Урок обобщение по теме «Экономический рост»



Скачать 50.32 Kb.
Дата13.06.2016
Размер50.32 Kb.
ТипУрок
Урок – обобщение по теме «Экономический рост»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Ход урока.
I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

II. Повторение и проверка ранее изученного материала.
1. Индивидуальная работа. (Работа по карточкам у доски).

К.1. Как измеряется экономический рост?
К.2. Написать уравнение производственной функции.
К.3. Выписать по группам факторы экономического роста.
К.4. Изобразить схему короткого и длинного экономического цикла. В чем заключается их отличие?
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный фронтальный опрос.

- Что включает в себя понятие экономического роста? (Долговременное увеличение объема потенциального ВВП в абсолютных показателях и в расчете на душу населения)

- В чем состоит значение экономического роста?

- Что такое совокупная факторная производительность?

- В чем состоит теория длинных циклов?

III. Решение задач.
Задача 1.

В США доля лиц со средним образованием в составе рабочей силы возросла с 30% в 1960 г. до 40% в 1987 г.

Что случилось в результате этого с кривой производственных возможностей США и почему?

Изобразите ответ графически в координатах: товары потребления — инвестиционные товары.


Ответ. Кривая производственных возможностей США сдвинулась вправо, как показано на рис., так как улучшилось качество одного из факторов производства — труда. Это привело к повышению производительности труда во всех секторах экономики, что выразилось в увеличении производства как инвестиционных, так и потребительских товаров и, следовательно, в экономическом росте. Обратите внимание на то, что в данном случае рост произошел за счет интенсивного фактора.


количество инвестиционных товаров







количество потребительских товаров

2. Подумайте, как могут повлиять на темпы роста реального ВВП на душу населения следующие факторы:

а) средний темп прироста населения;

б) степень охвата населения средним образованием;

в) доля инвестиций в ВВП;

г) неравенство в распределении доходов;

д) военные pacxoды.
Ответы.

а) общий объем дохода при быстро растущем населении приходится распределять между все большим числом людей, и душевой доход растет медленнее (отрицательное влияние);

б) этот показатель косвенно характеризует качество трудовых ресурсов, поскольку отражает общий уровень образованности основной части работников (положительное влияние);

в) доля инвестиций в ВВП напрямую влияет на рост капитала, а значит, и на увеличение выпуска продукции (положительное влияние);

г) факты свидетельствуют о том, что неравенство в распределении доходов отрицательно воздействует не только на рост, но и на другие показатели, характеризующие благосостояния (продолжительность жизни, уровень образования, калорийность питания);

д) эмпирические данные говорят о том, что небольшие военные расходы (до 9-10% ВВП) могут положительно влиять на темпы роста, тогда как более высокие оказывают отрицательное воздействие. Передовые технологии и нововведения, распространяясь впоследствии и на гражданское производство, стимулируют его pocт, и в этом плане государственные расходы на военные заказы оправдываются. Но чрезмерное отвлечение средств на военные нужды лишает значительных ресурсов гражданские отрасли и сдерживает их рост.


3.Имеются следующие статистические данные по России:

Показатели экономики

1996 г.

1997 г.

ВВП в текущих ценах (трлн. руб.)

2200

2586

Дефлятор ВВП, в % к предыдущему году




116,6%

Можно ли сказать, исходя из этих данных, что в рассматриваемый период в России был экономический рост?
Решение.

Прежде всего приводим данные за 1997 г. к реальному значению, корректируя их с помощью индекса цен:

Индекс цен (дефлятор ВВП) = 100 %,

Отсюда ВВПреал. =



ВВПреал. = 100% 2217,8 трлн.руб.

Темп изменения ВВП в 1997 г. составит: 100% = 0,8%

Таким образом, в 1997 г. в России наблюдался незначительный рост — менее 1%.
IV. Решение проблемной ситуации– работа в группах.
Проблемная ситуация

Россия утрачивает базу для возобновления роста

Для серьезных сдвигов в экономике 1997 год потерян. Промышленный спад будет продолжаться. Об этом заявил на состоявшейся на прошлой неделе в Торгово-промышленной палате конференции «Промышленная политика России на пороге XXI века» директор Института экономики РАН академик Леонид Абалкин.

В 1996 году предпосылок для экономического роста в стране создано не было. Нарастает техническая отсталость российской промышленности. Произошел не просто спад, а деградация промышленной структуры. В течение ближайших 7 лет парк действующего оборудования сократится в 2 раза. Через 10 лет от него останется треть. Затраты на НИОКР1 за последнее десятилетие уменьшились в 15-18 раз. В итоге потеряно около 300 высоких конкурентоспособных технологий. Идет процесс примитивизации производства. Расходы на науку для поддержания технического уровня продукции не должны опускаться ниже 2% от объема ВВП. Если в Великобритании они составляют 2,1% ВВП, в Германии — 2,9% ВВП, в США — 2,6% ВВП, то в России — 0,5% ВВП.

По мнению специалистов Института экономики РАН, новая концепция промышленной политики должна быть реализована на двух этапах. На первом этапе (он рассчитан на 2-3 года) ставится задача остановить промышленный спад и выйти из экономического кризиса. Задействованы на этом этапе могут быть только традиционные технологии и мощности. Второй этап включает в себя техническое перевооружение и выход на новые высокие технологии.



«Финансовые известия», 1997, № 11

Согласны ли вы с такой оценкой перспектив экономического роста в России?



1 НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Если парк действующего оборудования сократился в 2 раза, то не возникла ли объективная необходимость инвестировать капитал в новейшее оборудование и целесообразность перехода на новейшую технологию?

Не выбыло ли устаревшее и износившееся оборудование?

Почему на первом этапе могут быть задействованы только традиционные технологии и мощности?



Обсудите эти проблемы.
VII. Постановка домашнего задания
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения»
Каталог: metodish


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница