Урок литературы в 8 классе тема урока «о форме и содержании в рассказе а. Грина «голос и глаз» (слайд 1) а если это так, то что есть красота




Скачать 47.24 Kb.
Дата10.04.2016
Размер47.24 Kb.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
Тема урока «О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ В РАССКАЗЕ А.ГРИНА «ГОЛОС И ГЛАЗ» (слайд 1)
А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.Заболоцкий

1.ОРГМОМЕНТ.



Учитель: чтение эпиграфа к уроку (слайд 2)

О чём, по-вашему, мы будем сегодня говорить? (о внутренней и внешней красоте)


2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Рассказ А.Грина «Голос и глаз». Почему рассказ именно так назван «Голос и глаз», а не «Глаз и голос»? Почему я решила обратить ваше внимание на понятия «форма» и «содержание»? На этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить на уроке.

Каков сюжет произведения? (краткий пересказ)

Какова композиция в рассказе А.Грина «Голос и глаз»? (композиция простая: вступление (1 абзац), завязка (со 2-ого абзаца до встречи Дэзи и Рабида), кульминация (встреча Рабида и Дэзи), развязка (чувства Рабида), заключение (последнее предложение)).

Как развиваются события? Какой образ возникает перед нами? Как автор передаёт состояние героев? (слайд 3)

Обратите внимание на слово «приговорённый». Какие ассоциации у вас возникают? (слепой человек подобен заключённому, ожидающему приговора)

Переходим к завязке. Перед вами таблица. Заполните её примерами из текста. Каждая группа получает своё задание: 1 группа находит всё, что связано с голосом героев; 3 группа – всё, что связано с глазом, т.е. со зрением, 2 группа – всё, что связано с душевным состоянием героев)

Что пробуждает Рабида, выводит его из этого состояния? (голос Дэзи)

Боится ли чего-нибудь Рабид? С чем связаны эти страхи и почему? (он боится никогда не прозреть, не увидеть Дэзи)

Чем привлекла слепого человека Дэзи? (голосом, прикосновениями, уходом за ним)

Как он может ощущать её внимание? Что означает слово «уход»? («уход» образовано от слова «ухаживать»)

Вы заметили, что Дэзи привлекла его голосом. При помощи каких эпитетов автор передаёт силу и прелесть голоса? («стремительный женский голос», «тёплый, весёлый и близкий душе звук молодой жизни, богатый певучими оттенками, ясными, как солнечное утро», «линия разговора была полна той же очаровательной мягкости, как и её голос»)

Что возникает в сознании Рабида, когда он слышит её голос? («отрадное ощущение нежного и стройного существа»)

Слепой ждёт выздоровления. Какова его цель при этом? («Рабид знал, что начал любить её уже с первых дней; теперь выздороветь – стало его целью ради неё»)

Готова ли девушка к этому? Что её так пугает? (она думает о его выздоровлении со страхом и грустью, так как она, по словам автора, некрасива, но, пока он не видит её, она смотрит на себя его внутренним о ней представлением )

Автор реалистично описывает Дэзи. Описание девушки Рабидом пока невозможно. А вот она может смотреть на него. Каков же он в её глазах? («Он был прям, молод, смел, шутлив, высок и черноволос. У него должны были быть – если будут – чёрные блестящие глаза со взглядом в упор»)

Наступил долгожданный для Рабида день. Ему сняли повязку с глаз, и теперь он может смотреть на мир, а не только слышать его звуки. Это так прекрасно. Но состояние Рабида странное. Каково его состояние? Почему? («лежал в острых и блаженных сомнениях», «пульс упал», «грудь стала судорожно вздыматься», рыдания, находится в восторге от рассматривания предметов, «блаженно» улыбается, «блаженно» смотрит на дверь, откуда должна появиться Дэзи)

Каково состояние героини? (слёзы на глазах, кроткое мужество, открытое всему лицо, на лице улыбка и казнь в душе, но, припомнив всё, «она поняла, что он точно любил её»)

На какие слова, по-вашему, мы должны обратить внимание? Как называется этот приём в литературе? («улыбка» и «казнь», приём - антитеза)

Дэзи боится разочаровать героя своей внешностью. Напрасны ли её страхи? Говорит ли автор о чувствах Рабида к ней? (да, неоднократно: «начал любить её уже с первых дней», «она знала, что он любит её», она поняла, что он точно любил её»)

Итак, кульминация. Самый напряжённый момент в рассказе. Как развернутся события, зависит от героя. «Жить или не жить?» - такой вопрос в душе Дэзи не даёт ей покоя.

Рабид готов к встрече. Он ждёт её с нетерпением. И вот эта долгожданная встреча. Зачитайте этот эпизод в рассказе (чтение эпизода - встреча Дэзи и Рабида)

Что же произошло? (Рабид услышал её голос, который вернул его в прошлое, он её узнал)

Наконец-то и Рабид видит Дэзи. А мы его глазами смотрим на неё. Есть ли разница во взгляде на девушку автора и Рабида? Отчего это происходит? (автор объективно описывает девушку, а Рабид видит её «в свете любви»)

Обратите внимание на слова В.Лессинга (слайд 4): «Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу…». Как соотносятся эти слова с видением героя! Мы с вами вывели что-то новое или эта мысль стара, как мир? (возвращение к эпиграфу)

Каково заключение рассказа? (заключение рассказа состоит всего лишь из одного предложения, но сколько в нём смысла!)

Да, зачастую лишние слова портят эффект. Автор точно и лаконично завершает рассказ, и никаких вопросов у нас не возникает о будущем героев. Да, без сомнения, Рабид любит Дэзи, смотрит на неё влюблёнными глазами. В чём же сила любви? За что слепой юноша полюбил девушку, которую ни разу в жизни не видел, а лишь говорил с ней? (за внутреннюю красоту, красоту души)

Что важнее оказывается для человека? (внутреннее содержание, душа)


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вернёмся к нашему проблемному вопросу (слайд 5). Почему же произведение носит такое название? Это случайно или закономерно? (закономерно, именно через внутреннее содержание к нам приходит понимание человека, любовь к нему)

Почему, по-вашему, я подобрала для нашего урока именно слова «содержание» и «форма»? («содержание» – внутренний мир, «форма» – внешняя оболочка)

Мы сегодня использовали разные понятия, но говорили об одном и том же. Попробуем построить ассоциативный ряд со словами «голос» и «глаз» (cлайд 6).


Голос Глаз

звуки картина

содержание любовь форма



душа облик

внутренняя красота внешняя красота


А возможно ли соединить эти два понятия? Что же их объединяет? (слайд 7) Обратите внимание на слова Ж.Лабрюйера: «На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса». (да, их объединяет любовь)

Любое произведение заставляет нас задумываться или чему-то учит. О чём заставил нас задуматься А.Грин?



И во времена М.Ломоносова, и во времена Н.Гоголя, и во времена Л.Толстого люди делали ставки прежде всего на внутреннюю красоту, нежели на внешнюю. Надеюсь, мы с вами не отступим от этих принципов, ведь полюбить человека за красоту – всё равно, что полюбить книжку за обложку, не зная её содержания.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (слайд 8)

Я думаю, что этот маленький, но содержательный рассказ пробудил в вас чувства, вызвал эмоции… Отразите их в своём сочинении-миниатюре «Читая рассказ А.Грина «Голос и глаз», …»


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница