Урок к Международному дню родного языка для учащихся 4-х классов




Скачать 159.34 Kb.
Дата13.08.2016
Размер159.34 Kb.
ОТКРЫТЫЙ УРОК

к Международному дню родного языка

для учащихся 4-х классов

(в рамках Года культуры).

Оформление:


  • выставка словарей и книг для внеклассных занятий по русскому языку;

  • сопровождение урока показом слайдов;

  • использование мультимедийных технологий учащимися в ходе урока.

Цели:

  • привлечь внимание к истории языка;

  • расширить представление о роли слова в жизни человека;

  • помочь ориентироваться в многообразии заимствованных слов;

  • развивать внимание и требовательность к своей речи;

  • способствовать развитию грамотной речи;

  • воспитывать толерантное отношение к носителям других культур на территории РФ.


ВЕДУЩАЯ. День непростой у нас с тобой:

Сегодня праздник МИ-РО-ВОЙ,

Точней сказать, МЕЖДУНАРОДНЫЙ.

И в этот день ЯЗЫК РОДНОЙ

Напомнит, что в стране любой

Он самый нужный и свободный.


С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Когда мы говорим «язык», мы думаем: «слова». Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Ребёнок ещё не научился говорить, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы. Всю жизнь человек находится в мире языка. Без него невозможно развитие науки, техники, да и самой жизни.

Язык – основа человеческого общения. Если человека изолировать от общества, станет ли он ЧЕЛОВЕКОМ в полном значении этого слова? Скорее всего, нет. Известно немало случаев, когда дети, оказавшиеся вне человеческого общения, погибали, вернувшись к людям. Чаще всего причиной этого было неумение общаться.

Общение – высший дар, которым наделено человечество. И самую важную роль здесь играет речь, устная и письменная. Сначала люди научились оформлять звуки

в виде букв, затем систематизировали их, и появился алфавит (по-гречески)

и азбука (по-русски). Наша страна приобрела алфавит более двух тысяч лет назад. Его возникновению мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию.

В разных странах мира сегодня существует около 6000 языков. Язык живёт – изменяется, растёт, развивается, – только потому, что живёт народ, его создавший. За последние века, к сожалению, заметно угасание некоторых языков и даже полное их исчезновение. Культура мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в любых жизненных ситуациях.



Международный день родного языка (Слайд №1) был провозглашён ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается с 2000 года 21 февраля с целью защиты языкового и культурного многообразия.

«Великими языками» принято называть китайский, индийский, английский – ими пользуются наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский. Заниматься языком очень интересно, увлекательно.

В нашей многонациональной стране существуют сотни различных языков и диалектов, но государственный язык у нас – русский.

Замечательно, что многие народности сохраняют свой родной по рождению язык, но это не отменяет обязательное изучение русского языка и грамотное владение им на территории Российской Федерации.

Умение грамотно говорить необходимо каждому образованному и культурному человеку: для достижения взаимопонимания люди должны уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Поэтому изучайте свой родной язык!

Наш родной язык, по словам Н.В.Гоголя, есть сам по себе поэт, ведь в нём «что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…»

Сегодня, в Международный День родного языка, проверим уже приобретённые вами навыки и умения в овладении родным русским языком.
Обратимся к истории языка.
Что значит выражение баюшки баю из колыбельной песни Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…? Попробуйте перевести с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы. Имейте в виду, что баять значит говорить, рассказывать.

(Ответы детей)

(Баюшки баю – букв. «рассказываю сказочки»).



ВЕДУЩАЯ.

Как рождаются слова, когда и кем создаются?



(Ученик читает стихотворение Л.Кондрашенко «ТАРАРАМ»).

Говорят, что по утрам

В нашем доме – тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Всё вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

– Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме – тарарам.

Вам известно значение странного слова тарарам? Какими словами можно заменить слова устроить тарарам?



(Устроить беспорядок, перевернуть вверх дном, поднять пыль столбом, организовать уборку, навести чистоту, привести в порядок).
Чтобы правильно говорить, нужно знать точное значение слов, которые мы употребляем.

Поиском ответов на эти вопросы занимаются ЭТИМОЛОГИЯ (в переводе с греческого – наука о значении и происхождении слов) и ФРАЗЕОЛОГИЯ (наука о значении и происхождении устойчивых выражений). (Слайд №2)


Развивать свою речь необходимо. Прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. И помогут вам в этом две волшебницы – этимология и фразеология.

Обратимся к сказкам.



Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса. Кто это? …

Лиса – хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Это вы все знаете. А вот почему она названа именно лисицей, а в сказках ещё и Патрикеевной, сейчас узнаете.



(Выступление ученика 4А класса) (Слайд № 3)

ЛИСА образована от лис-. До сих пор кое-где у нас бытуют выражения лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя прозвали за жёлтую шерсть.

А откуда странное отчество Патрикеевна? Патрикей – имя старинное, происходит от латинского патриций, то есть аристократ. Но в старину ц на Руси произносилось как к. Вот и получилось – Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода. Ну а лиса-то здесь при чём, ведь ей до аристократических манер далеко?

Давным-давно, лет 700 назад, жил-был новгородский князь Патрикей Наримунтович. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.


ВЕДУЩАЯ.

Поговорим об очень важном слове спасибо. (Слайд № 4)

Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: спаси (тебя) Бог, произносимое как исполненное благодарности пожелание.

В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Со временем отмирает и конечное г в этом словосочетании. Но слово это и без г не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. По мнению психологов, слово "спасибо" действительно является волшебным. Услышав его, человек испытывает эмоции, сходные с теми, которые возникают у детей, когда их ласково гладят по голове. Получив устную благодарность, человек подсознательно настраивается на позитив. Корни этого слова уходят глубоко в историю практически любого языка мира, и это чрезвычайно важно для культуры любого народа. Наверное, поэтому по инициативе ЮНЕСКО и ООН 11 января отмечается Международный день "спасибо".

И кое-что о школе. Кому-то наверняка знакома этимология слов, употребляемых практически ежедневно, а кто-то услышит впервые. Интересно будет и тем, и другим. А подготовили сообщения ваши одноклассники.

(Выступление детей)

(Здесь и далее учащиеся выводят на экран свои работы)

(Слайд № 5)

АЛФАВИТ. АЗБУКА. БУКВАРЬ

Буква А похожа на перевёрнутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бет. «Алефбет» – название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий слово алефбет всё время изменялось и дошло до нас как алфавит.

У нас появилось для него и второе имя – азбука. Откуда оно?

По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз. Вторая буки. Вот и получилось: аз – буки, или азбука.

Слово букварь означает «собрание букв», равно как словарь – «собрание слов».



(Слайд № 6)

БИБЛИОТЕКА

Книги, учебники живут в школе в помещении, которое называется библиотека. Библио по-гречески – «книга», текос – «хранилище».

Библиотека – книгохранилище.

И сразу становятся понятными слова: фильмотека, видеотека, дискотека.
(Слайд № 7)

КАРАНДАШ


Слово карандаш образовано от тюркского кара, что означает «чёрный» и таш –«камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налётом.

Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду»: кожаную, металлическую и, наконец, деревянную.

Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.
(Слайд № 8)

ОШИБКА


Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень - шиб, означающий бросок, удар. В народных говорах и сейчас ошибаться значит «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе. Старейшее значение глагола ошибаться

« оказаться на отшибе, отстать, лишиться чего-либо». В Древней Руси хвост называли «ошибь».

И правда: тот, кто много ошибается, всегда в хвосте будет плестись.

(Слайд № 9)

ШПАРГАЛКА

Россия – одна из немногих цивилизованных стран, где ещё пользуются подсказками на уроках, шпаргалками на контрольных и прочее.

Надеемся, что теперь, ознакомившись с историей слова шпаргалка, многие ученики благоразумно перестанут заниматься этим делом.



Шпаргалка означает … «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги.

Интересно, поубавилось бы любителей составлять шпаргалки, если бы они узнали, что носят на урок или экзамен грязные детские пелёнки?


(Слайд №10)

ШКОЛА


Многие удивляются, когда узнают, что школа по-гречески значит « досуг».

Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг?

Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках.

Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счёт, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство.


ВЕДУЩАЯ. Всегда нам на помощь приходит словарь. Если мы говорим о происхождении слов, об ЭТИМОЛОГИИ, то какой словарь придёт на помощь?

(Этимологический).
А если о значении и происхождении устойчивых выражений?

(Фразеологический)

(Слайд №11)

Бывают случаи, когда словаря под рукой нет, а слово незнакомое услышали и пытаемся дать ему объяснение на слух. Что из этого выйдет, покажем на практике.



А Г Н О Н И М Ы (Слайд № 12)

Термин «агноним» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю.

То есть агнонимы – это слова, которые мы употребляем не в их настоящем значении, а в том, которое мы им – по незнанию – приписываем.

Попробуйте объяснить значения некоторых слов, придумайте с ними предложения, а потом мы найдём их истинные значения.

БАГГИНГ (подслушивание при помощи электронных устройств)

АГЕНДА (последовательность операций в компьютере)

БРУЛЬОН (слово французского происхождения: первый набросок чертежа или рисунка, черновое письмо, набросанное вчерне – буквально: черновик)

ВЕДУЩАЯ.

Общение и добрые, умные книги помогают нам обогащать словарный запас. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа.

Задание: подберите к предложенным словам фразеологизмы – устойчивые словосочетания.


  • Забыл (Вылетело из головы)

  • Небрежно (Спустя рукава)

  • Быстро (Во весь дух)

  • Обманывать (Пускать пыль в глаза)

  • Дремать (Клевать носом)

  • Медленно (В час по чайной ложке)

И наоборот: называю фразеологизм, а вы подбираете слова с тем же значением.





  • Повесить нос – приуныть

  • Надуть губы – обидеться

  • Втирать очки – обманывать

  • Наступать на пятки – догонять

  • Делать из мухи слона – преувеличивать

  • Вставлять палки в колёса – мешать

  • В зубах навязло – надоело

  • Сесть в лужу – оказаться в смешном положении


ВЕДУЩАЯ. Бывает так, что пространные и очень умные объяснения не всегда дают возможность правильно понять то, что хочет сказать ваш собеседник.
«Расшифруйте» фразы, изложенные почти научным языком. На помощь вам придут известные пословицы и поговорки.
1.Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозелёных деревьев. (В трёх соснах заблудился)

2.Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства. (Знает кошка, чьё мясо съела).

3.Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).

4.Человек, который по ошибке съел ягоды белены, на некоторое время теряет рассудок; сильное отравление может привести к смерти. (Белены объелся).

5.Издавна на Руси признаком красоты были белое лицо и румянец на щеках, что несомненно являлось свидетельством хорошего здоровья. (Кровь с молоком).

6.Суеверные обычаи рекомендовали сжигать мусор в печи, а не выбрасывать его за порог, поскольку злой человек мог якобы наслать беду на хозяина избы, произнося особые слова над мусором. (Выносить сор из избы).


ВЕДУЩАЯ.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист.

200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре В.И.Даль. В словаре С.И.Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С.Пушкина было использовано более 20 тысяч слов.

А задумывались ли вы, сколько всего слов в русском языке? Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили в конце концов лексикон русского языка, их окажется около миллиона!

Посудите сами:


  • слов современного русского литературного языка около 150 000;

  • диалекты имеют около 200 000 слов;

  • иностранных слов около 30 000;

  • новых слов и значений около 5 000, и число их всё время прибывает;

  • научных терминов и слов специальных языков (жаргоны) около10 000;

  • устаревших слов церковнославянского языка, используемых по разному поводу и случаю, – несколько тысяч;

  • в историческом словаре утраченных и позабытых слов около 30 000;

  • словарь собственных имён и прозвищ может содержать более 25 000;

  • разные случайные слова - однодневки, которые в разговоре мы составляем каждый день и тут же забываем;

  • разные уменьшительно - ласкательные и увеличительно - уничижительные, которые обычно не попадают в словари …

Так и окажется, что в нашем распоряжении как раз почти миллион слов. Правда, некоторым хватает и нескольких сотен слов, а кто-то пополняет свой запас в течение всей жизни.

Но, к большому сожалению, правильная речь становится редкостью. Не всегда уместно мы употребляем слова, не задумываясь о смысле этих слов. А иногда используем слова иностранного происхождения, забывая о синонимах, которые есть в родном языке. Крайности встречаются и в том, и в другом случае.


Владимир Иванович Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?

(Слайд № 13)

Глазоём горизонт

Ловкосилие гимнастика

Сине-алый фиолетовый

Числословие арифметика

Дальнеразговорня телефон
Но не все предложения даже людей великих становились жизнестойкими. Иностранные слова проникали в язык, укоренялись в нём довольно прочно, и сейчас мы не всегда уверены, заимствовано ли то или иное слово или оно «наше», подчас с трудом находя ему замену.
Задание:

подобрать к словам иностранного происхождения синонимы из русского языка. (Слайд № 14)



  • Блеф (англ. Bluff) – выдумка, ложь

  • Хобби (англ. Hobby) – увлечение

  • Гангстер (англ. Gangster) – бандит, грабитель

  • Репринт (англ. Reprint) – перепечатка, переиздание

  • Фантом (франц. fantome, от греч. Phantasma) – призрак

  • Раритет (нем. Raritat, от лат. Raritas) – редкость


ВЕДУЩАЯ. Оказалось, знать буквы ещё недостаточно для того, чтобы правильно читать и писать. Нужны ещё кое-какие знания.
(Слайд № 15)

ЛЁШУ ИКШУБАБ ТО Я

Кто ответит, что здесь написано?


(При любом ответе детей предлагается послушать стихотворение Л.Виноградова, инсценировав его).


Три матрёшки

книжку взяли.

Три матрёшки

так читали:

«Лёшу икшубаб то я», –

ничего не ясно.

«Лёшу икшубаб то я», –

бьёмся мы напрасно.

Три матрёшки почитали

и потом запричитали:

«Это просто чепуха –

оторвём обложку.

Эта книжка так плоха –

выбросим в окошко».

«Я от бабушки ушёл», –

строчка означала.

Разве это хорошо,

не найдя начала,

оторвать обложку,

выбросить в окошко?





(Слайд № 16)

Я ОТ БАБУШКИ УШЁЛ
ВЕДУЩАЯ. В чём была ошибка матрёшек при чтении?
(Они читали справа налево, а в русском языке, как и во многих других, слова читаются слева направо).

ВЕДУЩАЯ. Как видите, нужно быть внимательным и проявлять некоторую смекалку. А теперь задание посложнее.
(Слайд № 17)

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ
Вот такая длинная фраза может обозначать несколько смысловых вариантов. Используя интонацию, знаки препинания, по-разному оформив орфографически, сколько таких вариантов увидит каждый из вас?
(Возможность индивидуальной работы, озвучивание по окончании).
Девять – отличие интонационное (постановка пауз, логическое ударение), знаки препинания и орфографическое оформление)
(Вывести на экран все варианты).


Теперь я, под ними те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я под ними, те тоже.

Теперь я под ним, и те тоже.
Те перья подними, те тоже.

Те перья под ними, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Те перья поднимите тоже.





ИНТОНАЦИЯ (Слайд № 18)
ВЕДУЩАЯ. Когда человек говорит, его речь можно условно разделить на две составные части. Первая – это содержание речи: слова и предложения. Вторая – это интонация, с которой произносятся эти слова и предложения. Порой интонация бывает не менее важна, чем содержание.

Предлагаю взять алфавит и прочитать его с разной интонацией, как…



Оказывается, для человека образованного необходимо не только буквы знать и писать без ошибок, но и постоянно пополнять свои знания о происхождении слов, быть точными в применении тех или иных слов и выражений, правильно использовать заимствованные из других языков слова, не перегружать ими родной язык, помогать интонацией.



ВЕДУЩАЯ. (Чтение стихотворения параллельно с изображением.)
Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

А потом играйте сами!

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ,

Вышел МАГ, и вышел ГНОМ,

А за ними АГРОНОМ.

МОСТ построен на реке.

ГРОМ грохочет вдалеке.

С нижней палубы МАТРОС

От причала тянет ТРОС.

Сверху лётчику видна

Вся родная СТОРОНА.


ГАСТРОНОМ (Слайд № 19)

АСТРОНОМ


МАГ

ГНОМ


АГРОНОМ

МОСТ


ГРОМ

МАТРОС


ТРОС

СТОРОНА
ВЕДУЩАЯ. Эта игра вам всем давно знакома и вами любима.


Д/З. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. (Слайд № 20)
Задание: используя буквы слова «ЯЗЫКОЗНАНИЕ» составить как можно больше других слов. Это будет домашним заданием нашего урока. Завтра я принимаю ваши работы в библиотеке в течение дня.

ВЕДУЩАЯ. Таким образом, исходя из нескольких конкурсов, можно сделать вывод, что для грамотной речи необходимо немало знаний, которые вы можете получить и в школе, и занимаясь самообразованием. И тогда вы будете интересными собеседниками для всех и на протяжении всей жизни.
Возвращаясь к теме сегодняшнего урока, предлагаю послушать стихотворение Народного поэта Кабардино – Балкарии Танзили Мустафаевны Зумакуловой «Два языка» (из журнала "Досуг в школе",№11,2011г, с.10). Я уверена, что если и возникали какие-то вопросы в начале нашего урока, то они отпадут сами собой.

(Стихотворение читает ученица 4А класса )

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной, люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце не мелея,

Становятся единою рекой…



Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.




«Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никаких сомнений». Это слова известного критика русской литературы В.Г.Белинского. Так давайте беречь его, не искажая, не засоряя, не уродуя, бережно пользуясь им как чудом, данным нам в наследство.
(Слайд № 21)

И завершим наш урок словами писателя А.И.Куприна:


«Язык – это история народа.

Язык – это путь цивилизации и культуры».

Литература:




  1. Волина В.В. Этимологический словарь. – СПб, 2000

  2. Волина В.В. Откуда пришли слова. – М ., 1996

  3. Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по стране слов. – М., 1992

  4. Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка. – Чебоксары, 1997

  5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1982

  6. Успенский Л.В. Слово о словах. – Л., 1982

  7. Фрагменты сценариев из газеты «Досуг в школе»: 2011, №11; 2010, №10, журнала «Читаем, учимся, играем»: 2005, №12.

Составитель сценария и ведущая урока – Чижова Валентина Викторовна, заведующая библиотекой ГБОУ СОШ №15 Василеостровского района Санкт – Петербурга. Стаж работы в должности – 32 года, высшая квалификационная категория.







База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница