Устойчивая энергетика в стратегическом планировании развития городов и агломераций




Скачать 63.12 Kb.
Дата13.08.2016
Размер63.12 Kb.
Устойчивая энергетика в стратегическом планировании развития городов и агломераций
Фундаментальное преобразование энергетического сектора страны является одним из основных факторов, которые необходимо учитывать при стратегическом планировании развития городов
и агломераций. При этом должны быть разработаны и внедрены стратегии перехода к
устойчивой энергетике, позволяющие энергетическим системам стать низкоуглеродными, безопасными и менее дорогостоящими.
Путем сравнительного анализа стратегий городского развития, отвечающих так называемому «Фактору 4», выявлена взаимозависимость между размером городского пространства и потреблением энергии. Для появления города, отвечающему Фактору 4, то есть нацеленному на уменьшение в 4 раза выбросов парниковых газов к 2050 году по отношению к 1990 году, необходима мобилизация 3-х основных видов изменений: технологических, организационных и поведенческих. На сегодняшний день стратегии, направленные на уменьшение выбросов парниковых газов, преимущественно касаются изменений технологий. Тем временем, еще мало продуманы стратегии, нацеленные на организационные и поведенческие изменения.
Для России этот вопрос стоит особенно остро, так как эта страна находится еще в самом начале пути по переходу к устойчивой энергетике. Соответственно, модели этого перехода еще мало разработаны и редко учтены в стратегических планах развития, даже для крупнейших мегаполисов. В данном докладе мы представим результаты анализа внедрения модели «Фактор 4» и сценария «НегаВатт» в стратегию пространственного развития городов на примере ведущих европейских стран (Великобритания, Германия и Франция) и США. Мы также рассмотрим перспективы применения этих моделей в России.
Теоретической основой данного исследования является модель, предложенная в докладе «Фактор 4: удвоение богатства, двукратная экономия» 1, который Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. представили в 1997 году Римскому клубу, а также сценарий «НегаВатт»2, разрабатываемый учеными Rocky Mountain Institute (США) и французской общественной организацией NegaWatt. Термин «НегаВатт» обозначает неизрасходованную виртуальную единицу энергии, сэкономленную благодаря более разумному и эффективному потреблению.
Сравнительный анализ основных стратегий городского развития, отвечающих Фактору 4, подтвердил взаимозависимость между величиной городского пространства и потреблением энергии.3 Также доказано, что потребление энергии транспортными средствами обратно пропорционально плотности населения. В развитых городах Азии с плотностью населения 15000 чел/га в 1990 году в среднем расходовалось 0.4 TНЭ (тонн нефтяного эквивалента) в год на одного жителя, а в американских городах с плотностью 1500 чел/га расходовалось 1.6 ТНЭ в год на человека для передвижения. Европейские города находятся между этими двумя крайностями: плотность 5000 чел/га, расход – 0.8 ТНЭ. Таким образом, вопрос плотности городского населения является гордиевым узлом устойчивой городской политики: ее нужно было бы усилить тогда, как общая тенденция идет на расползание урбанизированных территорий. Индивидуализация транспорта и жилья способствует все растущему потреблению земельных ресурсов и выбросу парниковых газов. В перспективе, предложенной сценарием Фактор 4, предлагаются два пути для уменьшения потребления энергии на транспорт. Первый путь подразумевает прекращение расползания города, с одновременным развитием щадящего и общественного транспорта. Второй предлагает повысить энергоэффективность транспортных средств, с целью уменьшить потребление энергии и выбросы.
В 2007 году французские экономисты Патрик Крики и Жюльен Алэр сформулировали три возможных сценария развития, отвечающих Фактору 4. Первый сценарий (технологическая утопия) предлагает снизить выбросы углерода путем преимущественно технологических изменений. Такой сценарий позволяет отделить динамику потребления энергии от урбанизации территорий. Второй сценарий (социальная утопия) предполагает добиться снижения выбросов путем коренного изменения организации пространства и поведения, результатом чего должно быть одновременное снижение потребления энергии и уменьшение пространства. Наконец, сценарий гибридного города сочетает организационные и технологические изменения. Он имеет множество вариантов в зависимости от того, какие аспекты преобладают: социальные или технологические.
Модель, используемая в сценарии НегаВатт, построена на анализе «снизу вверх» от способов потребления к ресурсам, анализ этот включает 5 этапов. Основой здесь является предоставление энергетических услуг, которые делятся на 3 категории (по основным видам потребностей): Тепло, Транспорт и Электричество для других нужд. Пятиэтапный анализ производится следующим образом:

  1. Для начала энергетические услуги делятся на «модули» по экономическим отраслям (жилищная сфера, услуги, транспорт, промышленность, сельское хозяйство). В эти модули входят тысячи параметров, относящихся к разумности и эффективности потребления энергии, которые в итоге позволяют количественно оценить «остаточное потребление» из года в год.

  2. Для каждого вида потребности выбирается наиболее подходящий «энергетический вектор» (твердое, жидкое или газовое горючее, топливо, тепло, электричество и т.д.) и подсчитывается потребление «конечной энергии», которая предоставляется потребителям.

  3. Таким же способом переходят от конечного потребления к потреблению первичных ресурсов (нефть, ископаемый газ, уран, возобновляемые источники энергии).

  4. Потребление первичных ресурсов сопоставляется с потенциалом ВИЭ, в зависимости от стадии их развития, и с графиком закрытия АЭС.

  5. Наконец, полезные ископаемые являются переменной выравнивания и служат дополнительным источником энергии необходимой для равновесия между спросом и предложением.

На основании проведенного сравнительного анализа стратегий городского развития, отвечающих «Фактору 4», предлагается провести всестороннее исследование применимости «сценария НегаВатт» при планировании пространственного развития городов России. Исследование проводится с политэкономической точки зрения и основано на комплексном изучении 3-х взаимосвязанных факторов: институционального, общественного и инфраструктурно-ладшафтного. Его конечной целью является разработка практических сценариев перехода к устойчивой энергетике в России.


Мы постараемся доказать на основе эмпирических данных, что для территориального планирования городов России необходимо создавать и использовать модели развития энергетики, базирующиеся на способах потребления, а не на ресурсах, как это чаще всего принято. При этом мы отдаем себе отчет, во-первых, в том, что для перехода к устойчивой энергетике потребуется экономическая и социальная трансформация общества, эволюция которого, описанная в сценарии НегаВатт, предопределена ограничениями, связанными с физическими условиями. А во-вторых, в том, что существующие экономические сигналы не учитывают долгосрочных ограничений, связанных с природными ресурсами, и не способствуют принятию экономическими лидерами самых разумных решений.
В рамках этого исследования, мы сможем также ответить на ряд вопросов, связанных с переходом к устойчивой энергетике в России. Следуя классификации, предложенной Кэтрин Митчелл в книге «Политэкономия устойчивой энергетики»4, эти вопросы можно разделить на четыре категории:

  1. Вопросы, связанные с технологиями и инновациями: Как сделать так, чтобы в процессе создания устойчивых энергетических систем стали практически применять все больше технологий в области низкоуглеродной возобновляемой энергетики, учитывая, что некоторые из них находятся еще на начальной стадии развития, и требуют дополнительных мер со стороны властей для их внедрения?

  2. Роль государства в процессе взаимодействия со всеми участниками: Какова роль государства и как складываются его отношения с регулирующими органами, рынками, бизнесом и потребителями в процессе перехода к экономике, основанной на устойчивой энергетике? Должны ли существующие роли и отношения сохранится в том же виде, или должны видоизмениться, и если да, то как? В чем заключается роль государства в оценке политики, стоимости и последствий перехода для людей и для конкурентоспособности страны? Любая ли стоимость допустима?

(3) Природа и функционирование рынка энергоносителей: Энергетический сектор отчасти приватизирован и регулируется не только государством, но и рынком. Даже если предположить, что государство знает, как действовать, какие рыночные и регулирующие стимулирующие рамки создадут надежные, окупаемые и устойчивые энергосистемы? Какие альтернативные долгосрочные стратегии применяются в области развития и замены стареющей инфраструктуры, и должны ли они быть ускорены путем финансирования развития новых технологий?

(4) Вопросы, связанные с потреблением и поведением: Должно ли государство разрешить людям продолжать потреблять, также как все последние десятилетия? Или оно должно найти способы влияния на это потребление? Если так, то как эти инструменты могут быть задействованы: рыночными способами или прямым вмешательством?



1 «Factor four: doubling wealth, halving resource use» – report to the club of Rome. Ernst von Weizsacher, Amory B. Lovins,

L. Hunter Lovins, 1997



2 www.negawatt.org

3 Julien Allaire, Patrick Criqui. «Trois modeles de villes Facteur 4, comparaison internationale». Les annales de la recherche urbaines, N.103, 07.2007

4 Catherine Mitchell: The Political Economy of Sustainable Energy, 2010, Palgrave Macmillan UK.


Тезисы Максима Филандрова для XIII международной научной конференции «Модернизация экономики и общества», 3-5 апреля 2012.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница