Урок литературы в 6 класс Левицкая Елена Анатольевна



Скачать 66.55 Kb.
Дата29.07.2016
Размер66.55 Kb.
ТипПрограмма
Мотивы единства красоты природы

и красоты человека

по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро»

(Урок литературы в 6 класс)
Левицкая Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»

город Нижневартовск Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Учебник-хрестоматия «Литература, 6 класс»

Авторы-составители: О. М. Хренова, М. А. Снежневская. Москва. Мнемозина. 2009 год.

Программа «Литература 5–11 классы». Под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. Москва. Мнемозина. 2006 год.

Оборудование:

– мультимедиапроектор;

– портрет А. С. Пушкина;

– П. И. Чайковский «Времена года. Февраль»;

– А. Вивальди «Зима», II часть (из цикла «Времена года»);

– видеоэтюд «Зима в Югорском лесу»;

– иллюстрации учащихся к стихотворению «Зимнее утро»;

– кроссворд «Эпитеты в стихотворении «Зимнее утро»;

– тест.
Цели урока


Предметные:

– научить видеть особенности поэтического текста, чувствовать ритм, строфу;

– видеть взаимосвязь чувств лирического героя и автора стихотворения;

– понять и воспринять эмоциональный настрой стихотворения, чувства, которые автор передает через своего лирического героя.



Коммуникативные:

– путем частичного анализа текста провести самостоятельный поиск своей интонации и через выразительное чтение стихотворения передать свои чувства, вызванные строчками лирического произведения, музыкой русских и зарубежных композиторов, картинами русских художников, видеосюжетами родного края;

– передавать свое понимание произведения.

Ценностно-ориентированные:

– почувствовать связь внутреннего состояния человека и природы, осознать, как красота природы зимнего утра пробуждает в человеке желание жить, любить, радоваться красоте;

– оценить роль изобразительных средств в раскрытии идеи автора.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. 2–3 ученика устно описывают иллюстрации, нарисованные к стихотворению «Зимнее утро».

III. Подготовка к эмоциональному восприятию стихотворения «Зимнее утро» через восприятие других видов искусства.



  1. Картина И. Шишкина «Зима», Л. Бродского «Зимнее утро», рисунки учащихся.

— Почему эти картины и рисунки на доске? Что у них общего с нашей темой?

— Какой вид искусства тоже помогает нам понять чувства героев, наши собственные чувства? (Музыка так же, как и слова, живопись, передает чувства души человека. Правда, слушая музыку, каждый может нарисовать в своем воображении ту или иную картину.)

2. Сейчас для вас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского «Февраль» из музыкального альбома «Времена года». В этом альбоме двенадцать небольших пьес по числу месяцев в году. Каждая пьеса имеет свое название: «Ноябрь — На тройке», «Апрель — Подснежник» и т. д.

Что вы представили? Какие чувства вызвала эта музыка?



  1. Видеоэтюд «Зима в Югорском лесу».

(Работа с интернет-ресурсом) http://yandex.ru/video/search?filmId=Es0Og1nS8gE&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%8D%D1%82%D1%8E%D0%B4%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0%20%D0%B2%20%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%83&path=wizard

— Узнали ли вы эти места? Что показалось наиболее знакомым? Что сближает этот сюжет со стихотворением Пушкина? Помогает ли он лучше понять чувства лирического героя?



IV. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

1. Слушание стихотворения в компьютерной записи (художественное чтение актера).

— Какое чувство передает первая строфа стихотворения? (Первая строфа стихотворения «Зимнее утро» передает чувство радости, бодрости, восхищения картиной искрящегося на солнце снега).

— С помощью каких средств создается такое радостное настроение? (Настроение создается с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы. Давайте найдем в первой строфе слова, которые передают нам эти чувства: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «Звезда».)

— Кто такая Аврора? (Работа с интернет-ресурсом)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%F0%EE%F0%E0_(%E1%EE%E3%E8%ED%FF)

(Богиня утренней зари древнеримской мифологии)

Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение.

— А что мы можем сказать о второй строфе? Как и почему меняется настроение во второй строфе? (Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение. Найдем слова, которые создают это настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальная».)
Пояснения учителя: Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Такой прием носит в литературоведении название антитеза.

Записываем в тетради: «Антитеза — противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи».

— Как называются в русском языке слова с противоположными значениями?

— Найдите противопоставления в стихотворении «Зимнее утро» (Пушкин противопоставляет «вечор» и «день чудесный», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце снег лежит».)

Т.о., использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность, антитеза как бы держит все стихотворение, собирает его в целое.

Выразительное чтение второй строфы.



Сравнение — художественный прием сопоставления двух явлений, предметов, людей, их черт и т. д. — по признаку, выражающему замысел, позицию, мироощущение автора.

Объяснения учителя: Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно».

— Найдем в стихотворении такое сравнение («Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит»

— С чем сравнивает снег Пушкин?

Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.

— Вспомните, пожалуйста, какое изобразительно-выразительное средство называется эпитетом?

Эпитет — определение, прилагаемое к названию предмета, действия, явления, чтобы обозначить его характерные свойства и придать ему образную художественную выразительность в соответствии с творческим замыслом автора.

— Находим эпитеты в стихотворении при помощи кроссворда. (Работа по вариантам. Каждый вариант исследует одну из строф).

Проверка.

— Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес».)

Выразительное чтение третьей строфы.

— Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора.)

Выразительное чтение наизусть всего стихотворения. (1–2 ученика)

— Что изображает поэт в стихотворении? (Картину природы, пейзаж, а через него – свое настроение, свои чувства, переживания.)

Пояснения учителя: Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии — зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал — пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.

V. Самостоятельная работа (Тест)

Подведение итогов.

VI. Домашнее задание. 1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Зимнее утро в Югорском лесу» или сочинить свое стихотворение о зиме.


Приложение

Тест

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Прочитайте стихотворение и выполните задания.
А 1. Какое чувство лирического героя передано в первой строфе?

1) отчаяние; 3) восторг;

2) печаль; 4) сомнение.
А 2. К какому направлению в лирике относится стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»?


  1. любовная лирика;

  2. пейзажная лирика;

  3. патриотическая лирика;

  4. философская лирика.


А 3. Как называется использованное Пушкиным художественно-выразительное средство в следующих словосочетаниях: «на мутном небе», «бледное пятно», «тучи мрачные»?

  1. олицетворение;

  2. метафора;

  3. эпитет;

  4. сравнение.


А 4. Что представляет собой отдельная строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»?

1) четверостишие; 3) трехстишие;

2) двустишие; 4) шестистишие.
А 5. Лирический герой стихотворения:


  1. упоен открывшейся перед ним картиной зимнего утра;

  2. расстроен, так как за окном по-прежнему зима;

  3. боится проявить искренние чувства;

  4. мечтает о лете.


В 1. В строке «Луна, как бледное пятно» использовано художественно-выразительное средство, предполагающее сопоставление одного предмета или явления с другим. Назовите это средство.

Ответ: ____________________________________________________________________



В 2. Выпишите эпитет из четвертой строфы, который передает радостный настрой лирического героя.
Ответ: ____________________________________________________________________

В 3. Укажите строфу, в которой поэт вспоминает богиню утренней зари древнеримской мифологии.
Ответ: ____________________________________________________________________

Список литературы:

    1. Л.И. Соболев. Русская поэзия второй половины XIX века на уроках литературы в 10-м классе. Лекции 4 – 5. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005.

    2. А.А. Смирнов. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

    3. Интернет-ресурс https://sites.google.com/a/labore.ru/urok-slovesnosti/literatura/9-klass/aleksandr-sergeevic-puskin/-zimnee-utro

Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница