Урока «Познание мира». Тема




Скачать 153.96 Kb.
Дата13.08.2016
Размер153.96 Kb.
С тех пор как мир возник во мгле

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

                                                (Рудаки)

Тема нашего урока «Познание мира».

Тема «Познание» изучается в 10 классе на теоретическом уровне. Это одна из сложных тем курса обществознания. В ней много сложных терминов: гносеология, агностики, эмпирики, рационалисты, гипотеза, научная теория, истина.

Почему мы вместе проводим наш урок? У нас уже был такой опыт, мы в режиме вынужденного объединения изучали тему «Деятельность человека». По-моему, всем понравился этот эксперимент, и мы решили его повторить.

О чем мы будем сегодня говорить? О многообразии форм познания мира.

О том, что знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека. От нашего напряжения ума, трудолюбия, внимательности, настойчивости и любопытства зависит уровень наших знаний.

Слайд 1. План урока:

1.                  Познание как  деятельность. Учебно-познавательная деятельность.

1.                  Знания и их роль в жизни человека.

2.                  Чувственное познание.

3.                  Рациональное познание.

4.                  Многообразие путей познания мира.



Что такое познание? Слайд 2.

Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

Знания – результат познания.



Знания – результат познания, верное отражение действительности в сознании  человека. Знание – это некоторая информация о мире, о самих себе.

Что изображено на картинке?

Всем наверное знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья...и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаны  из рая.



Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания? 

Давайте оправдаем Еву. Возможно, ею двигало любопытство,  а любопытство – не порок, если человек не сует нос в чужие дела,  а проявление тяги к познанию.



Слайд 3.  Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас.

Как вы понимаете это выражение? Посмотрите на этого малыша, его явно заинтересовал этот большой мяч. Но когда он подрастет и пойдет в школу, его будет интересовать другое: какие материки и океаны есть на земном шаре, он узнает о жизни разных народов, о том, как устроена Вселенная. И этот путь проходит каждый из нас.  В советские времена выходил киножурнал для детей «Хочу все знать», в котором детям в доступной форме рассказывали о тайнах и загадках окружающего мира. Фильм начинался с заставки «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать!» - эпиграф урока.

 В процессе жизни мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни: как сварить суп, как пришить пуговицу, как вырастить цветок, что такое автомобиль, почему он движется. 

Слайд 4. «Знание – сила»

Мы с вами учимся в, то есть приобретаем знания о природе (на уроках биологии, физики, химии), об обществе, в котором мы живем (история, обществознание), о человеке (анатомия, физиология, психология).

Английскому философу Френсису Бэкону принадлежит фраза «Знание – сила».

Как вы ее понимаете, что значит знания - сила? Какую роль играют знания в жизни людей?

В словах выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилища и производства машин, для лечения больных и государственного управления, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям развивается человек, его интеллект, благодаря знаниям общество движется вперед.

«Знания – гимнастика и пища для ума» Леонид Сухоруков.

А учение – организованный процесс получения знаний.

 Слайд 5. Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?

    Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира);

    Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата);

    Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение;

    потребность учиться;

     Стремление к познанию – свойство мыслящего человека. «Я мыслю – значит я существую». Слайд 6.



 Слайд 7. Связь познания с мышлением и речью.

    Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю, значит я существую)

    Мышление связано с речью (свои мысли идеи человек выражает при помощи речи, языка);

    Язык – это система специальных знаков, выражающих определенные понятия и представления человека (мы понимаем друг друга благодаря языку).

    С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи.

Если у человека бедная речь, он не может правильно высказать свои мысли, значит, он не работает над своим интеллектуальным развитием или он очень застенчив.

Но познание проходит не только через разум, но и сердце человека, его чувства. Какие чувства вы испытываете, когда понимаете учебный материал или решаете трудную задачку?  Чувство глубокого удовлетворения и радости. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию.

Задание 10 классу. На доске составить план ответа :

1)                 «Виды познания (знаний)» и

2)                 «Особенности научного познания».

  Все ли ученые признают, что мир познаваем, и человек может получать знания и пользоваться ими в процессе жизни?

Слайд 8. Решение вопроса о познаваемости мира философами. Агностики.

Агностики (от греческого «agnostos» - непознаваемый) – философы, отрицающие возможность познания.

Почему агностики отрицали возможность установления истины?

1.                  Мир не познаваем. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств» (английский ученый Д.Юм)

2.                  Человек не может познать истину.

Античный философ Кратил утверждал, что все в мире меняется столь быстро, что пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем.

С позиции здравого смысла, если бы познание мира было невозможным, то человечество осталось бы на стадии развития дикости, не было бы науки и техники, не было бы движения общества вперед. Большинство ученых признают, что  мир познаваем, хотя процесс познания очень сложен, путь к истине идет через ошибки и заблуждения.

Слайд 9. Процесс познания. Объясните схему.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

Субъект познания – человек, познающий предмет или явление.

Объект познания – предмет или явление, которое изучает человек.

Результат познания – знания.

 Слайд 10.

Как человек познает окружающий мир? «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» (Демокрит)

Чувственное (с помощью органов чувств человека) и рациональное (с помощью разума, мышления) познание.

Назовите органы чувств человека?

    Зрение;

     Слух;

    Обоняние;

     Осязание;

     Вкус



Слайд 11. Чувственное познание.

С первых минут жизни человек воспринимает  окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет, запах цветка, вкус земляники и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств, которые с точки зрения информатики, являются средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. «Окнами в мир» называл один мыслитель наши органы чувств.  Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод, звуки и свет.

 Слайд 11. Чувственное познание.

Давайте посмотрим, как действуют наши органы чувств, и распутаем эти нити. Какую информацию мы получаем с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания?

 Каждый предмет  имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению, а по их совокупности.

 Проведем эксперимент: (ко мне идут два человека).



Предположим, вас угостили яблоком.

Опишите, какие свойства вы видите, какое оно на ощупь?

С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью рук, а кожа это тоже рецептор, вы можете сказать, какое оно – гладкое шершавое, твердое – мягкое.

Поднесем яблоко к носу, с помощью носа ощущаете его аромат. Попробуем кусочек яблока, с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое.   В результате создается целостное отражение этого объекта.

Яблоко – красное-зеленое, круглое-овальное, твердое-мягкое, ароматное, сладкое-кислое.

Другой эксперимент: ель и лимон.

Опиши ель. 
• зеленая, колючая, пахнет смолой — елка.

Попробуем описать лимон.

• желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;

Слайд 13. Скажите, кто из вас любит лимоны? А кто не любит? Значит восприятие  одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, скорее всего, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а крестьянин прикинет, сколько с него можно получить сена.

Из этого примера видно, что восприятие каждого человека индивидуально и очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Слайд 14.

Что такое ощущения?

Что такое восприятие?

Слайд 15. Ощущения, восприятия, представления (определения).

Ощущения - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.

Скажите, кто из вас любит лимоны? А кто не любит? Значит восприятие  одного и того же объекта разными людьми может быть различным.

Так, скорее всего, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а крестьянин прикинет, сколько с него можно получить сена.

Из этого примера видно, что восприятие каждого человека индивидуально и очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Третья форма чувственного познания - представление.

Если я скажу слово  «снег»,  можете ли вы мысленно его представить, описать его свойства.Назовите ассоциации (образы), которые вызывает у вас снег, что с этим понятием у вас связано?(зима, метель, Новый год, коньки, лыжи, горка)

10 класс дайте научное определение понятия и объясните это  так, чтобы оно стало понятно шестиклассникам. Слайд 16. Представление - это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. С помощью представлений мы можем мысленно нарисовать любую картину. После прекращения воздействия предмета на наши органы чувств впечатление о нем закрепляется и сохраняется в нашей памяти.

Закройте глаза и представьте себя на необитаемом острове: синее море, ласковое солнце, пальмы, песок, вы не спеша идете по берегу, морская волна омывает ваши ноги, вам хорошо тепло и уютно. А теперь посмотрите в окно.

 Слайд 17.  Берег моря, пальма.

В чем ограниченность чувственного познания?

- с помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира и их свойства.

- мы не можем познать суть предметов и явлений.

- люди по-разному воспринимают одни и те же предметы, явления.

- наши чувства даже при нормальной их работе не всегда передают реальную картину. Например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется нам искривленной.

- многие явления не недоступны чувственному восприятию, например, духовные ценности: вера, совесть, любовь.



Слайд 18. Лимон - небольшое вечнозелёное плодовое дерево высотой до 8м, с раскидистой или пирамидальной кроной. Плод длиной 6—9 см, диаметром 4—6 см, яйцевидной или овальной формы

Родиной лимона считаются тропики и субтропики Китая, Индии и Бирмы

Сок одного лимона содержит 33% суточной нормы витамина С, а 1 столовая ложка кожуры лимона - 13%.

Можно ли данные знания получить с помощью органов чувств?

Эти знания помогают нам получить биологи и химики.

Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.

Познание мира с помощью мышления. Психологи определяют рациональное познание  - мышление, как процесс решения проблем. Мы привычно говорим, жизнь поставила проблемы, а вот как нам разрешить проблему, получить нужный результат,  и нам стоит полагаться на свои мыслительные способности.

Назовите формы рационального познания, дайте им определения и объясните их языком, понятным 6 классу, приведите примеры.

Слайд 19. Формы рационального познания.

  Слайд 20. Основные мыслительные операции. Что мы делаем, когда учитель нам говорит – думай, рассуждай.

Слайд 21.

Каждый человек обладает определенным уровнем интеллектуального развития.Мыслительные способности каждого человека индивидуальны. А можно ли измерить интеллект человека? В конце XIX века исследователи попытались отыскать универсальный врожденный фактор, отличающий умников от тугодумов и умственно-отсталых людей.. Француз А.Бине создал для Французской академии образования набор тестов-испытаний на внимание, память сообразительность, эстетические чувства. В результате появился известный сегодня показатель интеллектуального развития – IQ коэффициент интеллекта. Мы исходим из того, что в лицее нет детей с ослабленным интеллектом, значит, все вы потенциально можете хорошо и отлично учиться.

Что влияет на уровень интеллекта человека? Выявлено, что в наибольшей степени на развитие интеллекта влияет наследственность, а также влияют:

Окружающая среда   и здоровье.              

 В частности, нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию.

Например, недостаток йода приводит к понижению IQ в среднем на 12 баллов.

Пол и интеллект.

Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями.



Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего следует медленный спад.






Успеваемость в школе

 Согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. 



Отношение к тестам сложное. Проблема ЕГЭ. Если ученик отвечает так же, как составители тестов – у него стандартное мышление.  Существует несметное множество возможных решений каждой  задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским. 

Закрепляем изученный материал.

ИГРА В ПОНЯТИЯ.  Выходят по три человека от класса. Вам дается шесть понятий. Их нужно объяснить. Нельзя называть родственные, однокоренные слова. Можно давать определения, использовать ассоциации, жесты, мимику. Говорить надо быстро первое, что приходит в голову.

Сабля  Пингвин   Чемпион  Радость  Рыцарь Опыт  Личность Искусство Ощущения

Крокодил  Наука  Крестьянин  Истина  Общение   Подросток  Творчество Археолог  Общество

 Слайд 22.

Сравните 2 умозаключения. Выберите верное.

А

•              Все дети любят яблоки.



•                     Света любит яблоки.

•                     Следовательно Света ребенок. 

Б

•                     Все дети любят яблоки.



•                     Света – ребенок.

Следовательно, Света любит яблоки.



Слайд 23

Соотнесите название философского направления и содержание взглядов философов.

Слайд 24.

Давайте повторим, что мы узнали «Познание чувственное и рациональное, их взаимосвязь».

 

Как  используются чувственное и рациональное познание в учебно-познавательной деятельности?

Проверка задания «Виды познания».

ВИДЫ ЗНАНИЙ. Показ слайдов о видах познания.




Обыденно-житейское

Мифологическое

Религиозное

Научное


Лженаучное

Паранаучное

Художественное

Социальное познание

Самопознание


 Народные приметы.Во все времена люди следили за изменениями погоды и, наблюдая за растениями стали замечать, что они чутко реагируют на атмосферные процессы и изменения климата. Так родились народные приметы о погоде. Какая будет зима?

 Особенности научного познания.

         Ирина Артемюк , тема научной работы:

«К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЭЛЕВСИНСКИХ МИСТЕРИЙ НА КУЛЬТ ДЕМЕТРЫ И КОРЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛИТЫ С РЕЛЬЕФОМ   ИЗ СВЯТИЛИЩА БЛИЗ ГОРОДИЩА ГЕНЕРАЛЬСКОЕ ВОСТОЧНОЕ)».

Слайд. Познавательная задача №1. Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Слайд «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.


Учись учиться, не ленись,

Иди вперед, дерзай, трудись,

Все впереди у вас пока

Работа, дети и семья.

Ты развивай свой интеллект,

И помни, что ученье - свет.


 Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница