Ведение в предмет Бухгалтерский учет



страница1/5
Дата15.11.2018
Размер0.89 Mb.
  1   2   3   4   5
1/1-2 Ведение в предмет

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Таким образом, отличительными признаками бухгалтерского учета являются следующие:

Во-первых, бухгалтерский учет – это система, включающая:

сбор информации - под которым понимается фиксирование результатов хозяйственной операции или процесса в первичных документах;

регистрацию информации – перенос данных первичных документов в учетные регистры бухгалтерского учета;

обобщение информации – группировка собранных и зарегистрированных данных в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

Во-вторых, бухгалтерский учет ведется в денежном выражении.

В-третьих, учету подлежит не только информация об имуществе, но и об обязательствах организации (источниках приобретения или получения имущества).

В-четвертых, при организации бухгалтерского учета должны быт соблюдены, как минимум, следующие обязательные условия:



  • учет должен быть сплошным. Это значит, что объектами учета являются любое имущество, принадлежащее организации, независимо от его стоимости, физического состояния или возможности использования в предпринимательской деятельности, а также все обязательства организации независимо от условий их возникновения и предполагаемых вариантов погашения обязательств;

  • учет должен быть непрерывным. Это значит, что цели, которые стоят перед учетом, могут быть достигнуты только тогда, когда можно оценить всю информацию, относящуюся к исследуемому объекту за ряд отчетных периодов. Нарушение требований непрерывности учета повлечет за собой неполноту информации и, следовательно, может стать причиной принятия неправильного решения;

  • данные бухгалтерского учета должны быть задокументированы, т.е. вся информация должна фиксироваться и храниться в установленных документах. Это придает данным официальный статус и позволяет с минимальной трудоемкостью и максимальной эффективностью находить и использовать необходимую информацию.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность коммерческой организации или функции, выполняемые учреждением. При этом под хозяйственной деятельностью коммерческой организации понимается вся совокупность операций, связанных с созданием, функционированием и ликвидацией организации. Соответственно для некоммерческих организаций предметом учета является вся совокупность операций, связанная с их учреждением, выполнением функций, для которых они созданы, и ликвидацией.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, применяемых при изучении предмета и выполнении задач бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете принято выделять следующие специфические приемы и способы:

планы счетов бухгалтерского учета;

двойная запись;

документирование;

бухгалтерский баланс;

оценка;

инвентаризация.



2/3-4

Хозяйственный учет, его сущность и значение

Необходимость в учетных процессах существовала всегда, точнее, с того момента, как человечество вообще научилось считать. Необходимость же бухгалтерского учета в понимании, близком к совершенству, появилась только с возникновением товарного производства или с разделением труда. При этом часть продукции, производимой отдельными работниками или их группами, предназначалась не для собственного потребления (использования на собственные нужды), а для обмена на другую продукцию, которая этими производителями не выпускалась.

Обмен одного товара на другой предполагает, как минимум, учет количества и движения товара, предназначенного для обмена, а также оценку стоимости этого товара и тех товаров, которые предполагается получить в результате обмена.

Практически одновременно возникает необходимость оценить размер имущества, которое требуется для производства товара и его продажи.

С появлением денег возникает потребность и в их учете.

Позднее производится оценка не только имущества, имеющегося в наличии (активов), но и источников, за счет которых это имущество приобретено или получено. Это связано с появлением альтернативных источников оплаты имущества - прежде всего, возможности получения кредитов и займов.

Таким образом, бухгалтерский учет является исторически и экономически обусловленными.

Основная цель для которой организуется бухгалтерский учет. – формирование информации и группировка данных для их дальнейшего анализа и принятия управленческих решений. Эту же цель преследует и создание других видов учета: статистического, оперативного и налогового.

Взаимосвязь между перечисленными видами учета можно представить в виде следующей схемы:


Бухгалтерский учет




Оперативный учет


Налоговый

учет




Статистический учет

Схема является упрощенной и не отражает всей совокупности взаимосвязей между отдельными видами учета. Значительная часть показателей, используемых в бухгалтерском и статистическом учете, формируется на основе данных оперативного учета. В то же время не менее существенная часть информации отображается в специализированных учетных регистрах, т.е. формируется непосредственно в местах осуществления бухгалтерского и статистического учета.

Оперативный учет ведется непосредственно в местах выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления должностными лицами управленческих функций. Поэтому этот вид учета иногда называют производственным учетом. Как правило, сфера применения оперативного учета ограничивается рабочим местом, производственным коллективом или структурным подразделением. Периодичность представления данных обычно не превышает одной рабочей смены. Это не исключает возможность обобщать некоторые показатели и за более длительные периоды – рабочая неделя, декада, месяц и т.п. В оперативном учете чаще всего используются натуральные показатели. При определенных условиях могут применяться трудовые, а также стоимостные показатели. Оперативный учет ведется в учетных регистрах, разрабатываемых в самой организации. В некоторых случаях для целей оперативного учета могут быть использованы унифицированные формы, являющиеся формами первичной документации для бухгалтерского учета.

Оперативный учет от других форм учета отличает большая оперативность и сравнительно более низкая информативность. Это определяет использование данных этого вида учета для решения отдельных управленческих задач, носящих, как правило, текущий и локальный характер.

Часть информации, получаемой в результате оперативного учета, является основой для заполнения учетных регистров бухгалтерского и статистического учета.

Статистический учет представляет собой систему сбора, накопления и обобщения данных о состоянии и динамике производственных и социальных процессов.

Целью проведения официального статистического учета в РФ является формирование в соответствии с государственной статистической методологией полно. Объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения задач информационного обеспечения общества, управления социально - экономическими и демографическими явлениями и процессами в обществе, а также для развития науки.



Бухгалтерский учет организуется в каждой организации и является основным источником информации для обоснования и принятия управленческих решений. Бухгалтерская отчетность составляется и представляется к рассмотрению внешним и внутренним пользователям ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. Исходя из потребностей менеджмента организации, внутренним распорядительным документом могут быть предусмотрены и иные, более короткие сроки обобщения бухгалтерской информации. То обстоятельство, что бухгалтерский учет ведется в денежном выражении позволяет при принятии управленческих решений наиболее точно определить их последствия. Кроме того, на основании данных бухгалтерского учета определяется и фактический эффект и экономическая эффективность проводимых технических, организационных и организационно-технических мероприятий. Бухгалтерский учет является наиболее законодательно урегулированным видом учета. За не соблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете виновные лица могут привлекать к материальной, административной и уголовной ответственности.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

В последние годы принято подразделять бухгалтерский учет на две составные части – финансовый и управленческий учет. Под финансовым учетом понимается собственно бухгалтерский учет – система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации, а управленческий учет – подсистема бухгалтерского учета, направленная преимущественно на сбор и обобщение информации о составе и динамике затрат организации на выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг. При этом, как правило, используются методы сбора и обработки информации, отличные от методов, используемых при осуществлении финансового учета.



3/5-6; 4/7-8

Объекты, основные задачи и методы бухгалтерского учета

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основной целью осуществления предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли. Следовательно, конечным объектом бухгалтерского учета являются финансовые результаты деятельности организации и факторы. Влияющие на качество и размер финансовых результатов, - расходы и доходы организации.

Учитывая состав активов организации и процессы, связанные с их движением, совокупность объектов бухгалтерского учета можно представить в виде схемы:



Активы (имущество) организации

Пассивы организации (источники поступления активов)

Внеоборотные активы

Заемные средства

Собственные средства

Оборотные активы



- основные средства - запасы - уставный капитал - кредиторская

задолженность

- нематериальные - незавершенное - добавочный капитал - кредиты

активы производство

- капитальные - дебиторская - резервный капитал - займы

вложения задолженность

- денежные средства - прибыль


Классификация активов на внеоборотные и оборотные обусловлена спецификой осуществления любых процессов, относящихся к предпринимательской деятельности (в промышленности, строительстве, торговле и других отраслях народного хозяйства). Часть имущества организации единовременно потребляется в течение одного производственного цикла и восстанавливается (за счет полученной выручки от реализации продукции, работ или услуг) к началу следующего цикла (оборотные активы). Другая часть имущества по своему экономическому содержанию и эксплуатационным характеристикам участвует в нескольких производственных циклах и восстанавливается за счет средств, накопленных за весь период эксплуатации (амортизационных отчислений) (внеоборотные активы).

Внеоборотные активы состоят из основных средств, нематериальных активов и капитальных вложений. При этом в составе основных средств принято выделять активную часть – это транспортные средства, машины и оборудование, непосредственно участвующие в производственном процессе.

Жизненный цикл основных средств можно представить в виде схемы:

Приобретение (поступ

ление)


Начис

ление амортизации



Восстановление (реконструкция, модернизация, ремонт)

Выбытие (списа

ние)


Приобретение (поступ

ление)


Таким образом, основными хозяйственными операциями по учету основных средств, которые относятся к объектам бухгалтерского учета, являются:

  • приобретение основных средств;

  • внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал;

  • строительство основных средств;

  • ввод в эксплуатацию приобретенных или построенных основных средств;

  • начисление амортизации;

  • проведение реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования основных средств;

  • проведение ремонта основных средств (затраты на ремонт балансовой стоимости не увеличивают, а учитываются в составе текущих расходов);

  • ликвидация, разборка или демонтаж основных средств;

  • продажа объектов основных средств;

  • поступление материалов от разборки выбывших основных средств.

Объекты нематериальных активов отличаются от основных средств тем, что они не имеют выраженной материально-вещественной формы. Это обусловливает состав хозяйственных операций по учету данного вида имущества, отличный от состава операций по учету основных средств:


Приобретение (поступление)



Начисление амортизации

Выбытие (списание)

Приобретение (поступление)



Основными хозяйственными операциями в данном случае будут:

  • приобретение нематериальных активов;

  • создание нематериальных активов в организации;

  • ввод нематериальных активов в эксплуатацию;

  • начисление амортизации;

  • списание нематериальных активов по истечении срока полезной эксплуатации;

  • продажа нематериальных активов.

Такие операции, как проведение реконструкции и модернизации, а также проведение ремонта при эксплуатации нематериальных активов не осуществляются. Отсутствие материально-вещественной формы делает невозможным и выход материалов при списании нематериальных активов.

Необходимость выделения капитальных вложений (вложений во внеобортные активы) в особый вид внеоборотных активов обусловлено тем, что процесс создания основных средств и нематериальных активов нередко является весьма длительным. Кроме того, принятие таких активов к бухгалтерскому учету связано с некоторыми формальностями (оформление акта приемки-передачи или государственная регистрация прав на недвижимое имущество). Все это приводит к тому, что по состоянию на дату составления бухгалтерской отчетности некоторые объекты внеоборотного имущества не могут быть оприходованы в качестве объектов основных средств или нематериальных активов (находятся в стадии достройки или оформления). Поэтому жизненный цикл капитальных вложений состоит всего из двух этапов – осуществление затрат, относимых к категории капитальных (внеоборотных), и их списание.

Основными хозяйственными операциями по учету вложений во внеоборотные активы являются:


  • осуществление соответствующих затрат (списание материально - производственных запасов, начисление сумм оплаты труда работникам, занятым в строительстве или приобретении основных средств, создании или покупке объектов нематериальных активов, оплата услуг сторонних организаций);

  • списание сумм произведенных расходов в связи с вводом в эксплуатацию объектов внеоборотных активов;

  • списание сумм произведенных расходов в связи с продажей вложений во внеоборотные активы;

  • списание сумм произведенных расходов в связи с прочим выбытием вложений во внеоборотные активы.

Основные хозяйственные операции, характерные для движения оборотных активов:

По движению материально – производственных запасов:



  • приобретение материалов;

  • подготовка материалов к использованию;

  • передача материалов в производство или для использования в управленческой деятельности;

  • оприходование возвратных материалов;

  • реализация (продажа) неиспользуемых материалов на сторону;

  • списание материалов, выбывших по другим причинам.

По незавершенному производству (формирование и списание себестоимости продукции (работ, услуг)):

  • списание на себестоимость продукции (работ, услуг) амортизационных отчислений;

  • списание на себестоимость продукции (работ, услуг) стоимости использованных материально – производственных запасов;

  • списание на себестоимость продукции (работ, услуг) начисленных сумм оплаты труда;

  • списание на себестоимость продукции (работ, услуг) стоимости оплаченных работ и услуг сторонних организаций;

  • списание на себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства стоимости работ и услуг вспомогательных производств и обслуживающих производств и хозяйств;

  • определение и списание стоимости производственного брака;

  • списание на себестоимость продукции (работ, услуг) прочих расходов;

  • списание фактической себестоимости на объем выпущенной продукции (на этом этапе стадия учета незавершенного производства заканчивается);

  • списание фактической себестоимости выполненных работ, принятых заказчиком;

  • списание фактической себестоимости оказанных услуг, принятых заказчиком;

  • списание объемов незавершенного производства по аннулированным заказам;

  • списание объемов незавершенного производства, утраченного в результате чрезвычайных обстоятельств;

  • списание объемов незавершенного производства, выбывших по иным причинам.

По дебиторской задолженности:

  • образование дебиторской задолженности (отгрузка продукции, сдача выполненных работ или оказанных услуг);

  • списание дебиторской задолженности по поступлении оплаты от покупателей и заказчиков;

  • списание дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности;

  • передача дебиторской задолженности в залог или в обеспечение обязательств;

  • продажа (реализация) дебиторской задолженности;

  • списание дебиторской задолженности по иным причинам.

По денежным средствам:

  • поступление денежных средств на расчетные счета в банках;

  • поступление денежных средств на валютные счета в банках;

  • поступление денежных средств непосредственно в кассу организации за реализованную продукцию, работы или услуги;

  • получение денежных средств в кассу с расчетного счета;

  • получение денежных средств от работников организации в установленных случаях;

  • приобретение денежных документов (марок почтовой оплаты, марок госпошлины, оплаченных авиабилетов);

  • сдача денежных средств из кассы на расчетные или валютные счета;

  • перечисление денежных средств с расчетных или валютных счетов в оплату приобретенных товаров, материально – производственных запасов, работ или услуг;

  • перечисление денежных средств с текущих на специальные (аккредитивы, чеки) счета в банках;

  • выплата заработной платы;

  • выдача денег под отчет.

Пассивы организации (источники приобретения или получения активов) также разделены на две большие группы – собственные средства и заемные.

К собственным средствам относятся уставный капитал (стоимость взносов учредителей), прибыль, различные фонды, создаваемые за счет прибыли, доходы будущих периодов, а также амортизационные отчисления по объектам основных средств и нематериальных активов, которые отдельно в пассиве баланса не отражаются.

К заемным средствам относят суммы, полученные в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, кредиторская задолженность по приобретенным, но не оплаченным активам; суммы начисленных налогов, срок уплаты которых не наступил, начисленная заработная плата до момента выплаты и т.д.

При учете собственного капитала (собственных источников0 основными объетами бухгалтерского учета являются следующие:



  • объявление уставного капитала;

  • расчеты с учредителями организации;

  • операции, связанные с изменением (увеличением или уменьшением) уставного капитала;

  • создание и использование резервного капитала;

  • создание и использование резервов за счет себестоимости или прибыли;

  • поступление и списание доходов будущих периодов;

  • определение финансового результата от реализации (продажи) выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;

  • поступление операционных доходов;

  • поступление прочих (внереализационных) доходов;

  • поступление чрезвычайных доходов;

  • использование прибыли

При учете заемных средств (заемного капитала, заемных источников) основными объектами учета являются:

  • получение и использование кредитов;

  • получение и использование займов;

  • начисление и уплата процентов по привлеченным средствам (кредитам и займам);

  • приобретение активов;

  • расчеты с кредиторами (поставщиками и подрядчиками);

  • начисление налогов и сборов;

  • начисление сумм оплаты труда работникам организации.

Прямой связи между составом и структурой активов и пассивов организации нет. Вместе с тем существуют алгоритмы финансового анализа, которые позволяют сопоставить размер источников формирования активов и структуру имущества организации. На основании данных анализа могут быть сделаны выводы о финансовом состоянии организации. Предварительную оценку соответствия активов и пассивов организации можно сделать исходя из следующего: внеоборотные активы и оборотные средства, необходимые для обеспечения первого производственного цикла, должны приобретаться за счет взносов учредителей и заемных средств, привлеченных на долгосрочной основе; расширение производства и временный недостаток денежных средств покрывают, как правило, за счет краткосрочных кредитов и займов и так называемых устойчивых пассивов.

Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в качестве основных задач бухгалтерского учета указывают следующие:



  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимо внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечение ее финансовой устойчивости.

Первая и вторая задачи достигаются правильной организацией бухгалтерского учета и точным выполнением всех требований, предъявляемых к организации бухгалтерского учета законодательными и нормативными актами. Полнота и достоверность формирования информации достигаются прежде всего обеспечением непрерывности учетного процесса и исчерпывающим охватом всех активов, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организацией. Кроме того, важно значение имеют оперативность и рациональность учета.

Выполнение третьей задачи выходит за рамки собственного учетного процесса и требует проведения определенных аналитических процедур. Чтобы такие процедуры были возможны, необходима соответствующая группировка бухгалтерской информации. Требуемая группировка учетных данных заложена в планах счетов бухгалтерского учета и формах бухгалтерской отчетности. Общие принципы группировки данных являются едиными. Это делает возможным разработку и использование единых подходов к анализу бухгалтерской информации и выработке определенного набора стандартных решений. При возникновении более сложных ситуаций необходим расчет дополнительных финансовых показателей и , следовательно, более детальная группировка данных учета по признакам, выбранным для решения конкретных задач. Роме того, повышение эффективности решения третьей задачи может быть достигнуто за счет совершенствования графика документооборота и организации потоков информации между структурными подразделениями организации, участвующими в выработке управленческих решений (бухгалтерия, планово-экономический отдел, главный экономист, главный инженер и т.д.).

В конечном счете бухгалтерская информация предназначена для пользователей бухгалтерской отчетности – юридических и физических лиц, которые имеют непосредственное или косвенное отношение к результатам деятельности организации и в той или иной мере участвуют в распределении прибыли или погашении убытка либо используют информацию в иных целях.

Вся совокупность пользователей бухгалтерской отчетности делится на две большие группы: внешние и внутренние. В составе каждой группы выделяются пользователи, которые обладают схожими признаками и соответственно целям, в которых они используют бухгалтерскую информацию.

Состав пользователей бухгалтерской информации представлен не схеме:

Руководство организации является основным пользователем бухгалтерской информации. Любая управленческая деятельность, в конечном счете, сводится к принятию управленческих решений, направленных на оптимизацию тех или иных показателей функционирования организации. Руководство организации принимает решения, касающиеся практически всех сторон деятельности организации. Поэтому для него представляется полезной любая бухгалтерская информация.

Подразделения организации, занятые финансовым анализом, в своей работе используют, как правило, данные бухгалтерской отчетности. Однако и для них иная бухгалтерская информация может иметь весьма существенное значение.

В числе подразделений, использующих бухгалтерскую информацию для целей производства или управления, могут быть, например, планово - экономический отдел, службы маркетинга, главного инженера. Эти подразделения пользуются бухгалтерской информацией, необходимой для решения конкретных задач. К числу таких подразделений можно отнести и структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Если организация имеет такие подразделения, бухгалтерская информация используется в полном объеме, как этими подразделениями, так и головной организацией.


Пользователи бухгалтерской информации

Внешние пользователи



Внутренние пользователи

Заинтересованные в финансовом результате

Контролирующие




- руководство организации

- подразделения организации,

занятые финансовым анализом

- подразделения организации, - налоговая служба



использующие бухгалтерскую - органы статистики

информацию для целей производ- - инвесторы - правоохранительные

ства или управления - кредиторы органы

- собственники имущества - дебиторы - аудиторские фирмы

- персонал организации - потенциальные контрагенты – другие контролирую-

- учредители, акционеры и участ- - партнеры в рамках группы щие организации

ники хозяйственных обществ взаимосвязанных организаций
Собственники имущества организации выделяются в отдельную группу пользователей бухгалтерский информации, как правило, в том случае, когда учредители и участники организации такими собственниками не являются. Речь идет об унитарных предприятиях, которых наделяют имуществом государственные или муниципальные органы. В этом случае имущество выделяется не в собственность, а в хозяйственное ведение или оперативное управление. Разумеется, собственники имущества заинтересованы в наиболее эффективном его использовании. Для анализа эффективности эксплуатации имущества используются прежде всего данные бухгалтерской отчетности. Однако на практике могут иметь место ситуации, когда собственник имущества может потребовать дополнительную бухгалтерскую информацию, сгруппированную по принципам, установленным собственниками активов организации.

Персонал организации в первую очередь интересует размер прибыли, полученной организацией в соответствующем отчетном периоде, и размер фонда материального поощрения или иных фондов, предназначенных для поощрения работников организации и развития социально-бытовой и культурной сферы. В некоторых случаях предметом заинтересованности персонала организации может быть задолженность организации по суммам начисленной оплаты труда и иных выплат в пользу работников. Таким образом, для этой категории заинтересованных пользователей бухгалтерской информации необходима особая группировка и детализация соответствующих данных.

Учредители, акционеры и участники хозяйственных обществ желают знать, насколько эффективно используются вложенные ими средства. Поэтому для них основной информацией является общий размер полученной прибыли, размер прибыли, приходящейся на одну акцию (или долю участника общества с ограниченной ответственностью), а также структура активов организации.

Инвесторов организации, прежде всего, интересует финансовая устойчивость организации – способность своевременно погашать текущие и долгосрочные обязательства. Следовательно, для инвесторов в первую очередь имеет значение информация, используемая при расчете показателей финансового анализа, -структура задолженности и структура активов организации. Кроме того, инвесторов интересует и дополнительная информация, например период активной деятельности организации, количество заключенных и исполненных хозяйственных договоров, объем выпуска продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Информация, необходимая кредиторам организации, во многом аналогична информации, которой интересуются инвесторы. Организация, формирующая бухгалтерскую информацию, должна знать, что для инвесторов первоочередное значение имеют данные на долгосрочную перспективу, а кредиторов, прежде всего, интересует, насколько оперативно и полно организация сможет погасить текущие обязательства.

Дебиторы организации менее, чем иные пользователи бухгалтерской информации, заинтересованы в обладании полным объемом данных обо всех операциях, совершаемых организациях. Тем не менее, определенная информация для них все-таки может быть полезной. Такой информацией являются данные об операциях, совершенных организацией в последнее время, период и результаты деятельности организации на данном секторе рынка и т.д.

Под организациями в рамках группы взаимосвязанных организаций понимаются хозяйствующие субъекты, входящие в состав холдинга или иной формы совместной деятельности хозяйствующих субъектов, при которых они не теряют своей юридической самостоятельности и в то же время в некоторой степени зависимы от результатов хозяйственной деятельности других участников объединения. Эти организации также нуждаются в информации.

Налоговые органы интересуются, прежде всего, данными о состоянии и размере налоговой базы по различным видам налогов. Эти органы официально считаются адресатами бухгалтерской отчетности. Но основным объектом их внимания являются налоговые декларации и соответствие данных, указанных в них, данным бухгалтерского учета. Таким образом, для организаций, формирующих бухгалтерскую информацию для налоговых органов, первоочередным является правильное определение налоговой базы по отдельным налогам, а также достоверность сведений, указанных в бухгалтерских документах, используемых для ведения налогового учета.

Органы статистики формируют и представляют информацию, необходимую для принятия решений на государственном или региональном уровне. В связи с этим для целей статистической отчетности разработаны специализированные формы, в которых указываются не сколько стоимостные, сколько натуральные показатели деятельности организации. Таким образом, в отношении органов статистики задача состоит в сопоставлении и обеспечении соответствия между данными бухгалтерского учета и соответствующими натуральными показателями.

Правоохранительные органы, как правило, проводят проверку по отдельным вопросам хозяйственно-экономической деятельности организации. Следовательно, объектом их внимания становятся отдельные финансовые показатели. При этом возможна ситуация, когда необходима специальная группировка и детализация данных бухгалтерского учета.

Объектом внимания аудиторских фирм и отдельных аудиторов является вся финансово-финансовая деятельность организации, за исключением случаев, когда проверка проводится по отдельным вопросам или направлениям.

Таким образом, при формировании бухгалтерской информации в расчете на конкретных пользователей следует применять методы группировки и детализации данных в соответствии с их запросами. Разумеется, вся выборка осуществляется из одних и тех же данных, поэтому данные, представляемые различным пользователям, должны быть идентичны. Если законодательными или нормативными актами предусмотрена корректировка некоторой информации, представляемой отдельным пользователям, например, налоговым органам, причины расхождений должны быть расшифрованы в пояснениях к бухгалтерской отчетности.



5/9-10

Тема: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»

В соответствии со ст. Закона о бухгалтерском учете законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:


  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон о бухгалтерском учете устанавливает три уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. Разумеется, на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности осуществления бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое, прежде всего Минфином РФ, а также другими органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, при осуществлении деятельности конкретной организации имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и иными причинами, что вызывает необходимость регулирования бухгалтерского учета и уровне организации.

Следовательно, в системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни:



Первый уровень – законодательство РФ – Федеральный закон о бухгалтерском учете, Налоговый и Гражданский кодексы РФ и т.п. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» является основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет. Вместе с тем некоторые аспекты осуществления деятельности в области бухгалтерского учета могут регулироваться и иными законами РФ;

Второй уровень – указы президента РФ. Они могут регулировать практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента РФ могут устанавливать общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйствующих операций. В настоящее время, характеризующееся реформированием законодательной и нормативной базы рыночных отношений, указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а осуществление данного вида деятельности необходимо. Это могут быть указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений.

Третий уровень – постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти документы разрабатываются, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента РФ. В постановлениях и распоряжениях Правительства РФ детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента РФ. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.

Четвертый уровень – положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В этих документах устанавливаются общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Основным документом данной системы является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, в настоящее время действует 20 отдельных положений по бухгалтерскому учету. Так же сюда относятся планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. При чем требования положений по бухгалтерскому учету не могу противоречить документам более высоких уровней.

Пятый уровень – методические рекомендации, инструкции и т.п. нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами управления (министерствами и ведомствами). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению всеми организациями, ведущими бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.

Шестой уровень – методические рекомендации, инструкции и т.п. нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые федеральными отраслевыми органами управления(Министерство обороны РФ, Министерство образования РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ). Требования документов данного уровня обязательны к применению организациями, осуществляющими деятельность, регулируемую соответствующими министерствами или ведомствами.

Седьмой уровень – указания, разъяснения, письма и т.п. документы, разъясняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от законодательных актов и документов системы нормативного разъяснения и письма отраслевых органов управления не обязательны к применению всеми организациями, а носит рекомендательный характер.

Восьмой уровень – внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями организации и утверждаемые распорядительными документами – как правило, приказом руководителя.

Документы седьмого и восьмого уровней не относятся к системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а только дополняют эту систему.

Закон о бухгалтерском учете является основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета по следующим вопросам:

определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета;

однозначно определяет основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;

устанавливает права и обязанности должностных лиц организаций за организацию бухгалтерского учета, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;

определяет основные требования к ведению бухгалтерского учета, оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;

устанавливает общие принципы оценки имущества и обязательств организации;

устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств организации;

определяет сроки, адреса и порядок представления бухгалтерской отчетности;

устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов.

Все перечисленные элементы более подробно определены и детализированы, а Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и иных документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.



6/11-12

Тема: ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ разработано во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ. Положение утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98. №34н.

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическим лицам по законодательству РФ независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Положение не применяется в кредитных организациях и бюджетных учреждениях. Это обусловлено спецификой деятельности этих организаций и учреждений.

Положение разработано на основе Закона о бухгалтерском учете и уточняет применение отдельных требований Закона. С другой стороны, Минфин РФ на основе Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории РФ, в том числе при осуществлении деятельности за пределами РФ.

В Положении более детально расписаны основные правила ведения бухгалтерского учета (документирование хозяйственных операций, регистры бухгалтерского учета), установлены правила оценки каждого вида имущества и обязательств организации, сформулированы требования по составлению сводной бухгалтерской отчетности. Кроме того, Положением установлена возможность выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Организация может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, списываемых в производство, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.п. Это расширяет самостоятельность организации в частности организации бухгалтерского учета, но, с другой стороны, требует отражения выбранного варианта в соответствующем распорядительном документе – учетной политике организации.

7/13-14

Тема: «Учетная политика в целях бухгалтерского учета»

Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992г. №10) в практику отечественного бухгалтерского учета введен термин «учетная политика предприятия». Использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики.

Согласно приказу Министерства финансов РФ от 09.12.1998г. № 60н ПБУ 1/98 основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования – для всех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия – для предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учрежденным документом либо о собственной инициативе.

Условия указанного положения вступили в силу для выполнения предприятиями с 01 января 1999г. В настоящее время каждое предприятие должно иметь свою выбранную учетную политику. Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Предприятия подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и др. пользователей финансово-бухгалтерской информации.

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантное. Например, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Ведь можно использовать четыре метода. Торговые организации и организации общественного питания должно указать в учетной политике, как они будут отражать товары в учете – по покупным или по продажным ценам. Предприятиям, которые поставляют свою продукцию (выполняют работы, оказывают услуги) без предоплаты, следует решить, будут ли они создавать резерв по сомнительным долгам. В то же время нет никакой необходимости указывать, что учет на предприятии ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ведь требования этого закона обязательны для всех организаций.

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:



  1. форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.); организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);

2) текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

  1. особенности деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

  2. кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);

  3. хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным. Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.

При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.



8/15-16

Тема: «Учетная политика в целях налогообложения»

С вступлением в силу с 1 января 2001г части второй Налогового Кодекса РФ впервые на законодательном уровне появилось требование о формировании учетной политики для целей налогообложения. Согласно вступающей в силу с 1 января 2002г главе 25 НК РФ к учетной политике организации предъявляются дополнительные требования. Это объясняется в первую очередь тем, что организации с 2002г должны вести не столько ''бухгалтерский учет для целей налогообложения'', как ранее, но и полноценный налоговый учет. Кроме того, в ст.313 главы 25НК РФ закреплены принципы формирования учетной политики налогообложения. (Необходимо сразу отметить, что в целом принципы формирования и ведения учетной политики, установленные в Кодексе, настолько похожи на принципы учетной политики с точки зрения бухгалтерского учета, что не остается сомнений в источники их происхождения).

Систему налогового учета (в том числе формы налоговых регистров и порядок составления расчета налоговой базы, выбор одного из предложенных Кодексом вариантов) налогоплательщик организует самостоятельно. Это означает, что неприменение рекомендации МНС России (если они появятся) не будет нарушением законодательства о налогах и сборах и соответственно не может повлечь за собой привлечения к ответственности.

При формировании внутренней системы налогового учета организации должны исходить из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Поэтому, как, в сущности, и в бухгалтерском учете, приказ об учетной политике не следует принимать ежегодно, кроме тех случаев, когда в учетную политику планируется внести изменения. Но это только теоретически, поскольку пока не было ни одного года, когда не нужно было бы вносить иные изменения и (или) дополнения в учетную политику.

Указанные выше принципы проявляется в том, что согласно ст.313 НК РФ изменения порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения налогоплательщик осуществляет в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. Решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применятся с начала нового налогового периода. На взгляд автора, данное положение можно будет использовать в качестве дополнительного аргумента (помимо ст.5 НК РФ), если изменения в главе 25 Кодекса будут внесены в течение одного из налоговых периодов.

В случае, когда налогоплательщик начал заниматься новыми видами деятельности, он также обязан определить и закрепить в налоговой учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. (Это, конечно, не означает что новую деятельность можно начинать только с начала налогового периода.)

Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации.

9/17-18

Балансовый метод отражения информации

Бухгалтерский баланс является основным отчетным документом и представляет наибольший интерес для всех пользователей бухгалтерской информации. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Каждый объект бухгалтерского учета имеет двойственный характер. С одной стороны, движение активов организации и осуществление ею хозяйственных операций влечет за собой изменение структуры, объема и состава имущества. С другой стороны, эти же операции ведут к изменению состава, структуры и размера источников приобретения имущества. Поэтому баланс представляет собой документ, состоящий их двух взаимосвязанных частей – актива и пассива. В активе баланса отражается наличие имущества организации, а в пассиве – источники его образования. Так как две стороны баланса представляют собой денежную оценку одного и того же процесса с разных точек зрения, то общие суммы данных, отраженных в пассиве и активе баланса, должны быть равны между собой. Эта сумма называется валютой баланса.

Наличие актива и пассива баланса обусловливает необходимость разработки и ведения счетов для отдельного учета имущества организации и источников его поступления.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Имущество организации может иметь различную форму:



  • материальную – объекты основных средств, материально – производственные запасы;

  • нематериальную – объекты нематериальных активов, дебиторская задолженность суммы уплаченного налога на добавленную стоимость и т.п.;

  • денежную – наличные деньги в кассе, безналичные средства на расчетных счетах, валютные средства на валютных счетах и т.п.

Кроме того, в отношении активов организации используется термин «ликвидность», который означает, насколько быстро можно реализовать то или иное имущество для погашения обязательств организации. При этом максимальной (абсолютной) ликвидностью обладают денежные средства, минимальной – объекты основных средств и иные внеоборотные активы.

Соответственно источники поступления активов подразделяются на собственные и заемные. Последние делятся на краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных займов и обязательств выделяются те, которые обусловлены процессом производства и реализации продукции (работ, услуг), и те, которые осуществляются для пополнения недостатка в оборотных средствах, - кредиты банков и займы, взятые у других организаций.

Все это обусловливает необходимость разработки универсальной учетной формы, которая позволяла бы, с одной стороны, учитывать движение активов и источников их поступления, а с другой – делала бы возможным отражать как увеличение, так и уменьшение и активов, и обязательств. Количество таких форм должно соответствовать такой детализации данных, которая позволила бы однозначно определить принадлежность имущества или источников к определенной группе, а также производить финансовый и статистический анализ полученных данных.

Содержание бухгалтерского баланса определено ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".



10/19-20


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница