Выписка из аналитического отчета по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов за период 01. 04. 2013 г. 01. 04. 2014 г




Скачать 155.08 Kb.
Дата03.08.2016
Размер155.08 Kb.
Выписка из аналитического отчета

по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов за период 01.04.2013 г. -01.04.2014 г.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий анализ розничных рынков автомобильных бензинов проводится по заданию Федеральной антимонопольной службы России во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы».

Целью проведения анализа является оценка состояния конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов, установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на розничных рынков автомобильных бензинов, использование результатов исследования для внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (при необходимости).

Исследование состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Методическую основу исследования составили Методические указания ФАС России по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов (далее – Методические указания ФАС России).


  1. ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы и Методическими указаниями ФАС России временной интервал исследования определен как период 01.04.2013 г.-01.04.2014 г.




  1. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком оценки состояния конкуренции представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС), установленных в автомобилях. Существует два типа двигателей внутреннего сгорания: дизельный и бензиновый, которые устанавливаются заводом изготовителем в процессе сборки машины.

Автомобильные бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).

Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум- 95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

В Республике Башкортостан также производится и реализуется также автомобильный бензин марки ATUM – 92 класс 5 (АИ-92-К5).

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физикохимические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее - ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

низкооктановые бензины - А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

высокооктановые бензины - Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 - 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).




Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:


Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)



Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5 - 88 по моторному методу,

91 - 98 по исследовательскому методу



АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ рассматрены как одна товарная группа.

Исходя из специфики розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовые границы данных товаров рассмотрены по маркам автомобильных бензинов.

Нормативный акт, регулирующий розничную реализацию автомобильных бензинов, а именно Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39, утв. Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 г. № 229, устанавливает, что нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки (пункт 2.1), а топливораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи нефтепродуктов при заправке транспортных средств и в тару потребителя (пункт 6.1).

Покупатели - перепродавцы автомобильных бензинов осуществляют их розничную реализацию на автозаправочных станциях в соответствии с указанными Правилами путем отпуска в баки автотранспортных средств и тару розничных потребителей.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» взаимозаменяемые товары - взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

По смыслу пункта 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемость товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

По результатам исследования вопроса взаимозаменяемости дизельного топлива и автомобильных бензинов установлено, что автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению – моторное топливо и предназначены для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а использование автомобильного бензина - для дизельного двигателя. Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002 гласит: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»). Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»). Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по «наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам». В соответствии с ОКП «дизельное топливо» (код ОКП 025130), «автомобильные бензины» (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100). Состав физико-химических показателей по автомобильным бензинам и дизельному топливу разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении автомобильных бензинов и дизельного топлива. Следовательно, бензины автомобильные и дизельное топливо относятся к рынкам с разными продуктовыми границами, их взаимозаменяемость исключается.

Взаимозаменяемость автомобильного бензина и газового топлива исключается в связи с чем, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. Расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях Республики Башкортостан отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

С учетом вышеизложенного, в целях проведения данного исследования продуктовые границы товарного рынка определены как «автомобильные бензины».


  1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услугу) и не имеет такой возможности за ее пределами.


V. СОСТАВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

В рамках анализа данного товарного рынка рассматривается деятельность хозяйствующих субъектов, которые являются организациями, оказывающими деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».


Географические границы розничного рынка автомобильных бензинов

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по розничной торговле моторных топливом

Принадлежность к группе лиц (независимый)








VI. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ТОВАРНЫХ РЫНКОВ И ДОЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
В соответствии с пунктами 6.1 – 6.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Информация по расчету объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлена по форме согласно Приложению № 1 в формате Excel.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов за период 01.04.2013-01.04.2014 в Республике Башкортостан подтверждено доминирующее положение Филиала ОАО АНК "Башнефть" "Башнефть - Башкирнефтепродукт". Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30.12.2010 № 923 ОАО «Башкирнефтепродукт» (с 01.10.2012 – официальное наименование хозяйствующего субъекта - Филиал ОАО АНК "Башнефть" "Башнефть - Башкирнефтепродукт") включено в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по виду деятельности – 50.50 – Розничная торговля моторным топливом, а именно бензином автомобильным код ОКП – 025112, дизельному топливу код ОКП - 025130; географические границы товарного рынка определены как муниципальные образования и городские округа Республики Башкортостан, с долей хозяйствующего субъекта более 35 %.
VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
Для определения уровня концентрации товарных рынков использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Расчетные значения коэффициента индекса рыночной концентрации (CRn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) при определении уровня концентрации товарного рынка автомобильных бензинов:



Автомобильные бензин марки А-76 (АИ-80)


 

Коэффициент рыночной концентрации (CR)

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 Временной интервал

01.04.2013-01.04.2014

01.04.2013-01.04.2014

Показатели






Автомобильные бензин АИ-92


 

Коэффициент рыночной концентрации (CR)

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 Временной интервал

01.04.2013-01.04.2014

01.04.2013-01.04.2014

Показатели






Автомобильные бензин марки АИ-95

 


Коэффициент рыночной концентрации (CR)

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 Временной интервал

01.04.2013-01.04.2014

01.04.2013-01.04.2014

Показатели






Автомобильные бензин марки АИ-98


 

Коэффициент рыночной концентрации (CR)

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 Временной интервал

01.04.2013-01.04.2014

01.04.2013-01.04.2014

Показатели





На основании приведенных расчетов определен уровень концентрации розничного товарного рынка дизельного топлива за период 01.04.2013-01.04.2014 год: исследуемый товарный рынок является высоко концентрированным.
VIII. БАРЬЕРЫ ВХОДА НА ТОВАРНЫЕ РЫНКИ
Определение барьеров входа на товарный рынок представляет собой процедуру выявления обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке и включает следующие действия:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

При анализе состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов за период 01.04.2013-01.04.2014 в Республике Башкортостан с учетом мнения участников рынка к барьерам входа на рынок можно отнести:

1) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, связанных с получением правоустанавливающих документов для установки автозаправочных станций или приобретением прав на действующие АЗС (прав собственности, аренды и т.д.) при длительных сроках их окупаемости;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства;

- расходы на рекламные мероприятия в целях продвижения товара;

- затраты, связанные с приемом, хранением и реализацией нефтепродуктов, оказанием услуг по розничной продаже;

- отсутствие собственных специализированных транспортных средств для перевозки нефтепродуктов либо значительные затраты на приобретение специализированных транспортных средств для перевозки нефтепродуктов, их содержание и ремонт;

2) административные ограничения, в том числе:

- условия обращения нефтепродуктов на рассматриваемом товарном рынке, обусловленные мерами государственного регулирования: налогообложение, тарифное регулирование, страховые обязательства ежегодно изменяются в сторону увеличения (рост налоговых ставок на подакцизные товары, тарифов на услуги естественных монополий, страховых взносов и т.д.);

- необходимость получения лицензии,

- экологические ограничения,

- трудности в получении земельных участков;

- стандарты, предъявляемые к качеству.

3) Наличие среди действующих на розничном рынке дизельного топлива вертикально-интегрированных компаний также приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров. Барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

Анализ существующих экономических и иных барьеров входа на рынок с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, расширить свои производственные мощности, а также возможности потенциального продавца стать полноценным участником рынка, соотношение первоначальных затрат, существующего спроса и сроков окупаемости капитальных вложений позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данный рынок исчисляются, по меньшей мере, несколькими годами и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.


IX. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
Проведенный анализ розничного рынка автомобильных бензинов за период 01.04.2013-01.04.2014 год в Республике Башкортостан показал, что данный рынок является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

В результате исследования рынка подтверждено доминирующее положение Филиала ОАО АНК "Башнефть" "Башнефть - Башкирнефтепродукт", который Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30.12.2010 № 923 ОАО «Башкирнефтепродукт» (с 01.10.2012 – официальное наименование хозяйствующего субъекта - Филиал ОАО АНК "Башнефть" "Башнефть - Башкирнефтепродукт") включен в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по виду деятельности – 50.50 – Розничная торговля моторным топливом, а именно бензином автомобильным код ОКП – 025112, дизельному топливу код ОКП - 025130; в географических границах муниципальные образования и городские округа Республики Башкортостан, с долей хозяйствующего субъекта более 35 %.


X. ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

  

Розничный рынок автомобильных бензинов Республики Башкортостан за период 01.04.2013-01.04.2014 является высоко концентрированным, конкурентная среда не развита.



Основная доля на товарном рынке в исследуемый временной период принадлежит филиалу ОАО АНК "Башнефть" "Башнефть - Башкирнефтепродукт", ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ООО "ТД "Альфа-Трейд".

Подтверждено доминирующее положение Филиала ОАО АНК "Башнефть" "Башнефть - Башкирнефтепродукт".



Выявлено наличие барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок (экономические и административные).


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница