Урок по басням И. А. Крылова Его басни переживут века! К. Н. Батюшков




Скачать 71.21 Kb.
Дата03.06.2016
Размер71.21 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок литературы

"…Крылатые крыловские слова" (Исаковский)

Урок по басням И.А. Крылова

Его басни переживут века!

К.Н.Батюшков

Разработала Карась Н.В., учитель русского

языка и литературы МБОУ «СОШ №15»

Гусь-Хрустальный, 2014



Ход урока

I Организация начала занятия. Мотивация

1.Слово учителя

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с баснями И.А. Крылова. Этот писатель жил и творил в XIX веке. И уже тогда его современник, К.Н. Батюшков, сказал о нём: «Его басни переживут века»

Прав ли был Батюшков? Возможно ли, что басни, написанные около 200 лет назад, живут до сих пор?

Сегодня, на нашем уроке, мы должны опровергнуть или доказать эти слова Батюшкова, которые стали эпиграфом нашего урока.

2. Обращение к эпиграфу к уроку.

Что такое эпиграф, для чего он нужен?

Эпиграф - изречение или цитата, предпосланное произведению (уроку), сосредотачивающее мысль на идее произведения (урока).

И детям и взрослым интересно читать басни Крылова. Басни помогают нам в чужих недостатках узнавать свои, помогают стать лучше.

Мы произносим многие выражения из басен И.А.Крылова, используя их наряду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, иногда даже не задумываясь, откуда они: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не приметил", "А ларчик просто открывался" и так далее.

Ребята, а как называются такие выражения?

Афоризмы (крылатые выражения).

А что такое афоризмы?

Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

Вот об этом мы как раз сегодня и поговорим, ведь, действительно, многие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Что вам нужно было сделать?

Класс был разбит на пять групп.

I группа «Театралы». Они инсценировали басню «Демьянова уха»

II, III и IV группы «Исследователи». Получили задание выписать из данных басен И.А.Крылова выражения, которые стали крылатыми, определить их значение, в какой ситуации их можно было бы использовать?

V группа «Языковеды». Учащимся были предложены пары слов: ум - глупость, товарищество - равнодушие, смелость-трусость. Нужно было подобрать примеры из басен, которые могут проиллюстрировать те или иные качества и ответить на вопрос « Как называются такие слова?»

По одному представителю от первой, второй и третьей группы идут к доске.


  • В это время фронтальный опрос (те определения, которые нам понадобятся на уроке): жанр басни, жанровые признаки басни, композиция басни, аллегория, где мы уже встречались с использованием аллегории? К какому литературному роду относятся басни? Тематика басен.

  • Проверка работавших у доски;

Вариант оформления работы:

Афоризм


Значение

Название басни



II группа

  1. "А Васька слушает да ест"

Один говорит, а другой не обращает на него внимания

"Кот и повар"



  1. "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь"

Каждый должен заниматься своим делом

"Квартет"



  1. "А ларчик просто открывался"

Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить

"Ларчик"


4."Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник"

Каждый должен заниматься своим делом

"Щука и кот"

III группа


  1. "Великий зверь на малые дела"

О людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны

"Воспитание льва"



  1. "Ворона в павлиньих перьях"

О человеке, который присваивает себе чужие достоинства

"Ворона"


  1. "Да только воз и ныне там"

Дело не двигается, стоит на месте

"Лебедь, Щука и Рак"



  1. "Как белка в колесе"

Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов

"Белка"


5."Слона-то я и не приметил"

Не заметить самого главного, важного

"Любопытный"

IV группа

1 "Как под каждым ей листком был готов и стол и дом"

Характеристика легко достигаемой, без труда, материальной обеспеченности

"Стрекоза и муравей"

2. "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку"

Взаимная лесть

"Кукушка и петух"


  1. "Медвежья услуга"

Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность

"Пустынник и медведь"



  1. "Огурец с гору"

Чрезмерное преувеличение

"Лжец"


  1. "Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем"

Каждый должен заниматься своим делом

"Скворец"



  • Проверка задания пятой группы.

Антонимы - слова с противоположным лексическим значением.

Учащиеся называют свои примеры.



III. Закрепление знаний и способов действий.

Ребята, а какое крылатое выражение вы вспомните, когда вы не хотите есть, а вас очень просят испробовать какое-либо угощение?

"Демьянова уха".

Ребята, вот на этой басне мы остановимся подробнее. Давайте еще раз обратимся к теме урока и подумаем, что необычного в этой басне. (Крылатым выражением стало заглавие басни).

Обратимся к истории создания этой басни.

Сообщение учащегося.

Задание давалось заранее.

А чтобы нам интереснее было представить саму басню, ребята нам сейчас ее представят. Инсценировка басни.

"Демьянова уха".

"Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай", -

"Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -

"Я три тарелки съел". -

"И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" -

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

И - очищает всю. "Вот друга я люблю! -

Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой -

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Басня сразу стала очень популярной. В "Словаре церковно-славянского и русского языка" (1847 г.) словарная статья на существительное уха иллюстрируется примерами из этой басни, что тогда было большой редкостью. Давайте, подумаем и посмотрим, каким образом Крылов достиг того, что басня получила такое распространение, а ее заглавие стало крылатым выражением? Мы говорили, что часто в основе басен И.А.Крылова лежит - диалог (как композиционный прием). Многие басни Крылова представляют собой сценки. А как строится эта басня?

Тоже в форме диалога, но только у второго героя почти только 2 фразы. Все внимание автора сосредоточено на хозяине.

А как вы думаете, почему до середины басни автор не дает имен своим героям? О чем это свидетельствует? (Обобщенность образов).

Сама басня построена на фольклорном материале. Именно в ней проявляются глубокие знания автором народного быта. Только в русском языке если хозяева гостеприимны, как о них скажут?

Хлебосольные.

Давайте посмотрим. У вас на парте примеры русских пословиц, в которых нашли отражение разные стороны жизни народа:

Кто в гости не ездит, к себе не зовет, тот недобрым слывет,

Гость в доме - Бог в доме;

Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай;

В гостях воля не своя

Гость - невольник;

У себя как хочешь, а в гостях - как велят;

Гость - невольный человек: где посадят, тут и сядет:

Какая пословица близка содержанию басни? Почему? Теперь давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств автор достигает яркости, выразительности образов? Обратите внимание на слова: соседушка, тарелочку, ушицу, кусочек, ложечку, лещик. Что в них особенного?

Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Где мы уже встречались с такими примерами?

В былинах.

Для чего в былинах использовались уменьшительно-ласкательные суффиксы? Для чего здесь?

В былинах использование уменьшительно-ласкательных суффиксов помогало выразить авторское отношение к богатырю, здесь же они нужны, чтобы придать словам экспрессивную окраску.

Описание ухи?

"Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" - сравнение. Делает описание более ярким, выразительным.

Объясним выражения: Сыт по горло - "наелся до сыта". Нужды нет - "все равно, не имеет значения". Нужда встречается с ударением как на первом слоге, так и на втором. Нормативными были оба ударения.

А какие выражение создают в басне живые разговорные интонации?

Междометие "ей-же-ей".

На чьей же стороне симпатии автора? Из каких слов это следует?

На стороне гостя, об этом свидетельствует эпитет "бедный" - "несчастный".



Ребята, так о чем же предупреждал И.А.Крылов? О чем говорится в морали басни?

Во всем надо знать меру, надо уметь вовремя остановиться.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница