Урок по организации самостоятельной работы учащихся на уроках по изучению романа И. А. Гончарова Обломов, который завершится письменной творческой работой



Скачать 116.57 Kb.
Дата08.03.2016
Размер116.57 Kb.
ТипУрок
Урок по организации самостоятельной работы на уроках по изучению романа И.А.Гончарова «Обломов», который завершится письменной творческой работой. Различные способы работы с учащимися при подготовке урока, самостоятельная работа с текстом и критическими материалами позволяет проявить исследовательские навыки. Урок способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения, формированию навыка внимательного чтения романа.
Данные об авторе

Автор: Казакова Тамара Владимировна

Место работы, должность: Учитель русского языка и литературы ГОУ гимназии № 470, Санкт-Петербург, учитель высшей категории, победитель ПНПО 2006 года
Характеристики ресурса

Уровни образования: среднее (полное) общее образование

Класс(ы): 10 класс

Предмет: Литература

Целевая аудитория: Учащиеся

Тип ресурса: урок-семинар

Краткое описание ресурса: урок по организации самостоятельной работы учащихся на уроках по изучению романа И.А. Гончарова "Обломов, который завершится письменной творческой работой.
Урок-семинар по роману И.А.Гончарова в 10 классе по русской литературе второй половины 19 века занимает особое место. Форма урока – семинар, что позволяет использовать различные способы работы с учащимися при подготовке данного урока, а самое главное – формы самостоятельной работы как с текстом произведения, так и с критическими материалами, позволяет детям проявить исследовательские навыки и знание литературного произведения. Данный урок помогает организовать работу по изучению романа И.А.Гончарова, способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения, формированию навыка внимательного чтения романа.
Семинар в 10 классе по теме: «Обломов и обломовщина»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Подготовка к семинару:

1. Прочитать статью Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина» (или конспект).

2. Познакомиться с мнением об Обломове критика Д.Писарева (1859 и 1861 года)

3. Найти в тексте высказывания автора или Обломова на темы:

- о современной жизни

- Обломов и служба

- Обломов и литература

- мечты Обломова

- Обломов и музыка

- о любви и семейном счастье

4. Подготовить следующие сообщения (задание для малых групп – в парах):

- Идиллия Обломовки и идеалы Обломова

- Споры Штольца с Обломовым. Почему Штольц не может переспорить Обломова даже тогда, когда последнее слово остается за ним?

- Как проявляется герой в любви?

- Ольга Ильинская и Обломов

- Вдова Пшеницына в жизни героя и в художественной структуре романа

- Музыка в романе

- Пейзаж в романе

5. Выбрать группу из двух человек (референты), которые в течение урока обобщат материал по теме семинара.
Оформление урока:

Портрет писателя.

Иллюстрации к роману.

Фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».


Цели урока:

  • Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова «Обломов».

  • Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.

  • Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.

  • Показать формы работы с текстом произведения при обобщении материала.

  • Знакомство с критической литературой (разные точки зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном, организация индивидуальной самостоятельной работы

  • Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».


Ход урока:

Учитель: У Н.Осиповой об обломовщине говорится как «об осмысленной бездеятельности» (в романе - с.223)

Роман Гончарова называется «Обломов».

Образ жизни – «обломовщина».

Имя героя стало нарицательным. Как, по-вашему, кого и когда называют «обломовцем»?

- ответы учащихся

Задание учащимся: продолжите фразы.

- «Обломов» - это роман … (как о романе)

- Обломов – это … (как о герое)

Читаем вслух. Что у вас получилось?

О романе:

- это роман о совершенно ленивом и ужасном человеке…

- это роман о хорошем (прекрасном, добром, ленивом…) человеке, который не принимает участия в делах, а только лежит на диване, он абсолютно никчемный человек…

- это роман о человеке, который не принимает грубую реальность, но и ничего не делает для ее изменения…

- это роман о герое, который выбирает путь «несопротивления», потому что не может вписаться в окружающую действительность, это ленивый человек…

- о герое, который глубоко задумывается над современными проблемами, но не может ничего изменить и не хочет…

- роман о герое, который должен погибнуть, он не нужен

О герое:


- это отрицательный герой русской литературы…

- Обломов – это добрый человек, но ленивый и мягкотелый

- перед нами вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами

- это человек, который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого расходятся с делом

- это гармоническая личность, пытающаяся не отступать от идеала гармонического человека, заложенного с детства в его душе, которого очень жаль (это мнение учителя читается последним). Это мнение обычно производит эффект: с ним учащиеся пытаются не согласиться. Спор. Тогда обращаемся к тексту произведения.

А каким Обломов представлен в романе?

3. Обратимся к домашнему заданию и заполним таблицу:

Начнем с первой части домашнего задания. Что говорит Обломов о современной жизни? Что больше всего его не устраивает в ней? Что он не принимает в ней? Какие вопросы он задает? Давайте выделим это в тексте и заполним таблицу (доказательства ищем в тексте или в критической литературе)




«pro»

«contra»

О жизни

«Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

«Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения…»

С. 128 «Что мне делать? Отчего я такой?»

С. 220 «Чего же я искал?» (ч. 2, гл. 4)

С. 226 «Что ему теперь делать? С чего начать?»



О жизни

«… и слов замерли на полуслове»

«ровное храпенье» (сон)

«…погружаясь мыслью в прошедшее…»

«Не лучше ли остаться?»

«дремота жизни» (с. 284)

«остается в намерениях»


О службе

1 ч., 5 гл., стр. 83, 84 – о службе (усердие)

6 гл. – настойчивость и его мечты о службе

«Ни к чему служить» (капитал – так он не нужен



О службе

«семейственное понятие» (гл. 5)

«переписывание бумажек» (с. 83)

«А когда же жить?»




Какие выводы мы можем сделать?

- он задается вопросами, но его философия сводится к следующему: «Только не сейчас»

- он герой, так как задает вопросы, но не предпринимает попыток, чтобы изменить жизнь, действительность

- смысл его фамилии – облом (обломался)

- двойственность героя (хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий)

- подтекст из «Гамлета» Шекспира (герой задается гамлетовским вопросом: «Быть или не быть? Гамлет отвечает – быть, а Обломов – быть, но не сейчас), можно сравнить с героем романа Гончарова «Обыкновенная история»

Вывод: среда губительна, она уничтожает благородные порывы, стремления, разрушает идеалы. Вот почему Обломов принимает решение не служить, так как она не приносит пользы Отечеству. Может, это своеобразная форма протеста? Может, для этого времени достаточно того, чтобы не участвовать в совершающемся зле? Обломов приходит к этой форме протеста – бездеятельности. (см. текст романа – стр. 223)


4. Продолжим работу в таблице.

«pro»

«contra»

Обломов и литература

Стр. 54 (часть 1)




Обломов и музыка

Стр. 365-366 (ч. 3, гл. 4 – в опере)

2 часть, гл. 5






Обломов и природа







Мечты Обломова






Утопичность мечтаний Обломова. В словаре: «утопия». Словарь Ожегова:

УТОПИЯ. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Томаса Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего].

|  прил. Утопический. Утопический социализм (восходящее к «Утопии» Томаса Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).


Вывод: опять отмечаем двойственность героя, все время расходятся его представления с действительностью. Это в романе подчеркивается автором. Обломов – чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. Он умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только благодаря чувству лени и апатии.
5. Перейдем к следующей части нашей работы.

Любовь в жизни Обломова

Ольга Ильинская

Агафья Пшеницына






Как проявляется герой в любви?

- Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…

- в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство

- (ответы учащихся)

Как складывается его личная судьба? (Обобщение)

Он понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему Надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».

Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь. Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».

Его идеал – Агафья Пшеницына, он находит в этой женщине то, что искал: жертвенность, ум, тонкость и понимание, спокойствие, любовь и самопожертвование. Она ничего не требует, она полностью посвящает себя Обломову.

Обе женщины любят его, но одна (Ольга Ильинская) требует жертвы от Обломова, а другая (Пшеницына) посвящает ему свою жизнь.


6. Учитель: есть еще один герой, который противопоставлен Обломову. Это Штольц. Ответим на вопросы, связанные с этим противопоставлением:

Зачем дан образ Штольца в романе? (Это антипод героя)

В чем это противостояние героев проявляется? (см. план сочинения «Обломов и Штольц»). Основные аспекты:

Обломов

Штольц

- истинно русский человек

- дворянин

- внешность, портрет

- вдумчивость, мечтательность

- душевность

- скрытность, застенчивость

- постоянно задает вопросы

- понимание, чуткость

- беспорядок, халат, тапочки, диван

НО! Если уверен, что прав, то идет до конца



- наполовину русский

- не дворянин

- внешность, портрет

- энергичный, деятельный, «весь состоит из костей и мускулов»

- практичность

- образованный, всего достиг сам

- требовательность

- аккуратность

- если появляется серьезное препятствие, бездна, то отступает

Ученики:

-В разговорах (спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдается и садится с Обломовым и Захаром есть).

- (ответы учащихся)


7. Заключительная часть урока. Учитель: Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

- Обломов умирает, оставив сына

- Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына

- Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла

- Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»

Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

Истинное счастье испытала только Пшеницына (любовь настоящую). Через всю жизнь она пронесет память об Обломове. А самого Обломова нет, но есть то, чего он так боялся, - «обломовщина».
8. Критики об «обломовщине» (подготовленные ученики)

"Великий художник лучше и глубже сатирика чувствует своей совестью ложь и безобразие прошлого, но ненависть не ослепляет его: он видит и красоту, и поэзию прошлого."Д. Мережковский. Гончаров. 1890.



  • Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859.

  • *- "бездеятельный, инертный", апатичный человек, лишенный каких-либо положительных качеств, порождение крепостнической системы.




  • Д.И. Писарев. "Обломов". Роман И.А. Гончарова. 1859.

  • *- человек переходной эпохи; воспитанный в барстве, он сохранил свою мягкую душу, высшие стремления. Но он оторван от жизни, и потому хорошие его качества никому не нужны.




  • А.В. Дружинин. "Обломов". Роман И.А. Гончарова. 1859.

  • *- чистая, нежная душа, не испорченная веком себялюбия, ухищрений и неправды.




  • Д.И. Мережковский. Гончаров, 1890 .

  • *- человек трагической судьбы, вызывающий любовь и симпатии.




  • Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. 1906-1910.

  • *- просто физически больной человек.




  • П. Вайль, А. Генис. Родная речь 1995.

  • *- цельный человек, противостоящий людям-машинам. Но, чуждый обывательской суете, он неподвижен как труп или статуя.

Что же это такое? (исходя из смысла романа). Напишите заключение:

Обломовщина – это…

- (ответы учащихся)

- Вернемся к началу урока: если «обломовщина – осмысленная бездеятельность», то автор создал роман о времени, когда лучше ничего не делать, так как один человек не в силах что-либо изменить? Это форма протеста? Как вы считаете?

- (ответы учащихся)


8. Выступление референтов (обобщение)

- Вот, что написали референты: «Обломовщина» - это образ жизни, типичной русской жизни, характеризующийся бездеятельностью, бесцельным существованием, но может быть это не совсем так. Может, это болезнь, которую надо лечить? А причина болезни – в обществе, в среде? В среде, которая готова задушить, загубить, затоптать порывы человеческой души? Да, скорее всего, обломовщина – это состояние общества, при котором уничтожается лучшее в человеке, остается вернуться «в свой звукоряд», как писал Осип Мандельштам. «Сонная жизнь» есть продукт разлада в обществе, это не типичный, как принято считать образ русской жизни, нет, это форма существования человека, хорошего человека, который осознал, что наступило время, когда лучше ничего не делать, чем участвовать в совершающемся зле. Это не дармоедство, это не апатия и лень, это осознанный протест против лжи и несправедливости, против обогащения во что бы то ни стало и равнодушия, против автоматического способа выживания, против существования без души.

- в другом классе:

«Обломов» - это роман одного героя, написанный Гончаровым, носящий обличительный характер. В нем автор впервые попытался понять типичную русскую душу, может, даже оправдать национальные пороки, ведь это роман о герое, который предстает перед нами как личность глубокая, как характер незаурядный, до конца верный своей идее и поэтому устраняющийся в жизни. Обломов – это герой романа, представитель времени, эпохи, в которой он жил. Это прекрасный человек с хрустально-прозрачной душой (хрустальной - легко ранить, разбить), у него «золотое сердце», он привлекательный и обаятельный, по детски-наивный, не такой как все. В то же время он бесхарактерный и разочарованный в жизни человек. Обломов часто задумывался о смысле жизни, много задавал вопросов, значит, у него была своя философия жизни, глубокая и не похожая на других, его апатичность – не что иное, как протест против действительности, протест, который он таким способом (лежание на диване) выразил. К сожалению, это обрекло его на гибель, сделав его еще одним «лишним героем», но при этом не лишив его главного качества – способности чувствовать и глубоко страдать от своего же бездействия.


Домашнее задание:

  • Подготовиться к контрольной работе по тексту (№ 3).

  • Посмотреть фильм Н.Михалкова и подготовить отзыв о нем.

  • Мое мнение о герое романа И.А.Гончарова «Обломов».

Литература:


Гончаров И.А. Обломов. М., «Детская литература», 1983, 560с. Ил. Вступительная статья Кулешова В. И. – Что такое Обломов.

Полосин М.П. Доктор Н.Е. Осипов // Жизнь и смерть. T.I.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница