В. И. Вернадский ученый и организатор науки




страница1/4
Дата08.06.2016
Размер1 Mb.
  1   2   3   4

А. И. МЕЛУА

В. И. ВЕРНАДСКИЙ — УЧЕНЫЙ И ОРГАНИЗАТОР НАУКИ



ЛЕНИНГРАД — 1990

Этот препринт был подарен автором, Аркадием Ивановичем Мелуа, «Электронному Архиву В. И. Вернадского» (http://vernadsky.lib.ru) в составе подборки других книг и препринтов о Владимире Ивановиче Вернадском, за которые мы ему очень благодарны.

В настоящее время профессор А. И. Мелуа является Генеральным директором Научного издательства биографической международной энциклопедии «Гуманистика». В рамках этого проэкта уже опубликованы несколько тематических томов биографий ученых и других выдающихся людей, а сейчас начато издание 50-томной Российской Биографической Энциклопедии, которая будет включать в себя более 50,000 биографических статей о деятелях России с давних времен по настоящее время.

Адрес Научного издательства «Гуманистика» в Интернете: http://www.humanistica.ru.

Препринт отсканирован и переведен в электронный вид 31 декабря 2003 года С.Ф.Мингалеевым (http://vernadsky.lib.ru). Исправлены мелкие опечатки, обнаруженные в оригинальном издании. Текст проверен после сканирования, но не вычитан.

академия наук ссср

институт истории естествознания и техники

ленинградский отдел

А. И. МЕЛУА

В. И. ВЕРНАДСКИЙ — УЧЕНЫЙ И ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

ПРЕПРИНТ № 9



ЛЕНИНГРАД — 1990

Мелуа А. И. В. И. Вернадский—ученый и организатор науки.

Рассказывается об основных результатах научного творчества академика В. И. Вернадского и его деятель­ности по развитию новых научных направлений и созданию институтов и лабораторий в нашей стране.

ИЗДАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОТДЕЛА ИНСТИ­ТУТА ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИ­КИ АН СССР ПРИ СОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОД­НОГО ФОНДА ИСТОРИИ НАУКИ. ПРЕПРИНТ № 9

Редколлегия: Георгиевский А. Б., Иванов Б. И. (ученый секретарь), Карпеев Э. П., Козлов Б. И., Кольцов А. В., Мелуа А. И. (председатель), Орел В. М.

Рецензент — чл.-корр. АН СССР Д. В. Рундквист.

Melua A. I. V. I. Vernadsky is a scientist and coordina­tor of science.

The booklet tells us about most significant results of scientific research of ac. V. Vernadsky and his activity in developing new scientific branches and the creation of insti­tutes and laboratories in our country.

EDITED BY THE LENINGRAD BRANCH OF THE INSTITUTE FOR HISTORY OF SCIENCE AND TECH­NOLOGY WITH ASSISTANCE OF THE INTERNATIONAL FUND FOR HISTORY OF SCIENCE.

Editorial board: A. W. Georgiewsky, B. I. Ivanov (sec­retary), E. P. Karpeev, A. W. Kol'tsov, W. I. Kozlow, A. I. Melua (chairman), V. M. Orel.

ReviewerD. V. Rundqvist.

Если бросить взгляд на историю человеческой мысли, мы увидим, как мучительно трудно давался людям отход от традиционного обра­за мышления. Стремление придерживаться испытанных временем и предписанных авторитетами взглядов, привычка следовать по хо­рошо освоенным и знакомым дорогам были свойственны человеку во все века и как будто заданы ему от рождения.

На самом деле шаги в сторону от накатанного пути были неизбеж­ны. Сначала очень медленно, затем с каждым веком все быстрее изме­нялся привычный людям реальный мир. И в конце концов рано или поздно приходил момент истины — признания этих изменений, пони­мание необходимости переосмысления сущего, перестройки взглядов на мир.

И тогда наступало время пионеров. Среди множества привержен­цев старины, незыблемости устоев жизни появлялся ОДИН человек, раньше других осознавший смысл происходящих изменений, глубже других проникший в тайны природы, общества, Вселенной.

Коперник и Галилей, Ньютон и Эйнштейн, Дарвин и Павлов, Карл Маркс и Владимир Ленин... — гениальных провидцев, открывших людям новые горизонты познания природы и общества, в истории не так уж и много, и благодарное человечество никогда не забудет их имена.

К числу великих сынов Земли, сумевших первыми увидеть и осо­знать новые, неизвестные до этого людям явления в ее историческом развитии, должно быть по праву отнесено и имя гражданина нашей страны Владимира Ивановича Вернадского.

Он родился всего через два года после отмены крепостного права в России. Пережил три революции в России и две мировые войны. Его называют Ломоносовым XX века. Он был основоположником гео­химии, космохимии, биогеохимии, генетической минералогии; внес огромный вклад в кристаллографию, почвоведение, гидрохимию, ме­теоритику.

Вернадский увидел переломный характер века в новом состоянии


3человека и человечества, в коллективной форме его Разума как глав­ной черте новой эпохи. Он соединил естествознание и историю, твори­мую людьми. В своих работах показал, что переход биосферы в ноо­сферу — не локальный эпизод во Вселенной, а закономерный и неиз­бежный естественноисторический этап развития материи.

В своем творчестве Вернадский возродил древнюю идею о цент­ральной роли человека и разума во Вселенной. Его научный поиск отражает тенденции «русского космизма» в развитии отечественного естествознания, представителями которого являются также М. В. Ло­моносов, Д. И. Менделеев, В. В. Докучаев, Н. А. Морозов, К. Э. Циол­ковский и др. По его убеждению, высшая задача науки заключается в созидании и развитии научного мировоззрения, построении единой картины мира.

Величайшие научные достижения его времени опьяняли ученых. Они видели в человеке только созерцателя происходящих на Земле событий. А Вернадский увидел в человеке творца нового, творца ноо­сферы. Таким он и вошел в общемировую науку и культуру — гума­нистом, великим ученым, обаятельным человеком.

1. Биография В. И. Вернадского

Семейные корни Вернадских — на Украине. На запорожских зем­лях во времена борьбы войска Богдана Хмельницкого с польским вла­дычеством начинался род Вернадских. Прадед Владимира Ивано­вича — Иван Никифорович — запорожский казак, дед — Василий Иванович — военный врач, участвовавший в походах Суворова и Кутузова. В начале XIX в. Василий Иванович поселился в Киеве. Здесь родились в 1821 г. отец—Иван Васильевич, а в 1837 г.— мать — Анна Петровна.

И. В. Вернадский — прогрессивный профессор политической эко­номии и статистики Киевского, а затем и Московского университетов и Петербургского педагогического и технологического институтов, основатель и редактор журналов «Экономический указатель» и «Эко­номист». Получив историко-филологическое образование в Киевском университете, И. В. Вернадский вел педагогическую работу, активно участвовал в общественной жизни. В 1850 г. он поступил на долж­ность профессора в Московский университет, а в 1856 г. переехал в Петербург. Здесь, в Петербурге, 12 марта 1863 г. родился Владимир Иванович Вернадский.

В семье Вернадских всегда было много книг, встречались интерес­ные люди, — это создавало увлекательную, способствующую творче­скому развитию детей атмосферу.

В 1873 г. Владимир Вернадский поступил в первый класс Харь­ковской гимназии. Он много читает: книги о природе, исторические очерки, работы украинских писателей; вместе с родителями путешест­вует за границу — Вена, Прага, Дрезден, Венеция.
4В 1876 г. Вернадские возвратились в Петербург, Владимир посту­пил в четвертый класс первой Петербургской гимназии (ныне в этом здании 321-я школа, где в 1988 г. открыт Музей биосферы им. В. И. Вернадского). В Петербурге у отца была книжная лавка «Магазин-книжник» и принадлежащая ему типография «Славянская печатня», которые сыграли большую роль в развитии будущего есте­ствоиспытателя. В издаваемом отцом «Биржевом указателе» Вла­димир помещал свои небольшие переводные заметки.

В 1881 г. Владимир Вернадский поступил на естественное отде­ление физико-математического факультета Петербургского универ­ситета. Здесь преподавали в те годы Д. И. Менделеев, А. Н. Бекетов, В. В. Докучаев, И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров. Передовые отечест­венные ученые учили своих питомцев не только научным истинам, но и воспитывали высокие гражданские чувства. 1882 г. Вернадский записал в дневнике: «Моя цель — познание всего, что возможно чело­веку в настоящее время сообразно силам и времени. Я хочу, однако, увеличить хоть отчасти, запас сведений, улучшающих хоть немного состояние человека».

В студенческие годы Вернадский приступил к изучению фунда­ментальных проблем биологии. Под влиянием В. В. Докучаева у него складывались представления о взаимоотношении живых существ с окружающей средой с учетом их активного воздействия на процессы почвообразования. В дальнейшем идея активного воздействия живых существ на геологические процессы получила у него наибольшее раз­витие. Начало научной деятельности Вернадского связано с изучени­ем почв Украины. Уже в эти годы он стремится вскрыть такие связи между изучаемыми объектами, которые ранее либо вовсе не изуча­лись, либо обнаруживались нечетко и непоследовательно.

Вернадского охватывает характерный для столичного студен­чества дух свободомыслия. Он пользуется доверием товарищей: его избирают председателем объединенных землячеств университета. Активно участвует Вернадский в работе Научно-литературного об­щества, секретарем которого был Александр Ульянов — брат вождя. В университете завязывается дружба Вернадского со многими буду­щими крупнейшими учеными: братьями Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбургами, А. А. Корниловым, И. М. Гревс, Д. И. Шаховским, А. Н. Красновым (с которым учился в гимназии), Е. И. Ремезовым и др.

Все больше и больше Вернадского захватывает наука. Он раз­мышляет над законами развития науки, накопления знаний, осмысли­вает известные к тому времени данные об устройстве мира. В далекие времена слагались научные аксиомы, принимали удобные для науч­ной работы формы такие основные положения, как время, простран­ство, атомы, материя, движение... Вернадский понимает, что челове­чество подошло к пересмотру этих основных положений. Они теперь связываются с космосом. Мир внеземного космоса приобретает
5в сознании людей другие формы, отличные от тех, которые сформи­ровались после открытия в XVII веке телескопа. Научные работы современных Вернадскому-студенту ученых пронизаны поиском цело­стного, синтетического подхода к науке и ее проблемам. Вернадский тоже ищет объективную основу единства естественных наук. Такую основу он находит в неразделимости пространства и времени в самой природе.

В 1884 г. Вернадский излагает цельные и глубокие основные идеи генетической минералогии, разработанные молодым ученым на основе анализа большого количества данных описательной минералогии, собственных экспериментов и поисков.

В 1885 г. со степенью кандидата естественных наук Вернадский окончил Петербургский университет. Через год он женился на На­талье Егоровне Старицкой, они прожили вместе 56 лет.

Годы 1885—1906, возможно, самые интересные в жизни Вернад­ского. В это время он сформировался как зрелый ученый, труды кото­рого получили признание специалистов. Но в эти же годы, среди за­нятий минералогией, почвоведением и кристаллографией, идя слав­ным путем преуспевающего ученого, Вернадский вынашивает замыс­лы не просто передовые, но и необычные, в нем зреют идеи не просто развивающие уже известное знание, а выводящие науку на принци­пиально новую ступень познания природы. Он готовится к исследо­ваниям в области геохимии, которая и приведет его к учению о живом веществе.

В 1890 г. Вернадский перешел на работу в Московский универ­ситет в качестве приват-доцента и и. о. хранителя минералогического кабинета; в должности хранителя он утверждается в 1892 г. 27 октяб­ря 1891 г. в Петербургском университете состоялась защита Вернад­ским магистерской диссертации, посвященной проблемам строения соединений кремния; а в 1897 г. он успешно защитил докторскую дис­сертацию, посвященную проблемам кристаллографии. В 1898 г. он утверждается в должности экстраординарного профессора. Б. Л. Личков так пишет о московском периоде работы Вернадского: «Время деятельности В. И. Вернадского с 1890 по 1911 г. в Москве, это — один из замечательных периодов его жизни, полный глубокого творческого содержания и напряженной работы... В эти годы он соз­дал минералогические музеи университета и Высших инженерных курсов. Кроме того, им был создан Научно-исследовательский мине­ралогический институт. В эти же годы возникли и оформились его оригинальные представления в области учения о минеральных хими­ческих соединениях, создалась основа его минералогической системы и взглядов на генезис минералов... Он начинает заниматься пробле­мами, связанными не с химией соединений, а с химией элементов, в результате чего зародились первые начатки геохимии».

Конец XIX — начало XX в. — период, примечательный в истории

науки. Новейшая революция в естествознании! — так кратко и пре­дельно емко выразил сущность происходивших в это время собы­тий В. И. Ленин. В мире физики, химии и техники нарастали проти­воречия между новыми открытиями ученых и неспособностью старых теорий объяснить их. Такие выдающиеся научные достижения как открытие электрона (Вихерт, Томсон), радиоактивности урана (Бек­керель), явлений радиоактивности (Кюри) вплоть до работ Планка и Эйнштейна не согласовывались с картиной классической физики. Нужно было преодолеть догмы старого, утверждавшего что мир со­стоит из мельчайших материальных частичек-атомов, обладающих не­изменной массой, непроницаемых и неделимых, неспособных превра­щаться друг в друга. Эти противоречия разрешались в крутой ломке, которую переживало естествознание. Представления о неизменности атома были отвергнуты после открытия и объяснения явления радио­активности. Открытие рентгеновских лучей сделало неправомерным представление о непроницаемости материи. Открытие электрона по­казало, что атом обладает сложным строением и состоит из еще более мелких частиц. Эти научные результаты поставили под сомнение механическую картину мира, существовавшую со времен Ньютона.

В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» пока­зал, что эти открытия лишали смысла существовавшее до этого вре­мени естественнонаучное понятие материи и что правильное фило­софское объяснение радиоактивности может помочь преодолеть кри­зис в философии.

В таких условиях разворачивался научный поиск Вернадского. Он активно работает над совершенствованием организации науки в стране. Страницы его статьи «Ближайшие задачи академической жизни», опубликованной в 1905 г., содержат анализ судьбы русской науки и высшей школы.

В России нарастал социальный кризис. Гибель эскадры Балтий­ского флота в Цусимском проливе, поражение России в войне с Япо­нией, «кровавое воскресенье» всколыхнули народные массы. Позже Вернадский запишет: «На историческую сцену русского государства выступил народ. И с неслыханной силой выдвинулись его интересы, его тяготы, его желания — перед ним дрогнула и поблекла громада старого государственного режима. Я, вдумываясь в происходящее, все сильнее ценю идейное и этическое значение социалистического течения». Вернадский не только свидетель, но и участник событий. Он среди ученых, подписавших «Записку 342-х» о неотложных нуждах просвещения в России, где говорится о тяжелом положении русской школы и остро критикуется политика правительства в области народ­ного просвещения. Вернадский — вместе с бунтующим студенчест­вом. Вернадский — с передовыми деятелями русской культуры, вы­ступающими против реакционной политики царского правительства в отношении своего народа. Делами и духом своим он един с мыслями

Л. Н. Толстого, высказанными в знаменитой статье «Не могу молчать!»

В 1906 г. Вернадский был избран адъюнктом по минералогии Ака­демии наук. Так научное сообщество оценило вклад Вернадского в развитие естественных наук.

В 1907—1910 гг. вышли первые публикации Вернадского по жи­вому веществу. Размышления над биологическими вопросами и их связь с идеями генетической минералогии и геохимии приводят уче­ного к развернутой постановке проблем биогеохимии и учения о жи­вом веществе.

Вступив в первую мировую войну, Россия особенно остро начала испытывать нехватку стратегически важных видов сырья. Вскрылась отсталость царской России в исследовании и освоении своих богатых природных ресурсов. Вместе с другими учеными Вернадский в 1915 г. создает и длительное время возглавляет Комиссию по изучению ес­тественных производительных сил России (КЕПС), сыгравшую выда­ющуюся роль в изучении природных ресурсов страны и развитии нау­ки и экономики государства.

Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Одним из первых шагов советского государства было сохранение и развитие великих демократических традиций русских ученых и широкое привлечение исследователей к социалистическому строи­тельству. В 1942 г., оценивая свое отношение к событиям тех дней, Вернадский писал, что он «не сознавал глубины и исторически ока­завшейся прочной победы большевиков и мирового значения проис­шедшей революции, величайшей в истории человечества». Однако планы и дела советской страны были созвучны чаяниям ученого, он продолжал интенсивно работать, теперь уже — во славу советской науки.

В 1918—1919 гг. Вернадский организовывает Украинскую Акаде­мию наук и становится ее первым президентом. Много сделано им для организации и идейного наполнения научных учреждений Украины.

Заметным в жизни Вернадского является Крымский период его работы. В Крыму он, начиная с 1893 г., бывал неоднократно. И вот в январе 1920 г. его, больного тифом, пароход привез в Ялту.

После трех недель беспамятства болезнь начала уходить. Ясный, даже в болезни, мозг ученого работал. Наталья Егоровна делает под диктовку запись: «Главную часть мечтаний составляло, однако, мое построение моей жизни как научного работника, проведение в челове­чество новых идей и научной работы в связи с учением о живом веществе... Основной целью моей жизни рисовалась мне организация нового огромного института для изучения живого вещества и прове­дение его в жизнь, управление им. Этот институт, международный по своему характеру, по темам и по составу работников, должен был являться типом тех новых могучих учреждений для научной работы,

которые в будущем должны совершенно изменить весь строй чело­веческой жизни, структуру человеческого общества».

После болезни Вернадский ведет научную и педагогическую ра­боту в Таврическом университете в Симферополе: читает курс гео­химии, а 28 сентября 1920 г. Совет университета избирает его рек­тором.

Осенью 1921 г. Вернадский приступил к организации Радиевого института. 1 января 1922 г. новый институт начал функционировать.

В своих работах, размышлениях и планах Вернадский еще и еще раз возвращается к Украине. Нет такого периода жизни ученого, в ко­тором не было бы проявления связей с землей предков. Он много путе­шествовал по Днепру, Волыно-Подолии, югу Украины, Крыму, по­сещал открытые в Кривом Роге месторождения железной руды. В Полтаве помогал работе земского музея, в Киеве создал лаборато­рию по экспериментальным биогеохимическим исследованиям и читал университетский курс геохимии. Был организатором и руководителем Комиссии по изучению естественных производительных сил Украины и Комиссии по изучению естественных производительных сил Крыма. Активно работал в Украинском геологическом комитете, был основа­телем Общества любителей природы в Полтаве. В числе других уче­ных выступил с инициативой создания ассоциации научных учрежде­ний и высших школ, подлежащей ведению Народного комиссариата просвещения: присутствовал от Украинской Академии наук на орга­низационном совещании Ассоциации. Являлся членом «Украинского научного общества» (Киев), Полтавского общества «Просвита», Научного общества им. Т. Г. Шевченко (Львов), Общества опытных наук при Харьковском университете, Волынского научного общества, Комитета памяти Т. Г. Шевченко в связи с 50-летием со дня смерти (Москва).

В мае 1922 г. Вернадский приехал в Париж по приглашению Сор-боны прочитать курс лекций по геохимии. Здесь он продолжает ра­боту по важным направлениям науки о живом веществе: диалектика взаимосвязи живого вещества с литосферой, гидросферой и атмосфе­рой: активная средообразующая деятельность живых организмов, выступающих в качестве мощных геологических агентов; значение живого вещества в круговороте отдельных элементов; наличие в жи­вых организмах ряда редких рассеянных элементов, выполняющих важные биохимические функции. Как и в других европейских городах, Вернадский много работает в местных библиотеках, читает европей­ских авторов в оригинале (к зрелым годам он мог читать более чем на 20 языках).

После возвращения из Парижа Вернадский живет и работает в Ленинграде, но постоянно поддерживает контакты с украинскими учеными. Осенью 1926 г. он приехал в Киев для участия во Втором всесоюзном геологическом съезде; в мае 1928 г. он снова в Киеве —

участвует в выборах нового президента Всеукраинской Академии наук; во время пребывания в Киеве в августе 1928 г. Вернадский посе­тил Староселькую биологическую станцию, где под руководством его ученика А. П. Виноградова работала группа Биогеохимической лабо­ратории. Весной 1939 г. Вернадский приехал в Киев для участия в научных конференциях по сравнительной физиологии и изучению пегматитов и редких элементов УССР. Всего он приезжал в Киев 8 раз и прожил в нем 2 года (по 31 году он прожил в Ленинграде и Москве, 19 раз выезжал за границу на срок общей продолжитель­ностью 6 лет, 2 года провел в эвакуации в поселке Боровое Казахской ССР).

В мае 1941 г. в Москве проходило Общее собрание Академии наук СССР. Большой интерес вызвало выступление на нем В. И. Вер­надского. До Великой Отечественной войны оставалось меньше ме­сяца...

22 июня 1941 г. Вернадский записывает сообщение о начале войны с Германией и ставит вопрос: «Начало мировой революции?».

В июле 1941 г. Вернадский с группой ученых приехал в Боровое. Находясь в эвакуации, ученый внимательно следил за событиями на фронте, предвидел скорую победу, стремился применить свои зна­ния для укрепления обороноспособности страны. Начиная с 1942 г. Вернадский часто думает над послевоенным устройством народного хозяйства страны. Все чаще в его записях встречается слово «рекон­струкция». По его мнению, реконструкция страны должны носить многоплановый характер, распространяться на все наиболее суще­ственные стороны материальной и духовной культуры народа. Науч­ный прогресс — основное звено послевоенной реконструкции страны. Он пишет о перестройке научно-исследовательской работы, об орга­низации новых институтов, усилении экспериментальной базы науки.

30 августа 1943 г. Вернадский возвратился в Москву. Сразу же он включается в жизнь науки столицы, много внимания уделяет вопро­сам организации и материального обеспечения научных исследований в стране. Ведет интенсивную переписку с научными центрами, уче­ными, своими учениками, разбросанными по всей стране. Вниматель­но следит за развитием науки на Украине, просит Н. Г. Холодного присылать ему свежие издания, внимательно просматривает и рецен­зирует их. Продолжает работать над давно задуманной книгой «Пережитое и передуманное».

В 1944 г. Вернадский отмечает в своем дневнике: «Сейчас к окон­чанию войны моральное значение в мировой среде русских ученых должно сильно подняться, так как их роль в достижениях войны ог­ромна, и мы должны считаться с огромным ростом науки в ближай­шем будущем. Мировое значение русской науки и русского языка в мировой науке будет очень велико, раньше — небывалое».

В конце декабря 1944 г. здоровье Владимира Ивановича резко

10

ухудшилось. Сказались физическое перенапряжение, переживания, простуда, болезни... 6 января 1945 г. после кровоизлияния в мозг скончался Владимир Иванович Вернадский. 9 января в конференц-зале Академии наук СССР состоялась гражданская панихида. Вер­надский был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



2. Создание Украинской Академии наук

19 мая 1918 г. Вернадский по приглашению группы украинских ученых во главе с историком Н. В. Василенко приехал из Полтавы в Киев для организации на Украине Академии наук. Ранее Вернад­ский занимался усовершенствованием академических учреждений в стране, улучшением постановки высшего образования в России, изучением опыта работы зарубежных академий, — поэтому его зна­ния и опыт оказались как раз кстати при организации Академии наук на Украине.

Вернадский возглавил три основные организационные комиссии: Комиссию по созданию Украинской Академии наук (Комиссию по вы­работке законопроекта об основании Украинской Академии наук и ее устава), Временный комитет по основанию библиотеки при Укра­инской Академии наук и Комиссию по высшим учебным заведениям и ученым академическим учреждениям. К созданию Академии были привлечены А. Е. Крымский, Д. И. Багалей В. И. Липский и другие украинские ученые. Здесь Вернадский познакомился с натуралистом Б. Л. Личковым. 18 июня Вернадский пишет в дневнике: «В эти дни шла интенсивная работа и мысли, и деятельности, особенно в связи с высшей школой и Академией наук. Я как-то чувствую, что все глуб­же и сильнее я охватываю всю эту область жизни и получаю возмож­ность проявления в ней своей воли и своей мысли».

9 июля 1918 г. Вернадский выступил при открытии Комиссии по созданию Украинской Академии наук о проекте ее устава. Его исход­ная позиция передается в его словах: «Академия наук, создаваемая в XX веке, не может строиться по уставам и типам старых академий». Нужно было искать новые, прогрессивные формы работы. Бурное раз­витие естествознания во второй половине XIX в. оказало сильное влияние на жизнь академий. При них начали создаваться научно-исследовательские институты. Если Прусская, Парижская, Бавар­ская академии сохранили старинное устройство, то Российская Ака­демия наук встала на новый путь, который Вернадский считал пра­вильным и для Украинской Академии наук.

По мнению Вернадского, создаваемая на Украине Академия долж­на стать высшим, ведущим органом научной работы. Его появление продиктовано необходимостью быстрого развития производительных сил, подъема материальной и духовной культуры украинского народа.

Работавшие на Украине ученые помогали Вернадскому в станов­лении новых и переводе в Академию существующих научных подраз­делений: Институт экспериментальной ботаники (Е. Ф. Вотчал), Бо­-


11танический музей и ботанический сад (А. В. Фомин), медицинские кафедры (М. Дитерихс), кафедра медицинской биологии (К. Е. Доб­ровольский), кафедры отдела прикладных наук (В. Г. Шапошников), кафедра прикладной ботаники и лесная опытная станция (Г. Н. Вы­соцкий), музей антропологии и этнографии, Зоологический музей и лаборатории, Акклиматизационный сад (Н. Ф. Кащенко), кафедра географии (П. А. Тутковский), Физический институт (И. И. Косоно­гов). Задумывались и закладывались другие организации, среди них — национальный геологический музей (записка о нем была со­ставлена лично Вернадским), завод оптического стекла в Изюме и специальный научный институт при нем. Был составлен предвари­тельный список создаваемых в Академии учреждений, особо выде­лена роль комиссий.

Вернадский считал, что Академия должна удовлетворять потреб­ности народа: «Необходимо, чтобы будущая Академия была соеди­нена теснейшим образом с обычными вопросами практической жизни, ее потребностями в самом широком смысле этого слова, чтобы значе­ние ее было ясно всему населению, всей Украине. Я придаю этой сто­роне жизни Академии огромное значение. Она должна в своей дея­тельности отзываться на все нужды и потребности населения, требу­ющие научной помощи и научного освещения. Пульс ее жизни должен биться совместно с духовными и материальными запросами населе­ния, поскольку этим вопросам может помочь научное знание и науч­ная мысль».

Устав предусматривал деление Украинской Академии наук на три отдела: первый — историко-филологических наук, второй — фи­зико-математических наук и третий — социальных наук. Задачами первого отдела являлись научное изучение своего народа, его исто­рии, языка, письменности и словесности, фольклора и быта, архео­логии, искусства и музыки, географии, природы, естественных бо­гатств, экономических и социальных условий жизни и т. п. Задачами второго отдела было развитие естественных, математических, физи­ческих, химических наук. Задачами третьего отдела было развитие юридических и экономических наук, в том числе решение задач при­кладного характера, связанных с экономикой Украины.

При организации второго отдела Вернадскому пришлось преодо­леть противодействие тех ученых, которые считали, что по истори­ческим причинам украинская наука должна развиваться под знаком филологии, ведущим направлением Украинской Академии наук долж­но быть историко-филологическое. Во второй отдел Вернадский включил прикладное естествознание, объединяющее отрасли знания, связанные с техникой, промышленностью, сельским, лесным и водным хозяйством. В этом же отделе создавались Институт прикладной ме­ханики, Геодезический институт, Физический институт, Ботанический и Акклиматизационный сады.

12

Энциклопедизм Вернадского позволял ему активно участвовать в обсуждении естественных, технических и гуманитарных вопросов. Рассматривались перспективы создания Института эксперименталь­ной медицины, антропологического и этнографического музеев, Со­вета национальных музеев Украины.



Будучи основоположником генетической минералогии, Вернад­ский принял меры для развития этой науки на Украине. Украина в геологическом отношении никогда не изучалась. Небольшие универ­ситетские коллекции не отражали минералогическое богатство Ук­раины. Так что становление украинской минералогии и геологии было важным как для науки, так и для экономики, для развития и исполь­зования производительных сил. Он выступил с идеей создания Минералогического музея: «При его основании должно быть принято во внимание неизбежное расширение и усиление его работы в связи с прогрессом научного знания». Минералогический музей должен был состоять из двух учреждений: собственно Музея и Научно-исследова­тельского института.

Высшее положение в руководстве Украинской Академией наук от­водилось Общему собранию. При нем предполагалось существова­ние отдельных институтов и комиссий. 27 ноября 1918 г. состоялось первое организационное Общее собрание Украинской Академии наук, — на нем Вернадский был избран президентом Украинской Академии наук, а А. Е. Крымский — непременным секретарем. В пер­вичном академическом составе было 8 академиков. В 1919 г. было из­брано 26 академиков, в 1920 г. — 7 академиков, в 1921 г. — 6 акаде­миков. Вернадский активно участвовал в выборах. Первоначально академия называлась Украинской Академией наук, в 1921 г. название было изменено на Всеукраинскую Академию наук, а с 1936 г. — Ака­демия наук УССР.

Советское правительство Украины с самого начала оказало акаде­мии поддержку и помощь. Ей было выделено здание на улице Вла­димирской, президенту Вернадскому были выданы «Охранная гра­мота» и «Обязательное постановление» Совнаркома УССР от 4— 10 июля 1919 г.

За неполный 1919 г. в трех отделах Академии были организованы 26 научно-исследовательских кафедр, 15 комиссий, несколько коми­тетов, зоологический кабинет, библиотека, основано три института. Вернадский писал: «Дружно и энергично пошла созидательная ра­бота новой Академии наук. Планов было много. Мы чувствовали, что делаем большое дело как в жизни Украины, так и в жизни России. Я сейчас же начал создавать экспедиционную базу по геохимии и био­химии, на которой мы после приезда в Киев все время неуклонно ра­ботали». В различных лабораториях и институтах развертывалась интересная экспериментальная работа, о которой Вернадский писал: «Сейчас идет изучение флоры, фауны, минералогии Украины, сданы

13

в печать работы о белом и сером угле Украины, заканчивается и ча­стично сдана в печать работа по ее гидрологии, полезным ископае­мым, строительным материалам, подготавливаются научные словари украинско-русский и русско-украинский, исторический словарь ук­раинского языка, издаются памятники исторические и историко-юри­дические, организуются музеи и гербарии, изучаются свойства до­нецких углей и т. п. Работа находится в полном разгаре. Новый науч­ный центр создан».



Руководимая Вернадским Комиссия высших учебных заведений и научных учреждений Украины решала две главные задачи: расши­рение сети высших учебных заведений на Украине и содействие дея­тельности научных обществ. На ее заседаниях рассматривались воп­росы открытия университетов в Каменец-Подольске, в Крыму (фи­лиал Киевского), Полтаве (юридический и историко-филологический факультеты), в Киеве (Украинский государственный), а также инсти­тутов: фармацевтического и ветеринарного в Харькове, Археологи­ческого и Политехникума в Одессе, Географического, Внешкольного образования и Высшей академии учительских знаний; были приняты решения об открытии четырех кафедр украиноведения в Харьковском и Новороссийском (Одесском) университетах, о преобразовании Высших женских курсов в институты и университеты, о превращении военно-фельдшерских школ в средние учебные заведения, о преобра­зовании Нежинского историко-филологического института. Рассмат­ривался вопрос о Николаевском отделении Пулковской обсерватории Российской Академии наук, которая испытывала потребность в до­полнительном кадровом и материально-техническом обеспечении.

Научно-организационная деятельность поглощала все время Вер­надского. Но он успевал еще и читать курс геохимии в университете, ежемесячно прочитывал не менее 10 новых крупных книг, разрабаты­вал программы экспериментальных работ во вновь организуемых лабораториях.

Условия для работы ученых в городе были напряженные: только в течение 1919 г. в Киеве пять раз менялась власть. Особенно тяже­лым был период оккупации города деникинскими войсками: их трех­месячное хозяйничанье в городе сопровождалось репрессиями, мно­гие помещения были отняты у Академии, лабораторные базы раз­громлены. Вернадский и ряд киевских ученых предприняли большие усилия для спасения Академии. 16 декабря Киев был освобожден, жизнь постепенно входила в нормальное русло.

Занимаясь организацией Украинской Академии наук, Вернад­ский большое внимание уделял также экспериментальным работам по живому веществу. Во время этих работ он познакомился с Н. Г. Хо­лодным и подружился с ним на всю жизнь. На Старосельской биоло­гической станции Холодный проводил эколого-физиологические и микробиологические исследования; здесь он впервые провел свою

14

знаменитую работу с железобактериями, идея которой была подска­зана ему Вернадским. Научные контакты Вернадского и Холодного осуществлялись по нескольких направлениям: совместная научно-организационная работа по линии Украинской Академии наук, рас­смотрение различного рода научных проблем эволюционного, обще­биологического и философского характера. Холодный воспринял от Вернадского биосферные идеи, использовал их в личных исследова­ниях, неоднократно обсуждал с ним вопросы, связанные с происхож­дением и развитием жизни на Земле.



По инициативе Вернадского была создана первая научная биб­лиотека на Украине, получившая название Всенародной библиотеки Украины. Хорошо зная постановку библиотечного дела в стране и за рубежом, он сам наметил решения многих вопросов, связанных с раз­витием библиотеки. В 1919 г. Вернадский возглавил Временный ко­митет по основанию Национальной библиотеки Академии наук в Кие­ве. По его предложению в фонды библиотеки было включено ценней­шее книжное и рукописное собрание бывшей Киевской духовной ака­демии, в основе которой лежала библиотека XVII—XVIII в. Киево-Могилянской академии. Находясь за пределами Украины (в том чис­ле в зарубежных командировках), Вернадский всегда беспокоился за судьбу библиотеки, принимал участие в отборе книг для ее комплекто­вания.

Как президент Украинской Академии наук, Вернадский 22 июня 1919 г. принимал участие в обсуждении Декрета Совета народных комиссаров и Совета народного хозяйства о введении на территории Украины международной десятичной системы мер и весов.

3 марта 1919 г, по предложению Вернадского Физико-математи­ческий отдел принял постановление об учреждении Комиссии по изу­чению природных богатств Украины — аналога КЕПС. Председате­лем Комиссии был избран Вернадский, в Комиссию вошли В. Г. Арто­болевский, Г. Н. Высоцкий, И. И. Гинзбург, Н. Ф. Кащенко, В. А. Ки­стяковский, С. Е. Кушакевич, Б. Л. Личков, В. И. Лучицкий, С. П. Ти­мошенко, П. А. Тутковский, А. В. Фомин, М. В. Шарлемань и др. Главной ее задачей Вернадский определил исследование проблем электрификации Украины, — в это же время в Советской России по поручению В. И. Ленина началась разработка плана ГОЭЛРО.

Российская Академия наук в мае 1919 г. командировала в Киев академика А. Е. Ферсмана для установления связи с Украинской Ака­демией наук. С ним в Петроград были посланы печатные материалы и протоколы заседаний Общего собрания и отделов Украинской Ака­демии наук. Позже в воспоминаниях Вернадский напишет: «Между Украинской и нашей старейшей Академией сразу же установилась дружеская деловая связь и она нерушимо с тех пор держится».

Один из центров украинской науки формировался в Одессе. Е. С. Бурксер (впоследствии член-корреспондент АН УССР) органи-

15

зовал в Одессе радиологическую лабораторию. Летом 1918 г. он пи­сал из Одессы Вернадскому: «Несмотря на то, что радиологическая лаборатория работала нерегулярно, несмотря на все случайные за­труднения (отсутствие материалов, газа, электричества и др.), опре­деляется содержание радия в полученных через Вас в Петрограде минералах и рудах».



Оценивая роль Вернадского в создании АН УССР, Н. Г. Холодный писал: «Его огромные знания и широкий кругозор помогли успешно решить поставленную задачу. Пребывание Владимира Ивановича на Украине было непродолжительным, но его кратковременная ра­бота оставила глубокий след в научной жизни этой части нашей ве­ликой страны. Украинская советская общественность всегда будет с благодарностью помнить, что первые камни в основании Академии наук были заложены руками В. И. Вернадского».

После поездки в Крым Вернадский возвратился в Петроград. В апреле 1921 г. он послал из Петрограда письмо Крымскому, в ко­тором объяснил невозможность своего возвращения в Киев. Его науч­ная работа требовала литературы, архивов, техники исследований, которые были в Петрограде и Москве. На заседании Общего собра­ния 28 февраля 1921 г. в Киеве было зачитано письмо Вернадского с просьбой освободить его от административных обязанностей в Академии. До последних дней жизни Вернадский оставался академиком Украинской Академии наук (Академии наук УССР).

Со многими деятелями украинской науки и культуры Вернадский поддерживал оживленную переписку, которая не прерывалась и во время войны. Среди его корреспондентов — А. А. Богомолец, Е. С. Бурксер, К. Г. Воблый, Е. Ф. Вотчал, Г. Н. Высоцкий, Б. Д. Гре­ков, И. П. Житецкий, А. Е. Крымский, В. И. Липский, А. Н. Николь­ский, И. Г. Пидопличко, И. В. Птуха, П. А. Тутковский, А. В. Фомин, Н. Г. Холодный, Л. Я. Яснопольский, Б. И. Чернышев и др.

Ныне Академия наук УССР — крупнейший многопрофильный научный центр. В память первого президента на здании Прези­диума АН УССР в 1963 г. установлена мемориальная доска, в 1981 г. на пр. Вернадского сооружен памятник ученому. Его именем назван флагман научно-исследовательского флота АН УССР. В 1973 г. Ака­демия наук УССР учредила премию имени В. И. Вернадского, при­суждаемую за выдающиеся научные работы в области геологии, гео­химии, геофизики и гидрофизики. В 1987 г. при АН УССР создана Ко­миссия по разработке научного наследия академика В. И. Вернад­ского, которая ведет свою работу в тесном сотрудничестве с Нацио­нальным комитетом Украинской ССР по программе ЮНЕСКО «Че­ловек и биосфера» и многими научными советами АН УССР.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница