В. А. Черненко, Л. А. Арапова Рынок туристских услуг в условиях интеграции России в мировое хозяйство. Спб: Спбгусэ,2007. 160 с



страница1/11
Дата31.07.2016
Размер2.01 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



В.А. Черненко, Л. А. Арапова

Рынок туристских услуг в условиях интеграции России в мировое хозяйство. СПб: СПбГУСЭ,2007. - 160 с.
В монографии исследуется социально-экономическая сущность туристской услуги, инфраструктура рынка туристских услуг, брендинг, как форма современной маркетинговой стратегии в туризме, интеграционные процессы на рынке туристских услуг.

Книга предназначена для студентов экономических специальностей ВУЗов, преподавателей, аспирантов, работников сферы туризма, а так же для всех лиц, интересующихся рынком туристских услуг.


Рецензенты:

доктор экономических наук,

профессор кафедры «Финансы»

Санкт-Петербургского государственного

университета экономики финансов В.Е. Леонтьев
.доктор экономических наук,

профессор кафедры

«Управление предпринимательской деятельности»

Санкт-Петербургского государственного

университета сервиса и экономики Е.Е. Шарафанова

Оглавление

Введение……………………………..……………………………………………………4

1. Теоретические основы исследования рынка туристских услуг в системе экономических отношений

1.1.Социально- экономическая сущность туристкой услуги…………………………..6

1.2. Взаимосвязь функционирования экономических субъектов на рынке финансовых услуг…………...………………………………………………………………………….14

2. Исследование рынка туристских услуг на основе использования зарубежного опыта

2.1. Влияние индустрии туризма на макроэкономические показатели мирового

хозяйства.................................................................…..…………………………………...29

2.2. Региональные особенности формирования рынка туристских услуг в мировом хозяйстве……………………………………….…….........................................................33

2.3.Брендинг как форма современной маркетинговой стратегии в туризме.................39

2.4.Современные технологии на рынке туристских услуг…………………….……….49



3. Развитие российского рынка туристских услуг как важного этапа интеграции страны в постиндустриальное общество

3.1.Районирование как объект исследования рынка туристских услуг……….......….58

3.2.Малые отели на рынке туристских услуг………...…………………………………68
3.3.Инвестиционная политика – основа развития рынка туристских услуг………………………………………………………………………………………...72

4 Инновации - современная форма развития услуг в сфере туризма

4.1. Теоретические основы исследования инновационной деятельности…..………….78

4.2 Основные фазы жизненного цикла инноваций в туризме…………………….…….80

4.3 Международный опыт государственного регулирования инновационной деятельности………………….……………………………………………………………88

4.4. Инновационная деятельность туроператоров на рынке услуг……………..………91

Заключение…………………….………………………………………………………….97

Список литературы………….…………………..............................................................106

Приложения…...………………………………………………………………………….109

Введение

Одной из важных характеристик современного общества является развитие экономической структуры, которая получила наименование «сфера услуг». Сфера услуг сохраняет высокие темпы развития в экономике развитых стран мира и быстро развивается в странах с транзитивной экономикой.

По данным Института мировой экономики и международных отношений РАН к началу XXI века доля сферы услуг в ВВП и общей численности занятых в развитых странах была высокой: в США она составляла 69,3 и 77,4%, в Великобритании – 70,3 и 71,7%, в Германии – 59,1 и 66,2%, во Франции – 64,7 и 74,5%, в Японии – 68,8 и 59,0% соответственно. В России доля сферы услуг в ВВП к концу двадцатого столетия составила 38%, а доля занятости населения в этой сфере экономика составила 56,9%.

Современная туристская индустрия, как составная часть мировой экономики является одной из доходных и быстроразвивающихся отраслей экономики, которая по доходам вышла на второе место в мире, уступая только топливно-энергетическому комплексу. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2005году финансовый оборот мировой индустрии путешествий и туризма составил около 6,2трлн. дол, а к 2015году этот показатель должен увеличиться до 9трлн. дол. В ближайшее десятилетие прогнозируется заметный рост туристского сектора: ежегодный спрос на туристские услуги в период с 2005 по 2015гг. будет увеличиваться на 4,6%.

Производство услуг в России быстро развивается, растут инвестиции в туристскую сферу, видоизменяются турпродукты, технологии обслуживания, методы управления, оказывающие влияние на повышение конкурентоспособности субъектов на рынке туруслуг.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в стране, являющаяся отражением объективных процессов, требует выработки критериев и создание относительно оптимальных условий на рынке туристских услуг. Вполне закономерно, что в нынешних условиях следует направить теоретические и практические изыскания на совершенствование экономических отношений и в такой важной сфере экономики, как туризм. При этом необходимо учитывать объективные процессы инфраструктуры рынка туристских услуг в России.

Большой туристско-рекреационный потенциал при правильном его использовании может обеспечить быстрое развитие туристских услуг в России. Исследованию различных аспектов рынка туристских услуг посвящены научные труды зарубежных учёных и наших соотечественников. Среди зарубежных авторов хотелось бы отметить работы – Виард Ж., Виолье П., Варнес М., Вильямс Н., Габзи А., Гей Ж., Дюмель П., Елиас Н., Жордан Ф., Кинг Р., Кнафу Р.. Кривер Ф., Котлер Ф., Кривер Ф., Лазороти О., Мерлен П., Морган Н., Сток М., Тисо Л.,Урбен Ж., Ури Ж и др.

В работах В.И.Азар, А.Ю.Александровой, М.А. Ананьева, М.Г. Арасланова, В.А.Бабурина, М.Г. Бабаутдиновой, И.Т. Балабанова, Б.М. Биржакова, Н.И. Волошина, А.В. Горшкова, И.Н.Гаврильчака, И.В.Зорина, Е.Н.Ильина, Г.А.Карповой, В.А. Квартальнова, Т.И.Карягиной, И.В.Крылова, А.П. Дуровича, Г.А.Паперяна, Д.Г.Родионова, В.С.Сенина, Л. И. Смирновой, В.Н.Соловьёва, О.А.Хаширова, В.А.Черненко, В.Ф.Янченко и др. рассмотрены важнейшие проблемы инфраструктуры рынка услуг в России.

Однако следует отметить, что в транзитивной экономике следует выработать комплексный подход к проблеме формирования и развития рынка туристских услуг в Российской Федерации, как в научном плане, так и на уровне государственной политики.

В экономической литературе отсутствует единая точка зрения на экономическую природу туристской услуги, что требует дополнительной теоретической и практической проработки.

Развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации происходит во взаимосвязи с региональными рынками. Значительное влияние на развитие туристских услуг оказывает Северо-Западный регион.

1. Теоретические основы исследования рынка туристских услуг в системе экономических отношений


    1. Социально-экономическая сущность туристской услуги

Мировое хозяйство представлено различными рынками: товаров, услуг, капитала, фондовым и рынком рабочей силы. Глобализация мировой экономики, усиление интеграционных процессов расширяют сферу услуг. Формирование сферы услуг - объективный процесс, свойственный мировому хозяйству. Доля услуг в начале XXI века в мировом ВВП достигла свыше 70%.1

В современной экономической литературе существуют различные точки зрения на понятие туристской услуги и туристского продукта.

И.Н. Гаврильчак пишет: "Туристский продукт (турпродукт) - комплекс потребительских стоимостей, созданных за счет вложенных в туризм средств и труда и получаемых туристом в процессе путешествования. Потребительная стоимость туристского продукта определяется количеством и качеством вкладываемых в него материальных и нематериальных благ, ... в состав турпродукта входит: тур, услуги, товары 2. По поводу позиции авторов заметим, что в Большом Экономическом словаре дается следующее определение продукта: "Продукт - вещественный или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея) 3.

Предмет – 1) вещь, материальное явление; 2) то, на что направлено какое-либо действие, мысль4.

В этой связи отметим следующее.

Если туристский продукт является результатом человеческого труда и представляет собой вещественный или нематериальный результат, то еще не факт, что турист получит комплекс потребительных стоимостей (услуг). Как справедливо отмечают В.А. Черненко, М.В. Денисов: "Любая услуга (в т.ч. и туристская - прим. авторов), предоставляемая домашним хозяйствам (населению), включает совокупность благ, направленных на поддержание жизнедеятельности человека"5

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996г.) определяет права туриста на услуги, входящие в состав тура, а документом, определяющим форму договора между поставщиком и потребителем туристских услуг, служит туристский ваучер. В законе РФ оговаривается безопасность продукта туристского (туристской услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя (туриста) и окружающей среды…1.

Законом от 24 ноября 1996г. (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003г.) определено понятие туристского продукта, т.е. право на тур, предназначенное для реализации туристу. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов дают следующее определение туристского продукта: «Продукт туристский социальный – совокупность туристских услуг и туров (маршрутов) социального характера…»2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. при характеристике туристского агентства (в узком смысле. - прим. авторов) отмечают, что туристское агентство – посредническое учреждение, организация по реализации туристского продукта, путевок, услуг,… как правило… не владеет средствами обслуживания и выступает в роли посредника между предприятиями обслуживания и покупателями»3. В этой связи нельзя согласиться с точкой зрения авторов. На наш взгляд, продукт туристский дает право на получение в последующем комплекса услуг, которое закрепляется специальным документом – туристским ваучером, устанавливающим состав тура. Что касается туристского агентства, как посреднического учреждения, то последнее не оказывает услуги туристу, т.к. у него несколько другое функциональное предназначение. Туристское агентство в этом случае может предоставить только туристский продукт. М.Б. Биржаков правомерно определяет туристскую услугу, как «совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания,… отвечающих целям туризма,… тура, туристского продукта…»4. Нельзя не заметить, что целенаправленные действия в сфере обслуживания носят комплексный характер, направленный на удовлетворение потребностей туриста в разнообразных услугах, предусмотренных туром.

М.Б. Биржаков дает и определение туристского продукта как «…совокупность туристских услуг, работ, товаров… для удовлетворения потребностей туриста…»5, т.е. автор придерживается такой же точки зрения, что и И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, не разделяя понятия «туристской услуги» и «туристского продукта», а обязательными составляющими туристского продукта, по мнению М.Б. Биржакова, должны быть: туристские ресурсы, упорядоченная система знаний, организационно-правовая среда и персонал, туристские услуги, работы и услуги, способствующие потреблению туристских услуг и товаров6. Аналогичной позиции придерживается и А.Д. Каурова, определяя туристский продукт, как конечный продукт производственного процесса превращения ресурсов, осуществляемого предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями,7 а реализация туристского продукта осуществляется на основе договора розничной купли-продажи…»8

А.П. Дурович дает следующее определение туристской услуги: «Туристская услуга, отмечает автор, целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов и не принимающее, как правило, материальной формы»9, а туристским продуктом в широком понимании является любой вид туристских услуг1. Относительно точки зрения авторов следует отметить, что если туристская услуга не принимает материальной формы, т.е. не удовлетворяет потребность туриста, то можно с уверенностью констатировать факт несостоятельности тура. В этом случае не происходит перемещение туристов, обеспеченность туристов питанием, удовлетворение культурных потребностей и т.п.

В этой связи нельзя не согласиться с позицией Г.А. Аванесовой, считающей, что «…понятие «услуга», означающее действие, приносящее пользу, благо, помощь другому человеку»2.

Ю.Ф. Волков включает в турпродукт следующие услуги: услуги проживания, услуги питания, услуги транспортных средств, услуги зрелищно-развлекательных учреждений и предприятий, считая туристский продукт экономической категорией3. По поводу позиции Ю.Ф. Волкова отметим, что каждая категория отражает определенную существенную сторону предметов и явлений объективного мира. Наиболее важной стороной для исследования экономических отношений следует считать категорию сущности, представляющей собой внутреннее содержание предмета, которое обнаруживается во внешних формах его существования4. Если продукт дает право на тур, то он (продукт) не может включать различные услуги. Туристские услуги предоставляются с момента их оказания, т.е. обнаруживаются во внешних формах (транспортные услуги, услуги проживания и т.п.). Как справедливо выделяют услуги Н.А. Михеева., Л.Н. Галенская по формированию и удовлетворению культурных потребностей: концерт исполнителя виртуоза, работа театрального актера и т.п.5 В полной мере эти виды услуг можно отнести к туристским услугам. Е.М. Ильина в работе6, в частности, при рассмотрении примерной структуры анализа деятельности турфирмы также не разделяет понятия продукт и услугу, отмечает, что производство направлено на получение продукта или услуги.

Р.И. Сухов пишет, что за дополнительную плату в полис могут быть включены следующие услуги: визит третьего лица в чрезвычайных ситуациях, досрочное возвращение в страну постоянного проживания, содействие во время поездок, юридическая помощь и т.п. С точки зрения логики нашего рассуждения правомерно говорить в этом случае о продуктах, которые впоследствии будут предоставляться в виде конкретных услуг.

А.Б.Здоров в разделе маркетинговые исследования пишет: «Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта от других потребительских товаров и услуг,… туристский продукт представляет собой сочетание вещественных продуктов и невещественных услуг, особенностями которых являются неосязаемость, неспособность к хранению, подверженность сезонным колебаниям, несовпадение во времени фактов покупки и потребления…»1. По мнению авторов в состав туристского продукта входят вещественные продукты и невещественные услуги. Как отмечалось ранее, туристский продукт не может включать вещественные продукты, поскольку последний дает право на тур, тем более туристский продукт не включает услуги. Вполне справедливо отмечают В.С. Сенин, А.В. Денисенко: «Услуги, предоставляемые туристам, в частности, средствами размещения, являются основными услугами в туристской деятельности…»2

В учебном пособии (авторский коллектив. – прим. авторов) О.И. Солодухина выделяет организации, производящие туристские продукты: гостиницы, турбазы, организации питания, транспортные компании, экскурсоводы и т.п.3. По нашему мнению в данном контексте справедливо говорить об организациях, предоставляющих услуги туристам.

Существует мнение, что туристская индустрия…. Использует в своей деятельности все туристские ресурсы и проводит туристский продукт.4 В этой связи следует заметить, что туристская индустрия не производит туристский продукт, а предоставляет услугу туристам. Только определенная часть туриндустрии, в состав которой входят турфирмы могут предлагать турпродукт.

В.А. Квартальнов5 в учебнике: «Теория и практика туризма» широко раскрывает сущность туристских услуг и туристского продукта. «Туристские услуги, справедливо отмечает автор, представляют крупный сегмент сферы услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей людей и реализацию их деятельности в свободное время: отдых, развлечения, путешествия»6. Выделяя материальный и нематериальный характер туристских услуг, в частности В.А. Квартальнов пишет: «Услуги материального характера реализуются в сфере обращения продукта и выступают как услуги производственного назначения»7. К материальным услугам автор относит: услуги пассажирского транспорта, заготовки, услуги торговли, услуги жилищно-коммунального хозяйства, бытовые услуги.

По мнению авторов, потребление нематериальных услуг (услуги просвещения, услуги санаторно-курортных учреждений, услуги транспорта) происходит исключительно в местах, где они произведены и не могут быть транспортированы к потребителю, используются туристами только после их миграции в район локализации8.

«Отличите туристского продукта от туристской услуги, пишет В.А. Квартальнов, состоит в том, что туристская услуга может быть куплена и приобретена в месте ее производства… туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Приобретая путевку, справедливо отмечает автор, клиент еще не приобретает туристские услуги,… он приобретает только гарантии отдыха.9 Далее автор дает следующее определение туристского продукта. «Туристский продукт – это совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия»1

Нельзя согласиться с точкой зрения Л.Л. Покровской, считающей, что сфера услуг является экономической категорией2…Сфера услуг – это область экономических отношений по поводу движения стоимости в различных категориях: товара, денег, прибыли, налогов и т.п.

Проведем анализ точки зрения В.А. Квартального на понятие продукта и туристской услуги. Автор правомерно отмечает, что туристский продукт может быть потреблен только в месте производства туристских услуг, то есть туристские услуги являются производными по отношению к продукту, а их потребительные стоимости нашли свое выражение в удовлетворении потребностей туриста. Отсюда вполне логично, что определение туристского продукта, данное автором, противоречит понятию туристской услуги. В этой связи нельзя согласиться с позицией авторов, что туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.3 Как отмечалось нами ранее, туристский продукт дает право на тур. Дополнительные туристско-экскурсионные услуги туристы получают путем обмена денежного эквивалента (национальной валюты или свободно конвертируемой валюты) на определенные виды предоставленных услуг. Аналогично происходит удовлетворение потребностей туристов при покупке товаров. Товары, приобретенные в торговой сети туристами, отражают факты потребления этой социальной группой населения части национального продукта страны, предоставляющей туристские услуги. В этой связи возникает вопрос: «Почему понятие продукта и туристской услуги в экономической литературе авторы отождествляют?» Для ответа на поставленный вопрос воспользуемся учебником В.А. Квартального – одного из ведущих ученых в области туризма.

Г.И. Пошегорева пишет: «Обоснована необходимость рационализации организационных процессов на предприятиях сферы услуг…, их полезности в формировании потребительского поведения субъектов экономической деятельности: предприятий производящих товар-услугу, предприятий-посредников4

Автор выделяет экономическую категорию «товар-услуга». По этому поводу следует заметить, что объектом исследования является предприятие. Поэтому предприятие может производить продукт, который впоследствии становится товаром и не оказывать услуги.

На наш взгляд, совмещение категорий товар и услуга в одну категорию недопустимо, так как возможности двойной счёт на предприятиях сферы услуг, отсутствие достоверной информации для статоотчётности при оценке ВВП.

На наш взгляд одной из причин различного толкования туристского продукта и туристской услуги вызвана особенностями исследования валового туристского продукта.

Валовой туристский продукт, - пишет В.А. Квартальнов, суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма… измеряется в стоимостном выражении2.

Прежде чем обосновать стоимостное выражение Валового туристского продукта, обратимся к определению ВВП, т.к. определенную часть ВВП включают услуги, формирующиеся в сфере туризма.

В Большом экономическом словаре дается следующее определение ВВП. ВВП – обобщающий экономический показатель статистики, выражает совокупную стоимость, произведенную внутри страны в рыночных ценах1

Г.А. Федосеева пишет: «ВВП – денежная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в хозяйстве за определенный период»2

Из определений, представленных нами, и Валовой Туристский продукт (ВТП) и ВВП объединяет тот факт, что у этих продуктов есть общее – стоимостное выражение произведенных товаров и услуг. Отсюда можно сделать вывод: «Все наши предыдущие рассуждения относительно обоснования отличительных свойств туристского продукта и туристской услуги не доказано и можно считать тождественным понятия продукта и услуг в сфере туризма».

И все-таки продолжим наши рассуждения.

Ф. Котлер пишет: «Продукт – все, что может удовлетворить желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения или использования». Из этого определения вытекает суть продукта:

1. Продукт представлен на рынке различными субъектами.

2. Продукт имеет стоимостное выражение.

Следовательно, продукт принимает форму товара или услуги после использования или потребления покупателем. Движение продукта на рынке туристских услуг можно представить в виде схемы (рис.1)

В месте пребывания туристы могут воспользоваться правом на получения дополнительных услуг или покупки товаров.

В экономической литературе существует мнение, что туристский продукт включает: тур, услуги (дополнительные услуги), товары3.

Проведенное исследование понятий турпродукта и туруслуги позволяет отметить следующее:

- турпродукт и туруслуга по своей сути разные экономические категории. Стоимостное выражение тур продукта трансформируется в комплекс услуг, предоставленных туристу;

- турпродукт включает совокупность туристских услуг, включенных в состав тура. Дополнительные услуги туристы получают за счет дополнительной оплаты. Поэтому дополнительные услуги не могут включаться в турпродукт.

Получение комплекса услуг в месте пребывания

3,4

Домашние хозяйства (население)

Предприятия, фирмы (работники)



1,2

Турфирмы и другие субъекты, реализующие права на тур

Рис.1 Движение турпродукта на рынке

Примечание:

1,2 Приобретение турпродукта. Получение права на тур

3,4 получение комплекса услуг в период следования до места дислокации и в месте пребывания туристов.

В этом случае следует выделить понятие «комплекс услуг», включающее услуги тура и дополнительные услуги;

- аналогично в состав турпродукта не могут включаться и товары. Товарный рынок представляет относительно самостоятельную часть мирового или регионального рынка, также как и рынок услуг, капитала, фондовый рынок и рынок рабочей силы. Проведенное исследование позволяет представить турпродукт как стоимостную категорию в следующем виде (рис.2):

Продолжим наше рассуждение:

Основным макроэкономическим показателем, характеризующим развитие экономики страны и в целом мирового хозяйства является Валовой Внутренний Продукт. По методологии ООН этот показатель рассчитывается как сумма доходов: заработная плата, всех видов прибыли, налогов и амортизации. По сути, ВВП фиксирует размер добавленной стоимости или условно-чистой продукции отдельных отраслей.


Каталог: 179743


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница