Управление образования администрации Беловского района Информационно-методический центр




страница1/5
Дата14.08.2016
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4   5


Управление образования администрации Беловского района

Информационно-методический центр

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»


Политические партии в России:

История и современность
Рабочая тетрадь

11 класс



Составитель

Забуга Р. В.

учитель истории

Беловский район

2008

Составитель:



Забуга Р. В., учитель истории МОУ

«Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»

В рабочей тетради представлены материалы и задания по политической истории России.

Использование рабочей тетради на уроках позволяет формировать у школьников навыки работы с историческими документами. Представленный дополнительный материал расширяет знания учащихся по темам курса.


Политические партии в России: история и современность: рабочая тетрадь.

/Сост.: Забуга Р. В.. – Беловский район, 2008

© Беловский район

2008


Содержание


  1. Первые политические партии в России………………………….

  2. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года…………………………………………………………………

  3. Государственная дума и третьиюньская монархия……………

  4. Политическая жизнь в СССР в 20-е годы………………………..

  5. Формирование многопартийности в России…………………….

  6. Государственная дума Р. Ф. и современный политический спектр………………………………………………………………

4
6

15

19



24
30



- информационный материал



- документ



- задание



Тема урока:

Первые политические партии в России.
Цель урока: определение причин формирования политических партий и их отличие от политических движений и процесса формирования политических партий Западной Европы.

Задачи:

1. На основе актуализации знаний из курса «Обществознание» охарактеризовать политическую сферу жизни общества и место политических партий в ней; определить причины формирования первых политических партий в России, выявить все особенности этого процесса (исторические, политические, социальные).

2. Развивать умение анализировать, определять причинно-следственные связи, сравнивать, давать оценочные суждения.

3. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции.



Понятия и термины: политическая партия, политическое движение, либерализм, консерватизм, монархизм, социализм, социал-демократия.
Задание №1.

Заполните сравнительную таблицу



Политические партии, политические движения.


Политические партии

Политические группы

Группа давления

Группа интересов

______________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________




_____________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________






Задание №2.

Сравнить основные идеологические положения общественно-политических движений.



Коммунизм

Социал - демократия

Либерализм

Консерватизм

-
-
-
-
-

-
-
-
-
-

-
-
-
-
-


-
-
-
-
-

Задание №3.

Объяснить чем обуславливалось создание партий в тот или иной период и как это связано с партийной идеологией.





Социал-демократические партии России в конце XIXначале XX в.

п/п

Партия

Год основания

1

Российская социал-демократическая рабочая партия

1898


Неонароднические партии России в конце XIX – начале XX в.

п/п

Партия

Год основания

1

Партия социалистов-революционеров

1902


Либеральные и консервативные партии России в начале XX в.

п/п

Партия

Год основания

2

Конституционно-демократическая партия

1905

4

«Союз 17 октября»

1905


Монархические партии России в начале XX в.

п/п

Партия

Год

основания

1

«Русское собрание»

1900

2

Русская монархическая партия

1905

3

«Союз русского народа»

1905

4

«Русский народный союз имени Михаила Архангела»

1908


Политические организации промышленников и предпринимателей в начале XX в.

п/п

Партия

Год основания

1

Прогрессивная экономическая партия

1905



Тема урока:

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
Цель урока: определение спектра политических партий после издания Манифеста 17 октября 1905 г.

Задачи:

  1. формировать представление о политических партиях, их целях и задачах по реформированию общества.

  2. развивать умение анализировать исторический документ, находить необходимую информацию по заданным параметрам, сравнивать, аргументировать свою точку зрения по спорным вопросам преобразования российской действительности.

  3. способствовать воспитанию активной гражданской позиции.

Понятия и термины: Манифест 17 октября 1905 года, Государственная Дума.
Задание №1.

Анализ текста Манифеста. 17 октября 1905 г.


ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ

Божией милостью

МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ,

император и самодержец всероссийский,

царь польский, великий князь финляндский,

и прочая, и прочая, и прочая



Объявляем всем нашим верноподданным:

   Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи НАШЕЙ великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце НАШЕ. Благо Российского ГОСУДАРЯ неразрывно с благом народным и печаль народная ЕГО печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы НАШЕЙ.

   Великий обет Царского служения повелевает НАМ всеми силами разума и власти НАШЕЙ стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, МЫ, для успешного выполнения общих намечаемых НАМИ к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность Правительства возлагаем МЫ выполнение непреклонной НАШЕЙ воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив этим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была взможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от НАС властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению этой неслыханной смуты и вместе с НАМИ напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе в 17 день Октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же НАШЕГО в одиннадцатое.






Вопросы к документу:


  • какие права даровались населению Российской империи;

  • положение нового органа власти и его место в системе ветвей власти;

  • характер Манифеста.



Свод законов Российской империи
ТОМ ПЕРВЫЙ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Основные государственные законы
Издание 1906 года
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий

     101. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу.


     
     102. Государственный Совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная Дума проверяет полномочия своих членов.
     
     103. Членом Государственного Совета и членом Государственной Думы одно и то же лицо одновременно быть не может.
     
     104. Состав членов Государственного Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов по указу Государя Императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.
     
     105. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва.
     
     106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами.
     
     107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору.
     
     108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с вопросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.
     
     109. Ведению Государственного Совета и Государственной Думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в учреждениях Совета и Думы.
     
          111. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной Думой, признаются отклоненными.
     
     112. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и не удостоившиеся Высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует Высочайшее на то повеление.
     
     113. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Государственною Думою, представляются Государю Императору Председателем Государственного Совета.



Задание №2.

На основе программных документов партии сделать вывод о методах решения главных вопросов.



  • вопрос о земле

  • рабочий вопрос

  • вопрос о политическом устройстве.




ИЗ ПРОГРАММЫ КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

18 октября 1905 г.

Была принята на Учредительном съезде Конституционно-демократической партии 12-18 октября 1905 г.

II. Государственный строй

13. Конституционное устройство российского государства определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в Контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации. (...)

18. Членам собраний народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей...



VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования... безземельных и малоземельных крестьян... государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения... за счет государства... частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. (...)

38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. (...)



VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. (...)

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня... По вопросу о немедленном распространении избирательного права на женщин меньшинство осталось по практическим соображениям при особом мнении, в сипу чего съезд признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинства.

45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница