«Выход впк россии на мировые рынки»




страница1/2
Дата26.07.2016
Размер433 Kb.
  1   2




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РФ (УНИВЕРСИТЕТ)

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Доклад

на научной студенческой конференции 7 декабря 2006 года



«Социальные и экологические аспекты экономического развития мира»

на тему:


«Выход ВПК России на мировые рынки»

Выполнила

cтудентка III курса МЭО

10 академической группы

Кадырова А.Р.

Научный руководитель:

к.э.н. профессор Захаров А.Н.

Москва


2006

Содержание
Введение

Глава 1

1.1 Понятие и структура Военно-промышленного комплекса

1.2 Сравнительный анализ научно-технологического потенциала промышленно развитых стран мира

Глава 2

ВПК Российской Федерации

2.1 Структура и потенциал экспорта РФ

2.2 Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами


Заключение

Список использованной литературы



Введение

Военно-промышленный комплекс (ВПК) России – это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК используются также термины “военная промышленность” и “оборонная промышленность”.

ВПК концентрирует в себе производство более сложной продукции. Этому способствует высокий технический уровень большинства предприятий ВПК. Превосходство в области вооружения и военной техники ос­новывается на лидерстве в производстве средств доставки и средств поражения в сочетании с наличием научной и производ­ственной баз по созданию средств управления, разведки, связи, информатики.

Кроме военной продукции, предприятия ВПК производят продукцию гражданского назначения. Отрасли военного сектора опираются на развитую инфраструктуру – средства связи, транспортные коммуникации, органы управления и регулирования. Существенную роль играют состояние финансов, развитие и надежность внешнеэкономических связей.

Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами можно определить как совокупность межгосударственных отношений, сложившихся в связи с разработкой, производством и поставкой (закупкой) продукции военного (двойного) назначения, оказанием услуг и осуществ­лением инвестиций в этой сфере деятельности.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) связано со специфической международной деятельностью государств и находится, как правило, в ис­ключительной компетенции государства, т.к. непосредственно влияет на различные аспекты национальной безопасности.

Необходимость развития и совершенствования ВТС на современном этапе, определяется рядом факторов, влияющих на эффективность функ­ционирования оборонно-промышленного комплекса страны. Рассмотрим коротко основные из них.

Задачей данной работы является определить место России на миром рынке ВПК и те меры, которые могут быть предприняты для завоевания этого рынка и выхода на более высокие уровни производства военно-промышленной продукции и продажи ее на экспорт.




Глава 1

1.1 Понятие и структура Военно-промышленного комплекса

Военно-промышленный комплекс (ВПК) России – это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК используются также термины “военная промышленность” и “оборонная промышленность”.

В состав ВПК входят:



  • научно-исследовательские организации (их задача – теоретические разработки)

  • конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы (опытные образцы) оружия

  • испытательные лаборатории и полигоны, где происходит, во-первых, “доводка” опытных образцов в реальных условиях, а во-вторых, испытание оружия, только вышедшего из заводских стен

  • производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск оружия

Но кроме военной продукции, предприятия ВПК производят продукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях ВПК. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.

Таким образом, ВПК концентрирует производство более сложной продукции. Этому способствовал высокий технический уровень большинства предприятий ВПК. Это был тот сектор народного хозяйства, в котором производство находилось на уровне лучших мировых образцов, а во многих случаях и превышало его.

ВПК сосредоточивал наиболее квалифицированные и инициативные кадры, лучшую технику и умелых организаторов производства. Его масштабы были огромны. В конце 80-х гг. на 1800 предприятиях ВПК России было занято около 4,5 млн. человек, в том числе 800 тысяч – в сфере науки. Это составляло около четверти занятых в промышленности. С учетом членов семей с ним было непосредственно связано 12-15 млн. человек, то есть каждый десятый житель России.

Затраты на содержание армии и ВПК лежали на всем населении страны, понижали его уровень жизни. В сфере “оборонки” господствовало убеждение, что самое главное – произвести как можно больше продукции.

Особенностью ВПК является размещение многих его предприятий в “закрытых” городах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).

ВПК состоит из нескольких основных отраслей:



  • Производство ядерного оружия

  • Авиационная промышленность

  • Ракетно-космическая промышленность

  • Производство стрелкового оружия

  • Производство артиллерийских систем

  • Военное судостроение

  • Бронетанковая промышленность

Отрасли военного сектора опираются на развитую инфраструктуру – средства связи, транспортные коммуникации, органы управления и регулирования. Существенную роль играют состояние финансов, развитие и надежность внешнеэкономических связей.

Доля совокупного производства военной продукции в мировом валовом национальном продукте – не боле 2,5 %, а доля вооружения и военной техники в мировой торговле – около 1 %. Однако значение мировой военно-промышленной базы выходит за пределы чисто количественных показателей.

Оборонная промышленность становится все менее однородной. Наряду со сравнительно узким сектором вооружений и боеприпасов развивается широкий комплекс производителей продукции многофункционального назначения. Сходные продукты (компьютеры, спутники, системы свяи, информации, контроля) предназначаются и реализуются как на гражданских, так и на военных рынках.
1.2 Сравнительный анализ научно-технологического потенциала промышленно развитых стран мира

На развитие военно-промышленной базы в современных условиях определяющее воздействие оказывают 2 фактора: изменение мировой военно-политической обстановки; совершенствование средств вооруженной борьбы (ядерного оружия, ракетной техники, высокоточного оружия), сдвиги в характере современных войн и конфликтов.

Известное представление о масштабах и соотношении основ­ных компонентов военно-экономической силы можно получить, основываясь на данных табл. 1. В нее включены десять ведущих стран мира, обладающих наиболее значительным экономическим потенциалом.

Как видно из приведенных данных, наряду с наиболее разви­тыми государствами интенсивно наращивают военную промыш­ленность страны с относительно невысокими уровнями эконо­мического развития. Так, усиленно развивают свою военно-про­мышленную базу Бразилия, Индонезия, Египет, Пакистан. Дис­баланс между развитием общеэкономического и военно-промыш­ленного потенциала характерен для ряда других стран.



Превосходство в области вооружения и военной техники ос­новывается на лидерстве в производстве средств доставки и средств поражения в сочетании с наличием научной и производ­ственной баз по созданию средств управления, разведки, связи, информатики.
Таблица 1. Доля ведущих стран в мировых экономических и военных

Страны

ВВП по ППС

Населе­ние

Государ­ственные расходы

Военные расходы

Воору­женные силы

Ядерное оружие

США

21,8

4,6

18,7

32,1

7,1

33,5

Китай

9,7

21,1

3,9

7,3

12,9

1,3

Япония

8,1

2,2

13,6

5,8

1,1

0

Германия

5,0

1,4

9,4

4,8

1,5

0

Индия

3,9

16,4

0,7

0,9

5,6

0,1

Франция

3,6

1,0

8,4

5,5

2,2

1,4

Англия

3,3

1,0

5,3

3,9

1,0

1,1

Италия

3,3

1,0

6,2

2,2

1,9

0

Бразилия

2,9

2,8

3,1

1,3

1,3

0

Индонезия

2,1

3,4

0,4

0,4

1,2

0

И с т о ч н и к

с: США: ЭПИ. 1998.

№ 8. С. 4.









Как правило, страны, имеющие собственную военную про­мышленность, не располагают всем комплексом по выпуску во­оружений, военной техники, боеприпасов. К примеру, производ­ство противотанковых ракет освоено в 15 странах. Основным из­готовителем являются США, вслед за ними идут западноевропей­ские фирмы (Великобритании, Франции, Германии, Италии и Швеции). Мировое производство (не считая России) в 90-е гг. составляло от 50 до 67 тыс. противотанковых ракет стоимостью 1,4 млрд долл. К разработке и выпуску первых партий ракет в пос­леднее время подключились Аргентина, Чили, Эквадор, Иран, Ирак и некоторые другие страны.

Примерно три десятка стран способны производить бронетан­ковые средства. При этом серийность производства танков, бро­нетранспортеров (БТР), боевых машин пехоты (БМП) снижается. Предприятиями авиационной промышленности, способными производить боевые самолеты и вертолеты, располагает меньшее количество государств. Основными производителями и экспор­терами этой техники являются США и «четверка» их западноев­ропейских партнеров по НАТО (Франция, Италия, Германия, Англия).

Стратегические и дальние бомбардировщики разрабатывались лишь в ограниченном количестве стран: в США, Советском Союзе (России), Франции, Великобритании. Дальние бомбардировщики (аналог советского Ту-16) строил Китай. Стратегические межкон­тинентальные бомбардировщики в настоящее время способны производить и имеют на вооружении США и Россия.

Современные вооружения представляют собой достаточно сложный вид продукции, как правило, требующий последующих доработок, улучшений, дополнительных затрат. Модернизация военно-технических средств обусловливается постоянным сокра­щением сроков жизни очередного поколения военной техники.

Смена поколений продукции военного машиностроения (самолетов, бронетанковой техники, двигателей, военно-транс­портных средств) составляет примерно пять—десять лет, продук­ции военной электроники (электронно-вычислительной техники, радиотехнических устройств) — два—три года. Между тем их раз­работка требует более продолжительных сроков.

По сути в современных условиях прежнее межстрановое со­перничество переключается преимущественно в сферу разработки новых технологий.

Подход к оценке военно-экономической эффективности во­оружений претерпевает изменения. Ведущими критериями служат минимизация затрат на поражение целей (с учетом их характера и особенностей), минимизация участия в военном конфликте (войне) обычных войсковых формирований, максимальное сни­жение потерь. Одним из путей обеспечения указанных требований является создание высокоточных систем (при значительном уда­лении средств доставки от цели).

Итак, мировой военно-промышленный комплекс претерпева­ет структурные и качественные изменения. В рамках этого ком­плекса существует своего рода иерархия национальных военно-производственных структур. Верхнюю ступень занимают пять ядерных держав: США, Россия, Англия, Франция, Китай. Затем следует группа стран, обладающих военной промышленностью, в их числе Германия и Япония (при наличии мощного экономи­ческого и военно-промышленного потенциала они не обладают ядерным оружием), Пакистан, Индия, Израиль (располагают ог раниченными ядерными средствами), Канада, Бразилия, Корея, Аргентина. Наконец, несколько десятков средних и малых стран с разной степенью развития военной промышленности: Швеция, Турция, Египет, Нидерланды, Бельгия и др.

Финансовые средства, выделяемые на военные цели, дают до­вольно полное представление о динамике и масштабах военно-экономических приготовлений, позволяют проводить междуна­родные сопоставления.

В 90-е гг. наметилась тенденция снижения уровней военных расходов как в США, так и в странах Западной, Центральной и Восточной Европы. В целом совокупные мировые военные рас­ходы за период с 1988 по 1998 гг. сократились с 1350 млрд долл. до 800 млрд долл. Вместе с тем тенденция снижения военно-бюд­жетных расходов характерна не для всех центров военного про­изводства. В ряде регионов, в том числе в ряде стран Западной, Юго-Восточной и Восточной Азии, размеры военных бюджетов продолжали расти.

В эти годы проблема финансирования оборонно-промышлен­ного комплекса России резко обострилась. Растущая задолжен­ность государства привела к многократному сокращению объемов производства, провалу программ вооружения (табл. 2).

Таблица 2. Доля военных расходов России в структуре ВВП, %

Показатели




Годы







1991*

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Военный бюджет

Фактические ас­сигнования



6,2

5,5 5,6

5,2 4,6

5,6 3,9

3,9

3,5


3,3 2,8

3,8

2,7


3,3 2,9

* По СССР.







Источник: Независимое

военное обозрение. 1999. № 4. С. 4.






За последнее время заметно увеличился разрыв между уровнем военных расходов в ведущих странах Запада и Российской Федерации. В сопоставимой валюте доля военных расходов в расчете на одного российского военнослужащего оказывается пример в 10—14 раз меньше, чем соответствующие показатели в странах членах НАТО.

Финансирование оборонного заказа из года в год резко сни­жается. Например, имеющиеся в настоящее время шесть россий­ских авиастроительных заводов, ранее ежегодно выпускавших свыше 500 самолетов, поставляют сейчас на внутренний рынок по 2—3 самолета в год и около 15 машин — на экспорт. Для многих производителей военной продукции единственным источником денежных средств стал экспорт оружия.

Производство вооружений и военной техники характеризует­ся, во-первых, наличием традиционных центров: североамери­канского (США, Канада), западноевропейского (Германия, Франция, Великобритания, Италия) и переживающего серьезные трудности и снижение реального потенциала — военно-промыш­ленного комплекса СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Казах­стан, Узбекистан); во-вторых, интенсивным развитием «перифе­рийных» военно-производственных центров в Европе (Швейца­рия, Испания, Австрия, Чехия, Словакия, Болгария), Азии (Се­верная и Южная Корея, Япония, Пакистан, Индия, Израиль, Тур­ция), Латинской Америке (Бразилия и Аргентина), Африке (ЮАР) и Австралии.

В-третьих, хотя мировое производство вооружений характе­ризуется сокращением объемов выпуска в целом, со второй по­ловины 90-х гг. наметилась поставка систем вооружения нового поколения и процесс переоснащения армий ряда стран новыми или модернизированными видами военной техники.

В-четвертых, в настоящее время активно идут процессы струк­турной и организационной перестройки военно-промышленной базы ряда стран — членов НАТО, бывшего Варшавского договора, стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Аме­рики.

Западноевропейская «четверка» НАТО стремится усилить свои конкурентные позиции путем диверсификации и участия в совместных разработках и производстве наиболее сложных сис­тем вооружений (создание европейского истребителя, военного транспортного самолета). Франция и Италия взяли курс на час­тную приватизацию государственных отраслей промышлен­ности.

Соединенные Штаты Америки занимают лидирующие позиции практически во всех секторах военно-промышленного комплекса. Основной упор по-прежнему делается на развитие суще­ствующих систем и разработку новых. Приоритет отдается разви­тию военных НИОКР в целях поддержания и наращивания тех­нологического превосходства США над любым государством.

В военной индустрии США ключевые позиции занимают семь гигантских корпораций с диверсифицированными портфелями военных и гражданских заказов: «Локхид-Мартин», «Макдонелл Дуглас», «Нортроп-Грумман», «Боинг», «Юнайтед технолоджис», «Дженерал дайнемикс», «Литтон индастрис». Средний объем еже­годных продаж военной продукции семерки гигантов почти вдвое превышает средний показатель семи крупнейших западноевро­пейских фирм.

Крупнейший американский военный подрядчик «Локхид-Мартин» производит продукцию военного назначения в объеме, примерно равном общему объему военной промышленности Франции. По объемам военного производства «Локхид-Мартин» соответствуют совокупному выпуску «Бритиш аэроспейс» (Вели­кобритания), «Лагардер групп-Матра» (Франция) и «Даймлер-Бенц» (Германия).

Военная промышленность США способна производить пол­ный комплекс современного вооружения. При некотором сокра­щении объемов текущего производства сохраняется потенциал производственных мощностей и научно-технических заделов для мобилизационного развертывания производства.

Определяющую роль в военных приготовлениях Великобри­тании и Франции играют ракетно-ядерные средства. Франция разрабатывает новые ракетные системы; Великобритания строит новые атомные подводные лодки, способные нести большое ко­личество ракет с ядерными боеприпасами.

В Западной Европе усиливаются процессы военно-промыш­ленной интеграции. Они охватывают не только авиа- и ракето­строение, но и разработку, и производство бронетанковой и ар­тиллерийской техники, унифицированного семейства стрелково­го оружия и боеприпасов, источников питания и комплектующих. Частично эта интеграция выходит за пределы Западной Европы. К примеру, германские предприятия, производящие военную технику, закупали пушки для танков «Леопард» и Великобрита­нии, дальномеры и приборы ночного видения — в США. В то же время, по лицензии западногерманской фирмы «Рейнметалл» в США было налажено производство пушек для американских тан­ков М-1. Примерно 60% всех вооружений, закупаемых бундесве ром, производится в рамках межгосударственного сотрудничества Германии с партнерами по блоку. Во Франции и Великобритании эта доля ниже.

Одна из особенностей военной промышленности Германии состоит в том, что она не представляет (за небольшим исключе­нием) обособленного сектора. Крупнейшие производственные компании, например, «Флик», «Тиссен», «Сименс», «Рехлинг», производят как военную, так и гражданскую продукцию. Доля военной продукции этих фирм составляет относительно неболь­шую часть их общего объема. Что касается специализированных военных фирм типа «Краус-Маффей», «Рейншталь», то они обыч­но являются дочерними компаниями более крупных концернов.

Военный бюджет Японии по своим размерам превосходит военный бюджет любой западноевропейской страны. В военной промышленности Японии при сравнительно небольших объемах серийного производства основных образцов вооружения упор де­лается прежде всего на качественные параметры. До 90% потреб­ностей в военной продукции Япония удовлетворяет за счет соб­ственного производства. Кооперация с западными фирмами осу­ществляется лишь в отдельных сферах. Так, выпуск двух новых истребителей на предприятиях «Мицубиси» производится но чер­тежам американской компании «Макдонелл-Дутлас». Программы в области развития военных аэрокосмических технологий стро­ятся на базе кооперации с американскими и западноевропейски­ми партнерами. В ряде областей науки и техники японские фирмы превосходят американские и, по признанию их заокеанских парт­неров, дополняют развитие американского военно-промышлен­ного комплекса. Однако в Японии действует запрет на экспорт военной техники.

Военная промышленность Китая обладает производственны­ми мощностями, научно-производственной базой, кадрами, обес­печивающими выпуск практически всех видов современных во­оружений, включая ракетную технику. В последние годы в Китае проводится реорганизация управления отраслями военного сек­тора. Отраслевые министерства преобразованы в крупные компа­нии, каждая из которых включает предприятия, специализирую­щиеся на выпуске определенного вида продукции и имеющие общие кооперационные связи.

Распад Советского Союза и жесткие финансовые ограничения Привели практически к развалу оборонно-промышленного ком­плекса России. На предприятиях «оборонки» прекращен серийный выпуск основных видов вооружения и военной техники, про­изводятся единичные образцы. Государственные заказы не опла­чиваются вообще или оплачиваются несвоевременно и частично, а степень загрузки оборонных предприятий этими заказами не превышает 20—25%. Из 1700 ед. оборонного сектора оставлено сравнительно небольшое «ядро» предприятий и организаций.

В рамках оборонного комплекса функционируют крупные компании, в том числе «МАПО» (13 предприятий во главе с мос­ковским объединением «МиГ»), авиационный комплекс «Сухой», завод им. М.В. Хруничева, НПО им. Лавочкина, выпускающие военную продукцию и космическую технику на уровне мировых стандартов. Но в целом Россия не может соревноваться с США в разработке и выпуске новейших образцов и систем. Это упира­ется прежде всего в ограниченные финансовые возможности.

Российский экспорт продукции военного назначения состав­ляет подавляющую часть общего объема машиностроительного экспорта. Без экспортных поставок практически невозможно со­хранить многие производственные мощности и обеспечить тех­нологическую преемственность в создании систем вооружений. Обострились и проблемы военно-технического сотрудничества.

Мировой рынок вооружений — это довольно сложная система международных военно-экономических связей. Торговля оружи­ем позволяет экспортерам не только зарабатывать прибыль, но и воздействовать на военно-политическую обстановку в различных регионах мира, на политический курс стран-импортеров; нара­щивать совокупный потенциал союзных государств; испытывать новые образцы вооружения, обеспечивать загрузку производст­венных мощностей военной промышленности.

Ведущие военные экспортеры, прежде всего США, всячески наращивают усилия по увеличению экспорта военной продукции, который у них строится в соответствии с доктринальными и стра­тегическими установками. По мнению Пентагона, он призван способствовать расширению американского присутствия за рубе­жом, сохранению и наращиванию технологического превосход­ства США в производстве вооружений.

Мировой рынок вооружений имеет ряд особенностей. В от-личие от обычных внешнеторговых связей экспорт вооружения и военной техники, как правило, сильно «привязывает» страны-им портеры к поставщикам. Покупатели оружия оказываются заин­тересованными в сервисном обслуживании, поставках запасных частей и боеприпасов, модернизации приобретенных ранее об­разцов и т.д. Между поставщиками и покупателями заключаются сделки обычно на длительный период.

Другая особенность состоит в том, что торговля вооружением и военной техникой осуществляется, как правило, на основе меж­государственных соглашений. Правда, наряду с легальными фор­мами торговли существует нелегальный рынок торговли оружием, размеры которого весьма значительны. Следует отметить две раз­новидности нелегального рынка: «серый» и «черный». На так на­зываемом сером рынке поставки оружия ведутся с ведома и одоб­рения правительственных организаций, но без широкой огласки. Годовой объем реализации на «сером» рынке вооружений достига­ет 2 млрд долл. «Черный» рынок представляет собой поставки во­оружения и военной техники в обход существующих норм и меж­дународных соглашений. Этот рынок вооружений относительно невелик по объему; он существует и развивается как реакция на усиление ограничений и регламентации на открытом рынке.

В развитии мирового рынка вооружений и военной техники происходят следующие изменения структурного характера.


  1. В последнее время в торговле оружием заметно усиливается роль рыночных факторов. Некоторое «потепление» военно-поли­тической обстановки в мире, сокращение общего уровня военных расходов привели к тому, что емкость военного рынка сузилась. Политическое давление используется ради заключения экономи­чески перспективных сделок.

  2. В мировой торговле оружием все большую роль приобретают поставки не только готовых изделий, но и запасных частей, про­дажа лицензий на производство новейших образцов, заключение соглашений, предусматривающих модернизацию военной техни­ки, создание инфраструктуры по ее обслуживанию. Финансовые трудности, испытываемые многими импортерами, заставляют их ориентироваться на закупки более дешевой продукции и участие в совместном производстве (например, сборке из импортных ком­плектующих), добиваться уступок при заключении контрактов. Импортеры выдвигают дополнительные условия по предоставлению льготных кредитов, заключению бартерных соглашений. Осуществляются поставки на условиях лизинга (сдачи в аренду), например, Испания и Тайвань взяли в лизинг американские фреты и десантные корабли.

3. Происходят изменения в географической направленности поставок вооружений. Хотя крупными импортерами по-прежнему остаются страны Азии, их состав за последние годы заметно из­менился (определенную роль сыграло эмбарго на торговлю с Ира­ком). Наиболее крупные закупки вооружения и военной техники в 1990—1999 гг. производили Турция, Саудовская Аравия, Египет, Япония, Индия, Китай, Израиль, Тайвань.

На мировом рынке появились и новые поставщики оружия, оказывающие влияние как на функционирование рынка, так и на уровень цен. В список ведущих экспортеров обычных воору­жений вошли Украина, Казахстан. Расширяют военный экспорт Израиль, Южная Корея, Швеция, Австрия, а также Индия, Китай, Аргентина, Бразилия.

4. Изменяются формы конкурентной борьбы, которая на мировом рынке вооружений становится все более острой. Решаю­щую роль при заключении сделок зачастую играют не показатели боевой эффективности, а политические интересы, дезинформа­ция, различные виды давления. Особую активность проявляют США, которым на протяжении первой половины 90-х гг. удалось увеличить не только долю, но и нарастить, и поддерживать раз­меры экспорта в абсолютном выражении (от 10 до примерно
17 млрд долл. ежегодно).

В 1992—1996 гг. мировой экспорт вооружений постепенно ста­билизировался (табл.3).

Очевидно, США сохранят и в будущем свои лидирующие по­зиции. Крупнейшими мировыми экспортерами остаются Фран­ция (ракеты, электронные системы, самолеты), Великобритания (боевые корабли, вертолеты), Германия (авиационная техника, корабли). Среди других государств выделяются поставщики со­временных вооружений — Италия, Швеция, Испания, Израиль и поставщики оружия прежних поколений — Китай, Северная Корея, страны Восточной Европы.

Таблица 3. Основные поставщики вооружения и военной техники в 1992—1996 гг., млн долл. (в скобках — доля рынка, %)



Стран ы-экспортеры

Годы

1992

1993

1994

1995

1996

США Англия Франция Россия Израиль

14200 (39,5) 5300 (14,8) 4420(12,3) 2690 (7,5) 1580(5,4)

15940 (44,8) 4895(13,8) 3067 (8,6) 3250 (9,1) 1540(6,1)

13800 (42,2) 4756 (14,5) 3432 (10,5) 2786 (8,5) 1420 (6,7)

15600 (42,2) 7419(20,1) 3806 (10,3) 3335 (9,6) 1240 (4,8)

17000 (42,6) 8800 (22,1) 5629(14,1) 3435 (8,6) 1300 (3,3)

Источник

1977.


SIPRI Yearbook. 1997. World Armaments and Disarmament. Oxford.

Ниша России, если ей удастся сохранить ядро оборонного комплекса, а значит, и способность производить самые современ­ные системы вооружений, будет примерно такой же, что и в 1995— 1996 гг.

Глава 2

ВПК Российской Федерации

2.1Структура и потенциал экспорта РФ

  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница