Урок внеклассного чтения в 5 классе «Человек труженик в произведениях А. В. Кольцова




Скачать 153.63 Kb.
Дата20.03.2016
Размер153.63 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Юловская основная общеобразовательная школа

Инзенского района Ульяновской области

Урок внеклассного чтения в 5 классе

«Человек - труженик в произведениях А. В. Кольцова «Косарь» и

И.С. Тургенева «Муму.»

Учитель русского языка и литературы

Кичуткина Любовь Алексеевна

2013г.


Урок внеклассного чтения в 5 классе

«Человек - труженик в произведениях А. В. Кольцова «Косарь»

и И.С. Тургенева «Муму.»


Цель урока:

  • дать детям общее представление о личности и поэзии

А. В. Кольцова и о месте его в русской литературе;

  • раскрыть образ героя-труженика, донести до учащихся мысль, что труд, как и другие виды деятельности, может доставлять удовольствие;

  • продолжить работу над выразительно-изобразительными средствами языка, учить сравнительной характеристике героев, развивать навыки выразительного чтения, умения находить в тексте нужные цитаты.


Оборудование к уроку:

  • портрет и стихотворения А.В. Кольцова,

  • рассказ И. С. Тургенева «Муму»,

  • репродукции картин Г. Г. Мясоедова «Косцы», А. А. Пластова «Сенокос»,


Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Формы обучения: эвристическая беседа, работа с книгой.

Ход урока
Организация класса

Цели:

-проверить готовность класса к уроку, восприятию учениками нового материала;

-создание необходимого эмоционального настроения;

-сообщение темы и цели урока.
Изучение нового материала.

Слово учителя о А. В. Кольцове

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года.

Отец его был прасолом. Прасол – это скупщик мяса и рыбы для розничной, мелочной распродажи, то есть отец будущего поэта был купцом и купцом повелел быть сыну. По словам поэта, его отец – «человек простой, купец, спекулянт, вышел из ничего, рожь молотил на обухе», был натурой жестокой, крутой, любившей, чтобы его боялись. Трепет перед ним был мерой почтительности к нему.

Причиной одной из горчайших драм поэта был он же, его отец Василий Кольцов. Зная, что Алексей без памяти полюбил служанку-красавицу, отец продал её. Насильно выдали её замуж, и вскоре она умерла. Пережитая драма глубокой болью отозвалась в душе Кольцова. Эта боль была неутихающей, жгучей. После перенесённой горячки поэт не смог окончательно оправиться. Мук этой несчастной любви хватило на всю его творческую жизнь.


Кольцов был народным поэтом по всему характеру творчества, отражавшему русскую народную жизнь, его природу и его труд. С детских лет вместе


со своим отцом он кочевал по обширным южным степям, близко
соприкасаясь с трудовой жизнью крестьян. И хотя семья поэта
жила не бедно, но ни отец, ни мать его не выходили из рамок и традиций простой народной жизни. К такой же жизни родител-
и -
готовили и
своего сына.

Поэт не получил хорошего образования. Он учился только-


в уездном училище. Его школой была степь, народ, народный труд и народная поэзия. Жизнь в по-
лях и степях давала ему материал для его поэтического твор-
чества.

Жизнь Кольцова сложилась трагично и прервалась как нед-


опетая песня: поэт умер 29 октября 1842 года от чахотки в расцвете творческих сил. Он похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже.

А. В. Кольцов принадлежит к тем русским поэтам,

которые пали жертвами тяжёлых условий жизни при самодержавно-крепостническом строе.

Как же отразилась в поэзии Кольцова «на-


родная жизнь», «её горе и радости»?

Никто так не воспел русскую раздольную степь, как Коль


цов. Труд и природа были основными мотивами его творче-
ства. Они воплощались в поэтические картины крестьянского
быта, в поэзию крестьянского труда с его горем и радостью и в
жизнерадостный гимн природе. Крестьянский быт, его труд и
природа сливались в его творчестве в нерасторжимое поэтиче-
ское единство, в великую поэтическую гармонию. Нужно было
обладать исключительно высокой нравственной мощью, чтобы в
те далекие времена, когда жизнь народа была бесправна и тя-
жела, находить в ней светлые стороны и превращать их в пер-
лы поэтического создания.

Его крестьянин-пахарь неразлучен с конём-пахарем. В по-


ле за трудом он весел:
Ну, тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.
Ну! тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин...

(«Песня пахаря»)

Воспел поэт и осенние работы крестьян по собиранию

обильного урожая:


Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;

От возов всю ночь


Скрипит музыка,
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко стоят,,
Подняв головы.

(«Урожай»)


Любимым образом его поэзии является образ труженика:
«пахарь», «косарь», «добрый молодец», «лихач-кудрявич». Его
герой бодро и радостно глядит на жизнь. Он не поддается ма-
лодушию. Беды и напасти не ослабляют его. Во всех горестях
есть у него прочная опора в труде и нерасторжимой связи с
природой.

Образ труженика-борца за свое счастье Кольцов наиболее я


рко изображает в стихотворении «Косарь» (1836), с которым вы познакомились дома. В этом стихотворении отразилась жизнь поэта. Кольцову так и не удалось вырваться из цепких рук отца-торговца. Не сложилась и личная жизнь поэта. Эхом несбывшейся мечты о любимой наполнены строки стихотворения.
Словарная работа.

-Все ли слова были вам понятны при чтении?

- Как вы понимаете слова и выражения: «в бесталанный час», «кудри чёрные лежат скобкою», «без сорочки я родился на свет»,

«староста», «казна»?



Краткий пересказ содержания стихотворения «Косарь»
Сообщение ученика.

С о д е р ж а н и е стихотворения заключается в следующем:
добрый молодец раздумывает, почему, несмотря на его кра-
соту, статность, честность и любовь к труду, староста, бога-
тый на селе крестьянин, не хочет выдать за него замуж свою
дочь Грунюшку.

Прошлой осенью


Я за Грунюшку,
Дочку старосты,
Долго сватался;
А он, старый хрен,
Заупрямился!
За кого же он
Выдаст Грунюшку?

Не возьму я в толк,


Не придумаю...

Наотрез старик


Отказал вчера...
Ох, не свыкнуться
С этой горестью!..
И вот добрый молодец решает купить себе косу новую,
отбить и наточить её, проститься с родным селом и отправиться
В края дальние… Степь раздольная

Что вниз по Дону, Далеко вокруг

По набережью. Широко лежит,

Хороши стоят Ковылём-травой

Там слободушки! Расстилается!..
Молодец думает заработать там своим трудом «денег приго-
ршни» и, вернувшись в «село родное», завоевать согласие
отца Грунюшки «золотой казной».

Анализ стихотворения.

Слово учителя.

Образ Косаря
Мечта Косаря — жениться на любимой девушке и зажить
счастливой семейной жизнью на основе свободного личного
труда. Косарь красив, здоров, силен, морально устойчив
и трудолюбив. От деда он унаследовал широкие плечи, от
«родной матушки» — «грудь высокую», а «кровь отцовская на
лице его в молоке зажгла зорю красную», всякая работа
у него «спорится». И такому молодцу не было счастливой доли
среди старого собственнического мира, где человека ценили
не по его личны м качествам, а по имеющемуся в его распоря-
жении количеству денег. Староста-кулак кичился своим богат-
ством, и его трудно было покорить личными достоинствами
человека. Косарь ищет выхода своему горю в труде, в приволье
родной степи:
Я куплю себе
Косу новую;
Отобью её,

Наточу ее,

И прости-прощай,
Село родное
Ритм и язык стихотворения
-Какие художественно-изобразительные средства языка вы знаете? Найдите их в стихотворении.

На фоне широкой, раздольной степи образ Косаря вырастает


в могучего богатыря-труженика, напоминающего нам бога-
тыря-пахаря Микулу Селяниновича. Для изображения могу-
чего труда Косаря поэт нашёл мужественный ритм, с одним
ведущим ударением в каждом стихе, так хорошо передающий
реальный ритм работы Косаря с косой. Вот строчки, создаю-
щие указанное впечатление:

Раззудись, плечо! Зажужжи, коса,

Размахнись, рука! Засверкай кругом!

В приведенных строчках звон косы хорошо передается


чередованием звуков: з, с, ж.

В последующем за этим двустишии повторяющимся звуком


ш создаётся впечатление шороха скашиваемой травы:

Зашуми, трава,

Подкошонная...

Язык стихотворения весь выдержан в стиле народной


поэзии. В стихотворении встречаются характерные для народ-
ных песен приемы:

1) Сдвоенные однородные слова:



прости-прощай, ковыль-трава.

2) Постоянные эпитеты:



грудь высокая, заря красная, заря алая, кудри чёрные,
лицо белое, глаза тёмные, село родное, степь раздольная, коса
вострая.

3) Бессоюзные сравнения:



грудь высокая — моей матушки, кудри черные лежат
скобкою, пускай дом его — чаша полная.

4) Повторение предлогов:

«что вниз по Дону, по набережью».

5) Олицетворение природы:

«широко ты, степь, пораскинулась», «ты пахни в лицо,
ветер, с полудня!», «освежи, взволнуй степь просторную!»,
«поклонись, цветы, головой земле!».

Из выразительных средств языка очень много встре-


чается восклицаний и обращений, обычно слитых вместе,.
что тоже весьма характерно для народной поэзии.

Вывод.

Таким образом, создавая картины из народной жизни,


поэтизируя народный труд и народные характеры, поэт в со-
ответствии с этим применял и народный стиль изображения.
В этом не было ничего искусственного, потому что и сам Кольцов был глубоко народным поэтом и для него народная
форма выражения эмоций была самым естественным условием
творчества.

-На предыдущих уроках мы с вами работали над образом тургеневского Герасима. Между Герасимом и Косарём


много общего. Теперь-
попытаемся определить, в чем сходство характеров Косаря и Герасима.

-

Работа с текстами

1вариант-характеристика Герасима

2 вариант-характеристика Косаря


(Результаты поиска записать и в тетра-


ди в виде следующей сравнительной характеристики.)
Сравнительная характеристика по сходству


Герасима

Косаря


Сила и здоровье

Герасим... мужчина двенадцати верш-
.ков роста (т. е. немного меньше двух
метров), сложенный богатырем. Он вы-
рос, немой и могучий, как дерево растет
ла плодородной земле.


У меня ль плечо шире дедова;
Грудь высокая-

Моей матушки.

На лице моём

Кровь отцовская

В молоке зажгла

Зорю красную.

Кудри чёрные

Лежат скобкою.




Связь с природой

Он шел; широко распахнулась его
грудь; глаза жадно и прямо устреми-
лись вперёд. Он чувствовал знакомый
запах поспевающей ржи, которым так
и веяло с темных полей, чувствовал, как
ветер, летевший к нему навстречу,— ве-
тер с родины — ласково ударял в его
.лицо, играл в его волосах и бороде

В края дальние
Пойдёт молодец;
Что вниз по Дону,
По набережью.
Хороши стоят
Там слободушки!
Степь раздольная
Далеко вокруг
Широко лежит,
Ковылём-травой
Расстилается!



Любовь к труду

И пошёл косить он по-старинному
косить так, что мужиков только пробирало,
глядя на его размахи да загрёбы.


Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Освежи, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Засверкай кругом!




Успех в труде

…дело спорилось в его руках.


Что работаю --

-
Всё мне спорится!





Проверка работы учащихся с помощью компьютерной презентации.

Вывод. Таким образом, сила и здоровье, связь с природой, любовь
к труду, успех в труде — вот существенно важные общие чер-
ты Герасима и Косаря.
Обобщение и вывод учителя.
Герасим мрачный, потому
что он несчастлив от природы и к тому же это тягловый кре-
постной мужик, жизнь которого в крепостную эпоху была
особенно тяжела. Несмотря на это, труд явился единственным
утешением и радостью для него. Косарь — жизнерадостный
человек; возможно, что он — вольный труженик, а может быть,
крепостной, но отпущенный на оброк (стихотворение не даёт от-
вета на этот вопрос). У Косаря нет имени. Это образ собирательный, это человек из народа, для которого любовь (к Родине, к женщине), удовольствие от труда, упоение природой – главное в жизни.

Во всяком случае труд для него и ра-


дость, и поэзия, и источник благосостояния.
Работа с репродукциями картин.
-Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции картин художников Г.Г. Мясоедова «Косцы» и А.А. Пластова «Сенокос». Рассмотрите их.

-В чём созвучны эти картины со стихотворением А,А.Кольцова «Косарь»?

-Какая из них может служить иллюстрацией к стихотворению «Косарь»?

-Передано ли в картинах отношение косцов к своему делу и как это реализовано художниками?

- Какие краски преобладают на полотне?

-Герои какой картины вам ближе? Аргументируйте свой ответ.



Работа над выразительным чтением стихотворения.
-А теперь я хочу, чтобы вы выразительно прочитали строки, которые произвели на вас сильное впечатление. Постарайтесь в чтении выразить свои чувства.
Рефлексия
!-урок понравился.

! ?-урок понравился, но возникли вопросы.

??-задания трудные, мне не всё понятно.

(-)-урок не понравился, задания трудные.


Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения «Косарь».


ЛИТЕРАТУРА


  1. Скатов Н, Кольцов. М., 1983 (Жизнь замечательных людей)

  2. В. Г. Белинский, Алексей Васильевич Кольцов (биографнческий
    очерк). Одна из первых биографий о Кольцове.-
    Собр. соч., М., 1948. А. В. Кольцов. Стихотворения. М., «Детская литература», 1979.

  3. М: Горький, О Кольцове. М. Горький, История русской лите-
    ратуры, ГИХЛ, М., 1939.

  4. В. А. Тонков, В. Г. Белинский и А. В. Кольцов, Воронеж, 1978.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница