Урока литературы в 5-м классе. Класс: 5 Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И. С. Тургенева "Муму") Урок «открытия» новых знаний




страница1/3
Дата09.07.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3
Приложение 1.

Шамсивалеева Гулназ Музиповна

Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.

Класс: 5

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")


Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: обеспечение условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу  И.С.Тургенева «Муму»

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

  • освоить теоретико-литературные понятия;

  • совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

  • воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.

Средства обучения:

  • кластер «Средства создания литературного героя»,

  • памятки-инструкции

  • презентация




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организация начала урока .


Готовность класса. Приветствие.


Проверяют необходимые предметы на рабочем столе.


1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;



2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)



3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.




2. Мотивация


Дает установку:

1.Сегодня у нас урок-знакомство, что такое знакомство?

2. Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

3. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

4.Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

5.Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?




Ответы учащихся, вызывающие мыслительную деятельность.

1.Встреча, интерес, любопытство и т.д.

2. Обращали внимание на внешность, одежду, поведение, поступки, речь и т.д.

3. Нет , недостаточно.

4.Предполагаемые ответы: отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности





3. Целеполагание (постановка УЗ)


Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?


Ответы учащихся:

1.Необходима тема для общения.

2.Сегодня темой для общения будет образ Герасима.


1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.



2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.


4.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания: беседа по прочитанному тексту( дома ребята читали повесть «Муму»)

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…».

Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь.

(см. приложение)


Фронтальный опрос:

1.Какие чувства у вас возникали во время чтения?

2.Кто вызывал у вас эти чувства?

3.Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

4.Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым?

5.Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться? Почему именно с ним?

6.Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?

(см. приложение)

Средства создания литературного образа.

Предполагаемый ответ: Герасим- главный герой повести.

Запись темы в тетради: «Славный он был мужик…»


1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.



3) Регулятивные:

- контроль и оценка ,прогнозирование (при анализе учебного действия).




5. Планирование деятельности


Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь.

«Сегодня на уроке я хочу научиться… и (доказать мнение Тургенева о своем герое)…

В схеме мы видим слово «портрет». Поработайте со словарем, найдите определение портрета.


1.Сегодня на уроке я хочу научиться… и (доказать мнение Тургенева о своем герое)…

2.Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое.

Зачитывает вслух определение портрета.

«Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

(см. приложение)

Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов.




1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.



3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).




6.Этап реализации

Итак, портрет включает в себя не только описание внешности , но и другие качества героя, Сейчас мы с вами поработаем в группах, каждая группа получит свою памятку и составим свой рассказ о Герасиме.

Составление портрета литературного героя по памятке, опорным вопросам.



Работа по памятке-инструкции по группам

(см. приложение)

(физкультминутка перед выступлением групп)


1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;



2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)



3) Коммуникативные:

- умение работать в группе, находить общее решение;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


7.Итоги работы в группах.

1. Выслушаем ваши сообщения.

2.Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?



Выступление учащихся от каждой группы.
Ответы учащихся:

- Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

-  А вы могли бы назвать Герасима славным?

- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?




1)Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
3)Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками



8.Рефлексия.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить. Сегодня на уроке мы с вами работали над анализом образа главного героя. А дома вы докажете мнение Тургенева о своем герое.





1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.



3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).




9.Домашнее задание

Записать в тетради ответ на вопрос:«Почему автор назвал своего героя «славным»?




Предметные- уметь составлять письменную характеристику героя


1 группа
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

1. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:



  • Каким вы представляете Герасима?

  • Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?

  • Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?

  • Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.

  • Почему автор сравнивает героя с гусаком?

  • Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.

2. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

3. Сделайте выводы о качествах Герасима.

4. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

2 группа
Обязанности Герасима

1. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:



  • Чем занимался Герасим в деревне?

  • Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?

  • Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.

  • Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)

  • Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

2.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

3.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

4.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

3 группа
Интерьер (обстановка каморки Герасима)

1. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:



  • Найдите описание каморки Герасима.

  • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».

  • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?

  • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

  • Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

2.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

3.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

4.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы

4 группа
Поведение Герасима

1. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:



  • Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?

  • Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?

  • В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?

  • Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?

  • О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?

2.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

3.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

4.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

5 группа
Поступки Герасима, отношение к другим героям.

1. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:



  • Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.

  • Как Герасим относится к другим героям? Почему?

  • Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

2.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

3.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

4.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

Кластер
«Средства создания литературного образа»




Приложение 2.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по повести И.С.Тургенева «Муму»

Предмет Литература

Класс 5

Тема И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Литературный герой. Прототип.

Тип урока Урок изучения нового материала

Технологии: метод проектной деятельности

Задачи: 1. познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель;

2. развить интерес к личности писателя и его творчеству;

3. познакомить с историей создания рассказа «Муму»

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент


Загадка для учащихся

У нее четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
и плохих людей кусает!
Она бывает забияка!
Это кто у нас? (Собака!)


Приветствие учителя, отгадывание загадки

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;



2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)



3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.



Мотивация учебной деятельности

Ребята! Как вы думаете, почему именно эту загадку я вам загадала?

Запишите тему урока: И.С.Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.



Потому что мы будем изучать повесть И.С.Тургенева «Муму».






Целеполагание

Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; с историей создания повести.






1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.



2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.



3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.


Актуализация знаний


У вас на столах карточки, выскажите свое отношение к повести.

Понравилась - зеленая, не понравилась – белая

назовите героев повести

Что произвело на вас самое сильное впечатление в повести?




Главные и второстепенные герои

Герасим         Капитон

Барыня           Гаврила

 Муму            Татьяна

                       Степан

                       Дворня

Работа с цветными карточками

Составление кластера

Герасим

Капитон

Барыня                  Муму

Татьяна  Гаврила

Дворня     Степан
Почему Герасим, несмотря на сильную привязанность к собаке, все-таки утопил ее?


1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.



3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).



Этап реализации.


Организация деятельности учащихся по решению учебных задач

 Чтение статьи учебника с.188-189

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.



3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).



Работа в парах, группах.

Запись на доске

 1852 год – написание повести

1861г – отмена крепостного права

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме повести  «Муму



  1. Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

  2. Как вы считаете, что послужило поводом для создания повести «Муму»?

  3. Похож ли Герасим на своего прототипа?




Задание- прочитать и ответить на вопрос

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.



2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.



3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.


Рефлексия


Викторина по повести И.С.Тургенева «Муму»

Узнали ли вы что-нибудь новое на уроке? Выскажитесь, пожалуйста.



Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…


1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании


Оценки за урок

Дом.задание - написать сочинение, ответив на вопрос : «Почему Герасим, несмотря на сильную привязанность к собаке, все-таки утопил ее?»






1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



Приложение 3.

Технологическая карта

Тема: П.П.Бажов – мастер на все времена.

Сказ « Медной горы Хозяйка».

Тип: урок «открытия» нового знания.


Задачи:

- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

- освоить теоретико-литературные понятия;

- совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого;

- воспитать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности; - формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.

- на материале сказа показать стремление писателя донести мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.



Планируемые результаты

Предметные:

-познакомить учащихся с творчеством П.П. Бажова;

-ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различие со сказкой;


Метапредметные

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).


Личностные

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- смыслообразование;

- нравственно-этическое оценивание.






Межпредметные связи

Изобразительное искусство



Ресурсы урока: портрет сказочника, иллюстрации к произведениям, кроссворд, выставка книг;

Информационно-

Методические: http://festival.1september.ru/

http://images.yandex.ru/

http://schoolcollection.edu.ru/

Материально-

технические: Компьютер, презентация, мультимедийный проектор.


Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя


Мотивация познавательной деятельности

Организационный момент.

Мотивация к творческому труду.

Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к получению знаний.

Ответы учащихся.

- Человек прекрасен своей душой.

- Человек велик своими знаниями.

- А мне кажется, что человек прекрасен своим трудом.

- Это труд, в который вложена душа человека.

Учащиеся формулируют цели урока.

- Мы узнаем, кто такой Бажов, какие сказы он написал, кто является главными героями его сказов.

Актуализация знаний и постановка проблемы

( Стадия вызова.)


Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверюшкам:» Давайте, друзья, улыбнемся друг другу. С улыбкой любая дорога легка». Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнём наш урок.

На доске слова П.П.Бажова : «Чем велик и прекрасен человек?...

Ребята, как бы вы продолжили эту фразу?

Откроем продолжение этого предложения.

«Одухотворенным трудом…Вне труда нет и человека».

А как вы понимаете слова «одухотворенный труд?»

- Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке, что нового узнаем?

Да, вы правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством П.П.Бажова, с новым жанром – сказом, покажем его сходство и различие со сказкой, посмотрим на материале сказа стремление писателя донести мысль, что почет и уважение человеку даются по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой.




Актуализация необходимых знаний

Сообщение подготовленного ученика (Познавательные УУД)

В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын.

А уж красив уральский край так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдет по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.

Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит.

Так сын горного мастера, Павел Петр Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

Ребята думают над вопросом, отвечают.

- Бажов писал не сказки, а сказы.

- Это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Ребята обсуждают, выдают ответы.

(Коммуникативные УУД)

-В сказе обязательно есть достоверное описание чего-либо, в сказке этого нет; все герои сказки – вымышленные, а в сказе есть настоящие участники событий.




- Ребята, а что вы знаете о Бажове, авторе этого высказывания, о его читательской манере?

Бажов – не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право.

- Что мы знаем о писательской манере Бажова?

- А что такое сказ?

-Чем же сказ отличается от сказки?

Чтобы проверить, насколько вы внимательно читали дома текст сказа «Медной горы Хозяйка», отгадаем кроссворд.



1. Название рудника, где происходит действие. (Красногорский).
































































4С































8П






















Е































Р






















В































И
















6Я

Щ

Е

Р

К

А




9К

О

Р

О

Л

Е

К






















Р































А






















У































10З

А

Б

О

Й










Ш































Ч






















1К

Р

А

С

Н

О

3Г

О

Р

2С

К

И

Й










А
















У







Т




К








































М







Е














































Е







П














































Ш







А

























7Л

А

З

О

Р

Е

В

К

А




5Н

А

С

Т

Я


































И


































































































































































































































































2. Имя главного героя. (Степан).

3. Название горы. (Гумешки).

4. Место, за которыми были покосы. (Северушка).

5. Имя Степановой невесты. (Настя).

6. Животное, в которое превращалась Хозяйка Медной горы. (Ящерка).

7. Малахит невысокого качества. (Лазоревка).

8. Кого называли душным козлом? (Приказчика).

9. Малахит высокого качества. (Королек).

10. Место в руднике, где добывали руду. (Забой).





Организация познавательной деятельности

(Стадия осмысления)

Работают в группах, опираясь на напечатанные задания, быстро отвечают на вопросы.

- Очень давнее время, происходит действие на Гумешках, там, где добывали малахит.

- Один – молодой, другой – уже старый.

- «Этот и вовсе изробленный».

- Путники устали и прилегли отдохнуть.

- Коса у нее будто прилипла, платье из малахита.

- Он очень удивился, но не хотел показать, что испугался; кроме того, ему было очень интересно, что хочет ему показать Хозяйка.

- Кругом ящерки, будто малахитовый пол, оказывается, это – самый настоящий малахит лучшего качества.

Опираясь на текст сказа, интуитивно объясняют значения слов.

Познавательные , Коммуникативные УУД.

Работают в парах, формулируют, опираясь на начальные слова, вопросы репродуктивного и познавательного характера.

Записывают вопросы, затем отвечают.


Для дальнейшей работы мы разделились на группы, у каждой группы будет своё задание.

-1 группа - Где и когда происходит действие в сказе?

- Что знаем о героях?



2 группа. - Как о старом говорит рассказчик?

- Как происходит встреча с Хозяйкой Медной горы?



3 группа: - Чем Хозяйка отличалась от барышень, которых знал Степан?

- Почему Степан идет с ней в ее каменные хоромы?



4 группа:- Что еще необычного замечает вокруг себя Степан?).

Найти и выписать непонятные, незнакомые слова и подобрать синонимы. Давайте прочтем, что вы выписали. (внимание на экран)



Разговорные и просторечные слова из сказа

Синонимы из современного литературного языка

Парун чистый

Очень жаркий воздух

В горе робили

Работали в шахте

Протча там

Прочее, другое

Артуть – девка

Быстрая, подвижная

Стыдно обробеть

Пугаться, стесняться

Наигрыш вести

Притворяться

Земли незнатко

Земли не узнал

Время было - крепость

Было крепостное право

Всяко галились

Издевались, оскорбляли

Раз оплели

Провели, обманули

Вольную пиши


Документ, с которым крепостной отпускался на волю

А сейчас перед вами наши герои: Хозяйка Медной горы и Степан. Возможно, у вас возникли какие-либо вопросы, задайте их героям. Первый вариант задает «тонкие» вопросы, второй – «толстые».

«Толстые» вопросы


«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто вы?


Что вы делаете в Гумешках?

Когда происходит действие?

Мог ли Степан не пойти с вами?

Как звали тех, кто вас окружал?

Было ли у вас, Хозяйка, желание навсегда привязать к себе Степана?

Согласны ли вы, что поступили нечестно по отношению к Степану?

Верно ли, что вы, Степан, все же любили Хозяйку?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?




Хозяйке: - Зачем вам нужно было являться, когда встречен был Степан? (Мне было больно, что люди безжалостно уничтожают запасы горы, ведь малахит можно добывать небесконечно).

- Почему ваш выбор пал именно на Степана, ведь можно было опутать и другого рабочего? (Степан не побоялся бы выполнить мое приказание, он очень смел).

- Вы знали, что Степана накажут, высекут. Зачем же вы подвергли его опасности? (Степан – мужественный человек. Мне, конечно же, было его очень жалко. Но ведь должен был кто-то сказать правду душному козлу и отвадить его от рудника).

- Но ведь можно было просто спрятать малахит – и все. Почему вы все-таки отправили Степана на наказание? (Душной козел очень жадный, ему было нисколько не жаль бедных, изробленных рабочих, они бы работали бы впустую).

- Вы сильно огорчились, когда Степан отказался на вас жениться? (Да, очень сильно. Я полюбила Степана, но гордилась, что он держит слово, данное им невесте).

- Это вы сделали так, чтобы Степан умер от тоски? (Наверное, читатели все так считают, но это не совсем так. Ведь Степан приходит в день смерти на гору. Значит, что-то было в его душе нежное к Хозяйке).

- Почему вы плакали, когда он умер? (Степан – необыкновенный человек, он не женился на мне из-за моего приданного, не побоялся душного козла, не испужался наказания).

Степану: - Почему ты не побоялся порки и сказал душному козлу все, что велела Хозяйка? (Я никогда не боялся ни работы, ни наказания, и умел говорить правду. Кроме того, я поверил Хозяйке, ведь мы робили зря).

- Почему ты не женился на Хозяйке? (Я дал слово Насте – своей невесте, а ее богатства мне ни к чему, я человек простой, да и не смог бы жить в горе).

- Как ты думаешь, почему Хозяйка решила наказать приказчика? (Он безжалостный, жадный, измывается над рабочими. Хозяйка таких людей ненавидела).

- Почему ты решил найти малахитову глыбу во сто пуд? (Я хотел сделать счастливой Настю, ведь обещана была вольная).

- А почему тебе снова помогла Хозяйка? (Наверное, у нее очень доброе, хотя и каменное сердце, ведь я уже раз пострадал из-за ее слов).

- Почему ты не был счастлив, ведь был у тебя воля, жена, богатство, которое подарила Хозяйка? (Наверное, потому, что так захотела Хозяйка, ведь ей было до слез обидно, что женился я на Насте, да и люди обидели – столбы в церкву поставили).



Подведение итогов

Формирование личностных УУД:

- мотивация к творческому труду, к работе на результат.

- Человека помнят по его делам, что оставил он людям.


«На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». Как вы можете объяснить эти слова ?
Задание для групп: составить синквейн по сказу. Что понравилось, запомнилось, о том и напишите. Тема любая

Составим синквейны по данному произведению.(Образец)



Хозяйка

Каменная, жестокая.

Заманит, очарует, околдует.

Медной горы хозяйка,

Остерегайся!


Степан

Мужественный, изробленный.

Мечтает, работает, добывает.

Все же любит Хозяйку.

Жалко.


Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.
Писатель любуется своими героями, потому что трудом таких людей держится государство, крепнет мощь русской земли.


Дополнительный материал:

Сказы П.П.Бажова.





Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания : прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка», подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница