Урок внеклассного чтения в 4 классе «Народные русские легенды А. Н. Афанасьева»




Скачать 88.44 Kb.
Дата03.04.2016
Размер88.44 Kb.
Урок внеклассного чтения в 4 классе

«Народные русские легенды

А.Н. Афанасьева»


Мачалкина Людмила Вячеславовна

учитель начальных классов

МОУ Октябрьская СОШ

Поворинского района




Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью воронежского учёного-этнографа А.Н.Афанасьева; вызвать интерес к фольклору, раскрыть их мудрость, их глубокий и поучительный смысл, гуманистический пафос и патриотические чувства их создателей; учить анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра, анализировать поступки героев легенд, выражая свое отношение к ним;

способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

воспитывать патриотические чувства, нравственные качества через эмоциональное восприятие произведения.

Ход урока.


  1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

  2. Работа по теме урока.

  1. Вводное слово учителя. Подготовка к восприятию.

- Историки считают, что самые старые фольклорные произведения возникли задолго до появления письменности. В летопись фольклорные произведения попали не как художественные произведения, а как исторические документы, свидетельства о том времени, когда еще не могло быть письменных документов. На ранних этапах жизни человечества сказки, легенды, песни пелись и рассказывались с какой-то практической целью. В них сохранялась память о событиях прошлых лет, закреплялся трудовой опыт, наблюдения над явлениями природы, Жизнь народа, его история нашли своё отражение не только в летописях, документах и книгах, но и в преданиях, сказаниях, сказках и легендах.

Как сказал один воронежский автор, «легенды – это та же часть культуры, как и летописи. Разница лишь в том, что это не прямое отражение исторической действительности, а преломление её через народное сознание. Легенды – это наша неписанная история. Только благодаря им наше представление о прошлом сводятся не к сухим датам и летописным сводам, а наполнены живыми образами героев».

Иногда легенды тесно переплетаются с реальными событиями. Порой, даже трудно отличить, где легенда, а где быль. Бывает, редкие события, не зафиксированные документами, превращаются в легенды. Легенды как вид произведений были популярны ещё в средневековой письменности. Термин «легенда» означал то, что должно быть прочитано. Впоследствии его значение расширилось.

Выражаясь официальным языком, легенда – это прозаический, эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествующих о прошлом.

Легенды – сложный жанр. Чаще всего эти сюжеты содержат один эпизод. Их форма свободная, темы и мотивы самые разнообразные. Они самобытны. В них отражены черты быта, традиции, обычаи русского народа, часть истории. В какой-то мере легенды являются произведениями искусства устного слова. Они производят большое впечатление, если их рассказывают хорошие мастера слова.


  1. А.Н.Афанасьев и воронежский фольклор

-Воронежский край, богатый самобытными, яркими именами поэтов, писателей и художников вправе гордиться таким его сыном, как А.Н.Афанасьев. Не случайно самые живописные места Воронежской губернии - Богучарский и Бобровский уезды, - расположенные по берегам Дона и Битюга, стали родиной будущего ученого.

Александр Николаевич Афанасьев - фольклорист, мифолог, историк литературы, библиограф - известен каждому человеку, занимающемуся изучением русской народной культуры. А издание «Народных русских сказок» принесло ему всенародное признание.

Биография А.Н.Афанасьева дает нам ряд примеров, в которых наиболее ярко проявились такие черты его характера, как независимость, нетерпимость к насилию, самодурству, унижению личности, а также воля и стремление к учебе, всепоглощающая любовь к книге.


  1. Сообщения учащихся о жизни и деятельности А.Н.Афанасьева.

  2. Обобщение учителем о жизнедеятельности А.Н.Афанасьева.

Несмотря на отмеченные недостатки в обучении, гимназия, разумеется, много дала Афанасьеву. Он с благодарностью вспоминает преподавание законоучителя отца Владимира, «человека доброго, ласкового и обходительного», учителей истории и математики, физики. Преподавание же русской словесности оставляло желать лучшего. «Набожный наставник» делал упор в преподавании исключительно на произведения духовного содержания, с современной русской литературой практически не знакомил. «Исключение делалось только в пользу Муравьева и Жуковского». [1]. Другой учитель обращался к русской словесности, но давал оценки полностью противоположные истинному положению вещей. «Марлинский был похвален, Гоголь невыгодно выставлен, его комедия «Женитьба» названа сальною, древняя литература до Ломоносова признана несуществующею». [1] Интересно, что особое возмущение вызвал у ученого-мифолога тот факт, что на занятиях приводились только два каких-то стихотворений «о Перуне и Бабе-Яге, весьма недавнего и плохого сочинения, в пример мифологических преданий о древнейшей словесности! О Кирше Данилове и народных песнях он не заикнулся» [1].

Работы Афанасьева отличаются ярким, искренним, звучным слогом. О чем бы ни писал автор, он тут же увлекает читателя, ведет за собой. Вот, например, как пишет он о почитании огня и очага в русском доме: "Очаг домашний был самое священное место; от него религиозный характер перешел на все жилище, в стенах которого возжигался на очаге обожествленный огонь. Изба для славянина была поэтому не только домом в обиходном смысле этого слова, местом жилья; она представлялась ему таинственным капищем, в котором пребывало благотворное светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого пената. Изба была первым языческим храмом. Оттого слова хоромы (дом, жилище) и храм (освященное место богослужения) - филологически тождественны" [6].

Такими произведениями были, в первую очередь, русские народные сказки. Именно издание сборников русских народных сказок "прославили его имя во всем культурном мире и составляют национальное достояние по сегодняшний день" [5], - отметил В.Я.Пропп. - "Если бы Афанасьев оставил нам только теоретические труды, его имя заняло бы свое место в истории фольклористики, но не было бы так популярно, как сейчас. Лучшее, что оставил Афанасьев, это его "Народные русские сказки". Он глубоко любил сказку и хорошо понимал ее поэтическую красоту. Эта теплота отношения к народной поэзии, а не абстрактно-теоретические построения, и были тем внутренним стимулом, который руководил Афанасьевым при создании сборника сказок" [5].


  1. Физкультминутка.

  2. Знакомство с легендами.

Учитель: В свой сборник сказок А.Н.Афанасьев не включил легенды, так как вполне справедливо считал их особым жанром. Действующими лицами легенд являются персонажи Ветхого завета - Ной, Соломон; Нового завета - Христос и его апостолы или святые - Георгий, Касьян, Никола и др. Сборник "Народные русские легенды" был издан в 1859 году в Москве в издании К.Солдатенкова и Н.Щепкина тиражом в 1200 экземпляров и был раскуплен в три недели. В том же 1959 году этот сборник был издан А.И.Герценом в Лондоне. "Предполагается, что лондонское издание опережало московское, и набор в московской типографии осуществлялся по печатному тексту лондонского издания, а не по рукописи" [10].

Сборник состоял из 33 легенд. Сюда вошли записи самого А.Н.Афанасьева, собрания В.И.Даля, П.И.Якушкина, П.В.Киреевского. Однако наряду с собственно легендами - устными прозаическими рассказами религиозного, духовно-нравственного содержания - в сборнике имеются духовные стихи ("Егорий Храбрый"), тексты, взятые из старинных рукописей 18 века ("Повесть о бражнике").



  1. Знакомство с легендами и их анализ.

-Среди легенд, записанных самим А.Н.Афанасьевым в Воронежской губернии, можно выделить несколько типов. (Записаны на доске). Это легенды о хождении Христа и апостолов между людьми.

Чтение легенды №3 "Бедная вдова". Обсуждение. (Христос ходит по деревням и испытывает людей: посылает сокровища богачу, прибавляет новые страдания бедным, но зато небесное правосудие в будущем дает каждому по заслугам.)

-Есть легенды о попытках черта соблазнить праведного пустынника.



Чтение легенды №20 "Пустынник и дьявол".

-Наконец, есть легенда чисто дидактического содержания, в которой рассказывается, какая судьба ожидает себялюбивых людей, неблагочестивых (не творящих молитвы)



Чтение легенд № 21 "Пустынник".

Анализ легенд, обсуждение.

Легенды, записанные А.Н.Афанасьевым в Бобровском уезде, обстоятельны, обладают яркой образностью. Характеры главных персонажей (Христа, апостолов, благочестивой вдовы, богатого мужика, бессчастного мужика, горького пьяницы) типичны. Особенно это касается легенд «Бедная вдова» и «Пустынник». Поведение героев, как и принято в легендах, полярно: богатый мужик не пускает на ночлег Христа с апостолами, идущих по дороге под видом простых людей; недоволен, что ему мало досталось золота, хотя их была целая бочка. Вдова же - «бедная, прибеднеющая»,- как и положено проявляет гостеприимство, отдавая им последнюю «махонькую краюшечку хлеба и горсточку мучицы». За это Христос являет чудо. Без такого явления немыслима ни одна легенда. Краюшечка хлеба накормила всех - и гостей, и хозяев, а горсточки муки удалось напечь много блинов, да еще и на другой раз осталось. Вдова приветлива с гостями, ласкова, постоянно славит бога, несмотря на то, что ее жизнь очень трудна.



Вопросы для обсуждения.

-Как вы думаете, кому присуще такое качество как «милосердие»?

-Можете ли вы привести пример из жизни, который бы доказал, что вы действительно поняли что такое милосердие?

- Как бы вы поступили на месте героев? Почему?

-Как вы думаете, какими качествами можно наделить других героев легенд? (На доске и в тетради составляется таблица, разделенная на две колонки (положительные герои и отрицательные герои), в которую дети заносят героев, объясняя, почему они так их делят).

5. Заключительное слово учителя.

-Народные легенды привлекали А.Н.Афанасьева заметной связью с древнейшим поэтическим творчеством народа. "Это все памятники глубокой старины, того давно прошедшего времени, когда благочестивый летописец, пораженный действительным смешением в жизни христианских идей и обрядов с языческими, назвал народ наш двоеверным" [11]. В предисловии Афанасьев особо выделил следы тотемических представлений в народных легендах, например: "Медведь, говорят поселяне, был прежде человеком, он и теперь пьет водку, ест хлеб, ходит на задних лапах, пляшет и не имеет хвоста. Когда-то в старину странствовали по земле св. Петр и св. Павел. Случилось им проходить через деревню около моста. Злая жена и муж согласились испугать святых путников, надели на себя вывороченные шубы, притаились в укромном месте, и только апостолы стали сходить с моста - они выскочили им навстречу и заревели по-медвежьи. Тогда св. Петр и св. Павел сказали: "Щоб же вы ривили отныни и до вика!" С той самой поры и стали они медведями. Такой рассказ можно услышать от поселян Харьковской губернии" [11].

-Сборник пропустила светская цензура, духовная цензура сразу же после его выхода отметила отрицательное, насмешливое отношение к церковной морали ("печатное кощунство и поругание"), и хотя сборник уже вышел, наложила запрет на его переиздания. Запрет был снят только в 1914 году, тогда же "Легенды" вышли двумя изданиями в Москве и в Казани.

V. Итог. –Какой вывод сделали для себя после нашего урока?

- "Кончина Афанасьева стала для отечественной науки потерей невосполнимой, ибо был он не просто выдающимся исследователем (каких немало в русской науке), но ученым мыслителем, намного опередившим свое время. Россия демократическая Афанасьева помнила и справедливо предрекала его трудам великое будущее. И.С.Тургенев в письме к А.А.Фету от 8 января 1872 года так откликнулся на известие о кончине ученого: "Недавно А.Н.Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения" [12].

- Будем же и мы, земляки ученого, писателя, издателя помнить о его великом вкладе в русскую культуру.

Литература


1. Афанасьев А.Н. До гимназии и в гимназии.// А.Н.Афанасьев. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. - М., 1986.

2. Фольклор Воронежского края. Библиографический указатель. Сост. В.А.Павлова. -Воронеж, 1965.

3. Афанасьев А.Н. Московский университет (1844-1848 гг.) // А.Н.Афанасьев. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. - М., 1986.

4. Грузинский А.Е. Афанасьев (Биографический очерк), с.ХУ1.// Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. - Т.1, 1897. Цит. по ст. Налепина А.Л. Археолог славянских древностей. // А.Н.Афанасьев. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. - М.,1986.

5. Пропп В.Я. Предисловие. // Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в 3-х томах. -Т.1. - М.., 1957.

6. Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина. // А.Н. Афанасьев. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. - М., 1986.

7. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в 3-х томах. - М., 1957.

8. Народные сказки Воронежской области. Современные записи. Под ред.А.И.Кретова. - Воронеж,1977.

9. Афанасьев А.Н. Предисловие ко второму изданию "Народных русских сказок". // А.Н.Афанасьев. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. - М.,1986. - с.120-128.

10. Кузнецова В.С. Предисловие. // Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. -Новосибирск, 1990.



11. Предисловие А.Н.Афанасьева к его собранию народных легенд. // Народные русские легенды А.Н.Афанасьева. - Новосибирск, 1990.

12. Налепин А.Л. Археолог славянских древностей. //Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор.Литература. - Москва, 1986.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница