Выпуск #9 (331), 2008 27 марта – 2 апреля




страница1/3
Дата12.08.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2   3
Выпуск #9 (331), 2008

27 марта – 2 апреля

ЦИТАТА НОМЕРА

"Сейчас традиционный срок строительства АЭС в России составляет 7-8 лет. Сегодня мы обязаны выйти на 5 лет. А, например, в Японии одну станцию строят 34 месяца. Добиться снижения сроков возможно за счет точного регулирования сроков поставок оборудования. Здесь принципиально важна надежность поставщика. Надо выходить на такую систему поставки оборудования для строительства станций, какая существует на хороших автозаводах".

Генеральный директор государственной корпорации Росатом
Сергей Кириенко

СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРЬ

27 марта – 2 апреля



ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Переговоры по ядерной программе КНДР

  • Планы США в области противоракетной обороны

  • Перспективы сокращения вооружений

  • Мирный атом России

  • Инвентаризация ядерного оружия США

  • Международное сотрудничество России

  • Поставки топлива для украинских АЭС

  • Добыча урана в России и мире

  • Атомная выставка в Китае

  • Проблема радиоактивных отходов в России

  • Утилизация оружейного плутония

  • Грязная бомба в Колумбии

  • Дамасская декларация

МНЕНИЕ

  • О ПРО США

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Индекс iSi за март

  • Читательская конференция Индекса Безопасности

  • О бюллетене

КАЛЕНДАРЬ

27 марта - В рамках саммита НАТО в Бухаресте и предстоящего там же саммита Совета Россия-НАТО, и неформального контакта президентов России и США в Сочи будут рассмотрены все ключевые вопросы, касающиеся безопасности в Европе, сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. "Россия, США и страны, входящие в Совет Россия-НАТО, несут особую ответственность за безопасность в евроатлантическом регионе, - подчеркнул Лавров. - Это и проблема противоракетной обороны, ДОВСЕ, ракет средней и меньшей дальности, милитаризации космоса". "Все эти вопросы сейчас находятся в активной стадии обсуждения, и от их решения будет зависеть стратегическая стабильность, безопасность всех регионов и государств мира", - добавил министр.

27 марта - В Удмуртии завершена ликвидация шести мобильных пусковых установок боевого ракетного комплекса Тополь, выслуживших установленные сроки эксплуатации.

27 марта - Уточненная программа воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2005-2020 годы предполагает увеличение запасов урана по категориям С1-С2 по сравнению с показателями действующей программы на 330 тысяч тонн - до 660 тысяч тонн, заявил на заседании правительства министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

27 марта - Правительство РФ внесло на ратификацию в Госдуму Протокол к межправительственному соглашению России и США об утилизации оружейного плутония.

27 марта - Консультации группы экспертов США и России в Вашингтоне завершились, сторонам удалось продвинуться в выработке "стратегического плана" будущих взаимоотношений двух стран, но по вопросу о ПРО работу придется продолжить, сообщил исполняющий обязанности заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Дэниэл Фрид.

28 марта - Официальный представитель МИД КНДР заявил, что КНДР никогда не проводила и не будет проводить деятельность по обогащению урана и ядерное сотрудничество с другими странами.

28 марта - Северная Корея произвела пуски трех антикорабельных ракет с дальностью полета 46 км. Это произошло в ходе военных учений в Желтом море.

30 марта - В Нижнем Новгороде открылась "Ярмарка атомного машиностроения", в которой принимают участие более 80 предприятий и организаций из 22 регионов России, а также представители предприятий атомного машиностроения из Германии, Франции, Чехии и Украины. В ходе ее работы прошли открытые конкурсы на поставку оборудования для 2-го энергоблока Ростовской АЭС и 4-го энергоблока Калининской АЭС, а также впервые пройдет открытый аукцион на поставку оборудования для строящихся АЭС. Общий объем лотов составляет около 10 млрд руб.

30 марта - Договор о размещении в Чехии радара американской системы противоракетной обороны (ПРО) практически готов к подписанию, сообщило агентство Рейтер со ссылкой на чешского премьер-министра Мирека Тополанека.

30 марта - Президент украинского Энергоатома Юрий Коврижкин и вице-президент американской компании Westinghouse Electric Sweden Андрес Джексон подписали контракт о поставках топливных сборок для украинских АЭС, согласно которому планируется поставка 630 топливных сборок американского производства для трех энергоблоков украинских АЭС.

1 апреля - Советник министра обороны России опроверг сообщения о продаже Индии российской атомной подводной лодки типа Акула-2. "Эта информация не соответствует действительности", - заявил адмирал флота Владимир Масорин, который по 2007 год занимал пост главкома ВМФ РФ. Он отверг утверждения Стокгольмского международного института исследований проблем мира, который 31 марта опубликовал на своем сайте данные о поставках обычных вооружений в мире за 2007 год. Среди них значится контракт между Россией и Индией о продаже или передаче в лизинг атомной многоцелевой субмарины проекта 971 Щука-Б (Акула-2 - по классификации НАТО).

2 апреля - Румыния на саммите Североатлантического альянса поставит вопрос о создании дополнительной системы ПРО НАТО, которая полностью прикрывала бы территорию страны от возможных ракетных ударов, заявил румынский президент Траян Бэсеску.

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ


  • Переговоры по ядерной программе КНДР

Прогресс в ядерном разоружении КНДР в ближайшее время не ожидается. Иван Захарченко. РИА Новости. 27 марта 2008

Российские эксперты не ожидают в ближайшее время продвижения в ядерном разоружении КНДР из-за сохранения разногласий между участниками переговорного процесса по этой проблеме и ввиду политических условий вокруг Корейского полуострова, связанных с победой консерваторов в Южной Корее и грядущей сменой власти в США. "Элемент неопределенности может негативно сказаться на решении ядерной проблемы", - заявил 27 марта директор Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН академик Михаил Титаренко на открытии 12-й конференции корееведов России и стран СНГ в Москве.

По словам Титаренко, есть также угроза того, что сложившаяся в международном общественном мнении "усталость" по отношению к затянувшейся проблеме может ослабить к ней интерес в мире.

В октябре 2006 года КНДР провела подземное испытание ядерного устройства, что подтолкнуло начатый тремя годами ранее поиск путей отказа Пхеньяна от использования атома в военных целях на шестисторонних переговорах с участием двух корейских государств, России, США, Китая и Японии.

"Разногласия участников переговоров не дают надежду на то, что алгоритм изменится в ближайшее время", - сказал в своем выступлении российский дипломат Олег Давыдов, непосредственно участвующий в шестисторонних переговорах. По его мнению, сейчас нужны новые идеи, а России следует определиться, какую роль она может взять на себя в сложившихся условиях.

Переговоры дали сбой к концу 2007 года, когда был уже начат процесс выведения из строя ядерных объектов в 100 километрах к северу от Пхеньяна, но натолкнулся на спор США и КНДР об очередности следующих шагов: исключение Северной Кореи американцами из списка стран, поддерживающих терроризм, и декларирование ею всех ядерных программ и расщепляющихся материалов.

Северокорейские власти в настоящее время наблюдают за тем, какую позицию займет новое консервативное руководство Республики Корея во главе с президентом Ли Мен Баком и как затем сложатся отношения Пхеньяна с США, готовящимися к президентским выборам в этом году.

Но сложность не только в отношениях между теми или иными участниками шестистороннего процесса, но и в политических условиях в целом. Как отметил на конференции глава Центра корейских исследований ИДВ Александр Жебин, стремление США опираться на двусторонние военные альянсы в Северо-Восточной Азии (с Японией и Южной Кореей) остается "главным препятствием на пути формирования многосторонних механизмов обеспечения безопасности в регионе".



КНДР заявила, что она никогда не осуществляла деятельность по обогащению урана и распространению ядерного оружия. Синьхуа. 28 марта 2008

Официальный представитель МИД КНДР 28 марта заявил, что КНДР никогда не проводила и не будет проводить деятельность по обогащению урана и ядерное сотрудничество с другими странами.



Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) в тот день сообщило со ссылкой на слова упомянутого представителя, что вопрос опасений относительно того, что КНДР проводит деятельность по обогащению урана, был выдвинут США "безо всяких на то оснований". Для того, чтобы рассеять опасения Вашингтона, Пхеньян проводит с ним необходимое сотрудничество: КНДР не только разрешила американским специалистам посетить северокорейские военные объекты с инспекцией, но и представила им образцы для анализа. Вышеуказанный представитель МИД КНДР сказал, что в настоящее время из-за созданных американской стороной препятствий реализация"Совместного заявления по второму этапу денуклеаризации Корейского полуострова" зашла в тупик. Если США продолжат оттягивать разрешение ядерной проблемы Корейского полуострова, измышляя небылицы, это, по всей вероятности, серьезным образом скажется на нынешнем процессе вывода из эксплуатации ядерных объектов КНДР.

КНДР осуществила несколько испытательных пусков ракет малой дальности. РИА Новости. 28 марта 2008

Северная Корея осуществила несколько испытательных пусков ракет малой дальности с западного побережья страны, сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на южнокорейское агентство Ренхап. Агентство сообщило, что запуск был осуществлен 28 марта, подробности пока неизвестны. Генштаб южнокорейской армии проверяет эти сообщения.

Запуски ракет, о которых сообщают местные СМИ, были осуществлены через день после того, как по требованию Пхеньяна 11 сотрудников сеульского правительства были выдворены из координационного бюро межкорейского сотрудничества в совместной индустриальной зоне на территории КНДР, где совместно трудятся 20 тысяч рабочих и специалистов обоих корейских государств.

Северная Корея 24 марта потребовала от представителей Южной Кореи в течение трех дней покинуть зону после того, как 19 марта южнокорейский министр по делам национального объединения сказал, что расширение совместно индустриальной зоны будет невозможным без решения ядерной проблемы.



Ракеты, скандал и атомная бомба Северной Кореи. Иван Захарченко. РИА Новости. 28 марта 2008

Северная Корея произвела утром 28 марта пуски трех антикорабельных ракет с дальностью полета 46 километров. Это произошло в ходе военных учений в Желтом море. Мировая пресса изрядно встрепенулась, помня о существовании некоего ядерного оружия в КНДР.

Ракеты, летящие всего на несколько десятков километров, ядерным оружием не заряжают. Но все равно новость прозвучала громко, и ее начали комментировать, в чем отчасти и был смысл этих ракетных пусков.

Затянутый шестисторонний процесс ядерного разоружения Северной Кореи, в котором участвует и Россия, заметно "поднадоел" инфантильному ныне международному общественному мнению и медленно увядает, грозя так и не достигнуть своей цели. В таких условиях, как это бывало и раньше, Пхеньян имеет определенный набор средств, чтобы обратить на себя внимание.

К примеру, в 2006 году КНДР провела подземное испытание ядерного оружия, чтобы пришпорить переговорный процесс, и это ей на пару лет удалось. Сейчас схема может быть такой же - сначала ракеты, а потом и еще одно ядерное испытание, если понадобится. И неожиданностью это, на самом деле, не будет.

Проследим, что предшествовало нынешним пускам ракет, ничем, в общем, не примечательных (в последний раз такое было девять месяцев назад), но послужившим явным предупреждением о том, что Пхеньян слов на ветер не бросает.

Переговоры, в которых участвуют дипломаты России, США, Китая, КНДР, Республики Корея и Китая, ведутся уже почти шесть лет и оказались в очередном тупике. Произошло это после того, как Вашингтон потребовал от Пхеньяна раскрыть тайную программу обогащения урана, существование которой Северная Корея отрицает. Еще Соединенные Штаты настаивают на доказательствах, что ядерные северокорейские технологии не передавались Сирии.

В тот же день наряду с пусками ракет МИД КНДР выступил с заявлением о том, что если США не прекратят свои требования, это может сорвать процесс выведения из строя ядерного реактора, с помощью которого был получен оружейный плутоний.

Да и на всем протяжении переговоров официальный представитель КНДР повторял, что не было никаких тайных программ с ураном и поставок технологий за рубеж. Но США не верят и со своей стороны отказываются выполнять свои обязательства исключить Северную Корею из списка стран, поддерживающих терроризм, и отменить в отношении нее экономические санкции. Без этого Пхеньян просто отказывается поверить в то, что Вашингтон не является врагом, и свернуть ядерные программы.

И тут происходит смена власти в Южной Корее, которая последние десять лет благодаря либеральным демократам проводила политику "солнечного тепла" в отношении КНДР. Теперь консервативный президент Ли Мен Бак, победивший на выборах в декабре 2007 года, заявил о перемене курса, суть которого будет сводиться к отказу от сотрудничества с Пхеньяном при нерешенной ядерной проблеме.

На днях, обозначив принципы межкорейских отношений, южнокорейский лидер, бывший бизнесмен, фактически отказался от договоренностей, которые были заключены в прошлом году в Пхеньяне его предшественником Но Му Хеном и северокорейским руководителем Ким Чен Иром, а затем на уровне премьеров. Они, в частности, договорились о создании в Желтом море зоны мира и сотрудничества, а Ли Мен Бак даже не упомянул об этой идее на совещании с правительством. В Пхеньяне не могли не обратить на это внимание.

Нынешние пуски ракет были произведены именно в Желтом море, которое на протяжении долгих лет является очагом напряженности между двумя корейскими государствами. Дело в том, что американцы после Корейской войны 1950-1953 годов в одностороннем порядке разграничили воды Юга и Севера линией, которую в КНДР не признают. Из-за этого спора в прошлом здесь нередко происходили инциденты с военными судами.

Северная Корея напомнила и об этой проблеме, решение которой может натолкнуться на стену. Представитель командования военно-морских сил КНДР выступил с опубликованным пхеньянским радио 28 марта заявлением, в котором говорится, что если южнокорейские военные суда будут замечены в водах республики, Пхеньян "не станет просто наблюдать за этими провокациями" и "тут же будет вынужден пресечь вылазки" противника.

Это - еще одно, помимо пусков ракет, предупреждение южнокорейским властям, которые отказались от безусловного сближения с Пхеньяном. Но самым крупным знаком недоверия стало в общем незамеченное международным сообществом выдворение из совместной индустриальной зоны на территории КНДР близ города Кэсон 11 сотрудников сеульского правительства. Они работали там с 2005 года в координационном бюро обменов и сотрудничества Юга и Севера - первого, по сути, официального представительства Республики Корея в КНДР.

Этот серьезный дипломатический конфликт произошел после того, как 19 марта Южная Корея объявила, что расширение совместно индустриальной зоны будет невозможным без решения ядерной проблемы на Корейском полуострове. И это вопреки договоренностям межкорейского саммита прошлого года.

Южнокорейские эксперты, как отмечает Ренхап, опасаются, что скандал между двумя корейскими государствами еще более усложнит решение ядерной проблемы. Курс Сеула вряд ли будет откорректирован в ближайшее время, а новые неопределенности в ситуации вокруг Корейского полуострова могут появиться с проведением в этом году в США президентских выборов.

Как поведет себя новая американская администрация в отношении КНДР, можно только гадать. А Пхеньяну спешить в общем-то некуда. Если шестисторонний процесс остановится, Северная Корея вновь возобновит ядерную программу, испытания уже не противокорабельных, а баллистических ракет, и все придется начинать сначала.

Тигры из бумаги. Сергей Меринов. Российская Газета. 1 апреля 2008

Резко обострилась обстановка на Корейском полуострове. Северная Корея запустила со своего западного побережья несколько противокорабельных ракет малой дальности. Ее боевые самолеты не менее десяти раз опасно приближались к воздушному пространству Южной Кореи, а элитные моторизованные части передвинулись ближе к демилитаризованной зоне.

Одновременно Пхеньян выслал почти всех главных южнокорейских менеджеров из совместной промышленной зоны Кэсон в пограничном районе, считавшейся одним из символов межкорейского примирения. Здесь на 70 предприятиях работают более 23 тысяч жителей КНДР.

Токийская газета Чосон Синбо - печатный орган Лиги корейских граждан, живущих в Японии, и выступающая как неофициальное представительство КНДР, утверждает: отношения между двумя корейскими государствами приблизились к опасной черте. Напряженность стала нарастать после 25 февраля, когда вступил в должность новый президент страны Ли Мен Бак. Его предшественники пытались проводить в отношении Северной Кореи политику "солнечного тепла", всячески вовлекать Пхеньян в сотрудничество, идти на компромиссы. Ли Мен Бак занял более жесткую позицию. Он заявил, что экономическая помощь КНДР будет продолжена только в том случае, если северокорейские власти улучшат ситуацию с правами человека, будут в полной мере выполнять обязательства по ликвидации ядерной программы и начнут возвращать на родину более тысячи граждан Южной Кореи, которые, как считается, попали в плен во время корейской войны.

На прошлой неделе председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил Южной Кореи генерал Ким Дэ Ен даже заявил о возможности превентивного удара по КНДР, если появятся признаки ее подготовки к нападению с применением ядерного оружия. Правда, позже подчиненные генерала попытались уточнить, что их начальник якобы говорил "об общем военном принципе реагирования на внешние угрозы, а не о нанесении упреждающего удара по Северу". Но Пхеньян такие детали не интересовали. И официальное северокорейское информагентство ЦТАК заявило: "Наши военные не будут сидеть сложа руки и ждать, пока поджигатели войны нанесут превентивный удар. Все в Южной Корее будет обращено в пепел, если мы произведем наш еще более ранний упредительный удар".

КНДР даже пригрозила остановить работы по выведению из строя трех своих ядерных объектов, которые должны были завершиться еще 31 декабря. Пхеньян раздражают необоснованные требования Вашингтона, который хочет выяснить, нет ли у северных корейцев секретной ядерной программы. Ситуация сложилась настолько неприятная, что командующий американским контингентом в Южной Корее счел нужным успокоить общественность и заявил: 28 тысяч американцев и 670-тысячная южнокорейская армия легко отобьют любое нападение 1,2-миллионной, плохо оснащенной армии северян.

Эксперты полагают, что ослабить напряженность постарается Китай, у которого есть серьезные рычаги воздействия на Северную Корею. В преддверии Олимпиады новое обострение ситуации на Корейском полуострове Пекину не нужно.


  • Планы США в области противоракетной обороны

США хотели бы создать вместе с Россией и Европой "региональную архитектуру" ПРО. Александр Пахомов. ИТАР-ТАСС. 27 марта 2008

США хотели бы "создать вместе с Россией и Европой региональную архитектуру" ПРО, заявил 26 марта помощник президента Буша по национальной безопасности СтивенХэдли. Он провел специальный брифинг, посвященный предстоящей поездке главы американской администрации на саммит НАТО в Бухаресте 2-4 апреля. Буквально за полчаса до этого сам Буш объявил, что по приглашению президента Владимира Путинаприедет в Сочи 6 апреля для обсуждения "стратегических рамок" отношений между двумя странами, "ключевой элемент" которых - ПРО.

Как отметил Хэдли, во время переговоров в Москве 17-18 марта госсекретаря КондолизыРайс и министра обороны Роберта Гейтса "был достигнут прогресс", в том числе по проблематике ПРО. "Главный вопрос – на какие конкретные меры мы должны пойти, чтобы убедить Россию в том, что радар ПРО и противоракеты, которые мы планируем разместить в Чехии и Польше, призваны, как мы говорим, противостоять (ракетным) угрозам со стороны Ближнего Востока, с которыми сталкивается Европа и, если хотите, сама Россия", - сказал помощник президента. "Мы пытаемся найти формулу с мерами, которые позволили бы России почувствовать уверенность в этом плане", - продолжил он. По его словам, эти меры также должны предполагать "ответные шаги России в том, что касается ее объектов, которые, согласно ее предложению, могли бы быть частью интегрированной системы ПРО, защищающей Европу и Россию, а также предусматривали уважительное отношение к суверенитету наших польских и чешских союзников".

По словам Хэдли, "президент говорил о том, что, может быть, США, России и Европе следует вместе работать над созданием региональной архитектуры (ПРО) как равным партнерам, архитектуры, которая бы использовала ресурсы, предоставленные США, Россией и Европой для отражения угрозы со стороны Ближнего Востока". "Мы бы хотели, чтобы именно это произошло", - подчеркнул он.

"Мы считаем, очевидным, что очень ограниченная система ПРО (в Польше и Чехии) может быть легко преодолена русскими", - указал Хэдли. "Но мы готовы рассмотреть некоторые меры транспарентности и доверия", которые бы убедили Москву в том, что создание третьего позиционного района не нацелено против нее, добавил он.

Поездка Буша в Сочи, подчеркнул Хэдли, "это - возможность для двух лидеров встретиться, оценить какой достигнут прогресс и посмотреть, можно ли договориться о рамках, консолидирующих достигнутое... и обеспечивающих платформу для дальнейших наших отношений".

Сам Буш высказал мнение, что есть хорошие шансы на достижение с Россией договоренности по ПРО. "Я испытываю оптимизм по поводу того, что мы сможем договориться", - указал он. "Думаю, что многие в Европе вздохнули бы с облегчением, если мы договоримся про ПРО",- продолжил президент.

По словам Хэдли российская делегация, возглавляемая заместителем главы МИД Сергеем Кисляком, провела в Вашингтоне 26 марта очередной раунд консультаций по ПРО. "Дело движется", - отметил помощник президента.



Польша пытается сорвать наметившиеся договоренности России и США по ПРО. РИА Новости. 27 марта 2008

Польша ищет возможность торпедировать наметившиеся договоренности между России и США по вопросу размещения баз американской системы противоракетной обороны в Восточной Европе, считает заведующий Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Александр Пикаев. "Последние заявления Польши на тему присутствия российских инспекторов на американских базах ПРО на ее территории вызывают как сожаления, так и подозрения: они значат, что либо поляки сами решили торпедировать наметившиеся российско-американские договоренности, либо их к этому поощряют США", - сказал эксперт.

26 марта польский министр обороны Богдан Клих заявил, что Польша может согласиться только на временные российские инспекции баз американской ПРО на ее территории и только на взаимной основе. По словам министра, Польша взамен за предоставление России возможности проверять базу ПРО со своей стороны хотела бы на тех же основаниях контролировать российскую систему противовоздушной обороны (ПВО).

Пикаев считает, что подобные условия с польской стороны противоречат сложившейся практике контроля военно-оборонных систем. Он напомнил о практическом применении Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). "Те страны, на территории которых эти объекты (ракеты средней и малой дальности) были, безоговорочно принимали инспекции, и никаких ответных проверок в отношении объектов, которые под Договор РСМД не подпадали, не предусматривалось", - сказал он.

Эксперт назвал "невыполнимым" и "нелепым" желание Польши взамен за инспекцию со стороны России базы ПРО на ее территории контролировать всю российскую систему ПВО. "Это просто смешно, потому что российская система ПВО чрезвычайно разветвлена, и если об этом есть смысл говорить с поляками, то только о возможных инспекциях каких-то отдельных частей ПВО, ведь и противоракетная база в Польше будет только одной из частей всей американской системы ПРО", - сказал Пикаев.

США по-прежнему не готовы принять идею размещения в Польше базы ПРО только после выработки общих с Россией оценок ракетных угроз. Дмитрий Кирсанов. ИТАР-ТАСС. 28 марта 2008

Администрация Буша по-прежнему не готова принять идею развертывания в Польше базы ПРО только после выработки общих с Россией оценок ракетных угроз, которые бы свидетельствовали о целесообразности такого шага. Это подтвердили и.о. заместителя госсекретаря США по политическим делам Дэниел Фрид и и.о. заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Джон Руд. Они выступили 27 марта в режиме телефонной конференции на специальном брифинге для журналистов, который был посвящен состоявшемуся в Вашингтоне очередному раунду российско-американских консультаций по вопросам стратегической стабильности.

Российскую делегацию на нем возглавлял замглавы МИД Сергей Кисляк. Как заявил Руд, предложение о размещении в Польше 10 ракет-перехватчиков только после достижения единой с Россией позиции относительно угроз, которые данный объект призван нейтрализовать, американской стороной "на стол переговоров до сих пор не выкладывалась". Со своей стороны Фрид подчеркнул, что делать этого в обозримой перспективе власти США не собираются.

По словам и.о. замгоссекретаря по политическим делам, в Вашингтоне считают "совершенно обоснованной и законной" необходимость отвечать на конкретные обеспокоенности России, связанные с замыслами создания т.н. "третьего позиционного района" американской системы ПРО в Европе. "На наш взгляд, эти опасения неверны. Однако они искренни или по крайней мере кажутся таковыми. Поэтому закономерно отвечать на них посредством мер обеспечения транспарентности или укрепления доверия, и мы это делаем", - сказал Фрид.

Однако, полагает он, означенная идея - это "совершенно другое дело". Реализовать эту инициативу - это, по существу, "заранее наделить Россию правом вето в отношении нашего (потенциального) оборонного сотрудничества с союзником по НАТО", утверждал американский дипломат. "Делать это, - подытожил он, - у нас намерения нет".

Экспертам США и России не удалось на консультациях по ПРО в Вашингтоне достичь согласия. Аркадий Орлов. РИА Новости. 28 марта 2008

Консультации группы экспертов США и России в Вашингтоне завершились, сторонам удалось продвинуться в выработке "стратегического плана" будущих взаимоотношений двух стран, но по вопросу о ПРО работу придется продолжить, сообщил исполняющий обязанности заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Дэниэл Фрид. "По противоракетной обороне имеются разногласия", - сообщил Фрид после завершения двухдневных консультаций, проходивших 26-27 марта в госдепартаменте.

По словам американского дипломата, сторонам удалось "продвинуться в ряде областей", в том числе по "стратегическому плану", который участники переговоров рассчитывают подготовить к предстоящей встрече президентов России и США в Сочи.

"В этом "стратегическом плане" есть разделы по вопросам безопасности, которые идут дальше, чем ПРО, есть обширный раздел по нераспространению и мы в этом добились большого продвижения", - сообщил Фрид.

Группу российских экспертов на этих консультациях возглавлял заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк, группу американских - Дэниэл Фрид, а также исполняющий обязанности заместителя госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями международной безопасности Джон Руд.

26 марта на брифинге в Белом доме, посвященной предстоящей поездке Буша в Европу, советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли сообщил, что президент США намерен принять приглашение Владимира Путина провести встречу в Сочи и что такая встреча позволит "выработать платформу" для будущих отношений между США и Россией, которую Буш и Путин смогут передать своим преемникам на президентских постах.

"Это возможность для двух лидеров встретиться, оценить достигнутый прогресс и посмотреть, сможем ли мы выйти вместе на рамочный (стратегический) план, который консолидирует области, в которых мы сотрудничаем вместе, и, возможно, решить ряд остающихся проблем, таких как противоракетная оборона, и создать основу для взаимоотношений между двумя странами", - сказал Хэдли.

Договор о размещении ПРО США в Чехии почти готов к подписанию. РИА Новости. 31 марта 2008

Договор о размещении в Чехии радара американской системы противоракетной обороны (ПРО) практически готов к подписанию, сообщило 30 марта агентство Рейтер со ссылкой на чешского премьер-министра Мирека Тополанека. "Я располагаю обнадеживающей информацией о том, что последние проблемы, связанные с главным соглашением, решены", - заявил Тополанек в интервью чешской газете Господарске Новины.

Премьер сообщил, что договор может быть подписан в Праге 5 мая – в годовщину Пражского восстания. В это время в столице Чехии будет проходить конференция НАТО по ПРО, в которой, как ожидается, примет участие госсекретарь США Кондолиза Райс.

Первый заместитель министра иностранных дел Чехии и руководитель переговорной группы по ПРО Томаш Пояр ранее заявлял, что переговоры о главном соглашении по радару должны быть завершены до саммита НАТО в Бухаресте, который состоится в начале апреля, при этом сам договор будет готов к подписанию в конце апреля - начале мая. Как отметил Тополанек, по-прежнему существуют факторы, которые могут повлиять на дату подписания чешско-американского договора.

По информации издания, договор по ПРО может быть подписан 28 апреля, когда министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг посетит США.

США и Россия "достигли огромного прогресса" в обсуждении проблематики ПРО.Дмитрий Злодорев. ИТАР-ТАСС. 31 марта 2008

США и Россия "достигли огромного прогресса" в обсуждении проблематики противоракетной обороны (ПРО). Об этом заявил 31 марта и.о. заместителя госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Джон Руд, выступая на открывшейся здесь 6-й ежегодной конференции по ПРО. Она проводится Агентством по ПРО Пентагона.

Начавшуюся неделю Руд назвал "очень важной для развития системы ПРО". Он отметил, что "эта тема будет затрагиваться на саммите НАТО в Бухаресте, а 6 апреля президент США Джордж Буш обсудит ее российским руководством в Сочи".

"В последние две недели мы достигли огромного прогресса с нашими российскими партнерами. Сначала главы внешнеполитических и военных ведомств двух стран провели в Москве переговоры в формате "два плюс два". При этом госсекретарь Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс увидели существенное смягчение позиции России по сравнению с тем, что было раньше", - сказал Руд. Состоявшиеся на прошлой неделе в Вашингтоне консультации с российской делегацией во главе с замминистра иностранных дел Сергеем Кисляком он назвал "очень позитивными".

Касаясь предстоящей поездки Буша в Сочи, Руд выразил надежду на то, что "президенты наших стран смогут развить достигнутый прогресс". По словам и.о. замглавы внешнеполитического ведомства США, "мы заинтересованы в том, чтобы решить этот вопрос".

Румыния выступает за создание дополнительной системы ПРО НАТО. ИТАР-ТАСС. 2 апреля 2008

Румыния на саммите Североатлантического альянса поставит вопрос о создании дополнительной системы ПРО НАТО, которая полностью прикрывала бы территорию страны от возможных ракетных ударов, заявил 2 апреля румынский президент ТраянБэсеску.

"В настоящее время с развертыванием элементов ПРО США в Польше и Чехии 80% территорий стран НАТО становятся защищенными от ударов баллистических ракет, - отметил он. - Румыния же входит в оставшиеся 20% стран альянса, которые остаются беззащитными от таких ударов".

"Поэтому мы предлагаем создать в рамках НАТО дополнительную систему ПРО, которая бы подкрепляла систему ПРО США в Европе и гарантировала бы Румынии такой же уровень безопасности, который имеют, например, Германия, Франция, Чехия и Польша", - сказал Бэсеску в интервью румынскому радио.

Для России, утверждал он, как и для стран НАТО "в равной степени исходит угроза террористических атак и нанесения ударов баллистическими ракетами со стороны государств, которые за последние 10 лет сумели достичь успехов в разработке ядерного оружия и средств его доставки".

В этих условиях, отметил румынский лидер, "между НАТО и Россией необходимо развивать партнерские отношения, которые бы гарантировали безопасность для всех - и для России, и для стран - членов альянса".



Совместный документ, который подпишут в Сочи Путин и Буш, будет включать вопросы по ПРО. РИА Новости. 1 апреля 2008

Совместный документ, который подпишут в Сочи Владимир Путин и Джордж Буш, будет включать вопросы по ПРО, сообщил источник в Кремле. "Эксперты плодотворно работают над документом в стратегических рамках российско-американского сотрудничества, который станет ориентиром в переходном периоде и на ближнюю и среднесрочную перспективу", - сказал собеседник агентства. "Формулировки по ПРО будут в (этом) заявлении", - пояснил источник. Путин встретится с Бушем в Сочи 6 апреля. По словам источника, предстоящая встреча президентов станет "дорожной картой" для будущих президентов двух стран.

"Это очень важная и политически значимая встреча. Очевидно, что это последняя в этом их качестве встреча. Это не только подведение итогов, но и сигнал, "дорожная карта" для будущих президентов США и России", - сказал собеседник агентства.

Ранее во время беседы с журналистами на борту самолета во время перелета Буша из Вашингтона в Киев советник президента США по национальной безопасности СтивенХэдли не исключил, что проблема американской ПРО в Европе может остаться нерешенной и после встречи лидеров России и США в Сочи.

Он подчеркнул, что американская администрация не устанавливает каких-либо конкретных сроков для переговоров с Россией по вопросу о третьем позиционном районе ПРО в Европе и готова обсуждать эту проблему и после переговоров двух президентов в Сочи. "Это возможность достичь соглашения по ПРО, но, если его не будет к Сочи, мы будем продолжать над ним работать дальше", - сказал он.


  • Перспективы сокращения вооружений

В Удмуртии ликвидированы шесть пусковых установок ракетного комплексаТополь, выслуживших установленные сроки эксплуатации. ИТАР-ТАСС. 27 марта 2008

В Удмуртии 27 марта завершена ликвидация шести мобильных пусковых установок боевого ракетного комплекса Тополь, выслуживших установленные сроки эксплуатации, сообщили в службе информации и общественных связей Ракетных войск стратегического назначения. Эта первая в текущем году ликвидация мобильных пусковых установок прошла на специальной базе РВСН Пибаньшур.

"Твердотопливные ракеты и их пусковые установки ликвидируются в заявленных местах переоборудования и ликвидации под контролем инспекционных групп США, - отметили в службе информации и общественных связей. - Мобильные пусковые установки в соответствии с процедурами, предусмотренными договором СНВ-1, подлежат сначала приведению в состояние, не пригодное для дальнейшего их использования по прямому назначению. Затем с них демонтируется специальное оборудование, а шасси используется для нужд Минобороны РФ или народного хозяйства".

По оценке российских военных, "все работы по утилизации и ликвидации ракетных комплексов проводятся со строгим соблюдением мер технологической и экологической безопасности". Эти технологии прошли всевозможные экспертизы и подтвердили "соответствие мировым стандартам и свою полную безопасность".

Ликвидация очередных пусковых установок, выслуживших установленные сроки эксплуатации, проводилась с 17 марта. В течение 2007 года было ликвидировано 36 пусковых установок ракетного комплекса Тополь. Как считают в службе информации и общественных связей РВСН, "прогнозируемая оценка надежности и технического состояния ракетного комплекса "Тополь" указывает на принципиальную возможность продления сроков его эксплуатации до 23 лет".

Россия не может принять идею США разработать новое соглашение по СНВ на основе московского Договора об СНП от 2002 года. ИТАР-ТАСС. 31 марта 2008

Россия не может принять идею США разработать новое соглашение по стратегическим наступательным вооружениям на основе московского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 2002 года, заявил представитель Минобороны РФ, комментируя итоги российско-американских консультаций, прошедших в Вашингтоне 26-27 марта.

По его словам, основное разногласие между российским и американским подходами к выработке соглашения, которое должно заменить Договор СНВ-1, состоит в том, что "США предлагают положить в его основу московский Договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов плюс некие меры транспарентности, а Россия хочет сохранить в нем все те механизмы ограничения СНВ и контроля за ними, которые есть в ныне действующем Соглашении СНВ-1".

"Да, американцы больше не возражают против заключения юридически обязывающего соглашения, которое должно прийти на смену СНВ-1. Однако они хотят, чтобы новый документ был слепком Договора по СНП с виртуальным, а не реальным сокращением СНВ, когда стратегические носители и ядерные боевые блоки, подлежащие сокращению, физически не уничтожаются, а складируются, создавая так называемый "возвратный потенциал", - отметил собеседник.

Кроме того, продолжил он, "США категорически возражают против нашего предложения прописать в новом соглашении жесткие меры контроля за его выполнением, то есть против предоставления каждой стороне возможности проверки другой в любое время без права отказа". "Иными словами, мы их уведомляем, что, например, в апреле мы к ним приедем и посмотрим, как они выполняют соглашение, и они не могут нам в этом отказать. Американцы же хотят сохранить за собой право решать, когда они могут нас допустить на свои ядерные объекты, а когда не могут. Да, приезжайте к нам, но не апреле, а в мае или июне - вот такое "разрешительное" положение они хотят зафиксировать в новом соглашении", - пояснил представитель Минобороны.

"Естественно, такой подход нас не устраивает", - подчеркнул он. Собеседник выразил надежду, что Вашингтон скорректирует свою позицию по новому соглашению по СНВ на встрече президентов двух стран в Сочи 6 апреля. "До сочинского саммита двусторонние консультации по вопросам стратегической стабильности, подобные вашингтонским, вестись не будут", - сказал он.



Россия и США выполняют свои обязательства по сокращению стратегических ядерных арсеналов. Александр Пахомов. ИТАР-ТАСС. 1 апреля 2008

Россия и США выполняют свои обязательства по уменьшению стратегических ядерных арсеналов. Это отметил госдепартамент, обнародовав 1 апреля справку о том, как две страны соблюдают положения Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Все данные приводятся по состоянию на 1 января текущего года и отражают официально представленную сторонами статистику.

Как указывается в справке, Россия располагает 848 развернутыми носителями ядерных вооружений - межконтинентальными баллистическими ракетами наземного базирования (МБРР), тяжелыми бомбардировщиками, баллистическими ракетами на подлодках (БРПЛ) - и 4147 ядерными боезарядами. У США есть 1225 носителей и 5914 боезарядов. Однако по общему забрасываемому весу российские МБР и БРПЛ превосходят американские: соответственно 2373 и 1826 метрических тонн.

У сторон сохраняется относительный паритет по общему числу МБР - 550 у США и 481 у России. Но на российских ракетах установлено больше боеголовок - 2027 против 1600. В то же время США опережают Россию по числу стратегических бомбардировщиков 243 против 79, а также количеству ракет на подлодках - 432 против 288. Соответственно и боеголовок на этих носителях у американцев больше - 4314 против 2120.

Договор СНВ-1, вступивший в силу в декабре 1994 года, обязывает стороны сократить число развернутых носителей до уровня не более 1600 единиц. Введено ограничение и на боезаряды - до 6000 единиц. Его действие истекает в конце 2009 года.


  • Инвентаризация ядерного оружия США

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница