В пятницу, 19 августа 1888 года, на берегу ручья, впадающего в Енисей (впоследствии названного Филаретовым ручьем), на месте, указанном твердой рукой иеромонаха, нанятые в Красноярске плотники срубили сосновый крест




Скачать 44.83 Kb.
Дата13.06.2016
Размер44.83 Kb.
В пятницу, 19 августа 1888 года, на берегу ручья, впадающего в Енисей (впоследствии названного Филаретовым ручьем), на месте, указанном твердой рукой иеромонаха, нанятые в Красноярске плотники срубили сосновый крест. Отслужив молебен, Филарет освятил место сие широким знамением Христовым, и с его легкой руки уже к следующему лету красовалась в тайге дремучей двухэтажная церковь, рубленная из лиственничных бревен. Освятил церковь эту епископ Енисейский Тихон 8 июля 1891 года, и нарекли ее Знаменской в честь образа Знамения Божией Матери, нарицаемого Абалакским.

Почему же церковь, а впоследствии и весь Скит были наречены в честь Знамения. Исторические исследования указывают на не случайность этого выбора.

В 1886 году в Екатеринбургском женском монастыре некий странник, казак из Енисейской губернии Кассиан Бабенков, впоследствии монах Знаменского Скита Тихон, заказал по данной ему доверенности жителями одной из деревень Енисейской епархии написать икону Божией Матери. Заведующая живописной этого монастыря монахиня Ангелина написала образ Богоматери – копию с явленной чудотворной иконы, именуемой Знаменской Абалакской, по месту своего явления в Тобольской епархии. Стоимость иконы была определена в 150 рублей. Накануне освящения иконы Кассиан получил письмо от своих доверителей, которые сообщали, «…что для них эта икона будет очень дорога и не подходяща». Правда, в тот же день, Бабенков получил и второе письмо из г. Тюмени, от неизвестного лица, в котором говорилось: "Брат Кассиан, возьми образ Богоматери и ступай в Красноярск, там тебя ожидают". С 26 на 27 ноября образ Абалакской Богоматери был освящен в Соборном монастырском храме, причем монахиня Ангелина, вручая освященную икону Кассиану Бабенкову, определила ее дальнейшее местообитание так – куда Матерь Божия сама благоизволит.

И после освящения Кассиан стал собираться в дорогу, соорудив для иконы небольшую кошевку. Перед отправлением был отслужен в Екатеринбургском женском монастыре напутственный молебен и под колокольный звон сёстры проводили Кассиана с образом Богоматери в дальнейший путь.

В пути с Бабенковым произошел один случай. Во время остановки в селе Ишим, на его квартиру пришла неизвестная странница, назвавшаяся Марфой. Она до трех раз подолгу молилась пред образом Богоматери и затем, обратившись к Бабенкову, спросила его: "Ты куда везешь этот образ?" – "В Красноярский Успенский Монастырь" – ответил Бабенков. "Нет, Матерь Божия там жить не будет, она выстроит свой монастырь". Сказав это, она удалилась, и никто ее в Ишиме более не видел.

По приезду в Красноярский Успенский монастырь в марте 1887 года Кассиан Бабенков был принят наместником, иеромонахом Филаретом. Кассиан без утайки рассказал Филарету, как заказывал Святую икону, как путешествовал с нею тысячи верст, как встретилась ему в селе Ишиме неизвестная странница и говорила о построении какой-то новой обители для этой иконы. Его слова глубоко запали в душу иеромонаха Филарета, и спустя год, при закладке церкви новой иноческой обители, нарекли ее в честь образа Знамения Абалакской Божией Матери. Спустя еще год, иждивением Красноярского купца Тимофея Кузьмича Матонина (того самого, на чьи средства строилась Знаменская церковь) был построен трапезный корпус, в нем был устроен временный домовой храм. И 26 ноября 1889 года иеромонах Филарет с благословения епископа Енисейского и Красноярского Тихона привез из Успенского монастыря в Скит Святой антиминс и храмовую икону Божией Матери Знамения Абалакской. А 27 ноября, в день празднования Абалакской иконы, в Знаменском Скиту была совершена первая божественная литургия и с этого времени икона становится Великой Святыней Скита.

Монахи Скита занимались самой разнообразной хозяйственной деятельностью. Помимо обширных земельных угодий, сдаваемых внаем жителям Заледеевской волости (д. Овсянка, Манская заимка, д. Бирюса) имелись кирпичный и смологонный заводики, подсобное хозяйство в устье р. Минжуль, а также действовали кузнечная, столярная, сапожная и портновская мастерские, пекарня. Была и своя пасека на 40 ульев и свечной заводик. Под Туруханском монахи арендовали рыболовный участок и продавали красную рыбу и икру. Немаловажно отметить, что благодаря своему удобному расположению (Скит находится на самом берегу Енисея), он является первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам, проплывающих мимо судов, выпечку, мед, цветы, ягоды.

При энергичном, обладающем высокими организаторскими качествами, Филарете Скит развивался очень быстро. Уже в 1892 году он получил статус самостоятельного монастыря, а сам Филарет был рукоположен в игумены – это означало, что ему подчинялись все монастыри Енисейской Епархии.

Скит ― Знаменский мужской монастырь,― прекратил свое существование сразу после разгрома колчаковщины и окончательной победы Советской власти в Енисейской губернии ― в начале 1920 года. Монастырь закрыли, монахов выселили, а в бывшей церкви, кельях, послушнической, трапезной и кухне стали жить ребятишки, потерявшие родителей во время гражданской войны. Скит стал называться детским трудовым городком № 2. Дети учились и овладевали рабочими специальностями, готовились к выходу в самостоятельную жизнь.

В тридцатых годах, когда детский дом расформировали, в Скиту (название за поселком так и осталось вплоть до приезда гидростроителей) разместились учебно-опытный лесхоз и подсобное хозяйство Красноярского лесотехнического техникума. Здесь студенты проходили практику. Это их руками были посажены редкие для Сибири деревья, которые и сейчас поражают туристов.

За Филаретовым ручьем, на нижней террасе Енисея, стояли четыре жилых дома и хозяйственные постройки: амбар, конюшня, коровник, завозня с сеновалом, свинарник, баня. Постоянно в Скиту жило около десятка семей: русские, украинцы, татары, чуваши. Лесхоз выращивал саженцы, а подсобное хозяйство ― картофель, капусту, овощи. Для студенческой столовой откармливали свиней. Для техникума заготавливали дрова. Для лошадей и коров ставили сено.

После войны в Скиту разместились пионерские лагеря. Для пионеров построили подковой десяток двухэтажных деревянных домиков. Эта «подкова» и досталась в наследство от прежнего времени строителям молодежного города. Подкова на счастье.

А от Скита для Дивногорска остались названия ― Филаретов ручей, Гермогенов ручей, скала «Монах» и Монастырская стена. Из всех построек старого монастыря уцелел только один двухэтажный дом, перестроенный из старой церкви. Там теперь мастерские дивногорских художников.
Источник:

1. Зыков, В.П. Дивногорск / В.П. Зыков. - Красноярск: Кн. издательство, 1987. - 223 с.

2. У стен Знаменского скита. К 120-летию основания Красноярского Знаменского мужского общежительного Скита [Электронный документ]/ 13.04.2008 - Режим доступа: muk-dgm.ru/print.php?id=35. - 4.07.08


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница