Урок географии в 9 классе по теме: "Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий"




Скачать 71.28 Kb.
Дата05.08.2016
Размер71.28 Kb.


Урок географии в 9 классе по теме:

"Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий"

Составитель:

учитель географии

МБОУ ШИ №3 г Уфа

Халилова Ю.Р.

Уфа 2013 г.

Задачи:

1.Сформировать представление о машиностроительном комплексе, его значении в хозяйстве России, связях с другими комплексами.



2.Показать особенности отраслевого состава машиностроительного комплекса, обратить внимание на отрасли комплекса, определяющих высокий технический уровень машиностроения, обосновать особенность их развития опережающими темпами.

3.Изучить новые понятия:

-фактор размещения производства

-специализация

-кооперирование

-металлоемкость

-ресурсоемкость

-трудоемкость

4.Расммотреть факторы размещения отраслей машиностроительного комплекса

5. Рассмотреть проблемы машиностроительного комплекса и пути их решения.

6.Рассмотреть географию машиностроения

7.Совершенствовать умение работать с учебником, картами, таблицами.

Оснащение: карта "Машиностроительный комплекс России", таблички схемы "Отрасли машиностроения", таблички схемы " Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса", таблички схемы "Виды специализации машиностроения", таблички схемы "Производственные связи автомобильного завода", карта России.

Ход урока

I. Вводная беседа.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим тему: "Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий".

Итак, что же такое " машиностроительный комплекс (машиностроение)"?,

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности как по величине, так и по значению. Поставляя всем без исключения отраслям свою продукцию, машиностроение тем самым связывает хозяйство страны в единое целое, являясь как бы его сердцевиной. Технический уровень отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, какими приборами, оборудованием, пользуются их работники. поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление продукции -необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве.



II. Изучение нового материала

1. Ученики записывают определение машиностроительного комплекса в тетрадь(стр.71 учебника)

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие причины сделали машиностроение ведущим комплексом в хозяйстве России?

Ученики предлагают свои варианты ответов.

2. Машиностроение - комплекс чрезвычайно сложный по своей структуре. Он состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяют в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.


Транспортное - !!

Машиностроение для легкой и пищевой ппромышленности

Тяжелое и энергетическое - !

Точное - !!!

Селско-хозяйственное и тракторное

Станко-интрументальное
Далее с помощью табличек рассматриваются отрасли машиностроительного комплекса.




приборостроение !!!

автомобилестроение!!

металлургическое !



электротехника !!!

судостроение !!

горное !



электронное !!!

авиационное о ракетно-космическое !!

подъемно-транспортное !



тепловозостроение !

атомное !

турбостроение !

котлостроение !

дизелестроение !

вагоностроение!

полиграфическое!

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие отрасли машиностроения приоритетны в развитии и почему?

Ученики предлагают свои варианты ответов.

3. Рассмотрим новые для вас термины:

- фактор размещения

- специализация

- кооперирование

- металлоемкость

- трудоемкость

- ресурсоемкость

Учитель предлагает записать определение в тетрадь.

Фактор размещения - это требования, предъявляемые размещаемым объектом к окружению. без удовлетворения этих требований (наличие определенного количества сырья, воды, трудовых ресурсов и др.)объект не сможет нормально функционировать.

Следует отметить, что на размещение машиностроения в большей степени влияют экономические факторы, в меньшей природные.

Ученики выписывают из учебника определение термина "специализация".

Специализация - сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве.

Например - завод изготавливает только двигатели для вертолетов.

Эта специализированность позволяет работать конвеерным способом, поэтому продукция обходится в несколько раз дешевле, чем на неспециализированных предприятиях.

Виды специализации

Схема- карточки


3. Производство полуфабрикатов

4.Производство услуг.

4.Функциональная

2.Производство отдельных частей и деталей

1.Производство готовых изделий

1.Предметная

2. Подетальная

3.Технологическая

Учитель: Специализированные заводы тесно связаны между собой.

Например, из 3,5 тысяч частей , необходимых для автомобиля, автомобильные заводы со стороны получают более 1,5 тысяч деталей и узлов, в том числе, фары (2), подшипники, автоприборы, стекло(4), электрооборудование, авторезину(1), корпус (5) и прочее.


3

4

5

2

1

1
Автомобиль в отдельных

табличках.

Учитель: запишем определение еще одного термина - кооперирование

Кооперирование - организация промышленности, при которой в производстве изделия участвуют несколько ( до нескольких сотен) специализированных предприятий.

В условиях кооперирования строят не отдельные заводы, а комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, среди которых один или несколько сборочных, дающих готовую продукцию. Большая же часть - заводы - филиалы, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов. Такая организация производства позволяет строить заводы- филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

Рассмотрим на примере ВАЗ (Волжский автомобильный завод)

Схема - карточки



Производственные связи автомобильного завода


Заводы черной металлургии

Литье, прокат

Пластмасса, резина, краски

Метизы, гайки, болты, заклепки

Моторы, приборы, узлы, детали

Инструмент

Электроаппаратура

Химические заводы

Метизные заводы

Инструментальные заводы

Электротехнические заводы

Машиностроительные заводы

Автозавод

-

-




Заводы цветной металлургии

Литье, прокат, кабель
- -


Текстильные фабрики

Ткани

-


Кожевенные заводы

Кожа
-

- -



Стекольные заводы

Стекло
- -

Учитель: Ребята, теперь когда вы увидели схему, я раздам вам карточки и вы все вместе соберете эту схему еще раз.

А что же такое металлоемкое машиностроение?

Металлоемкое машиностроение, т.е требующие для производства большое количество металла.

Это такие отрасли как: производство горно-шахтного и нефтяного оборудования, энергетическое машиностроение, некоторые виды транспортного машиностроения.



Трудоемкое машиностроение, т.е требующее большое количество трудовых ресурсов. Тяготеет к крупным городам.

Это такие отрасли как: станкостроение, приборостроение



Наукоемкое машиностроение, т.е. необходимо наличие соответствующих научных центров,т.е. где есть крупные НИИ, конструкторские бюро, квалифицированные специалисты..

4.Факторы размещения машиностроения вы самостоятельно разберет сами по тексту. Учитель дает время на самостоятельное изучение, после чего задает вопросы:

1) Почему предприятия выпускающие оборонную продукцию, как правило, удалены от границ?

2) Сопоставьте размещение крупнейших центров трудоемкого машиностроения и населения России?

5. Далее рассматриваются проблемы машиностроительного комплекса и пути их решения.

6.Рассмотрение географии машиностроения

Наибольшую часть машиностроительной продукции производит Центральная Россия (43%) и Поволжье (32%)

Наибольшую долю (более 25%) машиностроения и промышленности имеют Северо-Западная Россия, Центральная Россия, Поволжье.

Центры металлоемкого производства:

Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Основным районом является Уральский, т.к близко расположены металлургические базы и районы потребления продукции.

Центра трудоемкого машиностроения:

Санкт-Петербург, Москва, Калуга, Ярославль, Рязань, Воронеж, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Астрахань, Краснодар, Таганрог.

Основные районы - Северо-Западная Россия, Центральная Россия, Европейский Юг, так как в этих районах есть трудовые ресурсы и наличие потребителей.



III подведение итого урока.

Домашнее задание параграф № 13

Учебник: География России: хозяйство: регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Таможняя, С.Г. Толкунова; под. общ.ред. В.П. Дронова.- М.:Вентана-Граф,2011.-368с.:ил.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница