В. А. Лазарева «Педагогическое сопровождение одарённых старшеклассников» в условиях развития современного общества, когда от интеллектуального и физического состояния человека зависит будущее нашей страны, особенно важной является задача




Скачать 125.12 Kb.
Дата20.03.2016
Размер125.12 Kb.
О монографии В.А. Лазарева «Педагогическое сопровождение одарённых старшеклассников»

В условиях развития современного общества, когда от интеллектуального и

физического состояния человека зависит будущее нашей страны, особенно важной является задача развития одаренности у школьников. Данная задача, ее решение созвучны принципам современного образования, нашедшим отражение в Законе РФ «Об образовании» и Конвенции о правах ребенка. В них образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта.

Исследовательский интерес к детской одаренности в зарубежной практике на протяжении всего XX века отличался стабильностью; что касается отечественной педагогики и психологии, то у нас он носит волнообразный характер. Достигнутый в науке на рубеже XIX-XX веков подъем в этой области (Г.И. Россолимо, В.М. Экземплярский и др.) сменялся отрицанием и практически полным забвением названной проблематики. Сегодня она переживает своеобразный «ренессанс».

Современные исследователи, развивая отечественные традиции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), предложили ряд оригинальных концепций детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.). Наиболее крупной работой в этой области явилась концептуальная модель одаренности, предложенная коллективом авторов: Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружининым, И.И. Ильясовой, Н.С. Лейтесом, A.M. Матюшкиным, В.И. Пановым, И.В. Калиш, М.А. Холодной, В.Д. Шадриковым, Н.Б. Шумаковой, B.C. Юркевич. Она позволяет успешно решать широкий спектр научно-практических задач диагностики, прогнозирования развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, воспитания и обучения одаренных детей в образовательном процессе.

В последние годы в этих направлениях проведен ряд педагогических и психологических исследований. Важную роль в формировании современных педагогических и психологических подходов к решению задачи воспитания и обучения одаренных детей сыграли исследования в области теории общей педагогики (Ю.З. Гильбух, Н.Е. Мажар, А.И. Савенков, В.Н. Харькин и др.), сравнительной педагогики (М.В. Кларин, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, Е.Г.Тищенко и др.), педагогической психологии (Д.Б. Богоявленская, А.А. Вербицкий, Л.А. Венгер, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, A.M. Матюшкин, B.C. Мухина, Т.А. Ратанова, В.И. Панов, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, В.И. Слободчиков, М.А. Холодная, В.Э. Чудновский, Н.И. Чуприкова и др.).

Однако недостаточное научно-методическое обеспечение решения проблемы развития детской одаренности приводит к тому, что существует ряд противоречий :

между потенциалом образования для развития детской одаренности и его использованием в школьной практике;

между целостностью педагогического процесса и разрозненностью создаваемых для развития одаренных детей условий;

между изменившимися условиями развития ребенка и его личностного формирования и готовностью педагогов работать в этих условиях;

между потребностью организовать работу с одаренными учениками и отсутствием в практике эффективных методов, средств, норм, методических обоснований этой работы;

между развитием когнитивного подхода, предполагающего решение специфических задач универсальными средствами, и существованием индивидуального и дифференцированного подходов, ориентирующихся в их решении на уникальность и неповторимость каждого конкретного человека.

Названные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методические основы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников?

В своем исследовании мы выбрали определенную возрастную категорию учащихся, а именно старший школьный возраст, поскольку данный возрастной период является наиболее значимым в личностном становлении и индивидуальном развитии ребенка.

Цель исследования: разработка теоретико-методических основ педагогического сопровождения старшеклассников и обоснование индивидуально - дифференцированного подхода к изучаемому процессу.

Объект исследования: процесс педагогического сопровождения одаренных старшеклассников.

Предмет исследования: теоретико-методические основы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников.

В своем исследовании в качестве основания педагогического сопровождения одаренных старшеклассников мы рассматриваем индивидуально-дифференцированный подход, который предполагает всесторонний учет внешних и внутренних факторов, определяющих развитие одаренности детей старшего школьного возраста и дифференцированное отношение к детям в зависимости от имеющегося у них потенциала.

Гипотеза исследования. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников, базируясь на индивидуально-дифференцированном подходе, будет эффективным при следующих условиях:

субъектно-субъектное взаимодействие между педагогами и детьми, способствующее созданию эмоционально положительной обстановки при выполнении разнообразных видов деятельности и преодолению ребенком возникающих трудностей;

осуществление ориентировки учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности в зоне их ближайшего развития;

- создание ситуаций успеха в процессе учебной и внеучебной деятельности, ориентированных на усиление мотивационнои основы их активности.

Цель и гипотеза исследования обусловили его задачи:

  1. Определить сущность и содержание педагогического сопровождения одаренных старшеклассников.

  2. Обосновать индивидуально-дифференцированный подход как основание их педагогического сопровождения.

  3. Выявить закономерности и раскрыть принципы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников.

  4. Обосновать технологию реализации их педагогического сопровождения и ее вариативный характер.

  5. Выявить и изучить педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогического сопровождения одаренных старшеклассников.

Теоретико-методологической основой нашего исследо-вания являются современные философские концепции личности, а также совокупность теоретических положений, описывающих человека как субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление его сущности, рассматривающих детскую одаренность как целостное природно-социальное явление; представления о закономерности формирования личности как системы отношений (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи, связанные с концепцией развивающего обучения (В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, Д.И.Фельдштейн и др.); концепции личностно-ориентированного педагогического процесса (В.А.Кан-Калик, Л.М.Митина, А.Б.Орлов и др.); взгляды на природу творческой одаренности (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, К.К.Платонов, Б.М.Теплов и др.); фундаментальные положения концепций развития личности и идеи об интегральных характеристиках человека как индивида,

личности и субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Г.Щедровицкий, Э. Эриксон); теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Э.Г. Юдин); идея гуманизации образования при подготовке школьников к эффективному социальному взаимодействию в современном обществе (СВ. Библер, Н.М. Магомедов, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм).

В настоящее время накоплен богатый материал по проблеме детской одаренности. Исследования П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Э.А.Голубевой, М.Г.Данильченко, Н.С.Лейтеса, Б.Т.Лихачева, В.С.Мерлина, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, М.А.Холодной, Г.Гарднера, Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли, Л.Термена, Е.Торренса и другие раскрывают понятие одаренности, ее сущность и структуру. Имеется ряд работ, посвященных вопросам формирования общей интеллектуальной одаренности (Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес, В.Штерн, Дж.Рензулли и др.), творческой (Д.Б.Богоявленская, О.И.Кузнецова, А.М.Матюшкин, Е.Торренс и др.) и специальной (В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, К.В.Тарасова и др.). Технологии обучения одаренных детей разработаны И.А.Бурлаковой, Л.А.Венгером, Е.Р.Гореловой, О.М.Дьяченко, В.Н.Ивановым, Л.С.По дымовой, А.И.Савенковым.

Изучению уровней детской одаренности посвящены исследования И.А.Бурлаковой, О.М.Дьяченко, И.П.Ищенко, Т.А.Симаевой. При столь глубоком и основательном изучении сущности детской одаренности работ, посвященных изучению интеллектуальных умений у одаренных детей, практически нет, хотя проблема формирования интеллектуальных умений не является новой в педагогической науке. Впервые на ее значимость указали в XVIII в. М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев. В XIX в. эта идея нашла отражение в трудах В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского. Дальнейшее развитие проблема интеллектуальных умений получила в XX веке в исследованиях С.Л.Рубинштейна, В.С.Безруковой, Ф.Н.Гоноболина,

А.Е.Дмитриева, Т.А.Ильиной, В.И.Логиновой, А. А. Люблинской, И.Т.Огородникова, Л.Г.Семушиной, Г.И.Щукиной.

Для решения задач исследования и проверки гипотезы был
использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы
исследования: теоретический анализ и синтез данных психо лого-
педагогической, философской, социологической литературы,
абстрагирование, конкретизация и аналогия; эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить две группы: рабочие, или
частные (изучение документов и результатов деятельности, наблюдение,
опрос (устный и письменный), метод экспертных оценок, тестирование;
комплексные, или общие (обследование, изучение и обобщение
педагогического опыта, опытная работа).


База исследования. Теоретическую базу исследования составили публикации психологов, педагогов, социологов, философов по изучаемой проблеме.

Практической базой для опытной работы явились средние общеобразовательные школы № 4, 18 г. Краснодара, № 3 станицы Новокорсунская, № 1 (НОУ-общеобразовательная средняя школа) станицы Новотиторовская Краснодарского края, сезонные физико-математические школы Кубанского государственного университета.

Основные этапы и организация исследования.

На первом этапе (1984 - 1998) изучалась научно-педагогическая литература по проблеме детской одаренности, осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы, разрабатывались технологии педагогического сопровождения одаренных старшеклассников и опытная работа по организации их педагогического сопровождения.

На втором этапе (1999 - 2001) разрабатывались педагогические основы сопровождения одаренных старшеклас-сников, обосновывался индивидуально-дифференцированный подход к его организации и

обобщались результаты опытной работы по апробации условий эффективности педагогического сопровождения старшеклассников.

На третьем этапе (2002 - 2004) осуществлялись обобщение и систематизация результатов исследования и литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их анализом, сопоставлением, рассмотрением в динамике; использованием комплекса методов исследования; определенными позитивными изменениями в решении поставленных задач и достижении целей исследования. Результаты получены на основе комплексного исследования, включающего многолетнюю опытную работу, анализ собственной практической деятельности, а также изучение проблемы в историческом и современном аспектах.

Научная новизна исследования состоит в том, что

обоснован индивидуально-дифференцированный подход к педагогическому сопровождению одаренных старшеклассников;

определена сущность и содержание их педагогического сопровождения;

выявлены закономерности и обоснованы принципы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников;

выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность их педагогического сопровождения;

разработаны критерии эффективности педагогического сопровождения одаренных старшеклассников;

обоснован вариативный характер реализации технологии их педагогического сопровождения и индивидуальная траектория педагогического сопровождения одаренных старшеклассников;

определены особенности педагогического сопровождения одаренных старшеклассников из сельских школ.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении
методологии педагогической науки разработкой проблемы педагогического
сопровождения одаренных старшеклассников на основе индивидуально -
4 дифференцированного подхода, в определении комплексного сопровождения


ребенка в различных сферах деятельности и общения и дополнении теории воспитания и обучения научным представлением о педагогическом сопровождении как вариативном процессе и индивидуально ориентированной технологии.

Практическая значимость исследования:

- разработана и апробирована технология педагогического
Ф сопровождения одаренных старшеклассников;


апробированы условия эффективности их педагогического сопровождения; разработаны методические материалы для одаренных старшеклассников, используемые в очных и заочных специализированных юношеских школах;

разработаны методические материалы, используемые при их обучении в специализированных математических классах;

созданы программы сезонных профильных школ;

- разработан комплекс заданий для олимпиад и турниров по

математике;

- создана технология педагогического сопровождения одаренных
старшеклассников в сельских школах.


Личный вклад автора заключается в

- обосновании индивидуально - дифференцированного подхода в
педагогическом сопровождении одаренных старшеклассников;


Ф - определении содержания и сущности их педагогического

сопровождения;

разработке педагогических основ педагогического сопровождения одаренных старшеклассников и обосновании условий эффективности процесса сопровождения;

создании технологии их педагогического сопровождения;

разработке методического обеспечения такого сопровождения;

обосновании специфики педагогического сопровождения одаренных старшеклассников из сельских школ.

Опытная работа и анализ ее результатов осуществлены автором диссертационного исследования.

На защиту выносятся:

1.Понятие педагогического сопровождения одаренных

старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера.

2.Индивидуально-дифференцированный подход, предпола-гающий, с одной стороны, распознавание и развитие одаренности, а с другой -дифференцированное отношение к одаренным детям в зависимости от имеющегося у них потенциала.

3.Педагогические основы их сопровождения, включающие в себя сущность сопровождения как процесса и вариативной технологии его реализации, закономерности и принципы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, критерии эффективности изучаемого процесса и условия, обеспечивающие эту эффективность.

4.Технология педагогического сопровождения одаренных детей, включающая следующие этапы: изучение учащихся (анкетирование, беседы с ними, их родителями, педагогами, внеклассные мероприятия с физико-

математическим уклоном); организацию турниров и олимпиад по профилю для старшеклассников; включение заинтересованных учеников в работу очных и заочных специализированных школ; создание специализированных классов; организацию работы сезонных профильных школ - лагерей; профессиональное определение старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась автором в процессе преподавания, руководства кафедрой общей математики, а также руководства факультетом подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования Кубанского государственного университета (КубГУ), в процессе работы сезонных профильных школ КубГУ для одаренных школьников в 1984-1993 годах.

Результаты исследования докладывались на различных конференциях по проблемам педагогики и проблемам математического образования: международных (Болгария, Варна, 2001, 2002; Венгрия, Будапешт, 1988; Словакия, Высокие Татры, 2000, 2004; Москва, 1993; Kosicie, Slovakia, 1999); Всесоюзных и Всероссийских (Пермь, 1986; Москва, 1994, 1999; 2001, 2003); краевых (Краснодар, 1985,1987;

Шауляй, 1988);

По результатам диссертационного исследования автором опубликованы 2 монографии, 32 научные статьи, 6 методических пособий и рекомендаций, 3 тезисов докладов.

Структура работы. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его объект, предмет, цель, задачи; выдвинута гипотеза научного поиска; раскрыты методологические основы и методический аппарат диссертации; определены ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость; приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования; представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Одаренность как педагогическая проблема» рассматриваются проблемы детской одаренности и существующие к ней подходы в психолого-педагогической литературе, анализируются особенности развития одаренных детей старшего школьного возраста, факторы, определяющие их развитие, а также теоретические предпосылки изучения одаренных старшеклассников.

Вторая глава - «Педагогические основы сопровождения одаренных старшеклассников» - посвящена рассмотрению правовых основ их педагогического сопровождения, определению сущности и содержания педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, выявлению закономерностей и обоснованию принципов их педагогического сопровождения, критериев эффективности изучаемого процесса и условий, ее обеспечивающих. Во второй главе представлена также технология педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, показывается ее вариативный характер и определяются особенности индивидуальной траектории педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, обосновывается индивидуально-дифференцированный подход как основа их педагогического сопровождения.

В третьей главе - «Организационно-педагогическая работа по сопровождению одаренных старшеклассников» - рассматривается процесс их педагогического сопровождения, опытная реализация разработанной технологии, апробируются условия эффективности педагогического сопровождения одаренных старшеклассников в ходе опытной работы, обосновываются особенности педагогического сопровождения одаренных старшеклассников из сельских школ, анализируются результаты исследования. В заключении обобщены результаты теоретического и опытного исследования проблемы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников.

В заключении обобщены результаты исследования проблемы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников и сделаны выводы по выполненному исследованию.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница