Урок по литературе "Судьба, принесенная в жертву "



Скачать 67.47 Kb.
Дата16.04.2016
Размер67.47 Kb.
ТипУрок
Открытый урок по литературе

"Судьба, принесенная в жертву..."

(анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор")

9 класс



Цели урока:

  • продолжить знакомство с фактами биографии писателя;

  • учить анализу прочитанного рассказа;

  • подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;

  • развивать навыки целостного анализа;

  • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям.

Эпиграфы:

1. Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.

А.И.Солженицын



2. …Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…

С.Залыгин



Оборудование: презентация.

Ход урока


– Обратите внимание на портрет писателя, имя которого долгое время было известно лишь узкому кругу людей, а творчество было под запретом. И только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране, это имя по праву заняло своё место в истории русской литературы.

– Прочитайте первый эпиграф: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”. Выпишите ключевые словосочетания.

– Посмотрите, какие словосочетания были выписаны мною. Совпадают ли они с вашими?

– Считаю, что следующее высказывание С.Залыгина можно взять вторым эпиграфом, так как на самом деле “…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…”

– Запишите эпиграфы в тетрадь.

– Как вы уже знаете из предыдущих уроков, Солженицын написал очень много замечательных произведений. Но сегодня на уроке нас интересуют его рассказы. Назовите известные вам рассказы Солженицына. (Проводится литературный аукцион)

– “Матрёнин двор” (1963), “Случай на станции Кочетовка” (1963), “Захар-Калита” (1966), “Крохотки” (1966) – эти рассказы появились на исходе хрущёвской “оттепели”, в преддверии периода застоя. В наследии великого писателя они остаются классикой. С одной стороны, классикой “лагерной прозы”, а с другой – классикой прозы “деревенской”.

– О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ талантлив”, “рассказ правдив”, – отмечалось в критике.

– Вот поэтому вы дома будете писать рецензию именно на этот рассказ. А поможет вам материал сегодняшнего урока. (Запись домашнего задания: написать рецензию на рассказ А.И.Солженицына “Матрёнин двор”)

– Обратите внимание на план анализа рассказа “Матрёнин двор”. Запишите его в тетрадь.



План

  1. История создания произведения.

  2. Жанр.

  3. Композиция.

  4. Образная система.

  5. Тема.

  6. Язык героев.

  7. Связь с публицистикой. (Статья Солженицына “Жить не по лжи!”)

– Те сведения, тот фактический материал, который вы сейчас услышите, может быть использован вами для вступления к сочинению. (Сообщение.)

– Да, рассказ “Матрёнин двор” – произведение автобиографическое и достоверное. Это рассказ Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года в Россию из пыльной горячей пустыни Казахстана.

– В. Астафьев назвал это произведение “вершиной русской новеллистики”. Сам же Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, “для художественного удовольствия”. Александр Исаевич писал: “В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя”.

– В рассказе “Матрёнин двор” все грани отточены с блеском, и я думаю, что встреча с этим произведением стала большим наслаждением для вас.

– Мы знаем, что в основе любого рассказа обычно случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.

– Вы самостоятельно прочитали данное произведение. Что же собой представляет его композиция?

– Как вы уже заметили, Солженицын разделил свой рассказ на 3 части, обозначив тем самым обстоятельства, при которых ему постепенно открывался образ удивительной героини. И мы постараемся с вами по крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям, к скупым признаниям самой Матрёны, составить полный рассказ о нелёгком жизненном пути героини, то есть “Судьбе, принесённой в жертву”, будет и посвящена основная часть нашей работы. А помогут нам ваши сообщения, которые вы готовили заранее.

– 1 сообщение. Матрена в восприятии рассказчика.

– Что же изображает Солженицын в 1 части рассказа?

– Здесь звучит не только осуждающий власть, а и горестный, сострадательный голос писателя. (Обращение к первому эпиграфу) Слышу боль.

– Если в 1 части рассказа всё повествование о Матрёне дано через восприятие рассказчика, то во второй – героиня сама рассказывает о себе, о своём прошлом, вспоминает молодость, любовь. Эта часть очень тесно связана с заключительной, третьей. Поэтому я предлагаю выслушать подряд два сообщения, подготовленные на их основе, а затем продолжить обсуждение.

– Почему же они такие разные – Фаддей и Матрёна?

– В рассказе нет явной антитезы, но мы замечаем, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев.

– А каково отношение к Матрёне людей? (Совершенно разное)

– Почему? (Потому что все поступки и помыслы Матрёны как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим).

– А кому именно? Зачитайте.

– Но такая чудная Матрёна хоть и немногим, но была дорога. Кому именно?

– А каково отношение к героине самого автора?

– Есть ли что-то общее в характере и поведении героини и её постояльца?

– Я надеюсь, что вы поняли то, что образ рассказчика тесно связан с образом автора, родственен ему.

– В чём же состоит особенность этого рассказа?

– А чем достигается его впечатляющая сила?

– Какова же главная тема рассказа?

– В самом деле: пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою “лучезарную улыбку”… Какие же душевные силы нужны для этого?! Всё это хочет понять и об этом хочет рассказать Солженицын.

– В образе Матрёны, и я думаю, вы со мной согласитесь, воплощены некие общие черты, искони присущие русской крестьянке.

– Напоминает ли вам Матрёна женщин из произведений Н.А.Некрасова?

– Нам симпатичны эти героини своей человечностью, – эти женщины-труженицы, на которых земля держится.

– Кто же виноват в такой судьбе героини?

– Прав ли Александр Исаевич, назвав Матрёну праведником? Докажите тестом.

– Думаю, не могут понять Матрёну только стяжатели, корыстные, завистливые люди:   фаддеи, иудушки Головлевы, гобсеки.

– По справедливому утверждению многих критиков, Солженицын – один из немногих современных нам знатоков русского языка. Уже с самых первых своих произведений он заявил о себе как блестящий мастер слова. Тогда, в 60-е, событием стали не только тематика, но и язык его произведений. В него “окунались с головой”, дочитывали фразу – и нередко возвращались к её началу. Это был великий и могучий и при том свободный язык. И я хочу обратить ваше внимание на речь героев, так как она помогает лучше понять их характеры, ощутить атмосферу, в которой происходит действие.

Сообщение. “Язык героев”.

– Да, писатель очень внимательно относится к речи своих героев, используя её как дополнительную характеристику.

– Ещё автор рассказа предстаёт перед нами и как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. В общем плане повествования найдут себе место лирические зарисовки, проникновенные лирические миниатюры. Зачитайте их.

– Всё в этих лирических миниатюрах – и природа, и человек – дышит гармонией.

– На уроке вы старались чаще обращаться к тексту рассказа, цитировать для того, чтобы почувствовать силу и красоту исконно русского языка, который Солженицын возвращает нам во всё скудеющую нашу речь. И мы восхищаемся глубинным чувством языка, верностью Солженицына народной правде.

– Я предлагала вам к уроку прочитать статью Солженицына “Жить не по лжи!”. Она была напечатана в журнале “Наш современник”, №9 за 1989 год.

– Что предлагал Солженицын, обращаясь к советской интеллигенции и молодёжи? К чему призывал?

– Могучим стремлением к правде и сильна проза Солженицына, хотя эта правда жестокая, порой безжалостная.

– Рассказ в целом, и, я думаю, несмотря на трагизм событий, на то, что судьба Матрёны принесена в жертву, выдержан на какой-то очень тёплой, светлой, пронзительной ноте. Ведь удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрёна, а сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

Вот поэтому Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту   необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права… (снова обращение к первому эпиграфу).

– Зачитайте концовку рассказа.



– Концовка рассказа “Матрёнин двор” перекликается с высказыванием Солженицына, которое отражает пафос всего его творчества: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”.
Каталог: wp-content -> uploads -> lessons
lessons -> Программа курса «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие Волгоградской области.» 6класс
lessons -> О. Бондарчук Слепой домик
lessons -> Удивительная Греция
lessons -> «Знакомство со звуком [А]»
lessons -> «Животные в великой отечественной войне.»
lessons -> Методическая разработка индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия в 6 классе (II вид)
lessons -> Тесты по истории Казахстана за 11 класс I раздел. Национально-освободительная борьба казахского народа в XVIII-XX вв. Тема Казахско-джунгарские войны
lessons -> Внеклассное мероприятие Защита проекта фольклорный праздник «Сказки и легенды родного края»
lessons -> Тематический тест «Образование Казахского ханства»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница