Вагоны грузовые модернизируемые с продлением срока службы




страница1/3
Дата06.08.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ






НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ



ГОСТ Р

(проект RU,

окончательная

редакция)





Стандартизация в Российской Федерации


ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ МОДЕРНИЗИРУЕМЫЕ

С ПРОДЛЕНИЕМ СРОКА СЛУЖБЫ
Общие технические условия

Настоящий проект стандарта не подлежит

применению до его утверждения

Москва


Стандартинформ

2015
Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Некоммерческое партнерство производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей» (НП «Объединение вагоностроителей».

2 ВНЕСЕН Национальным Техническим комитетом по стандартизации ТК  45 «Железнодорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
4 Введен впервые

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов: «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР ТС 001/2011 и «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013.


"Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)".

© Стандартинформ, 2015



Содержание

1 Область применения ……………………………………………………….

2 Нормативные ссылки ………………………………………………………

3 Термины и определения ……………………………………………………

4 Технические требования ……………………………………………….......

4.1 Общие требования

4.2Требования к базовым вагонам

4.3 Требования к модернизированным вагонам

4.4 Требования к составным частям конструкции, материалам и

комплектующим изделиям ……………………………………………...

4.5 Требования надежности к модернизированному вагону…………..

4.6 Маркировка …………………………………………………………...

4.7 Комплектность ………………………………………………………..

5 Требования охраны труда и окружающей среды

6 Правила приемки …………………………………………………………...

7 Методы контроля ……………………………………………………….......

8 Транспортирование и хранение …………………………………………...

9 Указания по эксплуатации …………………………………………………

10 Гарантии изготовителя ………………………………………...................

Приложение А (обязательное) Среднегодовые пробеги родов вагонов по годам эксплуатации……………………………………………

Приложение Б (обязательное) Нормативы технического состояния модернизированных вагонов…………………………………….

Библиография ………………………………………………………………...




НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ
МОДЕРНИЗИРУЕМЫЕ
С ПРОДЛЕНИЕМ СРОКА СЛУЖБЫ

Общие технические условия

Freight cars


modernized with life prolongation

General specifications





Дата введения -
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на грузовые вагоны, эксплуатирующиеся на железнодорожных путях общего пользования шириной колеи 1520 мм, и устанавливает дополнительные требования, касающиеся вагонов, модернизируемых с продлением срока службы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные и национальные стандарты:

ГОСТ 2.601–2013 Единая система конструкторской документации.

Эксплуатационные документы.






Проект, окончательная редакция
ГОСТ 2.602–2013 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы.

ГОСТ 15.309–98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

ГОСТ 5973–2009 Вагоны-самосвалы (думпкары) железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия.

ГОСТ 7409–2009 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям.

ГОСТ 9238–2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений.

ГОСТ 15150–69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 18321–73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции.

ГОСТ 22235–2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

ГОСТ 26725–97 Полувагоны четырехосные универсальные магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия.

ГОСТ 22761-77 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Бринеллю переносными твердомерами статического действия.

ГОСТ 24297-2013 Верификация закупаемой продукции. Организация проведения и методы контроля.

ГОСТ 30243.1–97 Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия.

ГОСТ 30243.2–97 Вагоны-хопперы закрытые колеи 1520 мм для перевозки цемента. Общие технические условия.

ГОСТ 30243.3–99 Вагоны-хопперы крытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия.

ГОСТ 30549–98 Вагоны-самосвалы (думпкары) железных дорог колеи 1520 мм. Требования безопасности.

ГОСТ 32880-2014 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава (автоматический и ручной). Технические условия.

ГОСТ 33211-2014 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам.

ГОСТ Р 51659-2000 Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия.

ГОСТ Р 53192-2014 Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества.

ГОСТ (проект) Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

ГОСТ (проект) Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества.

ГОСТ (проект) Тормозные системы железнодорожного подвижного со

става. Методы испытаний.

ГОСТ (проект) Полувагоны. Общие технические условия.

ГОСТ (проект) Вагоны-цистерны. Общие технические условия.

ГОСТ (проект) Вагоны-платформы. Общие технические условия.

ГОСТ (проект) Вагоны грузовые крытые. Общие технические условия.

ГОСТ (проект) Тормозные системы грузовых железнодорожных вагонов. Технические требования и правила расчета.

ГОСТ (проект) Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия.

ГОСТ (проект) Вагоны-хопперы закрытые для перевозки сыпучих грузов. Общие технические условия.

ГОСТ (проект) Вагоны-хопперы закрытые для перевозки цемента. Общие технические условия.

ГОСТ (проект) Вагоны-самосвалы. Общие технические условия.

Примечание– При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.



3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:



3.1 базовый вагон: Модель или группа грузовых вагонов, имеющих одинаковые технические характеристики (срок службы, конструктивное исполнение, осевая нагрузка, используемые материалы, годы выпуска с этими характеристиками) и несущую конструкцию кузова до проведения модернизации с продлением срока службы.

3.2 вагон-аналог: вагон, обладающий следующими характеристиками, по отношению к базовому вагону:

- идентичные конструкции тележек;

- одинаковое количество тележек на вагоне;

- одинаковый род вагона;

- аналогичное агрегатное состояние перевозимого груза;

-отклонение в пределах 5% следующих массово-геометрических характеристик:

а) база вагона;

б) длина вагона по осям сцепления;

в) высота центра тяжести в груженом и порожнем состояниях;

г) масса вагона брутто;

д) масса вагона нетто;

и) моменты инерции вагона в порожнем и груженом состояниях относительно продольной, поперечной и вертикальной осей;



3.3 вагон специального назначения: транспортеры, специализированный железнодорожный подвижной состав, специальный несамоходный подвижной состав согласно ПТЭ ЖД;

3.4 группа модернизированных грузовых вагонов: определенное количество единиц подвижного состава, одних лет изготовления, имеющих разницу технических характеристик не более чем 20% по представителю от которой принимается решение о распространении модернизации с продлением на всю группу.

3.5 критерии предельного технического состояния: значения параметров технического состояния, при которых допускается модернизация базового вагона с продлением срока службы

Примечание- Значения параметров должны включать:

- признаки деградации (трещина, излом);

- нарушение (ослабление) предусмотренных конструкторской документацией соединений

- смятие или предельный износ сопряженных поверхностей

- предельный коррозионный износ открытых поверхностей.



3.6 модернизация с продлением срока службы: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы.

[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», статья 2 [1]



3.7 модернизированный вагон: вагон с улучшенными по отношению к базовому техническо-экономическими характеристиками, полученными в результате модернизации.

3.8 назначенный срок службы: календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

3.9 несущие конструкции вагонов: составные части вагона, которые передают силы, возникающие при движении вагона в составе поезда и маневрах, воспринимают силы от действия на вагон груза, подвесного оборудования, тормозной системы вагона, установленных механизмов, служат опорой на ходовые части.

3.10 номинальные толщины несущих конструкций: Толщина элементов несущих конструкций вагонов при постройке.

3.11 остаточные толщины элементов несущих конструкций: фактическая толщина элементов несущих конструкций базовых вагонов.

3.12 отказ составных частей несущих конструкций: отказ несущей конструкции вагона, вызванный естественным износом, старением и усталостью ее составных частей, повреждениями в процессе эксплуатации и приводящий вагон в неисправное состояние.

3.13 ремонтные документы: документы, установленные стандартами ЕСКД и содержащие данные для проведения ремонтных работ на специализированных предприятиях.

3.14 технико-экономические характеристики: показатели надежности, климатическое исполнение, межремонтные пробеги, грузоподъемность, объем, нагрузка на ось, и т.д.

4 Технические требования

4.1 Общие требования

Модернизацию вагонов с продлением срока службы необходимо проводить по комплектам КД на модернизацию (с присвоением нового индекса или обозначения) согласованным и утвержденным в установленном порядке. Порядок разработки и постановки на производство модернизированного железнодорожного подвижного состава регламентируется в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта1).



4.2 Требования к базовым вагонам

4.2.1 Для базового вагона, должны быть установлены следующие обязательные критерии предельного технического состояния:

- остаточные толщины элементов несущих конструкций;

- недопустимые дефекты, выявленные визуально и/или неразрушающими методами контроля;

- полный пробег вагона с момента постройки;

- срок службы вагона на момент проведения модернизации с продлением срока службы.

Для вагонов специального назначения допускается не устанавливать полный пробег с момента постройки.

4.2.2 Остаточные толщины незаменяемых несущих конструкций базового вагона должны обеспечивать статическую прочность и запас сопротивления усталости на новый назначенный срок службы в соответствии с требованиями ГОСТ 33211.

Результаты оценки технического состояния базового вагона оформляются протоколом, включающим фактические результаты контроля.

4.2.3 Полный пробег базового вагона с момента постройки не должен превышать 2600 тыс. км., для нефтебензиновых цистерн 3500 тыс. км. При отсутствии данных о пробеге вагона для какого-либо года эксплуатации допускается принимать пробег вагона за такой год равным среднегодовому пробегу вагонов того же рода, приведенному в приложении А.

4.2.4 Для базового вагона должны быть установлены следующие обязательные идентифицирующие признаки:

- модель (модели) вагонов;

-год постройки;

-основные конструктивные особенности, позволяющие идентифицировать вагон;

- конструкция, линейные размеры кузова вагона, включая:

а) хребтовые, шкворневые, промежуточные, боковые, концевые балки рамы кузова;

б) раскосы, стойки, обвязки, балки, шпангоуты, обшива кузова;

в) котел вагона-цистерны;

г) двери, загрузочные и разгрузочные люки, борта, устройства крепления груза;

д) другие несущие конструкции.

-свойства материалов кузова вагона, включая предел прочности, предел текучести, ударную вязкость KCU при -600 С.

4.2.5 Запрещается модернизировать с продлением срока службы вагоны:

- находившиеся в сходе в результате транспортного происшествия;

- имеющие неремонтируемые трещины и изломы в несущих элементах кузова и котле цистерн;

- использующие в конструкции хребтовой, шкворневой балок рамы низкоуглеродистые стали.

4.2.6 Не подлежат модернизации (кроме модернизации с заменой кузова) с продлением срока службы по техническому состоянию (кроме рефрижераторных):

а) вагоны, требующие замены более 50 % нижней обвязки кузова и более 50 % стоек и раскосов кузова;

б) цельнометаллические вагоны всех типов, требующие замены листов кузова более чем на 50 %;

в) вагоны-цистерны безрамные с поврежденным котлом, не подлежащим восстановлению;

г) котёл цистерны, требующий замены:

1) двух барабанов (царг);

2) двух днищ;

3) одного днища и одного барабана (царги);

4) одного днища и одного продольного листа;

5) двух продольных листов;

6) всех шпангоутов у восьмиосных цистерн;

д) кислотные цистерны с броневыми (нижними продольными) листами котла толщиной менее 5 мм в местах крайних опор котла или менее 3 мм по всей длине остальной части листов;

е) нефтебензиновые цистерны с толщиной стенок котла верхних и средних листов равной или менее 7 мм;

ж) при наличии следующих неисправностей рамы вагона:

1) уменьшение площади поперечного сечения хребтовых балок или боковых продольных и поперечных балок вследствие коррозионного повреждения на 30 % и более или их отдельных элементов (горизонтальных полок, вертикальных стенок) более чем на 50 % от номинальных конструкционных размеров на участке длинной более 500 мм;

2) разрыв или трещина, переходящая на горизонтальные полки хребтовой балки, в одном узле соединения хребтовой и шкворневой балок;

3) разрыв хребтовой балки у вагонов, проработавших более 20 лет;

4) необходимость замены шкворневой балки по коррозии;

5) необходимость замены более пяти промежуточных поперечных балок по коррозии;

6) скрученность (пропеллерность) рамы вагона более 70 мм на 1 м длины или более 200 мм на всю длину рамы;

7) необходимость замены двух боковых продольных балок рамы или одного швеллера, или зета хребтовой балки;

8) вертикальный изгиб всех продольных балок рамы более чем на 100 мм;

9) горизонтальный изгиб всех продольных балок более чем на 50 мм;

4.2.7 Не подлежат модернизации с продлением срока службы по техническому состоянию рефрижераторные вагоны при наличии неисправностей:

- требующие замены одного зета или швеллера хребтовой балки;

- с разрушенной более 30 % длины одной боковой стенки;

- со скрученностью (пропеллерностью) рамы более 100 мм на всю длину рамы;

- с вертикальным изгибом продольных балок рамы более 100 мм или горизонтальным изгибом более 50 мм;

- если металлический кузов имеет вертикальный прогиб в средней части более 100 мм или боковые стенки и крыша имеют сквозной коррозионный износ более 25 % их поверхности;

- имеющие отрыв хребтовой балки от шкворневой;

- скрученность (пропеллерность) кузова более 100 мм;

- повреждение торцевой стены вагона, требующее замены стоек, дуг и обшивы;

- сквозная коррозия пола и стоек боковых стен на площади более 50 %;

- вагоны, поврежденные в результате пожара (недопустимого теплового воздействия) на металлоконструкцию вагона.

4.3 Требования к модернизированным вагонам

4.3.1 Конструкция модернизированного вагона должна соответствовать требованиям ГОСТ 33211 по показателям прочности, динамическим качествам и сцепляемости, в том числе:

а) напряжениям при статическом нагружении;

б) напряжениям при соударениях;

в) напряжениям при проведении погрузо-разгрузочных работ;

г) коэффициенту запаса сопротивлению усталости;

д) коэффициенту запаса устойчивости колеса от схода с рельсов;

е) коэффициенту запаса устойчивости колеса от схода с рельсов при выжимании;

ж) коэффициенту запаса устойчивости от опрокидывания;

з) отношению рамной силы к статической осевой нагрузке;

и) коэффициенту динамической добавки обрессоренных и необрессоренных частей;

к) вертикальному и боковому ускорению обрессоренных частей;

л) автоматическому сцеплению и проходу сцепленных вагонов кривых участков пути;

м) обеспечению прохода вагоном в сцепе сортировочной горки и аппарельного съезда парома;

4.3.2 Тормозная система модернизированного вагона должна соответствовать требованиям межгосударственного стандарта2) и ГОСТ 32880.

4.3.3 Климатическое исполнение модернизированных вагонов при замене кузова и тормозного оборудования УХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

4.3.4 Габарит модернизированного вагона должен соответствовать ГОСТ 9238.

4.3.5 Для модернизированного вагона должно быть обеспечено отсутствие касания деталей тележек о раму вагона и прикреплёнными к ней деталями и элементами инфраструктуры при проходе одиночного вагона по кривой минимального радиуса по ГОСТ 22235.

4.3.6 Несущая конструкция модернизированного вагона должна обеспечивать ресурс на новый назначенный срок службы.

4.3.7  Конструкции вагонов, прошедших модернизацию с продлением срока службы, должны соответствовать требованиям межгосударственных и национальных стандартов:

- для вагонов-платформ - межгосударственный стандарт3);

- для вагонов-цистерн – ГОСТ Р 51659 или межгосударственный стандарт4);

- для полувагонов - ГОСТ 26725 или межгосударственный стандарт5);

- для крытых вагонов - межгосударственный стандарт6);

- для вагонов-хопперов - ГОСТ 30243.1, ГОСТ 30243.2, ГОСТ 30243.3 или межгосударственные стандарты7);

- для вагонов-самосвалов - ГОСТ 30549, ГОСТ 5973 или межгосударственный стандарт8).

Допускаются отклонения от требований стандартов в соответствии с приложением Б.

4.3.8 Модернизированные вагоны после продления срока службы должны обязательно эксплуатироваться по комбинированному критерию в соответствии с [2], а их эксплуатация должна прекращаться в зависимости от того, что истечет раньше (назначенный ресурс или назначенный срок службы).



4.4 Требования к составным частям конструкции, материалам и комплектующим изделиям

4.4.1 Комплектующие и составные части модернизированного вагона должны соответствовать требованиям:

- новые (изготовленные) - техническим регламентам, межгосударственным и национальным стандартам;

- бывшие в эксплуатации – действующей ремонтной документации и нормативам технического состояния модернизированных вагонов согласно приложению Б.

Комплектующие со сверхнормативным износом должны быть заменены на новые или отремонтированы.

Комплектующие, подлежащие обязательному подтверждению соответствия должны иметь сертификаты и/или декларации соответствия.

Допускается использование комплектующих, подлежащих обязательной сертификации и не имеющих сертификата соответствия при условиях:

- ввода в эксплуатацию в установленном порядке до 01.05.1998г.;

- соответствия действующей ремонтной документации и нормативам технического состояния модернизированных вагонов согласно приложению Б;

- срока службы до следующего планового вида ремонта модернизированного вагона.

4.4.2 Тележки модернизируемых вагонов должны быть восстановлены в соответствии с действующей ремонтной документацией или заменены на новые.

Не допускается использовать в конструкции модернизируемого вагона литые детали тележки со сроком службы более 30 лет.

4.4.3 Тормозные приборы, краны, рукава, рычажная передача должны быть сняты и восстановлены в соответствии с действующей ремонтной документацией или заменены на новые.

4.4.4 Узлы и детали автосцепного устройства должны быть восстановлены в соответствии с действующей ремонтной документацией или заменены на новые.

4.4.5 Подготовку поверхностей вагона к окрашиванию и окрашивание следует выполнять по ГОСТ 7409.

4.4.6 Спроектированные и выполненные сварные соединения в стальных конструкциях, подлежащих контролю, установленному в конструкторской документации на модернизацию вагона, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53192.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница