В ходе проведения учений и тренировок с районными звеньями чоп рсчс отрабатывались вопросы повышения готовности сил и средств по реагированию на возможные чрезвычайные ситуации




страница1/9
Дата03.08.2016
Размер1.41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


В В Е Д Е Н И Е

Доклад о состоянии защиты населения и территории Чукотского автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году (далее – Доклад) подготовлен Главным управлением МЧС России по Чукотскому автономному округу (далее – Главным управлением) и Государственным казённым учреждением «Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа» (далее – Управлением ГЗ и ППС) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.1995 года № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», разработанные в 2012 году Департаментом гражданской защиты МЧС России.

В 2012 году основные усилия органов управления и сил Чукотской окружной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧОП РСЧС) были направлены на дальнейшее совершенствование защиты населения и территорий Чукотского автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на снижение рисков и смягчение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В ходе проведения учений и тренировок с районными звеньями ЧОП РСЧС отрабатывались вопросы повышения готовности сил и средств по реагированию на возможные чрезвычайные ситуации.

Управлением надзорной деятельности Главного управления осуществлялся государственный надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий.

Выполненные мероприятия позволили повысить оперативность реагирования на возникающие пожары и чрезвычайные ситуации, устойчивость и эффективность управления силами в кризисных ситуациях на основе совершенствования подготовки и оснащения пожарных частей, аварийно-спасательных формирований и органов управления, улучшения организации управления и ведения работ, внедрения более совершенных способов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Государственный доклад разработан на основе обобщения и анализа докладов, представленных территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чукотского автономного округа, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями.

В докладе представлены:

-данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального характера, имевших место на территории Чукотского автономного округа в 2012 году, основные тенденции их развития;

-прогноз чрезвычайных ситуаций на 2013 год и результаты оценки их возможных последствий;

-основные направления и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-мероприятия по снижению потерь населения и размеров материального ущерба при чрезвычайных ситуациях; (инженерной защите населения и территорий, обеспечению населения средствами индивидуальной защиты, медицинской и противоэпидемической защите, организации эвакуационных мероприятий, состояния оповещения органов управления и населения об угрозе чрезвычайных ситуаций, организации жизнеобеспечения);

-данные о состоянии и организации подготовки руководящего состава и специалистов ЧОП РСЧС, обучении населения действиям в чрезвычайных ситуациях;

-мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики и территории в чрезвычайных ситуациях, повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов и обеспечению пожарной безопасности;

-направления повышения готовности сил и средств ЧОП РСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности людей на водных объектах;

-состояние государственного регулирования деятельности ЧОП РСЧС (совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, состояние контроля и надзора);

-дана оценка состояния защиты населения, территорий и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций;

-предложения по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности системы защиты населения и территории Чукотского автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Даны общие выводы по оценке состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сделаны предложения по повышению эффективности проводимых мероприятий, направленных на снижение угроз возникновения и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.
Часть I. Основные показатели состояния защиты

населения и территорий
Глава 1. Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1.1. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году

В 2012 году на территории Чукотского автономного округа чрезвычайных ситуаций не возникало.

Сведения о чрезвычайных ситуациях всех видов, происшедших в 2012 году на территории округа, приведены в таблице 1.1. и 1.2.
Таблица 1.1

Сведения о чрезвычайных ситуациях, произошедших в 2012 году по Чукотскому автономному округу Российской Федерации


Федеральный округ (субъект) Российской Федерации

Техногенные ЧС

Теракты, ед.

Природные ЧС, ед.

Биолого-социальные ЧС, ед.

ЧС всех видов, ед.

Ущерб млн. руб.

Количество, чел.

Погибло

пострадало

Чукотский автономный округ

0

0

0

0

0

0

0

0

Таблица 1.2



Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в 2011-2012 годах


Чрезвычайные ситуации по характеру и виду источников возникновения

Количество ЧС, ед.

%

Погибло, чел.

%

Пострадало, чел.

%

Ущерб млн. руб.

2011г.

2012г.




2011г.

2012г.




2011г.

2012г.




Техногенные ЧС

Аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии грузовых и пассажирских судов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Авиационные катастрофы

1

0

-100

3

0

-300

2

0

-200

0

ДТП с тяжкими последствиями

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии на магистральных трубопроводах и внутрипромысловых нефтепроводов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии на электроэнергетических системах

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии на тепловых сетях в холодное время года

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных и сельскохозяйственных объектов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Взрывы в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО

1

0

-100

3

0

-300

2

0

-200

0

Крупные террористические акты

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Природные ЧС

Землетрясения, извержения вулканов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Опасные геологические явления (оползни, сели, обвалы, осыпи)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильные метели

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Сильный дождь, сильный снегопад, крупный град

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Снежные лавины

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Заморозки, засуха, суховей, пыльные бури

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Морские опасные гидрологические явления (сильное волнение, напор льдов, обледенение судов)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Отрыв прибрежных льдов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Опасные гидрологические явления

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Крупные природные пожары

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Биолого-социальные ЧС

Инфекционная заболеваемость людей

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ВСЕГО

1

0

-100

3

0

-300

2

0

-200

0


1.2. Опасности в техносфере
В 2012 году на территории Чукотского автономного округа чрезвычайных ситуаций не возникало.

В округе осуществляют деятельность потенциально опасные объекты, часть из которых по виду и классу опасности и критической важности для национальной безопасности подлежат учету в государственной реестровой документации, подвергаются обязательной процедуре декларирования по промышленной безопасности с получением заключения, а также разрабатывают паспорта безопасности на потенциально опасный объект.

В настоящее время в округе имеются следующие виды опасностей в техносфере, обусловленные производственной деятельностью потенциально опасных объектов:


Радиационная опасность

В 2012 году на территории Чукотского автономного округа угроз радиационных аварий и чрезвычайных ситуаций не возникало.

В Билибинском районе (г. Билибино), расположен действующий радиационно-опасный объект Филиал ОАО «Концерн Энергоатом» «Билибинская атомная станция" (Далее – БиАС) мощностью 48 Мвт, оснащённая четырьмя однотипными установками ЭГП-6, эксплуатируется с 1974 года. Объёмная активность теплоносителя станции достигает 69 Ки/литр при объёме 96 м3. Удельная активность рабочего тела составляет 10 Ки/литр.

Радиоактивные выбросы и сбросы в окружающую природную среду от производственной деятельности БиАС остаются на среднемноголетнем уровне и составляют сотые и тысячные доли от установленных нормативов. Расчётная радиационная нагрузка на биоценозы на 6-7 порядков ниже величин, способных вызвать радиационные эффекты в сообществах растений.

В случае аварии на БиАС с выбросом радиоактивных веществ, на территории округа возможно образование зоны радиоактивного загрязнения площадью до 640 км2, с населением до 6 тыс. человек.

Непрерывное радиационное наблюдение в автоматизированном режиме ведется 10 постами в 30-ти км зоне вокруг БиАС объектовой АСКРО, с выводом информации на пульт оперативного дежурного БиАС, с ежесуточным докладом по оперативной обстановке оперативному дежурному ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу.

В режиме повседневной деятельности обмен информацией производится ежечасно через Интернет, 1 раз в сутки или по запросу: в телефонном режиме, по средствам электронных сообщений, официальной перепиской, уточнены официальные сайты территориальных учреждений Росгидромета и Роспотребнадзора, входящих в состав СНЛК Чукотского автономного округа.

До недавнего времени на территории Чукотского автономного округа располагалось 87 радиоизотопных термоэлектрических генераторов (далее – РИТЭГ), принадлежащих Минобороны Российской Федерации и ФГБУ «Гидрографическое предприятие» Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), которые выработали свой ресурс и подлежали вывозу с побережья Восточно-Сибирского и Чукотского морей для последующей утилизации. Мероприятия по вывозу и утилизации снятых с эксплуатации РИТЭГ были предусмотрены в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 года № 444.

В период с 2008 по 2012 г.г. была организована и проведена работа по вывозу с территории Чукотского автономного округа РИТЭГ. Представители федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока (Северо-Восточный отдел г. Магадан) проводили консультации с представителями РНЦ «Курчатовский институт», обеспечившего непосредственное финансирование вышеуказанных работ.

По состоянию на 01.01.2013 г. данная работа завершена с показателем её реализации на 99% (на мысе Кувэкмэн Чаунского района остаётся не найденным замытый в песчано-иловом слое береговой линии один РИТЭГ. Проводимые в 2012 году работы по его поиску положительных результатов не дали).

Данные радиационного мониторинга, проводимого силами функциональных звеньев территориальной подсистемы РСЧС, свидетельствуют о том, что радиационная обстановка на территории Чукотского автономного округа находится в пределах допустимых значений - 0,13-0,15 МкЗв/ч (микрозиверт/час), что соответствует Нормам радиационной безопасности. Миграция радионуклидов в окружающую среду не выявлена.
Химическая опасность

В Чукотском АО округе осуществляют производственную деятельность пять химически опасных объектов (далее ХОО) 4-й степени опасности, из которых один ХОО расположен на территории городского округа Анадырь, два ХОО в Анадырском, один в Чаунском и один в Билибинском муниципальных районах, в том числе:

- три горнодобывающих предприятия ООО артель старателей «Чукотка» (рудник Валунистый), ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания» (месторождение Купол и склад 21 км.) и ОАО «Рудник Каральвеем» (рудник Каральвеем) используют цианиды при обогащении руд, хранящиеся на расходных складах аварийно химических опасных веществ (АХОВ). Муниципальное предприятие городского округа Анадырь «Горкомхоз» использует жидкий хлор на водоочистной станции, хранящийся на расходном складе АХОВ.

Краткая характеристика ХОО:

- Склад АХОВ ООО артели старателей «Чукотка» рудник «Валунистый» имеет на хранении до 30 тонн цианидов и расположен на территории Анадырского района на значительном удалении (более 180 км) от ближайшего населенного пункта. Данный объект прошел экспертизу декларации промышленной безопасности.

- Склад АХОВ ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания» месторождение «Купол» имеет на хранении до 3200 тонн цианидов и расположен на территории Анадырского района на значительном удалении (более 200 км) от ближайшего населенного пункта. Данный объект прошел экспертизу декларации промышленной безопасности.

- Склад АХОВ ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания» (21-ый км автодороги Певек – Комсомольский) имеет на хранении 3200 тонн цианидов и расположен на территории Чаунского района на удалении 21 км от ближайшего населенного пункта. Данный объект прошел экспертизу декларации промышленной безопасности.

- Склад АХОВ ОАО «Рудник Каральвеем» (рудник Каральвеем) имеет на хранении до 250 тонн цианидов и расположен на территории Билибинского района в 18 км. от г. Билибино. Данный объект прошел экспертизу декларации промышленной безопасности.

- Водоочистная станция МП «Горкомхоз» использует в технологическом процессе жидкий хлор. Станция расположена на удалении 1,2 км от жилой зоны города Анадырь. Непосредственно на станции в работе постоянно находится до одной тонны хлора. На складе хлора расположенном на территории ВОС хранится до 20 тонн хлора в металлических баллонах по 50 кг.

В случае возникновения аварийной ситуации на водоочистной станции при любом направлении ветра зона химического загрязнения не достигнет жилой зоны г. Анадырь.

В 2012 году на химически опасных объектах, угроз аварий и чрезвычайных ситуаций не возникало.

Предприятий и организаций, имеющих в эксплуатации объекты биологической опасности, в Чукотском автономном округе нет.


Пожароопасные угрозы и взрывоопасность на производстве

Потенциальную опасность на производстве в Чукотском автономном округе представляют:

- Пожароопасные производственные объекты, осуществляющие операции по хранению, транспортировке, реализации и использованию нефтепродуктов. Такими объектами являются резервуарные парки и склады нефтепродуктов, автозаправщики, нефтеналивные суда.

Резервуарные парки и склады хранения нефтепродуктов, где в навигационный период осуществляется завоз годовых запасов ГСМ, как правило, расположены вблизи береговой черты рек и морей, в доступных местах для выгрузки нефтепродуктов при их доставке водным транспортом. При этом аварийные разливы и пожары на объектах хранения нефтепродуктов непосредственной угрозы для населения не несут, ввиду их значительного удаления от жилой зоны, а также применения на объектах новейших производственных технологий и оборудования при выполнении операций с нефтепродуктами и высокой степени защищенности от воздействия как внешних, так внутрипроизводственных факторов. В случае возникновения на объектах хранения, транспортировки и реализации нефтепродуктов аварий и (или) чрезвычайных ситуаций, возможны негативные эколого-санитарные последствия различной формы и степени тяжести, а также нанесение экономического ущерба;

- Взрывоопасные объекты, осуществляющие хранение, транспортировку и использование взрывчатых материалов. Такими объектами являются базисные и расходные склады хранения взрывчатых материалов горнодобывающих предприятий и артелей старателей.

Склады взрывчатых материалов расположены вне населенных пунктов, на значительном удалении от них и непосредственной опасности для населения не представляют. Все объекты хранения взрывчатых материалов прошли экспертизу промышленной безопасности.


Органы наблюдения

ФГБУ «Чукотское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу;

Центр мониторинга и прогнозирования ГКУ «Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа»;

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чукотском автономном округе»;

Магаданский филиал Геофизической службы РАН.


Органы контроля

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования «Росприроднадзора» по Чукотскому АО;

Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу;

Государственный энергетический надзор по Чукотскому автономному округу;

Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Территориальное Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу;

Магаданский отдел инспекции Госатомнадзора России.

Выделяемых финансовых средств учреждениям СНЛК округа недостаточно для обновления оборудования и аппаратуры, развития и реконструкции системы наблюдения и контроля за окружающей природной средой, на потенциально опасных объектах.


Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Чукотском автономном округе (ЦМП) создан, оснащен необходимым оборудованием и укомплектован специалистами, прошедшими специальную подготовку в МЧС России. ЦМП является структурным подразделением Государственного казённого учреждения «Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа». Мероприятия по развитию материально технической базы ЦМП и подготовке специалистов спланированы и проводятся в требуемом объёме.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница