Урок «Смысл жизни» Дисциплина «Основы философии»




Скачать 205.97 Kb.
Дата13.07.2016
Размер205.97 Kb.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Урок

«Смысл жизни»

Дисциплина «Основы философии»

Специальности:

050146 «Преподавание в начальных классах»

050148 «Педагогика дополнительного образования»

051001 «Профессиональное обучение»

Автор: преподаватель общественных

дисциплин высшей категории Давитян Т.Р.

Пермь, 2014
АННОТАЦИЯ

Методическая разработка урока «Смысл жизни» по дисциплине «Основы философии» предназначена для проведения урока в группе студентов, обучающихся по специальностям педагогической направленности. Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Урок «Смысл жизни» - завершающий курс дисциплины. В соответствии с ФГОС и рабочей программой студенты должны:



  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

  • организовывать собственную деятельность;

  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии;

  • работать в коллективе и команде;

  • ставить цели, мотивировать свою деятельность, быть ответственным;

  • определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

Поэтому целесообразно использование проблемной технологии и использование деятельностного подхода. Это помогает осознавать содержание и формы своей учебной деятельности, понимать и принимать систему ее норм, активно участвовать в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию их общекультурных и деятельностных способностей.

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены анализ, обработка и систематизация уже известной и вновь полученной информации, участие в беседе, формулировка выводов, самооценка своей деятельности.

Урок построен с учетом здоровьесберегающих технологий: в основе рассуждений студентов лежат заранее приготовленные ими афоризмы, сочинения, выводы о смысле жизни. Задания интересны и посильны. Материал урока представляет интерес для студентов различного уровня знаний по основам философии.

При подготовке к уроку были использованы:



  1. ФГОС СПО.

  2. Бабаев Ю. В. Основы философии. – Ростов-на-Дону, 2009.

  3. Ермаков И.Р. Философия. – М., 2010.

  4. Краткий философский словарь. – М., 2014.

  5. Давитян Т.Р. Учебное пособие по дисциплине Основы философии: теория и структурно-логические таблицы. Пермь. 2010 г.

  6. Видеоролик о смысле жизни. http://www.youtube.com/watch?v=i6j0jp_lbPw

  7. Притча о смысле жизни «Полная банка». http://www.youtube.com/watch?v=UyUBXDz7rLI



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



ЭТАП УРОКА




ВРЕМЯ ЭТАПА


ЗАДАЧИ ЭТАПА


СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДЫ

И

ПРИЕМЫ РАБОТЫ


СРЕДСТВА

ОБУЧЕНИЯ

1

2

3

4

5

6

7

Организацион-

ный момент





1



Ориентировать на сотрудничество


Приветствие.

Сообщение темы, целей и задач урока



Фронтальная.



Словесный





Этап мотивации к учебной деятельности

13

Мотивировать к изучению темы через пробуждение интереса к ней, её актуальности для современного человека. Формировать ориентировочную основу действий.

Визуальное знакомство с содержанием темы. Озвучивание задания перед прослушиванием притчи с целью организации подготовки студентов к самостоятельной работе с информацией для достижения цели урока.

Фронтальная.


Словесный



Притча, электронная презентация, Рабочий листок

Актуализация знаний

6

Формировать знания и умения по теме урока, организовать рефлексию усвоения знаний и умений.

Студенты самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, разбирают понятие «Жизнь». Дают философское определение понятию «Жизнь», заполняют Рабочий листок.

Фронтальная,

Индивидуальная





Письменная и устная текущая рефлексия.


Глоссарий,

Электронная презентация,

Рабочий листок.


Систематизация материала

10

Повторить ранее изученную тему «Немецкая классическая философия», соотнести её с данной темой, сформулировать выводы на основе 4-х источников:

  1. афоризмы о смысле жизни;

  2. домашние сочинения о смысле жизни;

  3. видеоролик о смысле жизни.

  4. презентация о смысле жизни




Обращение к философии Гегеля, к Триаде. Заполнение схемы в соответствии с его философией, используя понятия «Жизнь», «смысл жизни» от абсолютной идеи, через её «инобытие» к абсолютному духу. Используя предложенные источники, определить смысл жизни для себя.


Фронтальный, индивидуальный

Словесный метод,

Письменная и устная текущая рефлексия



Электронная презентация,

Рабочий листок.



Контрольный этап

6


1. Проводят самооценку деятельности.

2. Выставляют общий балл.



  1. Проводят самопроверку.

  2. Проводят самооценку своей деятельности.




Индивидуальная

Письменная итоговая рефлексия

Электронная презентация,

Рабочий листок



Подведение

итогов.




2


1. Сравнить общие компетенции ФГОС, критерии в рабочем листе и самооценку.

2. Рекомендации.





1.Сравнивают со своими достижениями на уроке:

  1. уровень компетентности по определённым критериям,

  2. уровень самовоспитания,

  3. уровень самообразования.

2. Сдают Рабочие листы.




Фронтальная,

Индивидуальная




Словесный метод. Мысленная заключительная рефлексия


Электронная презентация,

Рабочий листок




Домашнее задание

1

Повторение. Прочитайте притчу о смысле жизни «Полная банка». http://meditation-portal.com/polnaya-banka/.





Фронтальная

Словесный метод

Электронная презентация,



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1. Тема урока: «Смысл жизни».

2. Цели урока:

2.1. Образовательные: рассмотреть понятие «смысл жизни» - как важный ориентир, определяющий:

  • поведение,

  • отношение личности к себе и к обществу,

  • понимание своего места в обществе;

  • осмысление социального значения своей деятельности,

  • моральные установки.

2.2. Развивающие: развитие навыков работы с информацией на бумажных носителях и из видеоматериалов, умение высказать свою точку зрения, анализировать материал и процессы, формулировать выводы, выбирать нужную информацию.

2.3. Воспитательные: формирование критичности мышления, ответственности и самостоятельности в работе.

3. Формирование компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

4.Тип урока: комбинированный урок.

5.Технология: проблемная, развивающая, ИКТ.

6. Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

7. Оборудование урока: тест, лист самооценки, видеоролик о смысле жизни, электронная презентация.

9. Используемые методы обучения:



  • словесный: рассказ, беседа

  • наглядный: просмотр видеоролика, электронная презентация;

  • практический: заполнение Листа студента, выполнение теста, самооценка знаний.

  • рефлексивный: устная и письменная текущая рефлексия, письменная итоговая рефлексия, мысленная заключительная рефлексия.

10. Принципы:

  • коммуникативности;

  • деятельности;

  • системности;

  • наглядности;

  • доступности.

11. Учебно-методическое обеспечение урока:

  • дидактические средства: терминологический словарь

  • методические средства: тест, видеоролик, электронная презентация, рабочий листок.

  • технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

12. Прогнозируемый результат:

Студент должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста; оперировать философскими категориями.

Студент должен знать: основные категории и понятия философии: бытие, абсолютная идея, философия природы, абсолютный дух, смысл жизни, материя, пространство, время, экзистенция.


Технологический этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время мин

1. Организационный этап

Приветствие

Сообщение темы и цели урока: рассмотрим понятие «смысл жизни» - как важный ориентир, определяющий:

  • поведение,

  • отношение личности к себе и к обществу,

  • понимание своего места в обществе;

  • осмысление социального значения своей деятельности,

  • нравственный стержень, на котором крепятся моральные установки.

Задачи:

Перед вами Рабочий лист, который вам необходимо заполнить в течении урока. Он содержит



  • тест, ответив на который вы сможете дать определение понятию «жизнь»;

  • ключевые понятия Триады Гегеля, поработав с которыми вы сможете наполнить понятие «жизнь» смыслом;

  • лист самооценки, который поможет вам определить, на сколько способны вы соотнести теорию жизни с реальностью




Слушают

Рассматривают Рабочий лист



2

2. Этап мотивации к учебной деятельности


1. Бег Жизни.

Задание: прочитаю вам притчу. А вы на Рабочем листе по мере прочтения запишите свои мысли, вопросы, предложения, сомнения, предпочтения и т.д.

Краткое содержание: судьба готовит повороты для Жизни. Но Жизни некогда повернуть и вскоре она оказалась около могилы. Её время закончилось, но цели не достигнуты.



Жизнь мчалась семимильными шагами, а следом семенила Судьба и уговаривала:

- Да не беги ты так, горе ты мое, сил уже нет никаких! Тут за бугром будет поворот, замечательный поворот, такие повороты мало кому достаются. Припасла я для тебя, от других оторвала. Буквально из зубов вырвала. Но, жизнь, то ли не слышит, то ли о чем-то задумалась — чешет мимо поворота.

- Ты чего делаешь? — надрывается Судьба.

— Я ж для кого старалась? Такой поворот! Ты учти, такие повороты дважды не даются! – А жизнь чешет дальше, на Судьбу не оглядываясь.

- Поворот! — кричит Судьба.

Жизнь — мимо поворота. Судьбе давно бы отстать, ну ее, эту ненормальную. Но Судьба чувствует ответственность. Ей эту Жизнь доверили, сказали — смотри! Было б на кого смотреть: впереди одни пятки мелькают.

Потом и они перестали мелькать. Устала жизнь, присела на бугорок, призадумалась. Ладошку ко лбу приставила, оглядывается на пройденный путь. Подбегает Судьба. Совсем запыхалась. Пропади она пропадом, такая работа. Присела рядом, отдышалась, высморкалась.

- Ну, - спрашивает. - - А теперь чего будем делать?

Жизнь говорит:

- Да вот я смотрю: что-то мы с тобой пропустили.

-Пропустили! — подбоченилась Судьба.

- Нет, вы только на нее посмотрите! А кому я говорила, кому кричала, кому плакала навзрыд?

- Что ты имеешь в виду? — спрашивает Жизнь, приходя в себя и уже собираясь бежать обратно.

- А то. Теперь чего оглядываться. Поздно. Повороты назад у нас не предусмотрены.

Жизнь, как водится, со скандалом. Как, да почему? Кто здесь заведующий? Они все такие, жизни, им сразу все подавай. Потом заплакала. Как же это она все пропустила? Стала жаловаться на судьбу. А кому жаловаться? Взяла себя в руки. Утерлась, приободрилась.

- Тогда, — говорит, — вперед. Вперед и только вперед! До новых поворотов!

- До каких поворотов? — Судьба аж сплюнула. — Тьфу, на тебя! Ты погляди, на чем сидишь: это же могила!

  1. Задание: ответьте на вопросы:

  • Какие мысли, вопросы возникали у вас во время прослушивания притчи?

  • Стоит ли жизнь того, чтобы её прожить?

  • Имеет ли всё это смысл?

  • И если да, то какой?

  • Можно ли выбрать такой смысл, чтобы жизнь наполнилась удовольствиями и наслаждениями, а не представляла из себя гонки.

  • Или чем-то ещё можно наполнить жизнь?

  • Для чего?

Резюме: эта притча в духе китайских даосов. Они утверждали, что судьба ведёт человека по жизни или тащит, если он сопротивляется.




Слушают притчу, делают для себя пометки

Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы:

Жизнь в любом случае нужно прожить. Все знают, что она начинается с рождения и заканчивается смертью для конкретного человека, но не для человечества. Она будет продолжаться в детях. Жизнь может приносить удовольствие. А может приносить несчастья. От человека зависит как она сложится.


7

  1. 3. Этап актуализации знаний.




Что значит «жизнь?»

3.1. Каждый ответит по-своему. Но есть абсолютное понятие жизни из словарей, например:



  1. Жизнь, отрезок между двумя датами, миг между прошлым и будущим, рождением и смертью.

  2. Жизнь — активная форма существования материи.

  3. Жизнь – (от слова «живот») – житие, бытие;

  4. Жизнь – состояние особи, существование отдельной личности.

3.2.Задание: соотнесите каждую фразу с философскими категориями:



  1. Жизнь тождественна бытию.

  2. Жизнь бывает в пространстве и времени.

  3. Жизнь не может быть без материи.

  4. Жизнь экзистенциальна, принадлежит субъекту.

3.3. Задание: дайте определение понятию «жизнь»:


Отвечают на вопрос:

1 – 2


2 – 3

3 – 1


4 – 4

Жизнь – это активная форма существования материи в пространстве и времени, выражающаяся в экзистенции субъекта.




5

4.Этап систематизации материала.

4.1. Жизнь – это «виртуальная ёмкость», которую следует наполнить.

Триада Гегеля.

Есть такое понятие «вульгарный материализм», представители которого отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей: «мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь. Также: если «жизнь» - это виртуальная ёмкость, то попробуем наполнить её.

Но вначале вспомним философию Гегеля и его Триаду:


«Наука логики» (абсолютная идея - тезис)

Философия природы» (природа - антитезис)



«Философия духа» (абсолютный дух - синтез)




основа всего сущего - абсолютная идея (или мировой разум: или «Мировая душа»). Например, понятие «Жизнь» - это идея (абстракция)

природа есть «инобытие» абсолютной идеи, царство, «окаменевших» понятий. Например, «Смысл жизни» – это антитезис, не идея, а твоё бытие, которое может сложиться не так как ты замыслил (реальность)

Абсолютная идея оказавшись в «природной оболочке» стремиться к самой себе. Например, понимание смысла жизни и стремление его возвысить - это твоя духовность, которая есть синтез тезиса и антитезиса







4.2. Спрос рождает предложение.

«Тот, кто ответил себе на вопрос «Зачем жить?», сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос «Как жить?» (Фридрих Ницше).

Для заполнения виртуальной ёмкости под названием «Жизнь» я предлагаю вам четыре источника. Каждый из вас запишет то, что считает необходимым, с чем согласен.

Это:


  1. афоризмы о смысле жизни –

  • разумное и свободное участие в жизни (С. Франк, социолог).

  • сколько людей – столько и смыслов жизни;

  • нет смысла жизни – нет истинного счастья;

  • отсутствие смысла жизни делает человека нежизнеспособным в экстремальной ситуации (В. Франкл, психолог);

  • это отказ от конечной животной индивидуальности и приобщение к бесконечному началу (Л.Н. Толстой, писатель).

Резюме: это и есть теория жизни, философия. Выработано человечеством в результате непрерывного мышления. Это философия духа.

  1. ваши домашние сочинения.

  2. видеоролик о смысле жизни.

Резюме: этот ролик претендует в Интернете на лучший ролик в этом году. А молодой человек возможно, считает себя новым мессией.

  1. ещё одно мнение: «Смысл человеческого бытия через призму человеческого эгоизма».

Резюме: презентация, подготовлена студенткой. Эгоизм на данном этапе жизни человечества относится к глобальным проблемам. Это есть универсальное средство измерения человеческой активности, которая может привести либо к процветанию, либо к катастрофе. Возьмёте ли вы эгоизм в свою жизнь, или он уже есть?

4.3. Задание: прочитайте ваше понимание смысла жизни.

Заполняют графу в триаде Гегеля «Философия природы».

Предполагаемые тезисы:


  • Смысл жизни это - семья, состояние, развлечения – человек выбирает в зависимости желания.

  • Смысл жизни во взаимной любви.

  • В каждом моменте жизни есть свой смысл.

  • Смысл жизни формирует общество.

  • Смысл жизни – это часть одного большого плана.

  • Управление вселенной.

  • Быть хорошим человеком.

  • Это гармоничное сочетание мечтаний, возможностей и реальностей.

  1. Просмотр клипа, оформление записей.

  2. Презентация «Смысл человеческого бытия через призму человеческого эгоизма».

Читают свои записи.



25



5.Контрольный блок.

5.1. Лист самооценки деятельности студента:

ФИО_______________________________ группа__________

(Тест на интеллектуальную, социальную и нравственную

зрелость студента)




Выполнение домашнего задания

Полезна ли была полученная информация

(ОК. Анализ и оценка информации)


Смогли ли вы организовать себя для работы на уроке (ОК. Умение ставить цели, мотивировать деятельность заниматься самообразованием)


Сможете ли вы на данный момент сформулировать цели своей жизни

(ОК. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития),


Общий балл

















Примечание: степень удовлетворенности ученика оценивается по 5-балльной шкале:

5 баллов – полностью доволен своей работой

4 балла – не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно


  1. балл – не могу оценить свою работу



    1. Подведение итогов: выставление оценок по рабочему листу.

Если у Вас от 16 до 20 баллов, то вы уже понимаете смысл своей жизни, и сможете найти своё место в обществе после окончания колледжа, а самообразование и самовоспитание помогут Вам возвыситься в своём сообществе.

Если у вас от 15 до 10 баллов, то вы не совсем ясно представляете себе смысл вашей жизни и вам придётся ещё прилежнее заниматься самовоспитанием и самообразованием, так как могут возникнуть проблемы с определением своего места в обществе.

Если у Вас менее 9 баллов, то Вы ещё не задумывались над смыслом жизни и Вам в самую пору заняться самообразованием и самовоспитанием и тогда вопрос о смысле жизни возникнет сам по себе.


Самостоятельно оценивают свою работу:

ФИО__________________________ группа__________




Выполнение домашнего задания

Полезна ли была полученная информация


Смогли ли вы организовать себя для работы на уроке

Сможете ли вы на данный момент сформулировать цели своей жизни


Общий балл





















.

6. Итоги урока

Подведение итогов по уроку: мы рассмотрели тему о смысле жизни, попытались найти ответ на вопрос «В чём смысл жизни?». Ответили или нет – решать вам, каждому индивидуально. Смысл жизни, проблема смерти – вечные вопросы человеческого бытия и каждое поколение всегда будет отвечать на них по-своему… Их специфический философский статус в том, что этот вопрос в принципе неразрешим. Но именно этот вопрос и есть тест интеллектуальной, социальной и нравственной зрелости человека. Мы слушали информацию, высказывали своё мнение, прослушали и просмотрели презентацию, отвечали на вопросы, ставили вопросы.

Такая работа помогает мыслить абстрактно, делать выбор, формулировать выводы, создаёт условия для критического осмысления действительности, формирует ответственность и самостоятельность в работе.





1

7. Дома -шнее задание

Повторение. Прочитайте притчу о смысле жизни «Полная банка». http://meditation-portal.com/polnaya-banka/.



1


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница