«Велика страна моя родная»




Скачать 102.92 Kb.
Дата20.07.2016
Размер102.92 Kb.
Тема урока: «Велика страна моя родная».

Тип урока: комбинированный урок , посвященный дню Конституции.

Цели урока:

  • проследить исторический путь развития конституционного строя в России, продолжить формирование понятия «Конституция»;

  • расширить знания о Конституции России;

  • формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории

  • способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников.

Оборудование: Конституция РФ, компьютер, проектор, запись гимна, иллюстрации гербов, флаг РФ.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Актуализация темы.

  3. Вступительное слово учителя .

  4. Работа с текстом Конституцией РФ

  5. Сообщения учащихся об истории гимна и флага.

  6. Подведение итогов.

  1. Обоснование темы, цели урока, мотивация

  2. Актуализация темы:

Почему потребовалась конституционная реформа в России в начале 1990- годов?

Как принималась новая Конституция РФ?

Каковы достоинства существующей Конституции РФ?

В чем состоят ее недостатки?



  1. Вступительное слово учителя. Регулирование государственной власти и управления на Руси развивалась ,как и в других европейских странах по логике обычного права. А «Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление». Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается на Руси медленный процесс вызревания конституционного строя. Активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя Россия XIX в.( но этот проект не был реализован). Не была еще готова Россия к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, то есть того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест  «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. Ни один законопроект не мог отныне обрести силы закона без согласия думы- по существу , парламента тогдашней России Это было началом конституционного правления в рамках монархической государственности.. Из предыдущих уроков вы знаете, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского народа. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Авторы советских конституции старались придать им демократический характер. В них , например, содержались нормы о всенародных выборах высших и местных органов власти., об экономических, политических, гражданских, культурных правах граждан. Реальная власть была сосредоточена в высших органах Коммунистической партии, а права человека скорее оставались функцией. .

Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В начале 90-х годов в России сложился острый конституционный и политический кризис. Его причинами были противоречия между практикой создания рыночной экономики , строительство правового государства, утверждения нового демократического режима и содержанием Конституции РФ. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, то есть была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России .
Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Так как Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

4. Работа с текстом Конституции

Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоит три задачи:



  1. Закрепить и гарантировать права человека.

  2. Упорядочить государственную власть.

  3. Утвердить правосудие.

Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.
Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией нерушимости личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.(учащиеся знакомятся с основными правами и свободами граждан)
Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей. 
Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.
Следующая цель расширить сведения о государственной символике. Поставить пред учащимся задачу – в конце урока сформулировать выводы о значимости государственных символов.
Герб имеет несколько элементов, основной элемент – щит (показать герб РФ).Что же нарисована на щите, оно состоит из 2-х фигур – двуглавого орла и всадника с копьем. (Назовите, при каком русском правители появился двуглавый орел?) Именно при Иване III впервые были объединены двуглавый орел и всадник, который предстал в образе св. Георгия Победоносца. На протяжении XVI-XVII вв. шел процесс формирования государственного герба. К концу XVII в. окончательно утверждается тип российского герба – на груди орла – всадник, св. Георгий Победоносец. С приходом к власти Временного правительства в феврале 1917 г., с орла были сняты короны, убраны скипетр и держава. (Как вы думаете почему?) С приходом большевиков  к власти в октябре 1917 г. меняется герб, он должен был подчеркнуть радикальные изменения в государстве. Основа герба – серп и молот (что они означают?) – союз рабочих и крестьян; земной шар и восходящее солнце – наступление новой жизни; колосья, обвитые лентой – единство советских республик. Советский герб просуществовал до 1991г., однако только к 2000 г. завершается геральдическая эпопея, когда 8 декабря Дума окончательно утвердила новый герб. Современный герб олицетворяет силу, мощь, независимость, единство Российского государства.
Кроме герба, какие вы еще знаете государственные символы?

  1. Сообщения учащихся об истории гимна и флага

История принятия флага

,Предложение заменить "революционный" красный флаг на бело-сине-красный высказал народный депутат России Виктор Ярошенко - еще до августовского путча 1991 года. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 года постановила считать официальным символом России триколор, Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а в указе от 20 августа 1994 года устанавливалось, что Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где размещается Администрация Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ (вместе с флагами субъектов РФ).

,В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорится: "В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа".

,,В январе 1998 года было решено снять проблему законодательного закрепления государственной символики с повестки дня внутриполитической жизни, так как и в обществе, и в парламенте  существуют полярные точки зрения на этот счет.

,4 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу среди прочих законов о государственной символике проект федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации". 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла законопроект в первом и третьем (окончательном) чтении.  20 декабря 2000 года Совет Федерации ФС РФ одобрил проект закона, 25 декабря 2000 года его подписал Президент РФ Владимир Путин.

,В соответствии с законом, Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

,В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

История принятия гимна

Дебаты вокруг гимна возобновились в октябре 2000 года, после встречи Владимира Путина с российскими спортсменами, которые жаловались новому президенту на отсутствие слов и невозможность петь гимн во время церемоний награждения медалями на летних Олимпийских играх. До этого футболисты московского «Спартака» высказывали недовольство на отсутствие слов в гимне — это сказывается на моральном духе и патриотическом настрое команды, а также ухудшает результаты на международных выступлениях. Этого же мнения придерживались члены национальной футбольной команды, не попавшие в финальную часть Чемпионата мира в 1998 году. Путин привлёк к этой проблеме внимание общественности и вынес проблему на рассмотрение Государственного совета.  

20 декабря 2000 года Совет Федерации одобрил пакет законопроектов, куда в том числе входил закон о гимне. 25 декабря Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был подписан президентом РФ Владимиром Путиным. Через два дня закон был опубликован в «Российской газете». Музыка Александрова была официально принята. 30 декабря Указом президента был утверждён и текст гимна. Российский народ услышал новый гимн по телевидению в ночь на 1 января 2001 года.

Принятие гимна вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Бывший президент России Борис Ельцин высказал категорическое несогласие с возвращением советской мелодии в качестве гимна России. В интервью газете «Комсомольская правда» он утверждал, что Путину не следовало изменять гимн просто «слепо следуя за настроением людей. По его мнению, восстановление прежнего гимна помешает отказаться обществу от негативных воспоминаний о советском прошлом. Это был один из немногих случаев критики в адрес Путина со стороны предыдущего президента. Либеральная политическая партия «Яблоко» заявила, что принятие советского гимна «усугубило раскол в обществе по политическим мотивам».

Другие национальные символы (герб, флаг) в декабре также получили конституционное подтверждение. Триколор и двуглавый орёл были приняты Госдумой и одобрены Советом Федерации, как того требует Конституция. Был положен конец дебатам вокруг государственных символов. Вскоре Путин отметил, что таким образом был сделан необходимый шаг для исцеления прошлого страны, объединения краткосрочного советского периода с долгой историей всей России.

5. Подведение итогов. Учащиеся отвечают на поставленные в начале урока вопросы.

- Конституция РФ имеет всей высшую юридическую силу , прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция- это высший закон, закон законов, действительно Основной закон государства. Любой гражданин , ущемленный в своих правах , может обратиться в суд на основании конституционной нормы, закрепляющей то право, которое нарушено.

– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.



На урока применены следующие  слайды:

I. Развитие конституционного строя

1. Середина XIX в. – первый проект Конституции России


2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровал гражданские права и свободы, а также Государственную думу.
3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции.
4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая Конституция в истории России.

II. История российского герба

  • 1497 г. – впервые были объединены всадник и двуглавый орел.

  • XVI-XVII вв. – процесс формирования государственного герба (у орла появляется корона, разворачиваются крылья, удлиняется шея).

  • Конец XVII в. – окончательно утвердился тип российского герба (в лапах орла появляются скипетр и держава).

  • Февраль 1917 г. – с орла исчезают корона, скипетр и держава.

  • 1924 г. появление герба СССР (до 1991 г.).

  • 8 декабря 2000 г. – утверждение современного герба России.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница