«В стихах возвышенный и в сердце благородный» Вечер поэтического настроения о любовной лирике Е. А. Баратынского




Скачать 83.79 Kb.
Дата14.08.2016
Размер83.79 Kb.
МБУ «Исилькульская централизованная библиотечная система»

Методико-библиографический отдел



«В стихах возвышенный и в сердце благородный»


c:\documents and settings\user\рабочий стол\баратынский 2.jpg


Вечер поэтического настроения

о любовной лирике Е.А. Баратынского

Исилькуль, 2015



Ведущий 1: Здравствуйте все кто находится в этом зале. Сегодняшняя наша встреча посвящена любовной лирике замечательного русского поэта, современника Пушкина, Евгения Абрамовича Баратынского.

Ведущий 2: Поэзия Е. Баратынского уникальна, она имеет окраску не только глубоко лирическую, но и философскую. Еще поэта называли знатоком психологизма, его поэзия глубока и проникновенна. Конкретные и разнообразные ситуации его произведений раскрывают историю сложных человеческих отношений. В его любовных элегиях нет томления по недосягаемой любви, нет и мечтательной меланхолии. Его лирика драматична: разлука, разрыв между героями - наиболее часто встречающийся мотив стихотворений Баратынского о любви.

Чтец: Расстались мы; на миг очарованьем,

На краткий миг была мне жизнь моя;

Словам любви внимать не буду я,

Не буду я дышать любви дыханьем! -

Я все имел, лишился вдруг всего;

Лишь начал сон... исчезло сновиденье!

Одно теперь унылое смущенье

Осталось мне от счастья моего.


Ведущий 1: Мастер элегий-еще называли  Е. Баратынского. Его элегия "Признание" получила восторженный отзыв от А.С. Пушкина: «Баратынский прелесть и чудо. «Признание» - совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий».

Чтец:  Притворной нежности не требуй от меня:

Я сердца моего не скрою хлад печальный.

Ты права, в нем уж нет прекрасного огня

Моей любви первоначальной.

Напрасно я себе на память приводил

И милый образ твой и прежние мечтанья:

Безжизненны мои воспоминанья,

Я клятвы дал, но дал их выше сил.

Я не пленен красавицей другою,

Мечты ревнивые от сердца удали;

Но годы долгие в разлуке протекли,

Но в бурях жизненных развлекся я душою.

Уж ты жила неверной тенью в ней;

Уже к тебе взывал я редко, принужденно,

И пламень мой, слабея постепенно,

Собою сам погас в душе моей.

Верь, жалок я один. Душа любви желает,

Но я любить не буду вновь;

Вновь не забудусь я: вполне упоевает

Нас только первая любовь…


Ведущий 2: Именно любовные элегии принесли известность Е. Баратынскому. Они поражают своеобразием и совершенством. Одна из наиболее известных элегий «Разуверение» положена на музыку М. Глинкой. В ней, как и в других любовных стихах, Баратынским даётся кульминация любовных отношений, имевших свою длительную предысторию. На обстоятельства и причины, приведшие к ней, лишь намекается.

В исполнении вокального дуэта звучит романс М. Глинки на стихи Е. Баратынского «Разуверение»:



Чтец: Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь,

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.


Ведущий 1: Любовные чувства, обуреваемые человеком, являются прекрасной почвой для создания стихотворных шедевров! Как часто поэты искали свою музу-женщину и воспевали свою любовь к ней в стихах! Если любовь счастливая - стихи  счастливые, если любовь несчастная - разлука, печаль, тоска и мука разливаются на нас. Что мы переживаем в момент чтения стихов? Почему в счастье нам хочется  читать о счастье,  в печали - мы ищем в поэте сочувствия и находим его бесконечно!

Чтец: Расстались мы; на миг очарованьем,

На краткий миг была мне жизнь моя;

Словам любви внимать не буду я,

Не буду я дышать любви дыханьем!

Я все имел, лишился вдруг всего;

Лишь начал сон... исчезло сновиденье!

Одно теперь унылое смущенье

Осталось мне от счастья моего.               


Ведущий 2: В жизни Е. Баратынского немного можно насчитать любовных увлечений – он был однолюб. Но одно из самых сильных увлечений поэта – Аграфен а Закревская. Умна, красива, экстравагантна. Это её Пушкин называл «беззаконной кометой в кругу, расчисленном светил».
Ведущий 1: Чувство Баратынского к Закревской было мучительным и сильным и при этом опасным. В сближении с кумиром всегда таилась опасность быть обманутым, осмеянным в тот самый момент, когда грезилось желанное счастье. Этим настроением навеяно стихотворение "Фея".
Чтец: Порою ласковую Фею

Я вижу в обаяньи сна,

И всей наукою своею

Служить готова мне она.

Душой обманутой ликуя,

Мои мечты ей лепечу я;

Но что же? странно и во сне

Непокупное счастье мне:

Всегда дарам своим предложит

Условье некое она,

Которым, злобно смышлена,

Их отравит иль уничтожит.

Знать, самым духом мы рабы

Земной насмешливой судьбы;

Знать, миру явному дотоле

Наш бедный ум порабощен,

Что переносит поневоле

И в мир мечты его закон!


Ведущий 2: Но эта безнадёжная страсть оказала благотворное воздействие на его поэзию. Уже в 1825 году поэт начинает работать над своей поэмой "Бал", которая была опубликована в 1828 году. Он сам признавался, что героиней поэмы являлась «Она» - Аграфена Федоровна Закревская.

Чтец: Но как влекла к себе всесильно

Ее живая красота!

Чьи непорочные уста

Так улыбалися умильно!

Какая бы Людмила ей,

Смирясь, лучей благочестивых

Своих лазоревых очей

И свежести ланит стыдливых

Не отдала бы сей же час

За яркий глянец черных глаз,

Облитых влагой сладострастной,

За пламя жаркое ланит?

Какая фее самовластной

Не уступила б из харит?


Как в близких сердцу разговорах

Была пленительна она!

Как угодительно-нежна

Какая ласковость во взорах

У ней сияла! Но порой,

Ревнивым гневом пламенея,

Как зла в словах, страшна собой,

Являлась новая Медея!

Какие слезы из очей

Потом катилися у ней!

Терзая душу, проливали

В нее томленье слезы те;

Кто б не отер их у печали,

Кто б не оставил красоте?


Страшись прелестницы опасной,

Не подходи: обведена

Волшебным очерком она;

Кругом ее заразы страстной

Исполнен воздух! Жалок тот,

Кто в сладкий чад его вступает:

Ладью пловца водоворот

Так на погибель увлекает!

Беги ее: нет сердца в ней!

Страшися вкрадчивых речей

Одуревающей приманки;

Влюбленных взглядов не лови:

В ней жар упившейся вакханки,

Горячки жар — не жар любви.


Ведущий 1: Своеобразие лирики Баратынского не только в раскрытии любовных отношений, но и в поиске идеала женщины.

Свой идеал поэт нашёл не только в поэзии, но и в жизни. Им стала Анастасия Львовна Энгельгардт. Она обладала эстетическим вкусом, разбиралась в поэзии, а главное, имела чуткую, любящую душу.


Ведущий 2: В своей жене он нашёл то, что тщетно искал все эти годы - глубокое сочувствие, происходившее от тонкого понимания его душевного мира. Анастасия Львовна стала в полном смысле слова соучастницей в его мольбах.

Чтец: Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,

Что говорит не с чувствами - с душой;

Есть что-то в ней над сердцем самовластней

Земной любви и прелести земной.


Как сладкое душе воспоминанье,

Как милый свет родной звезды твоей,

Какое-то влечет очарованье

К ее ногам и под защиту к ней.


Когда ты с ней, мечты твоей неясной

Неясною владычицей она:

Не мыслишь ты - и только лишь прекрасной

Присутствием душа твоя полна.


Бредешь ли ты дорогою возвратной,

С ней разлучась, в пустынный угол твой -

Ты полон весь мечтою необъятной,

Ты полон весь таинственной тоской


Ведущий 1: Герои любовной лирики Е. Баратынского вызывают у нас сострадание: им так и не дано обрести полноценного счастья в любви. Но, как известно, страдания облагораживают и возвышают душу. И как бы ни были горьки муки любви, человек будут всегда стремиться к этому прекрасному чувству, потому что без любви душа мертва.
Чтец: Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.

Душа певца, согласно излитая,

Разрешена от всех своих скорбей;

И чистоту поэзия святая

И мир отдаст причастнице своей.



Ведущий 2: О любви написано много,… о любви написано мало…много, потому что перед нами сотни, тысячи, десятки тысяч строк, продиктованных подлинным волнением и глубоким раздумьем. Мало, потому что чувство это - любовь - неисчерпаемо, как сама жизнь. Сколько бы ни было написано о любви - ее новизна, ее драматизм, богатство ее чувств не могут быть исчерпаны, пока жив человек и пока бьется его сердце…

Список литературы:


  1. Силуэты русских писателей/ Ю. Айхенвальд. М., 1994.

  2. Бродский об Ахматовой. Диалоги с С. Волковым/ И.А. Бродский. М: Независимая газета, 1992.

  3. Искусство прозы. Статьи о главном/ В. Гусев. М., 1999.

  4. Поэты пушкинской поры/ И. Семенко. М., 1970.

  5. Любовная лирика Баратынского Е.А. / URL: zolotayastrofa.ruСтатьи о поэзии и творчестве›article71.php

  6. Философские элегии Е.А. Баратынского / URL: zadocs.rupravo/ 27904/index.html?page=5

  7. Островок любовной лирики / URL: gsv23.narod.ru

  8. Е.А. Баратынский/ URL:
    referat-kursovaya.repetitor.info




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница