Урок русского языка в 9 класссе Тема урока. Урок развития речи по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»



Скачать 57.29 Kb.
Дата02.04.2016
Размер57.29 Kb.
ТипУрок
Урок русского языка в 9 класссе

Тема урока. Урок развития речи по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».



Цели урока: формировать в учащихся навыки работы с художественным полотном; учить и злагать свои мысли и впечатления от увиденного в устной и письменной форме, учить понимать произведения искусства; развивать образное мышление, используя межпредметные связи.

Оборудование: репродукции картин «Грачи прилетели» , «Проселок» А. Саврасова, «Март» И. Левитана, аудиозапись произведения П. Чайковского «Времена года»; портрет А. Саврасова;
рабочие материалы для каждого ученика: схема описания картины, репродукции картин.
С Саврасова появилась лирика

в живописи пейзажа и безграничная любовь

к своей земле…

Саврасов создал русский пейзаж.

И. Левитан

В России природа поет.

А. Саврасов
Ход урока

Учитель.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею…

В этих строчках русский поэт Федор Тютчев не назвал ни


Россию, ни березки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится все: и тишина полей, и угасающая заря, и тонкий серп молодого месяца, и белоствольные рощи берез. В этом - магия поэзии и Пушкина, и Тютчева, и Есенина, воспевших красоту русского пейзажа.

По-иному передает свое восхищение природой художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Почувствовать любовь мастера кисти к родной


земле, музыку и поэзию русской природы в его пейзажах попытаемся в процессе написания сочинения по картине «Грачи прилетели».

Беседа с учащимися.

- С жанром пейзажа вы уже знакомы. Что же такое пейзаж?
- Какие литературные пейзажи вам знакомы по изученным произведениям ?
- Зачем писатель использует пейзаж?

- Есть и музыкальные пейзажи. Какие произведения о природе вы слушали на уроках музыки?

(М. Глинка. «Жаворонок»; Э. Григ. «Утро», др.
- Каких художников-пейзажистов вы знаете?

У каждого из вас на парте лежат репродукции картин И. Левитана «Март» и А. Саврасова «Проселок».

- Что общего в них?
(Оба пейзажа изображают скромную русскую природу.)
- Чем они отличаются ?

Учитель. Да, ваше мнение совпадаете мнением критиков, которые отмечали, что пейзажи Саврасова ближе к описанию природы у Тургенева, а пейзажи Левитана - к описанию природы у Чехова. Замечу, что Левитан был учеником Саврасова, любил его живопись, ему принадлежат слова, взятые эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

- Какую основную особенность пейзажей Саврасова отмечает Левитан? У нас есть ученики, которые получили задание узнать об этом в сети Интернета.

(Он основоположник лирического пейзажа, он обратил пейзаж
в «песню», его назвали «поэтом и музыкантом живописи». А сам Саврасов отмечал, что «в России природа поет».)

Сообщение ученика.

Родился будущий художник в 1830 году в семье купца 3-й гильдии. Отец, узнав о пристрастии сына к рисованию, жестоко наказывал его.


После окончания Училища живописи на долю художника выпало много испытаний. Прославленный мастер, академик, он умрет в 67 лет в
нищете, почти слепой, в больнице для бедных.
Саврасов написал много пейзажей, но вершиной творчества является картина, которая находится в Третьяковской галерее в Москве, - «Грачи прилетели».

Рассматривание репродукции картины под музыку П. Чайковского «Времена года» («Март»).


Учитель. Вот что известно об истории создания этого произведения.
Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, все отсырело: деревья, бревна изб, заборы. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть, грачи. Им пора прилететь.

Да вот их сколько на березах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в черных крупных гнездах, летают над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.

Эти березы, молодые еще, но неказистые, некрасивые,


искривленные, голые, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и колокольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.

Церковь Вознесения была построена в конце XVIII века. Колокольня со встроенными кокошниками у основания остроконечного шатра. Белый храм с пятью небольшими куполами.

Саврасов пришел сюда, на окраину сева Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришел и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в сенях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст. Именно так воспроизвел настроение художника его современник.

Давайте теперь внимательно посмотрим на картину, которой более 130 лет (она написана в 1871 году). Бесконечно далеко это время! Наверное, не уцелел ни один домик, давно сгнили заборы, а березы, может быть, спилили на дрова. Но жив тот благословенный мартовский миг, миг соприкосновения с вечностью, который озарил душу Саврасова и был запечатлен им на холсте.

Работа над композицией картины.

— Что изображено на картине? (Окраииа захолустного города или села, старая церковь, тающий снег...)

— Докажите, что перед нами пейзаж.

— Что вы видите на переднем плане . (Лужи талой воды, несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, и только. Какая простота!)

— А что чувствуется за той простотой ? (Мягкая душа художника, которому все дорого и близко.)

— Опишите березки. (Молодые, голые, неказистые.)

Что помещено в центре картины ?(Окраина села, церковь, белый храм, мокрый забор и ни одной живой души...)

— Каков второй план? (Пожелтевшие от времени избы, серые поля, зимний пейзаж, островки пористого снега.)

— Очень важная деталь картины — небо. Какое оно ?(Небо в рваных облаках, видны уже чистые разводы, светящаяся голубизна мартовско-
го дня.)

— Это все мы с вами увидели... Представьте, что вы подошли к картине поближе. Что бы вы услышали? (Как звучит музыка приближающейся весны, звон капели, шорох берез, грачиный гомон, шелест весеннего ветра и тихий благовест.)

(Материал для словарно-семантической
работы на экране компьютерного монитора: Благовест — колокольный звон, извещающий о церковной службе и др.)

— Какое время года изображено на полотне ?

Что такое колорит и каков колорит этой картины? (Неяркий, преобладает серебристо-перламутровый цвет, колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов.)

c:\users\user\appdata\local\temp\bonus.ssr10\media\image1.jpeg

На мониторе ключевые слова, которые понадобятся для описания картины.

Композиция, цветовая гамма, умиротворение, искусство. бирюзовый, лазоревый, перламутровый, ощущаю, вижу, чувствую.

(Языковый материал к сочинению можно сгруппировать по микротемам: чувства радости, восторга, ощущение счастья, легкая грусть, щемящая нежность; звуки картины: шелест, негромкий разговор березок, легкая, изящная, звенящая мелодия, тихие вздохи просыпающейся земли; воздух: сырой, бодрящий, свежий, чистый,


прозрачный; березки: гордые, нежные, тянущиеся к солнцу, голые, неказистые и т. д.)

Выяснение темы сочинения, жанра (описание), основной мысли.



Учитель. Перед тем, как вы приступите к написанию сочинения, я прочту вам поэтические строки Ф. И. Тютчева, которые как никакие другие вспоминаются, когда мы смотрим на этот удивительный по скромности пейзаж Саврасова:

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновение.

Лови его, лови скорей!

Учащиеся пишут сочинение.





Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> С. Я. Гончарова-Грабовская
123456789 -> 1. общие положения цель практических занятий
123456789 -> 40 – летию кафедры тэлаиад мгту га посвящается
123456789 -> Лекция Общее устройство авиамоделей. Материалы для авиамоделирования
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Методические указания по проведению практических занятий на тему: "Особенности конструкции и технической эксплуатации планера самолета"
123456789 -> Задачах: а определение терминов «концепт» и«концепто-сфера»
123456789 -> Восстановление твердых тканей зубов вкладками и штифтовыми конструкциями
123456789 -> Фольклорное наследие александра потебни
123456789 -> Сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница