Урок-путешествие на «Остров Пятиклассник» урок математики по теме «Решение задач на части и уравнивание»




Скачать 81.09 Kb.
Дата29.07.2016
Размер81.09 Kb.


Урок-путешествие на «Остров Пятиклассник»

(урок математики по теме «Решение задач на части и уравнивание»)



( 5 класс)

Цели урока:

  • Образовательные: систематизация знаний по решению уравнений; по решению задач на части и уравнивание.

  • Воспитательные: развитие у каждого ученика вкуса к творческой, активной деятельности при решении задач; развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и оценивать выполненную работу;

  • Развивающие: развитие математического и общего кругозора, памяти, мышления, речи и внимания учащихся; пробуждение у учащихся интереса к изучению предмета.

Задачи  урока:

  • повторение изученного материала;

  • расширение кругозора учащихся;

  • формирование умений совместной деятельности;

  • формирование дружеских отношений, воспитание культуры коллективной работы.

Тип урока: урок повторения знаний.

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Форма организации деятельности учащихсягрупповая (класс делится на три команды – по рядам, если число детей в командах не равное, то несколько человек (1-2) помогают учителю). Столы в классе сдвигаются так, чтобы участники команды могли общаться между собой.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, доска, индивидуальные листы самоконтроля с заданиями.

Примечание: перемещение по презентации производится при помощи стрелок клавиатуры или колесом прокрутки «мыши».

Ход урока

  1. Организационный момент (сообщение цели урока).

Учитель:

Чтобы спорилось нужное дело, 


Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Ребята, сегодня мы с вами повторим темы, которые изучали. Это будет не простой урок, а «морское путешествие к острову «Пятиклассник». Три корабля: «Летучий голландец», «Аврора» и «Виктория» сейчас спустятся на воду, каждая из 3-х команд займет свое место на одном из кораблей. А я буду адмиралом нашей флотилии.

Все задания должны быть выполнены в судовых журналах (судовые журналы – это ваши тетради). За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Наша с вами задача всем благополучно добраться до острова, а команда, которая прибудет на остров первой (набрав наибольшее количество баллов) будет победителем.

Итак… приготовились. 

Откройте судовые журналы, запишите число.

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

Надо твердо на «5 » математику знать!!!

Будут трудные задачи, я желаю вам УДАЧИ!



  1. Устранение неисправностей корабля.

Учитель: Прежде, чем выйти в открытый океан, необходимо проверить исправность наших кораблей и устранить все неполадки, если они возникли.

На доске представлены примеры. В них имеются скрытые ошибки. Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля.



Задание:

«Летучий голландец»

«Аврора»

«Виктория»

73 + 25= 98

92 – 27 = 65

25 ∙ 8 = 150

121 : 11= 12

(24 +35) + 65= 114

37 ∙ (3 ∙4) = 333



95 – 17 = 78

24 + 68 = 92

22 ∙ 8 = 166

169 : 13= 12

25 ∙ 23 ∙ 4 = 230

57 + (13 + 43) = 103



73 + 27= 100

120 – 37 = 107

37 ∙ 3 = 121

144 : 12= 12

20 ∙ (17 ∙ 5) = 175

62 + (45 +38) = 135


Итак, неисправности устранены, корабли к выходу из гавани готовы!



  1. Готовность экипажа к отплытию.

Учитель: А теперь пора проверить готовность экипажей к путешествию. Для этого каждому экипажу необходимо решить уравнение, доказав, что они в полной мере могут справиться с любым испытанием во время путешествия (трое учащихся на 3 частях доски решают примеры, все остальные ученики решают в судовых журналах).

Задание:

«Летучий голландец»

«Аврора»

«Виктория»

(х – 87) ∙ 7 = 217

286 : (41 – у) = 22

(х + 79) : 13 = 12





Решение:

(х – 87) ∙ 7 = 217;

х – 87 = 217 : 7;

х – 87 = 31;

х = 31 + 87;

х = 118.


ответ: 118

Решение:

286 : (41 – у) = 22;

41 – у = 286 : 22;

41 – у = 13;

у = 41 – 13;

у = 28.


Ответ: 28

Решение:

(х + 79) : 13 = 12;

х + 79 = 12 ∙ 13;

х + 79 = 156;

х = 156 – 79;

х = 77.


Ответ: 77

Флотилия к отплытию готова. Полный вперед!

  1. Путешествие по Математическому океану.

Учитель: Итак, мы плывем по Математическому океану. Вычислим, сколько времени мы потратим для решения задач в нашем путешествии.

  1. Расчет времени.

Задание: Математическое путешествие по морю состоит из 7 частей на решение задач и 2 частей на проверку. Все путешествие длится 45 минут. Сколько минут затрачивается на решение задач?

Решение:

      1. 7 + 2 = 9 (ч) всего;

      2. 45 : 9 = 5 (мин) в 1 части;

      3. 5 ∙ 7 = 35 (мин) затрачивается на решение задач

Ответ: 35 минут.

  1. Расчет скорости.

Учитель: Экипажу предстоит рассчитать, с какой скоростью флотилия должна плыть.

Задание: Скорость корабля в 4 раза больше скорости моторной лодки. Когда сравнили скорости, то, оказалось, что скорость корабля на 54 км/ч больше. Какова скорость корабля?

Решение:

  1. 4 – 1 = 3 - разница между скоростями;

  2. 54 : 3 = 18 (км/ч) – скорость моторной лодки;

  3. 18 ∙ 4 = 72 (км/ч) – скорость корабля

Ответ: 72 км/ч.

  1. Выполнение маневров повышенной опасности.

Учитель: Свистать всех наверх! Внимание! На горизонте появились пиратские корабли. Чтобы уйти от преследования морских разбойников вы должны очень быстро ответить на вопросы. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в этом испытании – пять.

Первой отвечает команда корабля«Летучий голландец»:

  1. Как найти неизвестное уменьшаемое?

  2. Как найти неизвестный множитель?

  3. Чему равно 2 в четвертой степени?

  4. Сколько центнеров в одной тонне?

  5. Что длиннее: 1км шоссе или 1000 м тропинки?

Вопросы для команды корабля «Аврора»:

    1. Как найти неизвестный делитель?

    2. Как найти неизвестное слагаемое?

    3. Чему равно 4 во второй степени?

    4. Сколько миллиметров в одном метре?

    5. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?

Отвечают члены команды корабля «Виктория»:

  1. Как найти неизвестное делимое?

  2. Как найти неизвестное вычитаемое?

  3. Чему равно 3 в третьей степени?

  4. Сколько миллиметров в одном дециметре?

  5. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

Первое испытание позади, подведем итоги.



  1. Физкультминутка.

Учитель: Все корабли успешно спаслись от преследования, и продолжают свой путь к острову. Но вот мы попали в тёплое течение ФИЗМИНУТКА.

Мы плывём по волнам.


Посмотри по сторонам.
Ты матросом ловким будь,
Физкультуру не забудь.

Вы, наверное, устали, разрабатывая наш маршрут. Давайте выйдем на палубу и осмотрим окрестности океана. Нет ли где опасности (зарядка для глаз).В океане спокойно. Можно спрыгнуть за борт корабля и поплавать. Но, чтобы не мешать другим членам экипажа, плавать, будем не сильно размахивать руками (плавание брасом и кролем).



  1. Преодоление опасности в океане.

Учитель: Вот мы и отдохнули, продолжаем свой путь. Смотрите, смотрите! В океане появились гигантские злые медузы, которые перегородили нам путь и могут перевернуть наш корабль. Необходимо срочно от них уйти. Как это сделать? Решить примеры.

Задание:

«Летучий голландец»

1) 25 ∙45 – 37 ∙ 25

2) (200 + 5) ∙ 12

«Аврора»

    1. 12 ∙ 25 + 28 ∙ 25

    1. (200 – 4) ∙ 15

«Виктория»

  1. 60 ∙ 24 – 60 ∙ 19

  1. (300 – 6 ) ∙ 5

Решение:

«Летучий голландец»

1) 200

2) 4860

«Аврора»

1) 1000

2) 2940

«Виктория»

1) 300

2) 1470

Опасность в океане позади, подведем итоги.

  1. На острове дикарей.

Учитель: Трудный участок преодолен, но вот беда запасы пресной воды на исходе. Капитаны приняли решение высадиться на острове, чтобы пополнить запасы питьевой воды. Но высадившись на острове, матросы оказались в плену у племени дикарей. Дикари никак не могли справиться с одной задачей и обещали отпустить пленников, если те помогут им решить ее. Скорее за работу!

Задание: В соревнованиях по метанию копья приняли участие 117 дикарей. Причем юношей было на 39 человек больше, чем взрослых мужчин. Сколько юношей и сколько мужчин приняли участие в соревнованиях?

Решение:

1) 117 + 39 = 158 (чел) - приняли участие, если бы их было поровну;

2) 158 : 2 = 79 (чел) - юношей;

3) 79 – 39 = 40 (чел) – взрослых мужчин.

Ответ: 79 юношей и 40 взрослых мужчин..

Пленники отпущены, плавание продолжается. На нашем пути остров «Пятиклассник». Приготовьтесь к высадке на берег!



  1. Итог.

Учитель: Наше путешествие завершено. Оно прошло благополучно. Закрывайте судовые журналы (объявляются результаты команд).

Посмотрите, на острове есть сундучок с «сокровищами», давайте посмотрим, что в нем лежит (открывается, а там находятся пятёрки и четвёрки на монетках из картона, которые раздаются каждому ученику).

Тем, кто набрал 12-16 баллов, получают оценку «5», у кого 11 баллов и менее – оценку «4».

Благодарю за хорошую службу флоту и математике!



10. Домашнее задание: составить и решить 2 задачи. Одна на части, вторая на уравнивание.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница