Устный журнал Разработчик: Зайцева Нина Леонидовна, учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения




Скачать 185.46 Kb.
Дата13.08.2016
Размер185.46 Kb.




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заполярная средняя общеобразовательная школа»

Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Устный журнал


Разработчик: Зайцева Нина Леонидовна,

учитель химии муниципального

общеобразовательного учреждения

«Заполярная средняя

общеобразовательная школа»

Надымского района ЯНАО

п. Заполярный
Устный журнал




Цели и задачи:


  • углубить знания учащихся о металлах;

  • показать связь теоретических знаний и их практического использования для получения и применения металлов и их сплавов;

  • подтвердить огромную роль химии в современной технике, производстве, в быту;

  • воспитывать патриотизм учащихся на примере жизни и деятельности великих русских и советских ученых и металлургов;

  • воспитывать гордость за людей, живущих рядом;

  • способствовать профориентации, успешной социальной адаптации выпускников школы.


Оборудование:

  • иллюстрации и фотографии чугунных изделий, авторские рисунки учащейся Ягодко Анастасии;

  • портреты М.В.Ломоносова, П.П.Бажова;

  • материалы для имитации костра;

  • воздушные шары;

  • подносы, самовары с росписью;

  • русские народные костюмы;

  • набор реактивов и оборудования для «Экспериментальной паузы»;

  • магнитофон, диск с записью классической музыки;

  • .мультимедийный проектор для демонстрации фотографий и рисунков.


Оформление: учебный кабинет или актовый зал празднично украшен:

  • шарами;

  • на центральной стене - иллюстрации и фотографии чугунных изделий, авторские рисунки учащейся МОУ «Заполярная СОШ» Ягодко Анастасии;

  • на столе - подносы, самовары с росписью;

  • перекидные страницы журнала.


Предполагаемый результат:

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • самореализация творчески одаренных детей;

  • развитие творческого подхода к анализу фактов и явлений;

  • усиление патриотизма;

  • успешная социальная адаптация в обществе выпускников школы.


Содержание устного журнала

Страницы журнала

1. У истоков науки о металле

2. Каслинское чугунное литье

3. Жостово. Роспись по металлу

4. Металлы – друзья и надежные помощники человека

5. Эстафета поколений

При переходе от одной страницы устного журнала к другой – «Химические паузы» (приложение 1).

Ведущие – в русских народных костюмах
Страница 1. У истоков науки о металле

1-й ведущий: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания». Так сказал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова могущество химии, ее место в жизни, растущую роль в современной технике, производстве, в быту. Разнообразные химические процессы непрерывно происходят и в окружающем нас мире. Везде и повсюду сталкиваемся мы с химическими продуктами. Обыкновенный кусок мыла и сложный фотоэлемент, одежда, которую мы носим, бумага, на которой пишем, - тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем использования различных химических реакций.

Человечество на своем пути уже миновало золотой и серебряный века. Раскопки археологов и изыскания историков подтверждают, что именно золото, серебро, медь были теми металлами, с которыми впервые столкнулся человек на пути земной цивилизации.

На смену золотому и серебряному веку пришел век железный.



2-й ведущий. Установлено, что за 3000 - 4000 лет до н. э. была уже известна металлургия золота, серебра, меди, свинца, олова, сурьмы. В египетских гробницах, сооружен­ных за 1500 лет до н. э. (на экране в это время появляется изображение египетских пирамид), най­дена ртуть. Самые древние предметы из железа датирова­ны 1300 г. до н. э. Железо в те времена ценилось во мно­го раз дороже золота. В гробнице фараона Тутанхамона (XIV в. до н. э.) найдено лишь несколько предметов из желе­за: маленькие лезвия, подголовник, амулет и небольшой кинжал.

1-й ведущий. В прошлом и до сего времени у некоторых племен и народностей кузнецы и металлурги считаются сродни богам, колдунам, волшебникам.

2-й ведущий. На территории нашей страны уже 2,5 – 3 тысячелетия тому назад умели получать (сыродутным способом) железо из руд и изготавливать из него оружие, орудия труда и предметы обихода. Однако первые желе­зоделательные печи появились на Руси в XVI—XVII вв. Выплавка составляла 150 тыс. пудов. При Петре I Урал становится ведущим горно- металлургическим районом. Вы­пуск чугуна в 1725 г. составил 19 000 т, причем русский металл отличался высоким качеством.

1-й ведущий. (Луч проек­тора высвечивает портрет М. В. Ломоносова)

У истоков отечественной науки о металле стоял великий русский ученый М.В.Ломоносов. Ему принадлежит первый в России учебник горнозаводского дела – «Пер­вые основания металлургии, или рудных дел», опублико­ванный более 200 лет назад. Несколько поколений русских инженеров воспитывались на этом классическом труде. Среди них был и выдающийся металлург первой по­ловины XIX в. П.П.Аносов. (Звучит музыка: танец с саблями из балета «Гаянэ» Хачатуряна).



2-й ведущий. Мно­го столетий назад в Индии процветало искусство изготов­ления из стали мечей и кинжалов особой твердости с тон­ким узором, острых, как бритва, и гибких, как тонкая ветка ивы. С течением времени рецепты изготовления такой булатной стали были забыты. Разгадать секрет производства булатов, объяснить чудесные свойства старинных узор­чатых дамасских клинков пыталось не одно поколение уче­ных XVIII – XIX вв. Безуспешно занимался этой пробле­мой знаменитый английский ученый-физик М. Фарадей. П. П. Аносову первому удалось открыть тайну булата.

3-й ведущий. До­биваясь «достижения совершенства стали», ученый в течение более чем 10 лет осуществил ты­сячи экспериментов, исследуя влияние на сталь кремния, марганца, хрома, углерода, алюминия, титана, алмаза, платины, золота, а также многих других добавок. Эти опыты увенчались успехом, и П. П. Аносов получил сталь, не усту­пающую по качеству прославленной дамасской, сочета­ющую изумительную твердость, невиданную ранее упру­гость и вместе с тем вязкость внутренних слоев, предохра­няющую изделие от поломок. П. П. Аносов открыл, что тончайшие узоры на дамасских пленках отражают крис­таллическое строение металла, которое зависит от многих причин: химического состава сплава, способа выплавки, условий затвердевания и характера последующей меха­нической обработки. Он изучил микроструктуру металла с помощью микроскопа, а также влияние на металл лимонно­го сока, соляной, серной и других кислот. Используя их различное влияние на микроструктуру, он получил необык­новенные узоры. Этого же он добивался и при механичес­ком воздействии на другие сплавы (прокатка, штампов­ка, ковка и т. д.). Десятки учеников и многие сотни последователей П. П. Аносова продолжили и развили начатое им производство качественных сталей. Имена ближайших его последователей – П.М.Обухова, А.С.Лаврова, Н.В.Калакуцкого, А.А.Ржешотарского и, наконец, Д.К.Черно­ва – широко известны в нашей стране и далеко за ее пределами.

4-й ведущий. С именем Д.К.Чернова связана целая эпоха в раз­витии металлургии. Научные открытия, сделанные Д. К. Чер­новым о строении металлов и сплавов, легли в основу важнейших процессов получения и обработки металлов – про­изводства чугуна и стали, ковки и прокатки, отливки и тер­мической обработки стальных изделий.

Параллельно развивалась инженерная и научная дея­тельность первых советских металлургов: М.А.Павлова, М.К.Курако, Н.П.Чижевского и др. Следует выделить работы академика И.П.Бардина как крупного ученого-исследователя, опытного инженера-производствен­ника, видного организатора науки и государственного деятеля.

Дальнейшее развитие науки о металле идет широким фронтом. Все разделы этой области знаний подвергаются всестороннему исследованию.

5-й ведущий. Велика роль таких советских ученых, как М.В.Луговцев, М.М.Карнаухов, А.М.Самарин и многих других, без кого не было бы ни ферросплавов, ни сплавов алюминия и магния, ни сплавов, способных проти­востоять коррозии, и т. д.
Страница 2. Каслинское чугунное литье

1-й ведущий. Каслинский завод, старейший на Урале, был основан в 1747 году. Каслинское чугунное литье – это одна из блистательных страниц русской культуры. В 70-е годы XIX в. заводскому посаду Касли была вы­дана «визитная карточка». Ведущий разворачивает свиток и читает: «Каслинский чугуноплавильный и железодела­тельный завод построен в Екатеринбургском уезде при озере Касли, от Перми в 490 и от Екатеринбурга в 130 верстах, от заводов этого же округа Каштымского в 30 и Теченского в 15 верстах».

В справочниках и путеводителях по Уралу говорится, что Каслинский завод прославился своим чугунным литьем, доведенным до высокой степени художественности.



2-й ведущий. У писателя П. П. Бажова, превосходного знатока художественных промыслов Урала, в одном из ска­зов есть такие строки: «Каслинские литейщики в форму льют чугун, а остывает он серебром. И это я не для красного словца говорю». И дальше: «Против наших каслинс­ких мастеров по фигурному литью никто выстоять не мог. Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь». В чем же секрет успеха, который с далеких времен сопро­вождал художественные изделия Каслинского завода?

3-й ведущий. Прежде всего в самой природе. Город лежит на берегу озера, где природа уготовила залежи разно­образных формовочных смесей, необходимых для литей­ного дела. Пески обладают редчайшей для этого материала газопроницаемостью, пластичностью, стекловидностыо и огнестойкостью. Кроме того, песок имеет такую тонкую структуру, что достаточно легкого прикосновения пальцев, чтобы на нем отпечатались самые слабые линии.

4-й ведущий. Второй секрет — высокое качество чугуна. Для худо­жественного литья чугун выплавляли из руд, богатых же­лезом, содержащих мало вредных примесей. Выплавка шла на древесном угле. Уголь получали углежоги. Вот как об этом писал П. П. Бажов: «...раньше как уголь в кучах то­мили, вовсе мудреное дело это было. Иной всю жизнь ко­лотится, а до настоящего сорта уголь довести не может... все у него трухляк и мертвляк выходит. По угольному делу тогда на большой славе считался дедушка Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался – нефедовский уголь. В сараях этот уголек отдельно ссыпали. На самую тонкую работу выдача была. К этому дедушке Нефеду Тимоха и заявился...

Инсценирование

Тимоха: Дедушка Нефед, научи угольному делу!

Дедушка Нефед: Принять в выученики могу, без утайки все показы­вать стану, только с уговором. От меня тогда уйдешь, как лучше моего уголь доводить навыкнешь...

Ведущий: Стали плахи в кучи устанавливать, дело вовсе хитрое пошло. Мало того, что всякое дерево по-своему ставить доводится, а и с одним деревом случаев не сосчитаешь. С мокрого места сосна – один наклон, с сухого – другой. Раньше рублена – так, позже – иначе. Потолще плахи – про­духи такие, пожиже – другие, жердовому расколу – особо. Вот и разбирайся. И в засыпке землей тоже. Де­душка Нефед все это объясняет по совести, - да и то вспо­минает, у кого чему научился.

Дедушка Нефед: Охотник один научил к дымку принюхиваться... Как учую – кислым потянуло, сейчас тягу посильнее пу­щу... Набеглая женщина надоумила... говорит: «С этого боку жарче горит». Как, - спрашиваю, - узнала? «А вот обойди, - говорит, - кругом, сам почуешь». Обошел я, чую - верно сказала. Ну, подсыпочку сде­лал, поправил дело. С той поры этого бабьего совета никог­да не забываю. По этим вот ходочкам в полных потемочках наша живинка-паленушка и поскакивает, а ты угадывай, чтоб она огневкой не перекинулась либо пустодымкой не обер­нулась. Чуть не доглядел, либо недогар будет, либо пере­гар. А коли все дорожки улажены, уголь выйдет звон-зво­ном (Бажов П. П. Живинка в деле).

5-й ведущий. Третий секретэто великое мастерство формовщиков, литейщиков, чеканщиков, вдохнувших в грубый чугун живую душу искусства. «В Каслях, видишь, это фигурное литье с давних годов укоренилось... фигурка, сколь хорошо ее ни слепит художник, сама в чугун не заскочит. Умелыми да ловкими руками ее переводить доводится. Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал – уродец родится. Формовочное дело, известно, с лепкой-то по соседству живет: тоже приметливого глаза да ловких пальцев тре­бует» (Бажов П. П. Чугунная бабушка).

1-й ведущий. Ведет рассказ у фотографии чугунного павильона (приложение 2). (Звучит музыка, фотографии демонстрируются через мультимедийный проектор).

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже каслинские мастера демонстрировали ажурный чугунный павильон пятимет­ровой высоты, состоящий из десяти тысяч деталей. Вот что писал журнал «Искусство и художественная промыш­ленность» в январе 1900 г.: «Кыштымские горные заводы приготовили на Парижскую Всемирную выставку громад­ный павильон в византийском стиле. Очень тонко и худо­жественно сделаны различные орнаменты... порой можно встретить отзвуки замечательной народной резьбы по де­реву, неожиданно, по-новому зазвучавшей в чугунном литье...»



2-й ведущий. Вход в павильон украшала скульптура «Россия» — женщина-воин, одетая в кольчугу, снаряженная боевыми доспехами (приложение 3). Детали древнерусского вооружения статуи были выполнены с большим мастерством: невесо­мо легкими кажутся чугунные складки платья, предосте­регающе молчит таящая звон кольчуга. С достоинством и уверенностью «Россия» оберегает мир. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду «Гран-при».

3-й ведущий. Во время поездки на Урал Д. И. Менде­леев познакомился с каслинским литьем, и вот что он пи­сал: «Видал я на выставках это литье не раз. Сам купил в Екатеринбурге прекрасные образцы, но то, что я увидел в Кыштыме, где склад, или, вернее, музей этих отливок, то превзошло все мои ожидания»

4-й ведущий читает стихотворение якутского поэта С. Данилова «Прекрасное»:

Красота — утешенье для глаз, Отгорит, как светильник, но свет

Для души и для сердца утеха. Красоты — навсегда остается.

Красота и в природе, и в нас Красота — доброта, вот в чем суть!

Звук и отзвук, стократное эхо. И считай, что недаром ты прожил

Красота не стареет. О нет! Жизнь свою, если даже чуть-чуть



Чья-то юность пройдет, отсмеется, Красоту в этом мире умножил!

5-й ведущий. Славу мастерам Касли принесло совершенство литого ажура (приложение 4), начиная от тарелок и блюд и заканчивая часовыми цепочками. Трудно вообразить, что кружево может быть литым, да к тому же не из текучего золота, а из гру­бого чугуна. Первым лучом еще совсем безвестного Кас­линского завода было тончайшее кружево: в Эрмитаже хранятся два удивительных произведения, выполненных из чугуна, - пояс, будто сплетенный из конского волоса, с изящной хрупкой пряжкой и браслет - такая тонкая пау­тинка, что надо заставить себя поверить – это чугунное литье, а не черная шелковая нить кружев.

6-й ведущий. Особую известность получили так называемые кабинетные вещи: читающий книгу «Дон Кихот», гневная «Юдифь» с мечом за спиной, застывший во вкрадчи­вой и льстивой позе «Мефистофель», «Девочка со скакал­кой», «Юный рыболов», «Зарема» и др. Каслинские мастера отлили стебли фонарей и декоративные вазы, украсившие первый метромост через Москву-реку. В традициях петер­бургских садовых оград ими выполнены узорные решетки столичного Крестовского моста. Талант каслинских мастеров подарил людям скульптурные портреты, барельефы извест­ных ученых, писателей, поэтов.

1-й ведущий. Изделия мастеров из Касли восемь раз удостаивались на выставках золотых и серебряных ме­далей. В Петербурге был издан каталог художественных изделий Каслинского завода, в нем было 750 наименова­ний. В наше время мастерами из Касли много сделано для декорирования канала Москва – Волга, Московского метро, для здания Московского университета, Челябинского цирка и оперного театра. Сегодня творчество каслинских мастеров развивается в нескольких направлениях. Кроме мелкой скульптуры, делают декоративные ларцы, тарелки, отли­вают чугунные решетки для парков и мостов.

Знаете ли вы, что...

2-й ведущий. На протяжении всей жизни писатель П. П. Бажов об­ращал свой труд писателя и журналиста к Каслям. Описы­вая изделия каслинских мастеров, он приводит пример: «Чугунная табакерка во Франции стоила дороже, чем та­кой же по весу серебряный портсигар, а чугунные колеч­ки и прочий «женский убор» чуть ли не приравнивались к золотым».

3-й ведущий. «Парижский павильон» и коллекция литья Каслинского завода в 1927 г. была передана в краеведческий музей, в отдел уральского художественного литья.

4-й ведущий. Многие сказы П. П. Бажов посвятил мастерам худо­жественного литья. Сказ «Чугунная бабушка» расска­зывает о рабочем Каслинского завода, талантливом ли­тейщике Василии Федоровиче Торокине, создавшем ряд великолепных скульптур из чугуна, которые и поныне счи­таются лучшими образцами каслинского художественного литья.

5-й ведущий. Герой сказа «Иванко Крылатко» - историческая лич­ность, художник по металлу, русский мастер, живший в Златоусте, Иван Бушуев, замечательные работы которого можно и сейчас видеть в Оружейной палате.

1-й ведущий. Поэт Юрий Верховский посвятил бажовскому сказу «Иванко Крылатко» один из своих сонетов:

Клинок уральский – восхищенье глаз: И быль веков, - обворожая нас.

В лазурном поле мчится конь крылатый; Да будет это творческое слово,

Почтен неоценимою оплатой Грядущему являя мир былого,

Строй красоты, не знающей прикрас. Оружьем столь же мощным на века,—

Таков же, мастер, твой волшебный сказ, Как эта сталь и как душа народа,

Связуя вязью тонкой и богатой Как с ней одноименная свобода —

Торжественно тревожный век двадцатый Крылатый конь уральского клинка.


Страница 3. Жостово. Роспись по металлу

2-й ведущий. Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостова. На сверкающей лаком черной, синей, красной или па­левой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев. Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему? Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма дает мастеру возмож­ность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется. Если присмотрется к росписи подносов, то можно увидеть, что букеты на них плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мел­кие формы. Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветоч­ками (приложение 5).

Фор­мы подносов могут быть разными: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем ма­ленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по-свое­му, но форма подносов во многом опреде­ляет эту композицию.


3-й ведущий.

Этапы росписи жостовского подноса

Прозрачной масляной крас­кой мастер намечает основные пятна композиции – где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные ли­стья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной сторо­ны пятна цвета.

Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые освещенные ме­ста выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.

И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо-голубые, го­лубовато-лиловые, красновато-оранжевые, зеленовато-корич­невые.

Тонкие линии-черточки ля­гут по контуру лепестков и листьев, придавая им боль­шую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.

Но и на этом дело не кон­чилось! Надо украсить борта подноса тонкой золотой полос­кой, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, гово­рят мастера.

Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным ла­ком. А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда, красиво? При желании каждый может сам сотворить для себя чудо.
Страница 4. Металлы – друзья и надежные помощники человека

На основа­нии строения и свойств важнейших металлов можно рассказать о их применении в промышленности, технике, науке, быту и т. д. (сообщения учащихся).

Можно дать информацию о минеральной воде.

Груп­па учащихся читает пословицы и поговорки о металлах:

Слово - серебро, молчание - золото.

Не все то золото, что блестит.

В народе без железа, как при обеде без соли.

Если ты настоящий человек, будь крепким, как сталь.

Правдивое слово и железо пробьет.

Пока железо в работе, его ржа не берет.
Страница 5. Эстафета поколений

4-й ведущий. Чугун – это материал прекрасных литейных и пластических качеств. Русскими мастерами чугунного литья и выдающимися зодчими А.Н.Воронихиным. А.Д.Захаровым, К.И.Росси, В.Растрелли и другими созданы великолепные архитектурные ансамбли.
Ты сойди в тишину и застынь: Чтобы хлынул безумный простор

Словно спины коней на скаку – Мглой, и светом, и ветром в лицо.

Над водой изогнулись мосты… Пусть безвестен строитель, но ты,

Человек над водой их простер, Как наследник, поймешь, породнясь,

Выгнул в плавное полукольцо, Красоту его давней мечты,

Воплощенной в чугунную вязь…

Это строки стиха П.Шубина, посвященные мостам города на Неве.

Учитель: В нашем поселке тоже есть мастера, настоящие таланты, которые работают с металлом и создают настоящие шедевры, радующие глаз жителей п. Заполярный.

Кружевные плетения чугунных оград, изящные изгибы фонарей, перила моста, новогодняя горка и многое другое – все это искусство наших местных мастеров, плоды их труда, таланта и фантазии.

Сегодня на нашем празднике они – желанные гости.

Слово предоставляется сварщикам, работникам Ныдинского ЛПУ МГ. Они рассказывают о своей профессии, о свойствах и значении тех металлов, с которыми они сталкиваются в процессе своей работы, делятся своими секретами.


Завершается устный журнал подведением итогов учителем

Список литературы
1. Под редакцией Э.Г.Злотникова «Урок окончен – занятия продолжаются»

М., Просвещение, 1992 год

2. П.П.Бажов Уральские сказы М., «Советская Россия». 1987 год

3. Журнал «Химия в школе» № 4, 5/1997 год


4. Журнал «Химия в школе» № 7/1999 год

Приложение 1

Химические паузы


1. «Химик – лингвист»

Если вы правильно назовете вещества, формулы которых приведены на плакате, то из первых букв этих названий получиться крылатая фраза. Какая? (Знаниесила)

Au, NH4Cl, NH3, Nb, CaCO3, Eu, Na2CO3, In, AgNO3, Am.

(Золото, нашатырь, аммиак, ниобий, известняк, европий, сода, индий, ляпис, америций)


2. «Химический проект»


За неделю до проведения «Устного журнала» учащиеся получают предложение осуществить химический проект:

Жестяные банки загрязняют окружающую среду: уж очень часто мы выбрасываем их без сожаления. А может быть, можно продлить срок их службы, используя уже не как тару, а по-другому! Было бы здорово, если бы вы придумали новые способы применения этих вещей!

Будем рады предоставить вам право выступить с рекламой перед аудиторией зрителей!

3. «Добавьте буквы»

Записаны слова. К ним нужно прибавить одну или несколько букв впереди или в конце, чтобы получилось название химического элемента:

Бар - барий

Ром – бром, хром


Род – водород, углерод, кислород

Желе – железо

Лото – золото

Крем – кремний

Маг – магний

Три – натрий

Ребро – серебро

4. «Больше слов»

Используя буквы слова «кораблестроение», составьте как можно больше названий химических элементов (сера, бор, серебро, селен и т.д.)


5. «Экспериментальная пауза


А теперь поэкспериментируем с огнем. Какие вы знаете способы добывания огня? (Из зала – путем трения, используя электрическую искру, посредством спичек…). Попробуем обойтись без этих средств.

Опыт 1.

Ассистент насыпает на кусок жести растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин (1 см3). Через некоторое время на куске жести появляется огонь: в результате реакции выделяется атомарный кислород, и глицерин воспламеняется.



Опыт 2.

«Я тоже получу огонь без спичек, только при помощи «волшебной» палочки».

Ассистент берет растертый в порошок перманганат калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Помешивает смесь стеклянной палочкой, но огонь не появляется.

Тогда ассистент подносит стеклянную палочку к фитилю спиртовки (фитиль должен быть влажным), и на фитиле появляется пламя.

При взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия выделяется атомарный кислород, который очень энергично реагирует со спиртом, поэтому достаточно поднести стеклянную палочку, смоченную смесью, к фитилю, чтобы выделилось достаточное количество теплоты для воспламенения спирта.
Приложение 2
Е.Е.Баумгартен «Каслинский чугунный павильон» 1899 год
Приложение 3
Н.А.Лаверецкий «Россия» 1896 год

Приложение 4



Приложение 5

Е. Лапшин. Поднос «Надежда» 1982 г

Авторский рисунок ученицы МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» Ягодко Анастасии, сделанный специально для устного журнала «Чудо по имени металлы»



Информация о себе



ФИО

Зайцева Нина Леонидовна

Регион

Ямало-Ненецкий автономный округ Надымский район

Населенный пункт

Поселок Заполярный

Название учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заполярная средняя общеобразовательная школа»

Должность

Учитель химии

e-mail

tcde2005@yandex.ru


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница