Урок по химии в 9 классе по теме: Серная кислота Методологическая задача: организация познавательной деятельности учащихся в разных формах учебного сотрудничества



Скачать 147.98 Kb.
Дата03.06.2016
Размер147.98 Kb.
ТипУрок
МОУ «СОШ им.П.П. ГРИЦАЯ ст.СОЛДАТСКОЙ» ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА КБР

ОТКРЫТЫЙ УРОК по химии

в 9 классе

ПО ТЕМЕ:

Серная кислота

Методологическая задача: организация познавательной деятельности учащихся в разных формах учебного сотрудничества.

Учитель: НИКИТИНА Т.Г.

2008 г.
УРОК ПО ТЕМЕ: «СЕРНАЯ КИСЛОТА» в форме сказки .

ПЛАН:

1 .Рождение серной кислоты.



2.Детство серной кислоты.

З.Своя дорога.

4.Современная жизнь серной кислоты.
ЦЕЛЬ УРОКА:

- углубить знания о свойствах серной кислоты;

- развивать знания о кислотах на примере серной кислоты;

- закрепить навыки практической работы;

- воспитывать способности выступать перед аудиторией.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- фронтальная4

- индивидуальная;

- групповая;

- выступление с сообщениями;

- инсценирование.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:

Организация познавательной деятельности учащихся в разных формах учебного сотрудничества.


ОБОРУДОВАНИЕ:

В соответствии с требованиями лабораторного опыта «Изучение свойств серной кислоты»; компьютер и компьютерная программа «Кирилл и Мефодий» по химии; дидактический материал - ПСХЭ Д.И.Менделеева; демонстрационный материал; именные карточки с заданиями; рейтинговые листы.

На доске записаны тема урока, цепочки превращений химических веществ, номер и тема лабораторного опыта, домашнее задание, размещен рисунок, изображающий «генеалогическое древо» серной кислоты. Столы в классе сдвинуты по два. За ними - пять команд участников по 5 человек (группы смешанного состава: сильные, средние и слабые ученики).
ВСТУПЛЕНИЕ:

Урок начинается с организационного момента, постановки задач, пояснения хода урока, его этапов, использования дидактического материала, карточек - заданий и рейтинг-листов.



Глава 1

«Рождение Серной кислоты»
В одном химическом королевстве у Ее Величества Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец. Всем хотелось, чтобы родился мальчик - наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, как она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.

(Демонстрация: в пробирку с раствором серной кислоты добавили синий лакмус. Окраска изменилась на красную.)

Девочке дали красивое имя - Кислота, а фамилию отца - Серная.

(Задание в рейтинговом листе: записать формулу Серной кислоты и определить степень окисления серы в этом соединении)

Вопросы классу:

1 .Какими физическими свойствами обладает Серная кислота?

2.Что за раствор прилили к кислоте в Демонстрации?

3.Почему он изменил окраску?

4.О наличии каких ионов говорит это изменение?



(Демонстрация Видео-фрагмента взаимодействия серной кислоты с медью и индикаторной лакмусовой бумажкой).
Глава 2

«Детство»
Когда Серная кислота подросла, она стала интересоваться своими многочисленными родственниками. Ее учитель показал ей грамоту, на которой было начертано ее генеалогическое дерево - вся родословная кислоты.

(Иллюстрация генеалогического дерева Серной кислоты)

Посмотрите на эту грамоту:


S SО23 H24 CaSО4 I вариант

О3 О2 Н2О H24 CaSО4 II вариант


(Задание в рейтинговом листе: осуществить цепочку превращений по вариантам)
В день совершеннолетия Серной кислоты на бал во дворец явились соли Серной кислоты - Сульфаты - и предстали перед ней. Познакомимся с некоторыми из них и мы.

(Ученики в роли солей рассказывают о Железном купоросе, Природном гинее, Глауберовой соли.)
(Задания в рейтинг - листах:

1. ответить на вопросы теста или

2. решить задачу на избыток одного из

реагирующих веществ)


Физминутка
Глава 3

«Своя дорога»
Много ли, мало ли прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось ей мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дороге и зашла в таверну попить сладкого чаю. Но, как только она дотронулась до сахара, как он тут же почернел.

(Демонстрация: к сахару - рафинаду приливают концентрированную Серную кислоту. В стакане появляется угольная масса.)

Вопрос классу:

1 .Какие правила Техники Безопасности необходимо соблюдать при работе с Серной кислотой?
(Демонстрация Видео-фрагмента «Качественная реакция на сульфат-ион»)

Лабораторные опыты:

1.Распознать Серную кислоту среди следующих веществ: CuSO4, FeS04, H24.

2.Осуществить качественную реакцию на сульфат-ион (SO4)



(Задание в рейтинг - листах: записать уравнения проведенных реакций)

Глава 4

«Современная жизнь Серной кислоты»

Решила Серная кислота жить среди людей. С тех пор она приносит нам немало пользы.

(Сообщения учащихся о применении серной кислоты в производствах: 1. Минеральных удобрений,

2. В металлургии.

Сценка:

Разговаривают две подруги.

- Мне вчера один мальчик преподнес кусочек бумаги с таким загадочным видом, будто это - какая-то драгоценность. Смотри, на нем даже ничего не написано. Выброшу я его, наверное.

- Подожди. Надо разгадать его загадку. А если в нем тайная надпись? Давай его нагреем.

(Нагревают бумагу над огнем. Проявляется рисунок сердца с надписью «I LOVE YOU»)

- Видишь, тебя, оказывается, уже поздравили с днем Святого Валентина. Эта надпись сделана разбавленной Серной кислотой.


Выводы по уроку.

Домашнее задание:

1. параграф 40, задача 15 с. 189;

2. для капитанов команд и всех желающих - дополнительно упражнение 10 на

3. для «должников» - «самое важное в главе 5».



Литература:

1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. М: Дрофа, 2006.

2. Барковский Е.В., Врублёвский А.И. Тесты по химии. Для школьников и абитуриентов. Минск, ООО Юнипресс, 2002.

3. Зуева М.В., Гпра Н.И. Новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы, М.: Дрофа, 2002.

4. Ольгин О. Опыты без взрывов. М: Химия, 1986.

5.- Стёпин Б.Д., Аликберова Л.Ю.Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.

6. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия 9. Учебник для 9 класса средних-общеобразовательных заведений. М: Просвещение, 2008.

7. Штемплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов. М.: Дрофа, 2007.

Приложение 1

РЕЙТИНГ - ЛИСТ (Ф.И.)


1.Записать формулу серной кислоты и указать степень окисления серы:

2.Осуществить цепочку реакций: I или II вариант


3.Ответить на вопросы теста или решить задачу.


4.Лабораторный опыт № «Свойства серной кислоты»




Ход работы


Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы.


















Приложение 2



Тема 21. Серная кислота и ее соли

Тест 53


1.

Охарактеризуйте свойства разбавленной серной кислоты:

а) сильный электролит

б) реагирует с металлами, расположенными в электрохимическом ряду до водорода

в) при взаимодействии с железом образует сульфат железа (III)

г) не реагирует с разбавленным раствором хлорида натрия



2.

Как изменяется сила кислот в ряду H2S—>H2SO3—>H2SО4?

а) уменьшается б) возрастает

в) наиболее слабая — сероводородная, наиболее сильная — серная

г) не изменяется


3.

Укажите формулы веществ, реагирующих с разбавленной серно кислотой:

a)K23 6)Na2Si03 в) KN03 г) Си



4.

Отметьте схемы возможных реакций с участием сульфата калия:

a) K24 + ВаСl2 б) K24 + НС1

в) K2SO4 + H2SO4(kohц,) г) K24 + NaNО3


5.

Какие металлы при определенных условиях реагируют с концентрированной серной кислотой, но не реагируют с разбавленной серной кислотой?

а) медь б) железо в) алюминий г) серебро

6.

Укажите пары схем реакций, которые могут быть использованы для получения сульфатов:

а) Са(ОН)2 + SО3 и СаО + SО2

б) Na23 + H2SO4 и Zn + H2SО4(kohц.)

в) CuSО4 + NaOH и MgCО3 + H24

г) А1(ОН)3 + Na24 и Fe + H2SО 4(kohц.) 20°C






7.

С помощью каких веществ можно обнаружить в раствор сульфат-ион?

а) хлорид бария б) хлорид калия

в) нитрат серебра (I) г) нитрат натрия .



8.

С какими веществами реагирует водный раствор сульфат меди (II)?

а) азотная кислота б) соляная кислота

в) гидроксид натрия г) железо


9.

Разбавленная серная кислота не реагирует с:

а) медью б) карбонатом калия

в) разбавленным водным раствором хлорида калия

г) гидросульфитом натрия



10.

Какой минимальный объем (л, н.у.) оксида серы (TV) нужен для полной нейтрализации раствора, содержащего 14 г гидроксида калия?

а) 2,8 6)5,6 в) 7,2 г) 1,4




Тест 54




1.

Серная кислота может образоваться:

а) при растворении оксида серы (IV) в воде в отсутствие кислорода

б) в результате окисления сернистой кислоты кислородом

в) при растворении оксида серы (VI) в воде

г) в результате реакции между растворами сульфата калия и хлороводорода




2.

В каких группах указаны формулы веществ, все из которых реагируют с разбавленной серной кислотой?

a) Hg, СаСОз, СиО б) ZnS, NH3, Fe

в) NaCl(p-p), NaHCО3, КОН г) А1(ОН)з, К[Аl(ОН)4] NaHSО3




3.

При определенных условиях концентрированная серная кислота реагирует с:

а) железом б) нитратом натрия

в) ортофосфатом кальция г) оксидом меди (II)





4.

Укажите схемы реакций, в результате протекания которых могут образоваться сульфаты:

a) KHSО4 + КОН б) SO2 + Са(ОН)2(изб)

в) NaAlО2+ H24(изб) г) Fe(OH)2 + Na24




5.

Концентрированная серная кислота в отличие от разбавленной серной кислоты:

а) при обычных условиях реагирует с железом и алюминием

б) вытесняет из кристаллических хлоридов хлороводород

в) окислитель за счет ионов Н+ (НзО+)

г) окислитель за счет ионов S+6 ( SO42-)






6.

Укажите схемы реакций, в которых реагирует концентрированная серная кислота:

a) Ag + H2SO4 SO2T + ... б) Fe + H 2SO4 FeSО4 + ...

в) Zn + H 2SO4 H2 + ... г) KNO3(к) + H2SO4 HNO3 + ...




7.

В промышленности окисление SO2 в SO3 контактным способом проводят:

а) при обычной температуре б) в присутствии катализатора

в) при нагревании г) при повышенном давлении




8.

При обжиге пирита в производстве серной кислоты контактным способом в основном образуются:

а) оксид серы (VI) б) оксид железа (II)

в) оксид серы (IV) г) оксид железа (III)




9.

Находящиеся в разных пробирках водные растворы сульфата и сульфида натрия можно различить с помощью:

а) лакмуса б) раствора хлорида меди (II)

в) раствора хлорида калия г) соляной кислоты




10.

Какую массу серной кислоты (г) можно получить из 2 моль не содержащего примесей пирита, если потери в производстве составляют 5%?

а) 370,4 6)372,4 в) 376,0 г) 392,0








Задача

6,5 граммов Zn поместили в раствор, содержащий 20 граммов H2SO4. Рассчитайте массу выделившегося водорода.
Каталог: 2009
2009 -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
2009 -> Антиискусство как социальное явлеНИе
2009 -> Занятие №23 Комбинаторика. 07. 03. 09
2009 -> Образовательная программа «Авиамоделирование»
2009 -> Разработка и исследование методов проектирования и работы неориентируемых компоновок низа бурильной колонны
2009 -> Европейская экономическая комиссия
2009 -> На правах рукописи зеленин алексей Анатольевич
2009 -> Отраслевой pr а. Таболин Особенности pr в спорте
2009 -> 7 класс Первый тур
2009 -> Пути совершенствования медицинского обеспечения работников зато, занятых на производстве с особыми условиями труда, и членов их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница