Урок толерантности




Скачать 78.72 Kb.
Дата02.07.2016
Размер78.72 Kb.
Урок толерантности.

Подготовила педагог психолог МОУ ООШ № 36 С.Ю.Дроздова
Цель урока: воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1.Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.

2. Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.

3. Опыт общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму.


Добрый день мальчики и девочки, юноши и девушки!
Учителя и ученики, двоечники и отличники, уверенные и сомневающиеся, правые и ошибающиеся.Добрый день!

Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами попробуете сказать, что означает слово "толерантность".


Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;


И для детей
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах или селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

О чем это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом).

 Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

(Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо).

Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложение о проведении 1 сентября уроков толерантности.

"Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу", - считает Д.А. Медведев.

Афганистан, Чечня, Франция в огне. Война в Косово, Израиле. Убийство иностранных студентов в крупных городах России. Признание Осетии и Южной Абхазии. Кому – если не нам – жителям России, гражданам мира – формировать это сознание? Что нужно для противостояния этим войнам?

Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории.


Но страдает простой, ни в чем не повинный народ.

Нетерпимость затрагивает многие нравственные вопросы. Так было всегда. Последние десять лет нетерпимость неразрывно связана с политикой. Она все шире рассматривается как основная угроза демократии, миру и безопасности. Нетерпимость – основная причина войн, религиозных преследований и идеологических противостояний в мире. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет к культуре мира. Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Д о с к а:

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранить свои собственные принципы, стремиться к тому , чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.




16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. Этот день считается Международным Днём толерантности.

Академик Дмитрий Лихачев писал: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно, если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому сохранить себя, свой язык, свою культуру». Под этими словами могут подписаться еще не одно будущее поколение.

Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне Учитель.

О Великой Отечественной войне сказано и написано немало, однако редко можно услышать и прочитать о том, что народы всех союзных республик бывшего СССР, посылали своих сыновей для выполнения задач по защите Отечества. Равную ответственность за судьбу единого Отечества несли представители всех наций и народностей страны. Национальные формирования выполняли свои задачи, действовали в едином строю со всеми частями Советской Армии и вписали немало ярких страниц в эпопею всенародной борьбы. Героически сражались у стен Сталинграда узбекские и казахские соединения. В боях за Одессу прославилась 95-я Молдавская стрелковая дивизия. На Дону отличилась 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. 89-я Армянская стрелковая дивизия победно пронесла свои знамёна от Кавказа до Берлина.

Известно огромное количество примеров проявления массового героизма воинов всех национальностей.

В 1943 году политрук Ю. Казьмин писал с фронта: “Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем её потому, что дерёмся не только за свою жизнь; мы думаем в бою о жизни мальчика – узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых – Родину”.

В 1941 году геройски погиб политрук Андрухаев, адыгеец по национальности, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. С возгласом: “Русские не сдаются”, - он взорвал последней гранатой себя и окружавших его фашистов.

Весной 1944 года в Крыму, в ауле Ашага-джали, вместе с семью русскими разведчиками в плен к фашистам попал аварец Магомед-Загид Абдулманапов. Русских они расстреляли, не добившись от них никаких сведений, и в ярости набросились на горца. “Ну, они русские. А ведь ты - аварец. Ты чужой для них! Что же ты молчишь?” - кричали ему. “Мы все – русские, мы все дети одной матери – Родины!” - гордо ответил боец. Расул Гамзатов в стихах, посвящённых герою, писал:

Мы – братья, дети мы одной страны.
Солдаты Родины, её сыны.
О люди! Не простые те слова;
В них наша, правда, вечная жива.
Пред смертью их сказал солдат России,
И гордо повторяют все живые.

Среди более 11 тысяч героев Советского Союза – представители более 60 народов. В их числе 8181 русских, 2072 украинцев, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казаков, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 39 башкирцев, 32 осетина и другие.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулась блестящая плеяда советских полководцев. Среди них: русские Н.Н.Воронов, Г.К.Жуков, И.С.Конев, украинцы А.А.Гречко, П.С.Рыбалко, армяне И.Х.Баграмян, А.Х.Бабаджанян, грузин К.Н.Леселидзе, осетины И.А.Плиев, Х.Д.Мамсуров и другие [ 3] .

Россия многонациональная страна, и тот уровень её развития в различных областях человеческой деятельности, достигнут благодаря огромному вкладу представителей разных национальностей.

Отличительной характеристикой Краснодарского края, как субъекта РФ, является проживание в нем множества переселенческих групп. Основной массой является русское население, в соседстве с которым разместились горские и степные народы. В настоящее время на территории Краснодарского края проживают представители более 90 национальностей. Многонациональность делает край богаче, ибо каждый народ приносит яркие краски своей культуры, интересные особенности быта, веками накопленный опыт и многое другое, что является ценным и для людей других национальностей.

“Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО)



«Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Добрый,
Умный,
Смелый,
Сильный,
Улыбчивый,
Преданный,
Честный…

  Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

А посмотрите обладают ли этими качествами герои одного известного мультфильма «Люди как птицы»? И почему этот мультфильм так называется.

(Просмотр мультфильма).

В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей .

А теперь послушайте «Правила толерантного общения»:


  • Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

  • Уважай собеседника.

  • Отстаивай своё мнение тактично.

  • Не делай другому того, от чего больно тебе.

  • Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

  • Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.


Иная птица людям доверяет
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И веря людям, не боится их.


Спасибо ласточкам, что с нами дружат.

И к людям обращаюсь я сейчас.

Я говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас
.

К. Ломиа (абхазский поэт)

Уважаемые учащиеся! Хочется выразить надежду, что сегодняшнее наше общение оставило не только информационный след в вашей памяти, но и затронуло самые тонкие струны вашей души. Будет весьма полезным, если вы научитесь проявлять тёплое, толерантное поведение по отношению к своим друзьям и близким, знакомым и незнакомым людям, и тогда каждый из вас почувствует это тепло по отношению к себе.

Наша школа – это большая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, чтобы не было раздоров и ссор.


Приложение 1.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница