В годы второй мировой войны Вьетнам, входивший в состав французского Индокитая, был оккупирован Японией




Скачать 295.4 Kb.
Дата04.08.2016
Размер295.4 Kb.
В Ь Е Т Н А М

В годы второй мировой войны Вьетнам, входивший в состав французского Индокитая, был оккупирован Японией. Пос­ле капитуляции Франции перед фашистской Германией прави­тельство маршала Пэтена, как писал он сам, поставило своей целью «избежать рокового конфликта» с Японией и с сентяб­ря 1940 по 29 июля 1941 г. подписало с ней ряд соглашений, по которым Япония без войны, еще до начала боевых действий на Тихом океане, «мирно» оккупировала весь французский Индокитай. В результате добровольной капитуляции правитель­ства Пэтена во Вьетнаме сложилась весьма своеобразная ситу­ация. Вплоть до марта 1945 г. в стране сохранялась француз­ская колониальная администрация, формально подчинявшаяся правительству Пэтена, а фактически исполнявшая распоряже­ния японских военных властей. Японцы сохранили админист­ративную раздробленность страны, оставив формальным главой колониальной администрации Южного Вьетнама французско­го губернатора и императорскую власть Бао Дая (династия Нгуенов) в Центральном и Северном Вьетнаме.

Вьетнам был превращен в сырьевой придаток Японии, удов­летворявший ее потребности в хлопке, джуте, минеральном сы­рье. Японская оккупационная армия содержалась французски­ми колониальными властями, обложившими местное население соответствующим дополнительным налогом.

Переориентация экономики Вьетнама на потребности Япо­нии привела к разрыву сложившихся экономических связей, что вызвало хаос в экономической жизни страны. Ощущалась острая нехватка промышленных товаров и продовольствия, прогрессировали инфляция и рост цен, безработица. Стоимость жизни неимущих слоев вьетнамского общества возросла в 9 раз. Во Вьетнаме начался голод, в результате которого умерло более 2 млн. человек.

Сотрудничество Японии с Францией, в ограблении Вьетна­ма было временным тактическим шагом со стороны японцев. Японские военные власти вели зондаж среди вьетнамских наци­оналистов, пытаясь привлечь их на свою сторону, поддержи­вали буржуазные партии, которые, однако, не проявляли сколько-нибудь заметной активности. Наряду с этим они способствова­ли расширению репрессий и ужесточению карательных мер, предпринятых колониальной администрацией против Компар­тии Индокитая (КПИК), призывавшей народ к антияпонской и антиколониальной борьбе. По ее инициативе в 1941 г. нача­лось формирование Лиги независимости Вьетнама (Вьет-Минь), становившейся постепенно массовым общенациональ­ным движением. В нее вошли помимо коммунистов представители 313 националистических движений, разного рода обществен­ные организации, часть духовенства буддийской церкви. В гор­ных, лесных местностях Вьет-бак и Бак-сан стали формировать­ся освобожденные районы, становившиеся опорными базами Вьет-Миня.

После падения правительства Пэтена дальнейшее сотруд­ничество японских военных властей с французской колониаль­ной администрацией утрачивало всякий смысл. В марте 1945 г. Япония совершила государственный переворот, разогнав фран­цузскую администрацию. Французы были интернированы и по­мещены в специальные лагеря. Вьетнам был объявлен «неза­висимым». Однако обмануть общественное мнение не удалось. Слишком уж грубо был разыгран фарс с «независимостью». Компартия и Вьет-Минь призвали народ к вооруженному восстанию и стали формировать Освободительную армию Вьет­нама. Параллельно формировались руководящие органы в ли­це Комитета национального освобождения (КНО) и народно-революционных комитетов на местах. Готовились к взятию вла­сти и националистические организации, вступившие в перегово­ры с Бао Даем на предмет создания коалиции. Однако создать союз, способный повести за собой достаточно широкие массы, им не удалось.

К августу 1945 г. Вьет-Миню удалось вытеснить японцев из шести северных провинций Вьетнама. Однако коренной пово­рот в развитии событий произошел после вступления в войну с Японией Советского Союза и капитуляции Японии, принятой правительством 10 августа.

Капитуляция вызвала полную деморализацию японской ар­мии, она бежала из страны, чем и воспользовались националь­ные силы Вьетнама. Уже 11 августа в провинции Куанг-нгай начались стихийные выступления населения против японцев, которые затем охватили и другие районы. Революционная вол­на опередила принятие КНО решения о начале вооруженного восстания. Оно было принято лишь 13 августа.

19 августа был освобожден г. Ханой, а 24 — под нажимом Лиги Вьет-Минь император Бао Дай отрекся от престола. На следующий день отряды освободительной армии вошли в сто­лицу Вьетнама — Сайгон, и тем самым завершился переход власти к Вьет-Миню и Компартии. Уже по ходу вывода япон­ских войск из Вьетнама между коммунистами и националиста­ми началась острая конкуренция за власть. Компартия оказалась лучше организованной, обладающей разветвленной сетью нелегальных организаций, что и предопределило исход борьбы в пользу коммунистов.

2 сентября вождь коммунистов Хо Ши Мин, глава Временного правительства, сформированного накануне, обнародовал 314 Декларацию независимости Вьетнама и провозгласил его Де­мократической Республикой (ДРВ).

События августа 1945 г. позже были названы Августовской ре­волюцией. Они были обусловлены острым политическим кри­зисом, созревшим на почве колониальной политики Японии и Франции. Победа Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции во II мировой войне ускорили вызревание револю­ционного подъема во Вьетнаме и падение колониального и ок­купационного режима.

На ноябрь месяц в ДРВ были назначены выборы в Нацио­нальное собрание — высший законодательный орган. В это же время на территорию ДРВ в соответствии с решениями Пот­сдамской конференции для разоружения японских войск всту­пили: к северу от 16 параллели — войска гоминьдановского Китая, а к югу — Англии. Союзники стали чинить препятст­вия проведению выборов, они стремились привести к власти иные силы: гоминьдановцы — националистические круги, ори­ентировавшиеся на Китай, а англичане восстановили у власти французов. Англия вооружила интернированные японцами французские части, и последние приступили к оккупации Вьет­нама. К началу 1946 г. они заняли весь Юг страны и начали оккупацию Центрального Вьетнама. В ответ на это Вьет-Минь развернул партизанскую войну. Компартия резко изменила тактику: объявила о своем роспуске, ушла в глубокое подпо­лье и приступила к организации вооруженного отпора гоминьдановцам и французам и созданию Национального фронта — Лиги Льен-Вьет.

В феврале 1946 г. Франция подписала с Чан Кайши согла­шение о выводе гоминьдановских войск из Вьетнама и замене их французскими. Правительство Вьет-Миня, одержавшего по­беду на выборах в Национальное собрание, заключило в марте 1946 г. с Францией прелиминарную конвенцию, в соответствии с которой ДРВ включалась в состав Французского Союза и соглашалась на 5 лет разместить на своей территории 15 тыс. французских войск. Франция, в свою очередь, признавала независимость ДРВ и обязалась считать легитимными результа­ты референдума о статусе Южного Вьетнама. Однако для Фран­ции соглашение являлось лишь тактическим маневром. На юге страны она насаждала различные «автономные» правительства во главе с коллаборационистами. Нарушала договоренности, на­ращивала военное присутствие. 19 декабря она вообще отброси­ла маску миролюбия и развернула фронтальное наступление на ДРВ. 20 декабря Хо Ши Мин, являвшийся президентом ДРВ и главой правительства, обратился ко всему народу с при­зывом с оружием в руках выступить на защиту независимости. 315

На первых порах Франции к лету 1947 г. удалось захва­тить все крупные города ДРВ. Армия ДРВ, плохо вооружен­ная и необученная, отступила в торы и леса, но сохранила свои силы. В горных районах и джунглях Центрального и Се­верного Вьетнама опять создавались освобожденные районы, становившиеся опорными базами сопротивления. Правительст­во ДРВ разделяло всю страну на военные зоны, командирам которых предоставлялась вся полнота государственной, партий­ной и военной власти. Уже летом 1947 г. Народная армия пе­решла к тактике постепенного наступления и блокирования от­дельных пунктов сосредоточения французских войск.

Французы попытались осенью этого года организовать на­ступление на главную опорную базу на Северо-востоке страны, но были разбиты и отброшены назад. Встретив упорное сопро­тивление, французские власти во второй половине 1947 г. при­ступили к переговорам с экс-императором Бао Даем о создании противовеса правительству ДРВ. В мае 1948 г. было создано «временное центральное правительство», а в марте 1949 г. про­возглашено «государство Вьетнам» во главе с Бао Даем. Но­вое, государство и его правительство тут же поспешили при­знать Великобритания и США, Американские кампании уже давно искали подходы к сырьевым ресурсам Вьетнама, и после войны они фактически финансировали французскую интервенцию, покрывая 80% расходов Франции на колониальную вои­ну. Не последнюю роль играли и стратегические интересы США в регионе Юго-Восточной Азии, весьма усилившиеся по­сле утраты их позиций в Китае. США стремились получить военно-морские базы во Вьетнаме, в частности глубоководную Камрань.

ДРВ нашла признание и поддержку на международной аре­не в лице Советского Союза и формировавшегося социалисти­ческого блока сил. Опираясь на его помощь, летом, 1950 г. армия ДРВ начала крупное наступление на севере страны и выбила французов с пяти пограничных с Китаем провинций, что облегчило получение военной и материальной помощи от СССР через территорию коммунистического Китая.

В зоне контроля Компартии начала формироваться многоукладная экономика, включая государственный и частный секторы. В рамках госсектора создавались военное и ремонтные производства, в то время как частный — занимался выпуском товаров широкого потребления. В области аграрных отношений на 25% была снижена арендная плата за землю при сохранении частного и общинного землевладения. Такая экономиче­ская политика позволяла коммунистам укреплять свое влияние среди различных социальных сил общества и сохранялась здесь период борьбы с французами. 316

На юге страны Франция пыталась восстановить, по суще­ству, довоенные колониальные порядки, что давало повод к не­довольству национальных сил и весьма сужало социальную ба­зу правительства Бао Дая, обвиняемого в коллаборационизме.

В марте 1951 г. произошло слияние двух лиг Вьет-Миня и Льен-Вьета в единый национальный фронт, включивший в се­бя также организации сопротивления французам, действовав­шие на территориях Лаоса и Камбоджи. Фактически война Соп­ротивления вьетнамского народа перерастала в войну Сопро­тивления народов Индокитая.

К началу 1953 г. Франция сумела сконцентрировать во Вьетнаме значительные силы, включая элитные батальоны Ино­странного легиона, укомплектованные частью из числа бывших солдат и офицеров СС фашистской Германии. 11 батальонов французского экспедиционного корпуса были сосредоточены на северо-западе, в крепости Дъенбъенфу, откуда планирова­лось начать весной 1954 г. крупное наступление. Однако ча­сти ДРВ упредили французов, 13 марта они осадили крепость и окружили ее почти 17 тысячный гарнизон. Все попытки фран­цузского командования прорвать кольцо блокады, в том числе путем установления воздушного «моста», не увенчались успе­хом.

Не помогла Франции и поддержка США, администрация ко­торых в целях «спасения французов, которым грозило унизи­тельное положение» оказывала на консервативное правительство Англии сильное давление, предлагая создать коалицию. Аме­риканцы полагали даже возможным использовать против ДРВ ядерное оружие. Однако У. Черчилль, английский премьер, не пошел на риск всеобщей войны. Части ДРВ были оснащены советским вооружением, включая «катюши» и средства ПВО, и после 56-дневной осады принудили 7 мая 1954 г. французов к безоговорочной капитуляции.

Таким образом, девятилетняя война закончилась крахом французского 'колониализма в Индокитае и победой вьетнам­ского народа. 21 июля 1954 г. в Женеве были подписаны сог­лашения, по которым Франция признавала независимость на­родов Вьетнама, Камбоджи и Лаоса и их суверенитет. Вместе с тем, соглашениями предусматривался временный раздел Вьет­нама по 17 параллели на две зоны — Север и Юг. Их объеди­нение должно было произойти не позже июля 1956 г. посредст­вом проведения всеобщих выборов.

Сразу же после установления мира и вывода французских войск севернее 17 параллели, начались реформы, копировавшие опыт Советского Союза. Одной из первых — стала аграрная, в ходе которой в 1956 г. частное землевладение было ликвиди­ровано, и крестьяне оказались объединенными в кооперативы. 317

Кооперация не затронула лишь горные районы, слабо населен­ные, где сохранился частник. Реформа привела к уничтожению среднего крестьянства, являвшегося до этого основным произ­водителем сельхозпродукции.

В области промышленности и торговли реформы широко начали осуществляться с 1958 г. и также получили название «социалистических». В ходе этих реформ частное кустарное производство, дававшее основную массу потребительских то­варов, было ликвидировано. Копирование опыта Советского Со­юза в отсталой стране, где преобладало мелкотоварное произ­водство, привело к формированию малоэффективной жесткой командно-административной модели хозяйственного механизма в большей степени приспособленной к условиям военного вре­мени, чем к мирной жизни.

В политической жизни ДРВ ведущей организацией фор­мально числился Отечественный фронт, объединявший все со­циальные слои общества. Однако ключевые посты во фронте, равно как и в правительстве, занимали члены компартии, пере­именованной в 1951 г. в Партию трудящихся Вьетнама (ПТВ). Председателем фронта являлся вождь коммунистов Хо Ши Мин, его соратник по партии Тон Дык Тхант возглавил ЦК фронта.

Справедливости ради необходимо отметить, что руководители ПТВ являлись в то время наиболее влиятельными политиче­скими деятелями всего Вьетнама, и их авторитет был безраз­дельным. Так, например, по словам американского президента Д. Эйзенхауэра, будь выборы проведены в 1956 г., как это предусматривалось женевскими соглашениями, они привели бы к тому, что, «возможно, 80% населения проголосовало бы за коммуниста Хо Ши Мина».

Такая перспектива весьма беспокоила США, администрация которых в своей политике в. отношении Юго-Восточной Азии следовала теории «домино», в соответствии с которой счита­лось, что в случае захвата власти коммунистами в Индокитае вслед за ним рухнут дружественные США режимы других стран региона. Помимо опасности распространения коммуни­стического влияния США опасались также утраты источников сырья, в частности, олова и вольфрама. В этой связи амери­канская администрация приняла решение вытеснить Францию из Южного Вьетнама, создать там верное США правительство и непосредственно через него отстаивать свои стратегические и экономические интересы. Через полковника ЦРУ Эдварда Лэнсдейла в Нью-Йорке среди южновьетнамских эмигрантов был найден «подходящий человек» Нго Динь Зьем, которого перебросили на юг Вьетнама и в 1955 г. «избрали» президентом 318 созданной в одностороннем порядке Республики Вьетнам со столицей в г. Сайгоне.

Таким образом, выполнение Женевских соглашений было сорвано окончательно. Всеобщие выборы, которые должны бы­ли привести к объединению обеих зон, стали невозможными.

При помощи США в Южном Вьетнаме стало формировать­ся рыночное хозяйство, ориентированное на потребности США и их рынок. Американцы взяли на себя расходы по созданию во­оруженных сил сайгонского режима, которые должны, были стать инструментом «отбрасывания коммунизма» во Вьетнаме и соседних странах.

С точки зрения политической, на юге Вьетнама деклариро­вались политические свободы. Однако на практике режим Нго Динь Зьема под предлогом борьбы с коммунизмом подавлял любое инакомыслие. Масштабы репрессий были столь велики, что его не без оснований ряд исследователей называют «дикта­торским», «полицейским», «кровавым».

На территории ДРВ в это время форсировали строительст­во «основ социализма», однако достичь ощутимых успехов в производстве продукции не удалось. В практике руководства страной стали преобладать волюнтаристские методы, команд­ный стиль, не допускающий инакомыслия. Попытка ряда пар­тийно-государственных деятелей выступить против этого за­кончилась их разгромом. В декабре 1963 г. ЦК партии при­нял резолюцию номер Девять, после чего в одну ночь около ста человек оппозиции бесследно исчезли. Затем исчезновения стали постоянным фактором жизни ДРВ, что давало основание западным исследователям назвать режим Хо Ши Мина «тота­литарным».

Таким образом, раскол Вьетнама продолжал не только сох­раняться, но и углубляться, приобретая характер зреющего военного конфликта.

Репрессии режима Нго Динь Зьема и его откровенный про­американский курс способствовали росту влияния нелегальных организаций ПТВ на юге Вьетнама, сумевших в 1960 г. создать широкое политичческое объединение — Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), позиции и влия­ние которого заметно усилились к середине 60-х гг. Под его руководством стали формироваться партизанские отряды, по­лучавшие помощь со стороны ДРВ. По лесным и горным мас­сивам Западного Вьетнама, а также через территорию Лаоса были проложены «тропы Хо Ши Мина», по которым доставля­лись грузы. 319

Начало партизанской войны застало врасплох сайгонские власти и администрацию США. Их попытки ограничиться «осо­бой войной», рассчитанной на то, что «вьетнамцы будут сра­жаться против вьетнамцев», не увенчались успехом. Уже в мае 1961 г. во Вьетнаме появились «зеленые береты» — специаль­ные части США, подготовленные для антипартизанской вой­ны, а в ДРВ стали забрасываться тайные агенты. Наряду с этим, 3. Лэнсдейл, ставший к этому времени помощником ми­нистра обороны США, настаивал на расширении военного уча­стия США в разгорающемся конфликте в Южном Вьетнаме и ведении интенсивной психологической войны против ДРВ. В отношении партизанского движения США перешли к такти­ке «выжженной земли», уничтожая все живое в зонах парти­занского движения и вокруг них. США полагали возможным отсечь их от населенных пунктов и ДРВ, блокировать «тропы Хо Ши Мина».

Расширение военных операций против партизан и эскала­ция тайной войны против ДРВ сопровождалось усилением по­лицейского режима, призванного укрепить власть Нго Динь Зьема и его семейного клана. Однако предпринимавшиеся ме­ры оказались малоэффективными. К лету 1963 г. коммуни­стам удалось добиться поддержки НФОЮВ со стороны общи­ны буддистов, насчитывавшей на Юге более 6 млн, человек. В отместку за это воинствующий католик Нго Динь Зьем от­дал приказ верным ему войскам подвергнуть разрушениям буддийские пагоды и другие святыни. В знак протеста против действия властей в августе 1963 г. несколько буддийских мо­нахов публично сожгли себя,, что вызвало необычайно силь­ное эмоциональное воздействие на все слои южновьетнамского общества, выражавшие глубокое возмущение актами вандализма властей. К осени на Юге разразился политический кризис. Нго Динь Зьем становился все более одиозной фигурой и спец­службы США инсценировали военный переворот, в результате которого он и его ближайшее окружение были убиты.

После свержения Нго Динь Зьема последовала фаза оже­сточенной борьбы за власть в высшем эшелоне политических и военных кругов Южного Вьетнама. На протяжении 20 меся­цев было проведено 14 переворотов и попыток их свершения, сформировано 9 кабинетов, однако стабилизировать режим даже США не удалось.

Кризисом режима воспользовалась оппозиция, которая зна­чительно расширила зону своего контроля и укрепила воору­женные силы. Из ДРВ на Юг были переброшены людские и материальные ресурсы, военные и партийные кадры.

С 1963 г. оппозиция на Юге перешла к ведению открытой фронтальной войны, одерживая победу за победой. К 320 осени 1964 г. части НФОЮВ блокировали американские военные базы и подошли к Сайгону, изготовившись к его штурму. Ар­мия южан начала разваливаться.

Остановить разраставшийся кризис на Юге можно было лишь чрезвычайными мерами, к которым в августе 1964 г. и прибегли США, создав подходящий повод.

2 и 4 августа, по утверждению официальных лиц США, се­веровьетнамские патрульные катера совершили «неспровоци­рованное» нападение на два эсминца США, входивших в со­став 7-го Тихоокеанского флота, которые пришли в Тонкинский залив*. «Ответной мерой» стала массированная воздушная вой­на против ДРВ. Как писал позже Р. Макномара, министр обо­роны администрации Л. Джонсона, США намеревались «вбом-бить Северный Вьетнам в каменный век». Тем самым, США вползали в самую непопулярную в их историю и самую продол­жительную войну.

Война во Вьетнаме приобретала общенациональный харак­тер, а сам он становился фактически ареной столкновения двух супердержав — США и СССР.

В ответ на прямое вмешательство США в гражданскую вой­ну во Вьетнаме и бомбардировки ДРВ, Советский Союз резко увеличил поставки вооружений, вплоть до современных зенит­ных комплексов, отправил своих советников и военных инст­рукторов, стал наращивать материальную, финансовую и иную помощь.

Война позволила стабилизировать политическую ситуацию в Южном Вьетнаме. В июне 1965 г. у власти закрепилась груп­па молодых генералов во главе с Нгуен Ван Тхиеу и Нгуен Као Ки. Им удалось провести парламентские выборы и восста­новить частично институты представительной власти.

США существенно увеличили экономическую и военную помощь военному режиму южан. На Юге была создана 500 тысячная армия, во все структуры которой были инкорпориро­ваны американские советники. Органы госбезопасности, раз­ведки также курировали специалисты США, в частности ЦРУ. США и новый режим умело воспользовались застарелыми межнациональными трениями, существовавшими между вьетами (кинь) и другими народами, являвшимися национальными меньшинствами. Так, например, им удалось склонить на свою сторону нунгов (народ группы таи), населявших северо-восточ­ные районы Вьетнама. Из их числа вербовалась агентура на территории ДРВ. На Юге национальные меньшинства, принявшие 321 католицизм (китайцы, кхмеры, эде, зялаи и др.) были объединены в «Объединенный фронт освобождения угнетенных народностей (ФУЛРО). Руководство фронта тесно сотруднича­ло с властями и представителями США. Из числа народно­стей, вошедших во фронт, рекрутировалась армия южан.

Вместе с тем, при помощи США военный режим провел ряд крупных реформ с целью создания рыночного хозяйства. Су­щественную поддержку получили частные средние и крупные деловые круги, что способствовало росту производства. Значи­тельно возросло число мелких производителей, торговцев и держателей разного рода заведений сферы обслуживания. Их число множилось по мере наращивания американского военно­го контингента.

С началом воздушной войны США против ДРВ усложнял­ся характер войны во Вьетнаме. Наряду с гражданской войной, началась и война ДРВ и НФОЮВ против американской аг­рессии.

Блокирование американских военных баз частями НФОЮВ вызвало крайнее беспокойство Пентагона, и на Юг Вьетнама стали срочно перебрасываться дополнительные воинские ча­сти. К весне 1968 г. их численность достигла 518 тыс. чело­век. Они принимали непосредственное участие в боевых дей­ствиях и, по существу, взяли на себя основное бремя войны. Пентагон допустил стратегическую ошибку, рассчитывая на бы­строе «умиротворение» Южного Вьетнама. Ошибочными ока­зались и тактические расчеты, в соответствии с которыми пред­полагалось, что основную «работу» будут выполнять авиация и артиллерия, а мотопехоте останется лишь завершать операции в ходе «войны-прогулки».

В реальности война обретала совершенно иной характер. Подразделениям США пришлось вести упорные рукопашные бои, в которых американцы лишались тех преимуществ, кото­рые им давало превосходство в воздухе и артиллерии.

Иной оказалась и морально-психологическая атмосфера вой­ны. Солдаты США все больше втягивались в карательные опе­рации против стариков, детей и женщин, мирных жителей, вое­вали не против таких же кадровых военных, как и они, а про­тив крестьян, рабочих, взявшихся за оружие. Американский публицист Дж. Хелмер, изучавший психологический настрой американских солдат, отмечал его радикальное изменение по­сле первого крупного боя. По его словам, большинство солдат, имевших идеологическую «накачку освобождать вьетнамцев из тисков коммунизма» после короткого боя с вьетнамцами считало, что война не может быть выиграна.

Война США во Вьетнаме вызвала резкое осуждение мно­гих видных общественных и политических деятелей стран Западной 322 Европы, Азии, Африки. Ее в печати назвали «гряз­ной». В самих Соединенных Штатах она была крайне непопу­лярной. Молодое поколение американцев с 1968 г. в массовом порядке отказывалось идти на военную службу, не желая уми­рать во вьетнамских джунглях за непонятные цели и интере­сы.

С 1965 по 1968 гг. трижды в периоды сухих сезонов США и режим Юга предпринимали крупные военные операции про­тив районов, контролируемых НФОЮВ. В этих операциях при­нимали участие войска, общей численностью около 1 млн. че­ловек, в том числе спецподразделения США — «зеленые бе­реты». Все три наступательные операции закончились пораже­нием. К октябрю 1967 г. американско-сайгонские войска утра­тили стратегическую инициативу, а 31 января 1968 г. части НФОЮВ начали генеральное наступление, подвергнув атакам 140 баз и гарнизонов, включая Сайгон. Многие базы были раз­громлены. Отдельные подразделения НФОЮВ прорвались в центр Сайгона и пытались штурмовать посольство США. Осо­бенно упорные бои шли в провинции Куангчи. Здесь в течение пяти месяцев части морской пехоты США вели изнурительные оборонительные бои, в ходе которых понесли большие потери и были разгромлены. Постепенно администрация США приходи­ла к пониманию невозможности продолжения войны прежними методами.

В мае 1968 г. США перешли к «ограниченным бомбардиров­кам» ДРВ, пообещали вывести свои войска из Вьетнама, а в мае 1969 г. согласились на четырехсторонние переговоры (США, ДРВ, НФОЮВ и Тхиеу), начавшиеся в Париже; Одна­ко дальнейшее события показали неготовность США к оконча­тельному прекращению войны.

После победы на президентских выборах в США Р. Ник­сона в отношении Вьетнама был разработан новый курс — «доктрина Никсона» или курс на «вьетнамизацию» войны. Аме­риканцы отводили свои части на военные базы и на корабли, заменяя их южновьетнамскими. Южновьетнамская армия реор­ганизовывалась и перевооружалась настолько, чтобы быть в со­стоянии взять на себя основное бремя ведения войны. Наряду с этим США побудили власти на проведение крупных реформ. Так, при финансовой помощи США па Юге была проведена аг­рарная реформа, в ходе которой было создано эффективное фермерское хозяйство, что значительно сузило социальную ба­зу НФОЮВ. Значительно была увеличена финансовая поддерж­ка национальной буржуазии, возросло денежное содержание солдат и офицеров армии, других военизированных подразделений. 323 Вместе с тем, экономическое развитие Южного Вьетнама было ориентировано на нужды армии. Местное производство было рассчитано на ввозимое сырье, так как сырье добывающие районы контролировались НФОЮВ и возникшим весной 1968 г. союзным ему Союзом национальных, демократических и миро­любивых сил (СНДМС).

О деформации структуры экономики свидетельствовали не­померно высокий процент импортных товаров и опережающее развитие сферы услуг, ориентированной на обслуживание ар­мии. Одним из основных пороков экономики и общества в це­лом стала откровенная коррупция госаппарата и армейских чи­нов. Примерно 2/3 американской помощи разворовывалось, оседало в карманах ближайшего окружения президента Тхиеу и главы правительства, маршала Као Ки.

Бомбардировки американской авиацией южных и централь­ных провинций ДРВ нанесли тяжелый урон ее экономике. США подвергли разрушению не только промышленные пред­приятия, но и ирригационные системы, инфраструктуру. Не­смотря на довольно эффективную противовоздушную оборону, созданную при помощи СССР, 11 и 12 Пленумы ЦК ПТВ при­няли решения о переносе промышленного потенциала городов в сельскую зону и его рассредоточение. Миллионы тонн про­мышленного оборудования были перенесены на плечах людей в глухие лесные и горные районы, смонтированы на новом ме­сте и запущены в производство.

Под полог лесов были перенесены также школы, другие учебные заведения, больницы и госпитали, государственные учреждения.

Наряду с этим вся территория ДРВ была разбита на самообеспечивающиеся зоны, население которых снабжалось необ­ходимым минимумом товаров и продовольствием по карточкам. Торговля замерла. На ее место пришел «черный рынок». Строго централизованная модель хозяйственного механизма позволила в короткий срок перестроить народное хозяйство на нужды войны и обеспечить выживание народа. Жесткий режим контроля над общественно-политической жизнью, целенаправленная идеологическая работа ПТВ при всей нищете, в которой оказалось население ДРВ, способствовали сохране­нию политической стабильности и высокой мобилизационной готовности общества.

В своей внешней политике правительство ДРВ не только критиковало США и правительство Тхиеу, но постоянно вы­ступало с инициативами по урегулированию конфликта. Прези­дент Ван Донг, сменивший Хо Ши Мина после его смерти в 1969 г., продолжил этот курс, выдвинув программу мирного урегулирования вьетнамской проблемы. «Вьетнамизация» 324 войны побудила руководство НФОЮВ и 1СНДМС на изменение тактики. В 1969 г. они образовали Вре­менное революционное правительство (ВРП) и Консультатив­ный совет при нем. Таким образом, на Юге возникла ситуа­ция двоевластия.

В начале сухого сезона 1970 г. сайгонская армия начала генеральное наступление на районы ВРП с целью их оконча­тельного уничтожения. В бой было брошено 1,1 млн. солдат и офицеров реорганизованной армии. К середине 1971 г. на­ступающие потеснили части ВРП и одержали ряд побед. Одна­ко добиться решающего перелома не удалось. К концу 1971 г. ВРП стабилизировало положение на фронтах. С территории ДРВ были переброшены свежие людские ресурсы, крупные партии оружия и боеприпасов. 30 марта 1972 г. части ВРП начали широкомасштабное наступление с применением танков, артиллерии, включением стратегических резервов, что стало полной неожиданностью для сайгонских властей и США. К на­чалу мая основной костяк сайгонской армии (7 дивизий) был разгромлен и она стала отступать. Все лето 1972 г. на юге Вьетнама шли ожесточенные бои, показавшие неспособность сайгонской армии к самостоятельному отпору силам ВРП.

В кульминационный момент войны на Юге администрация Никсона попыталась вернуться к силовой политике. 18 декабря она отдала приказ о возобновлении бомбардировок ДРВ, про­должавшихся 11 дней. Однако к этому времени при помощи СССР на севере была значительно укреплена система ПВО. Ежедневные потери США составляли до 10 самолетов, в том числе и новейших F-111.

Возобновление войны против ДРВ вызвало резкое осужде­ние во всем мире, в том числе и в самих Соединенных Шта­тах.

29 декабря США прекратили бомбардировки, вернулись в Париж за стол переговоров, закончившихся 27 января 1973 г. подписанием Соглашения о прекращении войны и восстанов­лении мира во Вьетнаме. США обязались в течение 60 дней вывести свои войска из Вьетнама и способствовать мирным пе­реговорам между Севером и Югом об объединении страны.

Вывод американских войск с Южного Вьетнама коренным образом менял экономическую и политическую ситуацию в этой части страны.

Он имел тяжелые экономические последствия, ибо сопро­вождался закрытием военных баз и делал ненужной инфра­структуру, обслуживающую американцев. Десятки тысяч юж­ных вьетнамцев оказались без работы. До 60% мелких и сред­них предприятий лишились заказов и в 1974 г. разорились, выбросив на улицу своих работников. 325

Заметно сократились поставки продовольствия, а оплачивать его закупки казна не могла, ибо львиная доля средств шла на содержание огромной армии. Сельское хозяйство было не в состоянии прокормить население, ибо часть территории Юга оказалась под контролем ВРП. Цены на продовольствие стали стремительно расти, и для значительной части населения оно стало недоступным.

Предвидя уход американцев, президент Тхиеу еще в 1970 г. стал концентрировать власть в своих руках. Он убрал со всех государственных и военных постов представителей и едино­мышленников клана Као Ни, а в 1971 г. - и его самого. К ле­ту 1972 г. он стал фактически полновластным диктатором, со­средоточив в своих руках полномочия президента, премьер-ми­нистра и главнокомандующего вооруженными силами. Все де­мократические и политические свободы были запрещены. Пов­семестно были введены военно-полевые суды с ускоренной про­цедурой судопроизводства по вынесению смертных приговоров. Тем не менее воспрепятствовать организационному оформле­нию оппозиции на подконтрольной территории ему не удалось. Ее организации множились в подполье, расшатывая режим, подталкивая его к краху.

На территории ДРВ сразу после подписания соглашений приступили к восстановлению экономики. Теперь уже из сель­ской местности в города перемещались предприятия и учреж­дения, налаживалась мирная жизнь. При помощи Советского Союза и других социалистических стран восстанавливались разрушенные инфраструктура и предприятия, строились новые, укреплялись кооперативы. Официальная пропаганда призывала население к продолжению строительства основ социализма. Вместе с тем снабжение населения товарами первой необходи­мости продолжало оставаться крайне скудным. Дефицитными оставались все предметы потребления, включая и домашнюю утварь. Больших затрат и усилий требовало восстановление жилищного фонда, разрушенных ирригационных систем.

Трудности восстановительного периода дополнялись круп­ными финансовыми и материальными затратами, связанными с оказанием помощи ВРП Южного Вьетнама, ибо уже в пер­вые недели после ухода американцев с Юга стало ясно, что надежды на мирное разрешение конфликта на юге не состоя­тельны.

В октябре 1973 г. Тхиеу попытался внезапным ударом за­хватить районы, контролируемые ВРП, однако его войска встретили упорное сопротивление. Силы ВРП к этому време­ни по численности сравнялись с армией Тхмеу, получили под­крепление из ДРВ, а по моральному духу явно превосходили ее. До марта 1975 г. режим Тхиеу держался, уступая ВРП одну 326 провинцию за другой.

В марте вооруженные силы ВРП нанесли мощные удары по позициям сайгонских войск, державших фронт на плато Тейнгуен, прикрывавшее подступы к древней столице Вьетнама г. Хъюэ. Фронт был прорван, затем рассечен на части и армия Тхиеу побежала от 17 параллели на Юг. Мно­гие крупные города, такие, например, как Дананг, переходили в руки ВРП без боя, так как сайгонская армия и военные гар­низоны бежали из городов задолго до прихода в них частей ВРП. Такая ситуация была обусловлена кризисом доверия на­селения к властям, достигшим, апогея к этому времени и не­доверием местной власти к центральной.

На 55 день после начала наступления, 30 апреля 1975 г., была взята столица Южного Вьетнама г. Сайгон. Четырьмя днями ранее президент Тхиеу бежал на о. Тайвань, прихватив с собой казну.

Ваяние Сайгона означало прекращение существования «Рес­публики Вьетнам», завершало собой период гражданской вой­ны, унесшей 12 млн. жизней вьетнамцев, и раздела Вьетнама на две части.

В апреле 1976 г. во Вьетнаме состоялись выборы в Единое Национальное собрание (ЕНС), в ходе которых коммунисты получили решающее большинство мест. На первой же сессии ВВС объединенный Вьетнам был назван Социалистической Республикой (СРВ) со столицей в Ханое. Президентом и пре­мьер-министром были избраны руководители коммунистов Ток Дык Тханг и Фам Ван Донг, город Сайгон был переименован в Хошимин.

В декабре 1976 г. состоялся IV съезд Компартии Вьетнама, объявивший курс на строительство социализма. На Юге стали проводиться преобразования по подобию и образцу северных: рыночная экономика заменялась командно-административной. Были национализированы частные банки, имущество сайгонской администрации и лиц, сотрудничавших с ней. Затем по­следовала конфискация собственности крупных компрадоров, аграрная реформа, лишившая земель помещиков и крупных фермеров, ликвидация частного сектора в торговле.

С Севера на Юг страны были направлены десятки тысяч партийных работников и специалистов различною профиля.

Вместе с тем, восстановление хозяйства шло крайне мед­ленными темпам, встречалось с огромными трудностями. Они заключались не только в том, что капиталистические произ­водственные отношения заменялись принципиально иными — социалистическими. После поражения сайгонской администра­ции за пределы Вьетнама бежали десятки тысяч вьетнамцев, как непринявших коммунистическую систему как таковую, так и тех, кто боялся мести коммунистов. Уехали тысячи 329 специалистов, предпринимателей, успевших перевести свои капи­талы за рубеж. Коммунистам осталось 800 тыс. сирот, сотни тысяч наркоманов и проституток, почти 10 млн. бывших сель­ских жителей, отселенных в годы войны сайгонской админист­рацией в города из деревень, прилегающих к зонам, контро­лируемым НФОЮВ и ВРП. Почти все они доставляли город­ские низы, не имевшие постоянной работы и частью уже утра­тившие психологию труженика. Их деревни были сожжены, а в городе они оказались никому не нужными.

После капитуляции сайгонской армии тысячи офицеров и солдат разбежались кто куда, опасаясь преследований. Часть из них вернулась в деревни и города, пополнив ряды безработ­ных. Так, например, только в одной провинции Вьетнама Куангам—Дананг таковых насчитывалось почти 100 тыс.

Наряду с ними на нелегальное положение ушла хорошо во­оруженная американцами 10 тысячная армия ФУЛРО, бойцы которой продолжали активную вооруженную борьбу до 1979 г., пока основная их часть не была истреблена.

Разруха дополнялась экономической блокадой Вьетнама со стороны западных держав США и Японии. В этих условиях единственным источником помощи стал Советский Союз и его союзники по социалистической системе. Китай, ближайший со­сед Вьетнама, отказал в ней в силу идейных разногласий, воз­никших между КПВ и КПК в годы «культурной революции» в Китае и обострившихся в 70-е гг.

Ликвидация частного сектора в производстве, торговле и сфере обслуживания на Юге привела к падению производства, нарастанию дефицитов и расширению «черного рынка».

Не лучше обстояло дело в сфере производства и на Севере. В целом по стране темпы роста промышленного производства до конца десятилетия 70-х гг. составили около 0,6%. Нацио­нальный доход вырос лишь на 0,4%. Фактически народное хо­зяйство находилось в состоянии стагнации, в то время как чис­ленность населения стремительно росла, что вело к его обнищанию.

К концу 70-х гг. многие заводы и фабрики оказались в со­стоянии необъявленного банкротства. Невыплата рабочим и служащим даже нищенской зарплаты по 3—4 месяца стала привычным фактом. На многих предприятиях вместо заработ­ка стали выдавать «пайки», на которые однако невозможно было существовать даже впроголодь.

Пытаясь вывести народное хозяйство из экономического кри­зиса, весной 1982 г., были начаты реформы, намеченные V съездом КПВ, состоявшимся в марте этого года.

Одной из крупных стала реформа управления народным хо­зяйством, призванная совершенствовать методы руководства им 328 в низовых звеньях. Упор был сделан на повышение экономи­ческой заинтересованности работников в результатах труда.

В сельском хозяйстве стал широко внедряться бригадный метод производства и семейный подряд. За бригадами и семья­ми закрепились земли, отдельные производства. При условии сдачи в фонд кооперативов установленной части продукции, дополнительно произведенная шла в их доход, могла прода­ваться ими на рынке.

Произошла определенная либерализация деятельности гос­сектора; государственные предприятия получили большую са­мостоятельность. В целом были замедлены темпы «социали­стических преобразований» на Юге.

Значительно увеличивались масштабы строительства пред­приятий тяжелой индустрии на Севере, куда направлялись ос­новные финансовые средства и ресурсы,

К середине 80-х гг. удалось добиться повышения темпов промышленного производства до 9,5%, а роста национального дохода до 6,4%. Эти результаты были достигнуты во многом благодаря помощи СССР и концентрации сил на отраслях груп­пы «А», в то время как отрасли, производящие предметы по­требления, по-прежнему стагнировали. Это привело к усиле­нию товарного голода на потребительском рынке, росту цен и инфляции.

Не удалось разрешить и острейшую социальную проблему Вьетнама — безработицу. Создание новых рабочих мест в тя­желой индустрии требовало длительного времени, в то время, как резко сокращалось мелкое и частное производство, уду­шаемое командно-административными методами хозяйствова­ния. Предприятия этого сектора закрывались, и без работы оказывались десятки тысяч рабочих рук. Не находя примире­ния своим силам на родине, молодые вьетнамцы стали легаль­но и нелегально покидать Вьетнам. Миграция приобретала уг­рожающие масштабы.

К середине 80-х гг. стало ясно также, что включить безбо­лезненно Юг в систему сложившихся на Севере производст­венных отношений не удастся.

Обострилась проблема внешней задолженности. Внешний долг достиг критических размеров и в середине 80-х гг. Вьет­нам уже был не в состоянии платить проценты по долгам, в то время как возможности оказания ему финансовой помощи Со­ветским Союзом сужалось ввиду кризисных явлений, начав­шейся, так называемой «перестройки». Западные кредиторы объявили Вьетнам банкротом.

Тяжелым бременем на экономику Вьетнама легла граждан­ская война в Камбодже, в которую он оказался втянутым, 331 свергнув пропекинский режим Пол Пота-Иенг Сари, введя на тер­риторию этой страны 250 тыс. контингент своих войск.

В ответ на это Китай в 1979 г. решил «преподать урок» Вьетнаму, развязав против него агрессию силами 250 тыс. ар­мии. И хотя вьетнамцы в целом успешно отразили ее, пять се­верных провинций страны оказались опустошенными китайца­ми.

Командно-административная система оказалась неэффектив­ной препятствовала экономическому развитию страны. Она стагнировала на фоне экономического прогресса ряда соседей Вьетнама таких, как Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань и другие.

Среди членов партии, а также творческой интеллигенции появились критики режима и руководства страны. Его обвини­ли в волюнтаризме и крайне левых воззрениях. Попытки реп­рессивными мерами «успокоить» диссидентов не приносили же­лаемых результатов.

VI съезд вьетнамских коммунистов, состоявшийся а 1986 г., подвел неутешительные итоги и впервые открыто обнажил все проблемы. Вьетнамское руководство оказалось перед выбором или следуя логике реформ, предпринимать шали по их углуб­лению во имя экономического роста, или модернизировать су­ществующую модель хозяйственного механизма, «не посту­паясь принципами». Съезд предпочел второе и принял пяти­летнюю прагматическую программу перестройки, омолодил ру­ководство партии, которое в свою очередь сменило правитель­ство, введя туда технократов. Решения съезда вызвали спо­ры в обществе и партии между «ортодоксами» и «прагматика­ми», которые к 1989 г. закончились победой последних, взяв­ших курс на радикальные реформы.

В начале 1989 г. во Вьетнаме начался тур реформ, назван­ных «шоковой терапией». Цель их состояла в резком; ограниче­нии массы денежных и кредитных средств в хозяйственном обо­роте. Государственные предприятия были сняты с дотации, от­менены разного рода компенсации рабочим и служащим. Рез­ко повышался банковский процент на вклады, увеличились кредитные ставки. Одновременно был взят курс на установле­ние механизма единых цен: государство отказалось от их ад­министративного установления (за исключением цен на энер­гоносители). Снимались запреты на торговлю, в том числе и внешнюю.

Годом раньше были приняты документы, разрешающие раз­витие частного, иностранного и смешанного секторов, и произ­ведена девальвация донга — национальной денежной единицы — по отношению к доллару. Документы «заработали» после реформ 1989 г. 330

В 1988—1989 гг. был принят ряд законов по совершенст­вованию системы семейного подряда. Удлинялись сроки поль­зования землею до 20—30 лет с правом наследования и сдачи в аренду, разрешался выкуп у кооперативов средств производ­ства и построек, ослаблялось налоговое бремя.

Уже в начале 90-х гг. внутренний рынок наполнился това­рами, донг стал привлекательной, желанной денежной едини­цей, импорт стал более экономным и рациональным. Производ­ство риса значительно возросло, и Вьетнам стал вывозить его на внешний рынок, заняв третье место.

Вместе с тем, радикальный вариант перестройки экономи­ческой системы столкнулся с серьезными трудностями. Отме­на дотаций госсектора привела к резкому спаду производства, который стал охватывать все новые отрасли и приобретать раз­рушительный характер. Большая часть крупных предприятий приостановила свою деятельность. Стремительно стала нара­стать массовая безработица. В 1991 г. государство вернулось к дотированию госсектора и параллельно с 1992 г. стало его приватизировать путем акционирования. Приватизация носит выборочный характер. На аукцион выставляются акции лишь тех предприятий, которые выпускают продукцию, не пользу­ющуюся спросом, не выдерживают рыночной конкуренции.

Развал Советского Союза повлек за собой радикальную пе­рестройку внешнеэкономических связей СРВ. После трех деся­тилетий дружбы и тесного сотрудничества стали доминировать отношения отчужденности. Вина за то лежит, прежде всего, на руководстве России, которое, пересмотрев приоритеты внеш­ней политики, отодвинуло СРВ на периферию наших нацио­нальных интересов. Россия инициировала свертывание двусто­ронней торговли, сорвав соглашения 1991 и 1992 гг. и прервав переговоры по реализации 40 проектов. Образовавшийся ва­куум стали заполнять Китай, Япония и другие страны. Прави­тельство Вьетнама заявило о политике «открытых дверей», при­няв весьма либеральный Закон об иностранных инвестициях, допускающий создание предприятий со 100-процентным ино­странным участием и низким подоходным налогом (21—25% от прибыли). Придерживаясь принципа равноудаленности от великих держав, руководство Вьетнама представляет всем же­лающим возможность бороться за право быть главным спон­сором строительства «рыночной модели социализма». Помимо Китая и Японии к Вьетнаму пристальный интерес проявляют Южная Корея, Тайвань и Гонконг, Франция, Индонезия и Та­иланд.

Поворот к плюрализму в экономике, имеющий целью созда­ние многоукладного хозяйства, в котором отношение между укладами будут регулироваться рыночным механизмом, происходят 331 при политической и идеологической монополии КПВ. Нынешнее партийно-государственное руководство во главе с Генеральным секретарем ЦК КПВ Нгуен Ван Линем продол­жает отстаивать право КПВ быть единственной ведущей силой общества и отвергает идейный плюрализм и многопартийность. Такая политика, в целом, принимается обществом, сохраняю­щим политическую стабильность. Однако растущее социальное расслоение, приобретающее все более зримые очертания, соз­дает объективную базу для развития разнонаправленных уст­ремлений, в том числе и политических, а также для деятель­ности альтернативных КПВ политических сил и организаций Неизбежность появления таких организаций в ближайшее вре­мя очевидна. Вопрос заключается в том, сможет ли общество и при этих условиях сохранить стабильность, а руководство Вьетнама — найти верные ориентиры по отношению к ним. 332





 С 1954 по 1959 гг. на Юге Вьетнама было убито 75 тыс. человек.

 В настоящее время обнародовано достаточно документов и мему­аров участников событий, свидетельствующих, что «Тонкинский инцидент» был делом рук ЦРУ.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница