МАОУ «Школа – интернат №85» г. Перми
ПРИНЯТА
па педагогическом совете
от 06.09.2013 №2
|
|
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ «Школа-интернат №85» г. Перми
от 06.12.2013 № СЭД -01-12-91
|
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
для детей-спортсменов,
обучающихся в 10-11 классах,
«Основы практического права»
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель истории и обществознания
О.В.Овчаренко
г.Пермь
Пояснительная записка
Курс «Основы практического права» предназначен для детей – спортсменов, обучающихся в 10-11 классах, возраст 16-17 лет. Особенность курса в том, что позволяет более подробно остановиться на ведущих темах, которые более всего ориентированы на правовую жизнь старшеклассников нашей школы в настоящем и будущем (семья, образование, армия, спорт), учитывает гендерные особенности обучающихся . В нашей школе обучаются мальчики, занимающихся профессионально спортом: футболом, физически крепкие, не имеющие вредных привычек, умеющие преодолевать психологический стресс, терпеть физическую боль. Но в тоже время из-за интенсивного тренировочного процесса вынуждены часто пропускать уроки. Круг общения в основном не широк. К знаниям стремятся тоже в сфере профессионального футбола. Но они здоровая часть нашей нации. Кому, как не нашим юношам, быть примером для будущей семьи в плане ЗОЖ, оптимистического настроя в восприятии жизни?! Кому, как не крепким и здоровым юношам, служить в Российской армии?! Наша программа призвана расширить кругозор юношей, подготовить их к восприятию и решению именно тех задач, которые в обществе встают перед юношами.
Актуальность данного курса заключается в том, что он дает обучающимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный курс, касаются, прежде всего, самих обучающихся нашей школы. Известно, что истинная проблема всегда содержит в себе противоречие. В качестве основных для обсуждения в данном курсе предлагается следующий ряд проблем:
-
Место семьи в жизни человека.
-
Контракт для несовершеннолетних в области ФК и С.
-
Реализация права на образование.
-
Военная и альтернативная гражданская служба.
Цель курса:
изучить правовые основы семейного права, военной службы, физической культуры и спорта, с тем чтобы, способствовать формированию способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Задачи:
-
усвоение теоретических положений семейного права и норм семейного законодательства, применение в практической деятельности полученных знаний и норм семейного законодательства для выработки уважительного отношения к ценностям семьи, для осознания общности семьи как социальной группы;
-
помочь выработать правовые знания о военной службе, для преодоления негативного отношения к армии и воинской службе;подготовить юношей к выполнению воинского долга;
-
помочь обучающимся овладеть основами правовых знаний в профессиональной области деятельности и умениями использовать их в своей повседневной практической работе в сфере физической культуры и спорта;
-
формирование гражданской позиции, патриотизма через реальные дела;
-
развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
-
воспитание ответственности за собственное благополучие;
-
освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Прогнозируемые результаты.
В области семейного права:
-укрепление родственных отношений, семейных традиций, понимание смысла сыновнего долга и его выполнения;
-воспитание уважения к старшему поколению в семье;
-воспитание культуры поведения, ответственности юноши в добрачныхотношениях с девушкой.
По основам воинской службы:
-снятие негативного отношения к воинской службе;
-представлениевзаимосвязи между семьей, школой и армией;
-знакомство со спортсменами-воинами в истории страны и на современном этапе;
-воспитание патриотизма через реальные дела – забота о ещё живых ветеранах и воинских кладбищах;
-воспитание уважения к героическим страницам истории Российской армии;
-понимание сути священного долга гражданина – защищать Отечество.
В сфере ФК и С:
-знакомство с порядком, содержанием,условиямиизменения, расторжения и заключения трудового договора между несовершеннолетними спортсменами и футбольным клубом;
-понимание того, что в договор необходимо включение пункта обязательного страхования детей, занимающихся спортом, а также, кто оплачивает лечение при спортивной травме;
- реализация, декларируемая правом, возможности получения качественного образования на случай, если профессиональная спортивная карьера не состоится.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
– уметь самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;
– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты своих прав ;
– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы.
-овладеть коммуникативными способностями и на этой основе быть способным к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом.
Материально-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
1. ПК, проектор, документ-камера,
2. тексты нормативно-правовых актов,
3. литература:
-Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: Документы и материалы (1999-2002 годы)/Автор-составитель П.А.Рожков. – М.: Советский спорт, 2002.
-Основы военной службы: Учеб. пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнев.-М.: Дрофа, 2004.
-Основы права. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин.
Занятия курса проходят в различных формах: в виде уроков-исследований, групповой деятельности, творческой деятельности, семинаров, практикумов, лабораторных работ, подготовки и защиты мини-проектов и ММП, эвристической беседы, лекции, дискуссии, работы с документами, дидактических игр, написания рефератов, «мозговой атаки», составления таблиц и схем, теста, проекта, решения проблемных ситуаций, полемики, деловой игры, индивидуально-групповой работы, парной работы, сюжетно- ролевых игр.
Технологии проведения занятий:
Когнитивная, проектная деятельность, группового обучения, коллективного обучения, проблемного обучения, рейтинговые, информационные, обучение на основе системно-личностного подхода, личностно-ориентированные технологии, решения изобретательских задач, открытые образовательные технологии.
Итоговая работа будет представлена в форме защиты рефератов.
Режим работы:Занятия проводятся : 1-ая неделя – 1 занятие , на каждой 2-ой неделе – 2 занятия, исходя из количества часов. Продолжительность занятия 40 минут.
Курс рассчитан на один учебный год - 42 учебных часа в 10 классе и 43 часа в 11 классе.
МАОУ «Школа – интернат №85» г. Перми
Тематическое планирование.
№
занятия
|
Тема
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.Семейное право
|
15
|
13
|
2
|
1-3
|
Как защищена семья законом?
|
|
|
|
4-6
|
Брачный контракт – брак по расчету?
|
|
|
|
7-8
|
Сын, муж, отец - это ответственно!
|
|
|
|
9-10
|
Условия создания благополучной семьи.
|
|
|
|
11-12
|
Конфликты в семье: где выход?
|
|
|
|
13
|
Семья и общество.
|
|
|
|
14-15
|
Практикум
|
|
|
|
2.Воинская служба.
|
14
|
12
|
2
|
15-16
|
Законодательство военной службы.
Структура современной армии, её боеспособность и боеготовность.
|
|
|
|
17-18
|
Героические страницы истории российской армии.
|
|
|
|
19-20
|
Проблемы российской армии. Истоки и опасность армейской «дедовщины».
|
|
|
|
21-22
|
Военная и альтернативная гражданская служба. Альтернативная гражданская служба как способ решения общественных проблем.
|
|
|
|
23
|
Воинская обязанность и военная служба граждан Российской Федерации. Служба в армии пригодится на «гражданке». Меры наказания «уклонистов».
|
|
|
|
24-25
|
Прохождение военной службы по контракту.
|
|
|
|
26-27
|
Практикум
|
|
|
|
3.Законодательство в сфере физкультуры и спорта.
|
13
|
10
|
3
|
28-29
|
Система законодательства РФ о физической культуре и спорте.
|
|
|
|
30-31
|
Правовые основы деятельности международных физкультурно-спортивных организаций.
|
|
|
|
32-34
|
Договорные отношения в сфере ФКиС
|
|
|
|
35-36
|
Страховке быть? Охрана здоровья юного спортсмена.
|
|
|
|
37-38
|
Значение правового регулирования получение образовательных услуг.
|
|
|
|
39-40
|
Практикум
|
13
|
|
|
41-42
|
Итоговый урок по всему курсу
|
42 в 10 классе»,
43 часа в 11 классе
|
|
|
Список литературы
-
Конвенция о правах ребенка
-
Конституция РФ;
-
Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
-
Семейный кодекс РФ
-
Федеральный закон Российской Федерации № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998;
-
Федеральный закон РФ № 61-ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996;
-
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., № 76-ФЗ (в редакции ФЗ от 11.11.2003 г., № 141-ФЗ).
-
Федеральный Закон от 09.02.2009 N 1-ФЗ "О Внесении изменений в статью 38 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 23 и 28.5 Федерального Закона "О статусе военнослужащих"
-
Постановление Правительства РФ № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» от 31.12.1999;
-
Приказ Министра обороны РФ № 203, Минобразования РФ № 1936 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» от 03.05.2001;
-
Карманная книжка по правам военнослужащих..Р.Р.Латыпов.,Р.В.Маранов, В.А.Гладких.Пермь.2011
-
Основы военной службы: Учеб. пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнев.-М.: Дрофа, 2004.
-
Военная доктрина РФ //Вестник военной информации. 2000. № 5.
-
Концепция национальной безопасности РФ // Вестник военной информации. 2000. № 2.
-
На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных сил, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Под ред. В.А.Золотарева, В.В. Марущенкова.- М., 1999.
-
Общевоинские уставы ВС РФ.- Новосибирск, 2005.
-
Военный энциклопедический словарь. – М., 1986.
-
Алексеев С.В., Петренко С.Н., Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации. – М., 2000.
-
Бриллиантова А.М., Кузин В.В., Кутепов М.Е. Международный спортивный арбитраж. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
-
Настольная книга спортивного менеджера/Авторы-составители М.И.Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.:ФОН, 1997.
-
Национальное законодательство о физической культуре и спорте: Хрестоматия: В 2-х томах. – Том 1: Законодательные акты о физической культуре и спорте/ Авторы – составители В.В.Кузин, М.Е. Кутепов. – М.:СпортАкадемПресс,2002.
-
Национальное законодательство о физической культуре и спорте: Хрестоматия: В 2-х томах. – Том 1: Подзаконные акты о физической культуре и спорте/ Авторы – составители В.В.Кузин, М.Е. Кутепов. – М.:СпортАкадемПресс,2003.
-
Кузин В.В. Предпринимательство в зарубежном спорте.- М.:ГЦОЛИФК, 1993.
-
Кузин В.В., Кутепов М.Е. Спонсорство в спорте. – М.: РГАФК, 1994.
-
Кузин В.В.,Кутепов М.Е., Холодняк Д.Г. Спортивный арбитраж. – М.:ФОН, 1996.
-
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/М.И. Золотов, В.В.Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г.Сейранов.-М.: Издательский центр "Академия", 2001.
-
Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: Документы и материалы (1999-2002 годы)/Автор-составитель П.А.Рожков. – М.: Советский спорт, 2002.
-
Сейранов С.Г. Контрактирование в спорте: Учебно-методическое пособие.- М.: РГАФК, 1994.
-
Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации
-
Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации: Учебно-методическое пособие/Автор-составитель А.В. Царик.- М.:Советскийспорт, 2000.
|