Утверждён на заседании шмо учителей




страница1/6
Дата30.07.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Утверждён

на заседании ШМО учителей

биологии и химии.




Автор: Маслак

Екатерина Николаевна -

учитель биологии высшей категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП п. Восточный,

Омутнинского района



2005 – 2006 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный подход к изучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами.

Модернизация образования также идет по пути интеграции естественнонаучных знаний - именно эти знания привели в свое время к возникновению пограничных наук (биофизики, биохимии, космической биологии и др.), они лежат в основе развития новых видов промышленности (например, биотехнологии) и прогрессивных технологий (например, генной инженерии).

Коль скоро эти тенденции прочно вошли в жизнь, они должны найти отражение и в программе по биологии. Конечно, учителя на отдельных уроках выстраивают некоторые межпредметные связи, а данный элективный курс призван отразить комплекс всевозможных связей биологии с другими науками – в этом его новизна.

Автор курса работает в школе с углублённым изучением отдельных предметов, где биология к таковым не относится, поэтому «Биология среди наук» поможет привить интерес к биологии всем ученикам, независимо от того, какой предмет углублённо они изучают.



Цели курса:
1. Образовательные:

  • развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы

  • кратко повторить изученное по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека в 6-8 классе (что пригодится ученикам при подготовке к ЕГЭ)

  • дать представление о важнейших направлениях науки и техники на доступном для учеников уровне

  • создать базу для профориентации школьников.

2. Развивающие:



  • продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы учеников.

3. Воспитательные:



  • продолжить нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и гигиеническое воспитание учащихся



Программа курса:
Тема 1. Природа в музыке и живописи.

Растения и животные



  • в русских народных песнях и

  • классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов

  • на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, В. Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина и др. (в натюрмортах, на портретах, в пейзажах, в батальных и анималистических картинах)


Тема 2. Природа в литературе.

Растения и животные



  • в пословицах и фразеологизмах,

  • сказках,

  • стихах Э. Асадова и баснях И. Крылова,

  • рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Киплинга, Д. Лондона, Г. Троепольского, И. Тургенева, А. Чехова и других


Тема 3. История становится ближе.

  • Растения, сыгравшие некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.)

  • Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.)

  • Палеонтология, как историческая наука (зарождение и развитие палеонтологии, «говорящие» атомы и молекулы, свидетельства из глубины веков и др.)


Тема 4. Биогеография.

  • Биогеография, как наука.

  • Флора и фауна Евразии, Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Антарктиды, Мирового океана.


Тема 5. Биометрия.

  • Как математика помогает биологам.

  • Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить, измерить и т.д.

  • Решение задач по физиологии человека,

для желающих - занимательных задач биологического содержания.
Тема 6. Биохимия.

  • Биохимия, как наука.

  • Биохимия растений (химизм почвенного и воздушного питания, химические вещества, которые запасаются в разных органах растений).

  • Биохимия человека и животных (разнообразные белки, находящиеся в их организмах).


Тема 7. Иностранные языки для биологии.

Иноземное происхождением терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека: греческие и латинские корни и приставки, наиболее часто встречающихся в биологических терминах.



Тема 8. Биофизика.

Применение достижений биофизики



  • в микробиологии (приборы для операций на живой клетке: микроманипуляторы, микроэлектроды, микродатчики),

  • в ботанике (превращение водопроводной воды в дождевую, изучение влияния электричества на фотосинтез, семена и проростки) и

  • в науках, изучающих организм человека (влияние электромагнитных волн на мышцы и нервы, физические основы действия радиоактивных излучений на организм)


Тема 9. Бионика.

  • Что такое бионика.

  • Использование в инженерной мысли знаний по ботанике и зоологии: соломина и Останкинская телебашня, дома-«початки», пагоды-«ели», «ухо медузы», гидротон, Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое.


Тема 10. Биология и ОИВТ.

  • Интерактивные лабораторные работы по биологии.

  • Электронное издание атласа по анатомии и физиологии человека.

  • Коллекция фотоизображений и видеозаписей о растениях и животных на компьютерном диске.

  • ИГТЕРНЕТ – поддержка.


Тема 11. Биотехнология.

  • Что такое биотехнология.

  • Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие.

  • Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия («пища Франкенштейна» - генетически модифицированные продукты), клонирование живых организмов (история овечки Долли).


Курс рассчитан на 12 часов, из которых:

· теоретических занятий – 35 % времени курса

· практических занятий – 65 % времени курса, в том числе:


  • работа с литературой: в библиотеке с художественной литературой

и фразеологическим словарем; учебниками ботаники и зоологии;

с географическим атласом



  • решение задач

  • мини-конференция

  • экскурсии в биохимическую лабораторию МСЧ и на АО «Восток»

  • занятия в компьютерном классе



Календарно – тематическое планирование курса:


Дата

Тема занятия

Форма проведения




1. «Природа в музыке и живописи»

2. «Природа в литературе»

3. «История становится ближе»


4. «Биогеография»


5. «Биометрия»

6. «Биохимия»

7. «Иностранные языки для биологии»

8. «Биофизика»

9. «Бионика»

10. «Биология и ОИВТ»


11. «Биотехнология»


12. Итоговое занятие


Беседа с прослушиванием отрывков из музыкальных произведений и посещение виртуальных музеев с видео -лекциями по шедеврам живописи


Выполнение заданий с художественной литературой и фразеологическим словарём
Решение задач – новелл, герои которых – растения и животные, сыгравшие некую роль в истории разных государств,

мини – конференция.


Выполнение заданий с географическим атласом.
Работа с учебником анатомии и физиологии человека,

практикум по решению задач.


Экскурсия в лабораторию МСЧ по теме: «Биохимический анализ крови»

Тренажёр со словарём биологических терминов

Лекция,

игра «Поле чудес»


Рассказ с элементами беседы, выполнение практического задания с учебниками ботаники и зоологии.
Интерактивный лабораторный практикум по биологии в кабинете ОИВТ
Экскурсия на АО «Восток» по теме: «Производство ферментных препаратов»
Анкетирование, беседа с подведением итогов работы.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница