Урок, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Цель



Скачать 167.73 Kb.
Дата03.06.2016
Размер167.73 Kb.
 Урок, посвящённый Дню слаc:\users\сайка\desktop\dsc_1454.jpgвянской письменности и культуры.

 Цель:



  1. Знакомство с  историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.

  2. Воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, плакаты, рисунки.

                                                    Ход урока.


« Аз ,буки ,веди страшат как медведи.»

1.Всупительное слово учителя.

            Сегодняшний урок посвящен великой дате в истории славянских народов - Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая. (Слайд №1) 

Великий русский писатель и историограф Н.М. Карамзин писал: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии, все другие были их следствием».

Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, в течение  многих тысячелетий.


Сегодня мы с вами совершим экскурс в историю нашего языка. (Обращение к эпиграфуслайд № 2-  «Письменная история – это память человечества, его законное зерцало».)

2. «Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры”.

(О Кирилле и Мефодии рассказывают ученики)

1)От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси — “Повести временных лет” — мы узнаем, что в славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». (Слайд 3).

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев — Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу.  (Слайд 4). 

  2)Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.  

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин и Мефодий. Братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Константин получил блестящее образование при  императорском  дворце  в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил  грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбии – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии.

Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.



(Слайд №5-  «Если спросят славянских книжников, кто вам принёс письменность и создал книги, то все знают и говорят: святой Константин-философ, прозванный Кириллом, и Мефодий , брат его».)

3.«Кириллическая азбука и русский алфавит».

 Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие - глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? То есть, каким письмом были написаны несохранившиеся рукописи кирилло-мефодиевских времен?  (Слайд №6, 7)


        Целый ряд фактов указывает на то, что более древней азбукой следует считать глаголицу. Древнейшие памятники  написаны именно на глаголице.  Начертания букв глаголицы так своеобразны, что наглядного сходства между ней и другими алфавитами — нет. Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.  ( Слайд №8).

 Позднее  появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. И именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово “азбука” произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки. (Слайд №9)      

   Изобретённая Кириллом и Мефодием азбука хорошо согласовывалась с фонетическими особенностями славянского языка. Мы пользуемся кириллицей и до наших дней, частично преобразовав её.   

4.Знакомство с первой азбукой.  

            (Слайд № 9)    Древнерусская азбука



Буква

                       Начертание-

      Числовое
значение

Чтение

Название

А

 

1

[а]

аз

Б

 

 

[б]

бу́ки

В

 

2

[в]

ве́ди

Г

 

3

[г]

глаго́ль

Д

 

4

[д]

добро́

Е, Є

 

5

[е]

есть

Ж

 

 

[ж']

живе́те

Ѕ

 

6

[дз']

зело́

ʐ, З

 

7

[з]

земля́

И

 

8

[и]

                          и́же

І, Ї

 

10

[и]

и "вторичное)

К

 

20

[к]

ка́ко

Л

 

30

[л]

лю́ди

М

 

40

[м]

мысле́те

Н

 

50

[н]

наш

О

 

70

[о]

он

П

 

80

[п]

поко́й

Р

 

100

[р]

рцы

С

 

200

[с]

сло́во

Т

 

300

[т]

тве́рдо

ОУ, Ү

 

(400)

[у]

ук

Ф

 

500

[ф]

ферт

Х

 

600

[х]

хер

Ѡ

 

800

[о]

оме́га

Ц

 

900

[ц’]

цы

Ч

 

90

[ч’]

червь

Ш

 

 

[ш’]

ша

Щ

 

 

[ш’т’] ([ш’ч’])

ща

Ъ

 

 

[ъ]

ер

Ы

 

 

[ы]

еры́

Ь

 

 

[ь]

ерь

Ѣ

 

 

[æ], [ие]

ять

Ю

 

 

[йу]

ю

ΙΑ

 

 

[йа]

А йотированное

Ѥ

 

 

[йэ]

Е йотированное

Ѧ

 

(900)

н]

юс малый

Ѫ

 

 

н]

юс большой

Ѩ

 

 

[йэн]

юс малый йотированный

Ѭ

 

 

[йон]

юс большой йотированный

Ѯ

 

60

[кс]

кси

Ѱ

 

700

[пс]

пси

Ѳ

 

9

[θ], [ф]

фита́

Ѵ

 

400

[и], [в]

и́жица

(Слайды №10-16). В кириллице насчитывалось 43 буквы (перечислить названия), в нашей современной азбуке – 33 буквы.  Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “ гражданский ”.

  В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту. А мы в результате этого несколько утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам солунскими братьями святыми Кириллом и Мефодием — просветителями славян.  

В древней азбуке буквы назывались по-другому, если сейчас А, Бэ, то тогда Аз и Буки. Многие слова из эти названий сейчас устарели, если и сейчас можете сказать что такое земля, добро, то что такое аз, буки, веди нужно объяснить.

 5. Рассказы учащихся о буквах древней азбуки.

1) (Слайд№17). Аз - первая буква алфавита, свет - основа мира. В древнерусской культуре буква Аз имела особое значение. От нее произошло само название - азбука. Кроме того, книжники Древней Руси отождествляли букву Аз с буквой Альфа древнегречекого алфавита, эта буква символизировала собою начало всех начал. Аз —  «Я».( Слайд №17)

2) (Слайд№18). Буки - вторая буква русского алфавита. Есть поговорка:"Не суйтесь, буки, поперек аза". Буки олицетворяет собой второе место в мире, потому фигурка человека как бы сдерживает его движение. Если образ Аз символизирует начало начал, солнечный и извечный свет, то Буки сложным переплетение орнамента, напоминающего травы, деревья, животный орнамент с вплетенной внутрь него человеческой фигурой, символизмрует собой природу. Человек как бы вплетается в эту природную вязь трав, деревьев, птиц.  

3) (Слайд№19). Буква Веди в этом изображении явно восходит в своей символике к слову "ведать". Она часто символизировала углубленность в себя, видение, глубокое знание. В глубине мира, в сплетении всего живого - лицо наподобие маски. Так часто изображалась в древнерусской миниатюре мудрость. На ней - царственный головной убор, она погружена в глубокие размышления. Маска - символ тайны, окружающей знание. 

4) (Слайд №20). Буква Глаголь. На данном изображении она символизирует центральное местоположение человека в переплетении растительного и звериного орнамента, его особую, решающую роль в мире. 

5) (Слайд №21).Буква Добро - само название равнозначно слову "добро". На данном изображении буква ассоциируется у художника с образом царя Давида - псалмопевца, поэта. Этот образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях, пользовался большой популярностью в Древней Руси. в нем русский человек видел торжество духа над повседневностью, высокое призвание поэта-пророка. 

6) (Слайд № 22).В стилизации буквы Есть очень ощутима символика поглощения, видимо, потому, что она ассоциируется у художника с глаголом "есть". Но это не просто еда, это жажда мудрости, жадное поглощение ее. Это еда жизни, это жажда знания. 

8) (Слайд №23). Буква Земля самим своим названием восходит к образу земли. Здесь земля цветущая, на которой произрастают не только цветы и деревья, но и человеческая жизнь. В центре переплетения цветного орнамента - человеческое сердце. В глубине сердца - древний символ мудрости и просвещения - цветок трилистника. Буква как бы вбирает в себя цветение мира, в то жевремя источает цветение творческой мысли. Трилистник премудрости в глубине сердца, в то же времяон произрастает из него. Слева от сердца произрастает другой цветок, обычно символизирующий чистоту помыслов. 

9) (Слайд №24). Буква Мыслите своим названием возводит нас к слову "мысль". Мы видим двух рыбаков, несущих богатый улов. Но это не простые рыбаки, это рыбаки, улавливающие мысль, - очень распространенный образ средневековой культуры. Мудрец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасывающему сети. Между рыбаками-мыслителями ощутим элемент спора: один тянет сеть к себе, другой придерживает ее. Вероятнее всего это символ философского диспута, но сеть посередине уравновешена - символ истины, которая уравновешена спором двух мудрецов, охотников за мыслью. 



6. «История алфавита в русских пословицах и поговорках». 

( Слайд №25)

Учитель:

Современные названия русских букв – “а”, “бэ”, “вэ” – стали употребляться сравнительно недавно, чуть более века назад. И хотя старые названия букв теперь не употребляются, но они не исчезли бесследно. Некоторые из них продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах и просто устойчивых выражениях.

Ученики:

От аза  до ижицы – значит “с начала до конца”.

Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет”- (человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного (конечного).



Изучать азы, сидеть на азах, твердить азы.

Сначала аз да буки, а потом и науки.

 Азбуку учат - на всю избу кричат.



Азы да буки избавляют от муки.

Аз, буки, веди страшат, что медведи

Прописать ижицу – « сделать строгое внушение, высечь». ( Выражение появилось в школьной среде в XVIII веке. Эту букву писать было трудно, писалась она редко, и слова, в которых она употреблялась, нужно было заучивать наизусть. За невыполнение “прописывалась ижица”, т.е. порка.) 

Ни аза в глаза не знать –  «ничего не знать и не понимать».

От аза до ижицы – «с начала до конца».

И другие буквы азбуки нашли отражение в разных выражениях:



Стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока.( Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание «стоять фертом”). 

Покой” – старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней  в выражении “покоем ставить что-либо, располагать” то есть так, чтобы они образовали букву П.

Знать на ять”-  знать очень крепко, назубок. (До изгнания из азбуки  буквы “ять”  ошибки “на ять”считались самыми страшными.)   

7.Учитель:

Итак, мы познакомились с создателями первой славянской азбуки Кириллом и Мефодием, с самой кириллицей.


Слово о полку Игореве.
Сообщения учащихся: (Слайд №26)
8Демонстрация памятников в разных городах мира. (Слайд)
9.История происхождения памятника.
10.Кроссворд, посвященный славянской письменности и культуре.

Вопросы по горизонтали.

1. Славянское государство, в которое прибыли с просветительной миссией Кирилл и Мефодий (Моравия)

2. Как современники называли Кирилла за его ученость? (Философ)

3. Кем был отец славянских просветителей? (Военачальник)

4. Как называют умение читать и писать? (Грамота)

5. Совокупность букв и других знаков данной системы письма. (Алфавит)

6. Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита. (Кириллица)

7. Титул, присвоенный Мефодию римским папой. (Архиепископ)

8. Один из иностранных языков, который Кирилл изучил самостоятельно. (Латинский)

Вопросы по вертикали.

9. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки? (Просветители)

10. Город в Византийской империи, Родина Кирилла и Мефодия (Солунь)

11. Одна из двух древних славянских азбук. (Глаголица)

12. Как назывался язык, на который Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги? .

13. Буква кириллического алфавита. (Глаголь)

14. Один из развитых языков мира, использующий кириллицу. (Русский)

 


 














































 














































 




























































































































































































































































































































































































































































































































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 11. Итоги уроки. 

Каталог: storage -> files
files -> Мр «сулейман-стальский район» мку «информационно-методический центр»
files -> Т е с т по английскому языку для 4 класса
files -> Контрольная работа по физике №2 по физике
files -> Департамент образования и науки краснодарского края
files -> «Сёйлейик сююв гьакъда»
files -> Задача классного часа: расширить представления детей о вов,о мире
files -> Краснодарского края
files -> Решение. Исходное уравнение эквивалентно уравнению, где и. Получаем уравнение Ответ ответ к задаче №2
files -> Он весь дитя добра и света


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница