009 г. увеличилось на 6,4% и составило 8 604, количество погибших при этом составило 7 575 человек.

В 2010 г. силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) эффективно действовали при проведении работ по пропуску весеннего половодья, ликвидации последствий аварии на шахте «Распадская» в г. Междуреченске Кемеровской области, а так же при тушении торфяных и лесных пожаров.

Борьба с беспрецедентными по масштабам лесными пожарами потребовала создания мощной группировки сил и средств. В ее состав вошли 166 тысяч человек и 25 тысяч единиц техники. Была ликвидирована угроза для более 4,6 тысяч населенных пунктов, в которых проживает более 500 тысяч человек, не допущен переход лесных пожаров на критически важные объекты для национальной безопасности.

Обнаружено и обезврежено более 440 взрывоопасных предметов, в том числе 60 авиабомб.

Авиацией МЧС России выполнено более 16 тыс. полетов с общим налетом свыше 14 тыс. часов, перевезено более 29 тыс. пассажиров более 42 тыс. т грузов.

Пожарно-спасательными подразделениями осуществлено 128 658 выездов на ДТП, 75 456 пострадавшим была оказана помощь.

В 2010 г. деятельность Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) и его структур позволили существенно улучшить межведомственное взаимодействие, оптимизировать работу и сократить время принятия управленческих решений.

Для ликвидации ЧС природного и техногенного характера федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий было выделено более 3,4 млрд. рублей (только на ликвидацию лесных пожаров летом и осенью выделено 10,4 млрд. рублей).

Восстановлено 2 385 объектов, в том числе 637 жилых домов, 229 объектов социальной сферы, 1 455 объектов коммунального хозяйства и других объектов (только по итогам восстановления домов пострадавших от лесопожаров было заново отстроено 2 145 домов). Получили единовременную материальную помощь более 43 тыс. семей, пострадавших в результате ЧС.

В 2010 г. общий объем финансовых ресурсов, созданных во всех субъектах Российской Федерации резервов для ликвидации ЧС, составил 22,39 млрд. рублей. По сравнению с 2009 г. объем финансовых резервов субъектов Российской Федерации увеличился на 1,6 млрд. руб. (7,7%).

Организована переподготовка с использованием различных форм обучения около 40 тыс. чел. руководящего состава и специалистов.

Развивалось движение «Школа безопасности». Около 2 млн. детей получили практические навыки действий в ходе соревнований и полевых лагерей «Юный спасатель».

Продолжалось развитие Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

Работа по обеспечению функционирования системы ОКСИОН была организована в Южном, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах; хуже – в Северо-Западном федеральном округе и г. Москве.

По итогам 2010 г. признана недостаточно эффективной работа комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Москвы.

В лучшую сторону отмечается деятельность комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан, Кемеровской, Челябинской, Курской, Новосибирской и Мурманской областей, Ставропольского и Хабаровского краев.

Среди функциональных подсистем РСЧС в лучшую сторону отмечена деятельность МВД России, Минтранса России, Минобороны России, Минэнерго России, Ростехнадзора и ВЦМК «Защита».

В 2010 г. федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями осуществлен комплекс мероприятий по следующим направлениям:



совершенствование государственного регулирования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

продолжались разработка и принятие в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности. Принято более 20 федеральных законов, 10 указов Президента Российской Федерации, более 30 постановлений Правительства Российской Федерации, свыше 20 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которыми устанавливаются:

полномочия органов местного самоуправления по принятию правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС на водных объектах, а также международное сотрудничество в этой области;

основы законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и реструктуризации бюджетной сети;

дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие решений о выплате гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи в случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера;

правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на объекте аварии;

полномочие органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов;

дополнительные меры по охране лесов от пожаров;

полномочия Правительства Российской Федерации по порядку привлечения спасательных воинских формирований МЧС России к предупреждению и ликвидации ЧС.

В рамках решения предстоящих задач по развитию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности населения внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О добровольной пожарной охране». Положениями законопроекта определены аспекты социальной и экономической поддержки деятельности добровольных пожарных, установлены права, обязанности и ответственность добровольных пожарных.

Подготовлен технический регламент о безопасности маломерных судов. Принятие технического регламента позволит повысить эффективность правовых норм в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также повысить меры безопасности на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, ледовых переправах и наплавных мостах.

Подготовлен технический регламент о требованиях к продукции, обеспечивающих защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Принятие технического регламента позволит повысить уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера; эффективность правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; упростить оценку соответствия продукции требованиям, обеспечивающим защиту населения и территорий от ЧС, за счет устранения административных барьеров со стороны надзорных органов; а также создать законодательную базу, гармонизированную с международным законодательством.

В МЧС России продолжалась целенаправленная работа по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательства, созданию благоприятных условий хозяйствования для субъектов малого и среднего бизнеса, упрощению надзорных процедур и исключению коррупционных проявлений. Активно внедряется система независимой оценки рисков в области пожарной безопасности;

совершенствование мероприятий, средств и способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

в полном объеме реализованы мероприятия, предусмотренные федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», в том числе по развитию и совершенствованию систем мониторинга и прогнозирования ЧС, сейсмонаблюдений и предупреждения о цунами, завершено создание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. В рамках указанной программы за счет средств федерального бюджета создано 34 информационных центра, 90 пунктов уличного информирования и оповещения населения, установлены 2 640 плазменных панелей и 1 062 устройства типа «бегущая строка»;

в рамках федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» выполнены работы по совершенствованию учебно-материальной базы и системы подготовки пожарных. Осуществлено строительство и реконструкция: 67 пожарных депо в населенных пунктах; 15 пожарных депо для прикрытия критически важных объектов и в ЗАТО. За счет средств субъектов Российской Федерации приобретено и поставлено: 344 пожарных автомобиля, 12 666 ед. оборудования. Оборудованы и оснащены системами оповещения и управления эвакуацией 717 учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения;

осуществлены мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Преодоление радиационных последствий на период до 2010 года», в том числе работы по повышению готовности органов управления сил и средств РСЧС к действиям в условиях ЧС;

в состав МЧС России включены подразделения горноспасателей угольной отрасли, металлургии и строительства численностью около 5 тыс. сотрудников. Организована работа по созданию единой военизированной горноспасательной службы МЧС России;

проводилась работа по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны и населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений;

осуществлен комплекс мер в рамках международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС. Особое внимание уделялось сотрудничеству с европейскими государствами. В 2010 г. дальнейшее развитие получило трехстороннее сотрудничество в формате Россия – Индия – Китай (РИК).

В рамках реализации межгосударственных соглашений осуществлялось сотрудничество со странами СНГ. Проведен ряд гуманитарных операций по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации ЧС (Польше, Черногории, Абхазии, Гаити, Чили, Палестине, Турции, Гвинее, Конго, Армении, Киргизии, Южной Осетии, Эфиопии, Китае и др. странам);



повышение эффективности государственной системы реагирования на чрезвычайные ситуации:

совершенствовалась система обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации;

построены объекты инфраструктуры системы оперативного реагирования и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах. Созданы пилотные зоны системы защищенности от ЧС критически важных объектов в 7 субъектах Российской Федерации;

проведены практические мероприятия по реконструкции региональных систем оповещения в 35 субъектах Российской Федерации. Наиболее активно указанные работы проводились в субъектах Российской Федерации Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округах, а также в г. Москве;

организовано эффективное функционирование НЦУКС по обеспечению координации действий и оперативному управлению силами и средствами РСЧС;

реализуются мероприятия по совершенствованию системы дистанционного зондирования Земли;

проведены работы по разработке единого информационного ресурса – паспорта территории (создана база данных паспортов на все федеральные округа и субъекты Российской Федерации, более 2 тыс. муниципальных районов; 19 554 сельских поселений и более 115 тыс. населенных пунктов в составе сельских поселений);

организовано проведение аттестации подразделений Государственной противопожарной службы на право ведения аварийно-спасательных работ;

внедрены современные подходы к механизму реализации надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

совершенствовалась система создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

В целом в 2010 г. РСЧС обеспечила безопасность жизнедеятельности населения и устойчивость функционирования потенциально опасных объектов инфраструктуры страны и организаций в ЧС.

В результате проведенной работы достигнута положительная динамика в сокращении масштабов последствий ЧС, повысились эффективность планово-предупредительных, профилактических, защитных и противопожарных мероприятий, готовность и оперативность действий сил и средств РСЧС при проведении спасательных операций, в том числе связанных с оказанием гуманитарной помощи иностранным государствам.

Экспертный совет МЧС России и Общественный совет при МЧС России привлекались к активному участию в решении наиболее проблемных вопросов.

Основные задачи и мероприятия по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, предусмотренные соответствующими планами на 2010 г., выполнены.



Предложения по повышению эффективности защиты населения и территорий от ЧС, регламентированные в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году» (поручение Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № ИШ-П4-2117), в основном выполнены.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница