Урок №2 по теме «Класс Земноводные» Биология, 7 класс Щигарцова Е. И., учитель биологии




Скачать 83.27 Kb.
Дата07.08.2016
Размер83.27 Kb.
Урок по теме «Многообразие и значение земноводных»

(урок № 2 по теме «Класс Земноводные»)

Биология, 7 класс

Щигарцова Е.И., учитель биологии

Цель урока: 
Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения новых знаний в новой и знакомой учебной ситуации; проверки уровня усвоения системы знаний и умений учащихся.

  • Формирование способности анализировать информацию с позиций логики

  • Формирование умений сравнивать и обобщать изучаемые объекты

  • Развитие коммуникативных способностей посредством работы в малых группах, показав, что взаимосвязь деятельности ученика, одноклассников, учителя – важнейшее условие успешной работы

Дополнительное оборудование: презентация земноводных.

^ Ход урока
Проверка домашнего задания

Слайд 1
Страница 1 содержит задание установить последовательность развития амфибий и детали строения. Ученик, наведением курсора на объекты должен сопоставить правильно стадии развития амфибий и детали строения.

Актуализация и мотивация.

Для актуализации знаний учащихся используется Слайд 2, на которой помещены фото земноводных. 

Вступительная беседа проводится по следующим вопросам:
- Исходя их изображений на экране, назовите тему сегодняшнего урока.
- Да, лягушки стали символом всего самого неприятного, отрицательного, омерзительного. С детства мы слушали сказку «Царевна – лягушка» и помним, какие едкие и колкие замечания отпускали братья по поводу невезения Ивана, узнав, что его стрела угодила в болото. А знаете ли вы примету о том, что после лягушки на пальцах появятся бородавки! Болотный запах, кваканье, голая кожа сделали их малопривлекательными для народа. Сегодня на уроке мы попытаемся опровергнуть это мнение, и изучим

Многообразие, систематику, значение земноводных (учитель активирует тему на слайде 3 
Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь. Предлагается так же записать в тетрадь план изучения данной темы: 
1. Особенности отрядов, численность видов в них. 
2. Особенности семейств. 
3. Особенности отдельных представителей. 
4. Роль амфибий в природе и для человека. 
5. Меры охраны.

Основное содержание урока. 
Учитель: Вам предлагается поработать в роли ученых – систематиков и разбить класс на отряды (учитель активирует задание на слайде 3:

- Для этого на партах есть карточки с изображением земноводных (5 штук), в течение минуты попробуйте разделить их на отряды (работайте в парах). Сравните полученный результат с соседями по парте. Затем, учитель вызывает к доске ученика, который наведением курсора на фото последовательно группирует все объекты.
- Итак, действительно существует 3 отряда земноводных слайд 4
Рис. 4 Фронтальная беседа: 

1) Назовите признаки, по которым сформированы данные отряды. 
2) Какой из отрядов наиболее древний (отряд хвостатых, так как они напоминают древнейших предков Амфибий – стегоцефалов; и одну из стадий развития бесхвостых)?

Ученики записывают названия отрядов земноводных в тетрадь.
- А теперь мы познакомимся более подробно с представителями класса и остановимся на наиболее ярких их особенностях. 
- Задание классу: определить, к какому отряду относится данный представитель, записать яркую биологическую особенность, отличающую его от других и запомнить численность видов в отрядах, чтобы в конце урока составить диаграмму. 

На экране рис. 5:
Слайд 5 изображены фото червяги и амфиумы, даны подписи к ним (видовые особенности). Под шторкой - название отряда безногих и систематические особенности отряда. 
Учитель: К какому отряду относится червяга, амфиума? По каким признакам это определили?Затем открывает шторку и ученик зачитывает их содержимое.

Обучающиеся записывают в тетрадь название представителей отряда хвостатых, их особенности и численность видов в отряде. На следующей странице (рис. 6)

Слайд 6- изображены фото тритона обыкновенного и особенности данного вида; фото исполинской саламандры и ее особенности. Под шторкой - название отряда и систематические особенности. Ученик зачитывает видовые особенности указанных амфибий. Учитель задает вопрос классу о принадлежности к отряду данных животных. Затем открывает шторки и характеристику отряда вслух зачитывает ученик. Затем учитель активирует объект – фото аксолотля и рассказывает о его особенностях. Вводит понятие неотении. Название видов, их биологические особенности, принадлежность к отряду и численность видов в нем учащиеся записывают в тетрадь. 
На слайде 7 помещены фото Жабы ага, пипы, повитухи; дана характеристика семейства жаб. Ученик читает характеристику семейства. Учитель предлагает подробнее изучить данные виды животных и в режиме слайд лекции рассказывает об их особенностях (страницы 8-10 посвящены каждому из данных видов): на странице 8 после прочтения особенностей вида учитель активизирует угловой значок на фото и прослушивает звуки, которые издает данный вид слайд 8.

.  

С помощью информации на странице 9 обучающиеся знакомятся с особенностями жабы - повитухи. Учитель зачитывает фрагмент из книги И. Акимушкина о поведения самца в период размножения (рис. 9). Следующая страница посвящена Суринамской пипе

Слайды 9, 10
После знакомства с ней активируется ссылка на рис.7: учитель задает вопрос о принадлежности данных видов к отрядам и отодвигает шторку. Ученик зачитывает название отряда бесхвостых и его характеристику. Обучающиеся записывают в тетрадь сведения о рассмотренных видах земноводных в соответствии с планом.

Далее учитель говорит о том, что помимо рассмотренных видов есть настоящие рекордсмены в классе амфибий и нажимает с помощью гиперссылки под шторкой демонстрирует следующую страницу (рис. 11). На ней изображены: фото Лягушки Голиаф и Карликовой кубинской лягушки.

Рис. 11
Учитель инструментом «Волшебное перо» заостряет внимание на размерах данных представителей. Затем рассматривается объект под шторкой: фото квакши и ее особенности. Учитель, используя режим Вложения, запускает видеосюжет, в котором рассказывается о жизни квакшей в природе, и обращает внимание на удивительную красоту и гармонию жизни данных представителей животного мира (на изумрудную окраску их спинки, на способность лазать по тонким веточкам и на необходимость влажной и теплой среды для их обитания).

Учитель: Как видим, земноводные удивительные создания: каждый вид по-своему привлекателен (необычайным проявлением заботы о потомстве, физиологией развития, некоторые поражают размерами, песней, окраской...) Все животные на планете неповторимы и удивительны! Так может быть они бесполезны. В Китае и во Франции лягушкам поставлен памятник. За красоту? За полезные свойства! Демонстрируется следующая страница (рис. 12). Активируется ссылка на режим Вложения и учащиеся просматривают анимацию, посвященную роли земноводных в природе, и определяют их место как участников пищевых цепей (их поедают рыбы, птицы, змеи, ежи, выдры). Затем рассматривается роль земноводных для человека. Изображены рамки с названием наук и рамки с ролью земноводных в них. Учитель дает задание классу сопоставить их правильно.
 
Страница 13 содержит обратное задание: определить роль амфибий по указанным пояснениям к ней:
- кормовое (амфибии – объект питания ценных для человека пушных животных: норки, хорька, енотовидной собаки);
- пищевое (во Франции лягушачьи лапки – деликатес, поэтому озерная лягушка – объект международной торговли);
-в с/х (активны ночью, поэтому поедают слизней, комаров, мух – вредителей с\х растений, недоступных дневным птицам);
-эстетическое (знаменитый ювелир Карл Фаберже тоже восхищался красотой и грацией этих животных, когда вырезал из нефрита силуэт лягушки Голиаф; семейство веслоногих лягушек в Японии содержат для услаждения слуха). Для убедительности эстетической роли демонстрируется следующая страница (рис. 14): 

Рис. 14 на ней активируется объект Веслоногая лягушка и обучающиеся прослушивают песню птицеголосой квакши.

Учитель: При таких полезных свойствах их нужно охранять! Меры охраны: охрана мест обитания, занесение в Красную книгу, просветительская работа среди населения о необходимости бережного отношения к земноводным.

Рефлексия. На странице 15 предлагается заполнить интерактивную схему, где указаны названия представителей, названия отрядов, и нужно назвать пропущенные слова в фигурных выносках.

Рис. 15 Рис. 16

На странице 17 находится задание: исходя из сведений численности видов в отрядах земноводных, прочтите диаграмму. 

Рисунок 17 Затем открывается прямоугольник, выполняющий функцию шторки, и проверяется правильность ответа.

Домашнее задание.

1. Выполнить кроссворд по теме урока.

2. Подготовить сообщение по многообразию амфибий, используя дополнительные источники информации.

Тестирование по теме: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».
1. Земноводные иначе называются:
а) двоякодышащими;
б) амфибиями;
в) рептилиями;
г) гадами.

2. Земноводные получили свое название потому, что:
а) способны перемещаться в водной и воздушной среде;
б) представители одного отряда обитают на суше, а другого – в воде;
в) имеют одновременно жабры и легкие;
г) один из этапов развития проходит в воде, а другой на суше или в воде.

3. Класс Земноводные делится на отряды:
а) лягушки и жабы;
б) головоногие и брюхоногие;
в) хвостатые и бесхвостые;
г) черепные и бесчерепные.

4. К хвостатым земноводным относятся:
а) лягушки и жабы;
б) саламандры и тритоны; 
в) черепахи и крокодилы;
г) змеи и ящерицы.

5. К бесхвостым земноводным относятся:
а) лягушки и жабы;
б) саламандры и тритоны; 
в) черепахи и крокодилы;
г) змеи и ящерицы. 

6. Позвоночник земноводных состоит из отделов:
а) шейного, туловищного, крестцового, хвостового;
б) шейного, туловищного, хвостового;
в) шейного, туловищного, крестцового;
г) головного, шейного, туловищного. 


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница