Урок по истории России XIX в с использованием методики «Технологии критического мышления»




Скачать 60.37 Kb.
Дата16.04.2016
Размер60.37 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Перхушковкая основная общеобразовательная школа

РАЗРАБОКТА УРОКА

«Либеральные начинания в царствование Александра I.
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского».


 

Урок по истории России XIX в. с использованием методики
«Технологии критического мышления». 8-й класс.


Учитель истории и обществознания:

Павлова Алевтина Игоревна
Методическая разработка урока по теме:

«Либеральные начинания в царствование Александра I.
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского».


 

Урок по истории России XIX в. с использованием методики
«Технологии критического мышления». 8-й класс.

Цели урока


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию


Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 4 группы по 5—6 человек. Оборудование


1. Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. 8 класс.
2. Дополнительный материал «Александр I. Характеристика личности».
3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского.
4. Задания для групповой работы.

Ход урока
На доске, под портретом Александра I, — эпиграфы урока:

В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская.

Шведский дипломат Лагербильке



Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей.

А.С. Пушкин


I этап. Вызов


Учитель. В 1801 г. русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Учащиеся сначала индивидуально, затем в парах, группах формулируют важнейшие проблемы России в виде кластера.
Итог работы — общеклассный кластер (результат обсуждения в группах) на доске. Среди выделенных целей царствования Александра I обязательно прозвучат и такие, как:

  • ликвидация последствий правления Павла I;

  • отмена крепостного права;

  • введение конституции;

  • усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;

  • развитие образования в стране.

Учитель. С первых же дней молодой император взялся за государственные дела. Планов — громадье.
Еще в 1797 г. он писал: «Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем … чтобы создать народное представительство, которое … составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я … удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «Дней Александровых прекрасное начало».
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?

Вновь организуется работа — сначала индивидуально, затем в группе — с материалами § 1.
На доске появляется кластер № 2:

Преобразования Александра I в 1801—1806 гг.



Ликвидация последствий правления Павла I
Возвращение репрессированных: Павлом I проведена амнистия 12 тыс. человек.
Открыты границы.
Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы.
Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
Решение крестьянского вопроса
1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах.
1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
1801 г. — право недворян покупать землю.
Усовершенствование государственного строя России
1802 г. — Сенат — высший судебный орган.
Проведена реформа государственной власти:
1802—1811 гг. — созданы министерства, заменявшие коллегии.
Установлено единоначалие.

Учитель. Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения?
Учащиеся. Не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.
Учитель. Возникает вопрос: почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?
(Ситуация вызова состоялась, если учащиеся сами формулируют данный вопрос.)

2 этап. Осмысление


Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера — ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX в.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М.Сперанского.
Историческую справку — биографию М.М. Сперанского — сообщает один из учащихся.
Учащимся предлагается проанализировать планы Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Группа 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:


Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы;
б) какие права получили бы эти сословия.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа 2


Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе 1 три вопроса по изменению положения сословий в России.

Группа 3


Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа 4


Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России.
2. Подготовьте и задайте группе 3 три вопроса по данной теме.

Среди вопросов, подготовленных учащимися, прозвучал и такой: «Кого не устраивал предложенный вариант реформ?».
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.

3 этап урока. Закрепление материал

Самостоятельная работа по блоку «Эпоха Александра I»

1. Указ о вольных хлебопашцах был издан:

а) в 1801 г.;

б) в 1803 г.;

в) в 1812 г.;

г) в 1814 г.

2. По проекту М. М. Сперанского политические права в Российской империи получали:

а)дворяне и люди «среднего состояния» (купцы, мещане, государственные крестьяне);

б) дворяне и крестьяне;

в) только дворяне;

г) все граждане без ограничения.

3.М. М. Сперанский в проекте государственных преобразований планировал:

а) укрепить неограниченную власть монарха;

б) создать в России республику;

в) ввести конституционно-монархическую форму правления;

г) установить диктатуру.

4. В состав Негласного комитета входили:

а) В. П. Кочубей, А. А. Безбородко, А. А. Чарторый-

ский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев;

б)Ф. С. Лагарп, Н. Зубов, П. А. Пален, Н. И. Панин;

в) М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н. Н. Раевский;

г) П. А. Вяземский, М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев.

5. Министерства в России были учреждены:

а) в 1799 г.;

б) в 1803 г.;

в) в 1807 г.;

г) в 1812 г.

6. Выберите лишнего и объясните свой выбор:

а) Павел Строганов б) Адам Чарторыйский.
в) Михаил Сперанский г) Виктор Кочубей.

4 этап урока. Рефлексия


Проводится в виде написания синквейна. (Вот примеры синквейнов, подготовленных учащимися:

АЛЕКСАНДР


Мыслящий, наивный.
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он — сфинкс, не понятый до гроба.
Он самодержец.

РОССИЯ
Огромная, сильная,


Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Надеюсь.

СПЕРАНСКИЙ


Умный, мечтающий.
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
Напрасно.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница