Урок по литературе в 6 классе 30. 04. 2015г История создания песен военных лет. Цели урока: познакомить учащихся с историей создания песен, дать биографические сведения о поэтах военных лет



Скачать 65.69 Kb.
Дата09.08.2016
Размер65.69 Kb.
ТипУрок
Открытый урок по литературе в 6 классе

30.04.2015г

История создания песен военных лет.

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей создания песен, дать биографические сведения о поэтах военных лет.

- развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;

-интерес к прошлому нашей страны;

- воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.

Оборудование: учебник под редакцией Курдюмовой Т.Ф., презетация, портреты писателей, выставка книг о войне, фонохрестоматия.

1.Организационная часть.

2.Вступительное слово учителя.

С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой

Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Прошло много лет, но мы никогда не забудем тех героев, кто дал нам возможность жить под мирным небом…

Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом.

Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.

Прошлое нашей Родины очень богато историческими событиями. Одни освещены в учебниках, о других сняты фильмы, о третьих написаны книги. Старинно изречение гласит «Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы Великой Отечественной войны музы не молчали. Они не хотели и не могли молчать, они были нужны бойцам, отправляющимся каждый день на бой, на смерть. Наше поколение никогда не должно забывать те страшные годы, тех людей, которые подарили нам жизнь ...

Наш урок о людях, которые пронесли свой талант через жестокие годы войны и смогли оставить потомкам произведения , в которых отражена вся правда жизни тех лет.

Более 1000 писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись.

- Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?

-Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей музыка? - Какие песни о войне вам знакомы? (ответы учащихся)

1

Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачем и композитором Александром Александровым.



“Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”.Об истории ее создания нас познакомит Тукуев А.

(Слайд №3)

Звучит отрывок из песни «Священная война»

2. Исаковский Михаил Васильевич-русский поэт .Большое место в творчестве Исаковского занимают патриотические стихи о Великой Отечественной войне 1941—45, о героизме советских людей на фронте и в тылу ("Русской женщине", "Слово о России" и другие). Многие стихи Исаковского, положенные на музыку, стали популярными народными песнями, они поются во всём мире: "Катюша", "И кто его знает", "В прифронтовом лесу", "Огонёк", "Ой, туманы мои...", "Враги сожгли родную хату", "Снова замерло всё до рассвета", "Летят перелётные птицы" , "До свидания города и хаты"и другие.



-Об истории создания песни "До свидания города и хаты " нам расскажет Осляк Иван.

Об истории создания песни "Катюша "нам расскажет Булдаков Т.

3. Марк Само́йлович Лися́нский (1913—1993) — русский советский поэт-песенник. Автор гимна Москвы. С первых дней ВОВ записался добровольцем на фронт. Летом 1941 года в составе дивизии Лисянский принял участие в Смоленском сражении. В конце лета в ходе вражеской бомбардировки он был контужен, но вернулся в строй. До конца ВОВ он был корреспондентом .

Об истории создания гимна Москвы нам расскажет Завиша А.

4.Анатолий Владимирович Софронов - русский писатель, поэт, публицист , сценарист и драматург . Написанная в 1942 году А. В. Софроновым песня «Шумел сурово Брянский лес» (музыка С. А. Каца) стала гимном Брянской области (Тарасенко Д)

5. Алексей Сурков – русский поэт, во время Великой Отечественной войны военный корреспондент газет "Красноармейская правда" и "Красная Звезда"; выпустил 10 сборников стихов.  Автор текстов популярных песен, среди которых наиболее известными стали "Конармейская", "Бьется в тесной печурке огонь", "Песня смелых" и т.д



(Золотов Г)

Алексей Сурков говорил о своей песне: “Уже с первых дней войны мы

почувствовали, что солдатское сердце ждет и ищет, не только лозунга и призыва, но и теплого лирического слова. А родилась эта песня случайно. Это были шестнадцать “домашних” строк из письма к жене. Написал я их в конце ноября после страшного сражения под Истрой, когда пришлось мне вместе с полком пробираться ночью из окружения. А спустя время пришел в нашу фронтовую редакцию композитор

Константин Листов и стал пересматривать листовки, прочитав стихотворение, отложил его в сторону”.

Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте.

Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Слова песни “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага” – были не только поэтическим образом, но и реальностью.

Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь…»

- Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: «Зачем расстраивать воюющего солдата?»

- Как вы думаете, какие строчки показались цензуре самыми печальными?

- Как вы думаете, надо ли было во время войны публиковать такие стихотворения, как

«Землянка»? Почему?

6 Матусовский Михаил Львович


После начала Великой Отечественной войны Матусовский уходит на фронт военным корреспондентом, проходит через многие жестокие испытания, но все же продолжает писать стихи, в которых рассказывает о героях фронта и тыла. Слова песен«На безымянной высоте» и «С чего начинается Родина» стали отражением судьбы целого поколения.
(Жаббаров М.)

7. Ошанин Лев Иванович- автор популярных патриотических, лирических песен. Из-за плохого зрения  Ошанина не взяли в армию даже когда началась Великая Отечественная война, хотя бы военным корреспондентом. После этого он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. В конце войны им были написаны стихи, после Победы положенные на музыку И. О. Дунаевским и ставшие песней «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги». композитор Новиков.



8.Агатов Владимир Гариевич - настоящая слава пришла к Агатову с выходом кинофильма «Два бойца» (1942), для которого он написал тексты двух знаменитых песен «Тёмная ночь» и «Шаланды» (муз. Н. Богословского), исполненных в фильме М. Бернесом

Итог урока.

- Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?

- Какие стихи взволновали вас?

- Почему эти стихотворения оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте,

и тем, кто остался в тылу? (поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его

мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась

правды, даже горькой и жестокой. Она связывала воюющих и оставшихся в тылу.

- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность,

просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые

поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами,

укрепляли мужество защитников).

- Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объясняется столь большой интерес нашей

литературы к этой теме?

Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим погибших на войне. Прошло 70лет после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живет память о героях, давшим нам возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты, кинорежессеры и драматурги в своем творчестве тему войны все чаще ставят на первый план. Мы с вами также помним о героях, участвуем в благотворительных акциях, помогаем ветеранам и детям войны, готовимся к праздничному параду, посвященному 9 МАЯ, пишем сочинения и стихотворные произведения на эту тему.

Минута молчания.

9. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение на военную тему (по выбору).



Написать ответ на вопрос: «Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?»
Каталог: wp-content -> uploads -> lessons
lessons -> Программа курса «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие Волгоградской области.» 6класс
lessons -> Урок по литературе "Судьба, принесенная в жертву "
lessons -> О. Бондарчук Слепой домик
lessons -> Удивительная Греция
lessons -> «Знакомство со звуком [А]»
lessons -> «Животные в великой отечественной войне.»
lessons -> Методическая разработка индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия в 6 классе (II вид)
lessons -> Тесты по истории Казахстана за 11 класс I раздел. Национально-освободительная борьба казахского народа в XVIII-XX вв. Тема Казахско-джунгарские войны
lessons -> Внеклассное мероприятие Защита проекта фольклорный праздник «Сказки и легенды родного края»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница