Уполномоченный по правам человека (омбудсман) азербайджанской республики о состоянии обеспечения и защиты прав и свобод человека в Азербайджане Годовой доклад Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана)




страница1/7
Дата10.08.2016
Размер1.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7



УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМАН)

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О состоянии обеспечения и защиты

прав и свобод человека

в Азербайджане


Годовой доклад

Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана)

Азербайджанской Республики

за 2010-й год
(Краткое содержание)

Баку – 2011

Предисловие
Основная цель этого доклада состоит в оценке состояния обеспечения прав и свобод человека и гражданина, анализе важных проблем, связанных с правами, информировании о проделанной Уполномоченным работе по восстановлению нарушенных прав, защите и предотвращению нарушений прав человека, а также изучению состояния обеспечения в стране прав и свобод человека и гражданина в 2010-м году.

Доклад подготовлен на основе обобщённого анализа обстоятельств, выявленных как из поступивших заявлений, жалоб и предложений, так и в ходе посещений Уполномоченным и сотрудниками аппарата учреждений отбывания наказания, следственных изоляторов, мест временного содержания, воинских частей, детских домов, интернатов, поселков беженцев и вынужденных переселенцев, а также объектов здравоохранения и социальной защиты населения, во время встреч с населением на местах и проведённых разбирательств, изучения проблем и трудностей, анализа предложений и рекомендаций, представленных государственным структурам, официальных ответов и отношения государственных органов и должностных лиц к решению имеющихся проблем, материалов республиканских и международных семинаров по правам человека, деятельности в этой сфере в рамках сотрудничества с неправительственными организациями, сообщений средств массовой информации.

В докладе нашли своё отражение деятельность Уполномоченного по защите прав и свобод человека, проведению учебно-просветительских мероприятий, организации научно-аналитической работы, поддержанию связей с общественностью и средствами массовой информации, решению вопросов международного сотрудничества, а также, представлены соответствующие выводы и рекомендации.

В соответствии со статьей 14-ой Конституционного Закона Азербайджанской Республики «Об Уполномоченном по правам человека (Омбудсмане) Азербайджанской Республики», этот годовой доклад подготовлен Уполномоченным для представления Президенту Азербайджанской Республики, выступления перед Милли Меджлисом Азербайджанской Республики, а также для представления в Кабинет Министров Азербайджанской Республики, Конституционный Суд Азербайджанской Республики, Верховный Суд Азербайджанской Республики и Генеральному прокурору Азербайджанской Республики.

Эльмира Сулейманова
Уполномоченный по правам человека (Омбудсман)

Азербайджанской Республики

Вступление

Рост социально-экономических показателей нашей страны в период продолжавшегося в прошедший период во всём мире кризисного состояния является логическим продолжением быстрого темпа развития, проявляемой на государственном уровне политической воли, проводимой в жизнь продуманной, последовательной и надёжной политики.

В результате проводимой в жизнь благоприятной социально-экономической и правовой политики, направленной на повышение благосостояния населения, достигнуто значительное продвижение в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Именно результатом этого является снижение уровня бедности до 9,1 %.

Надо отметить, что в последнем отчёте ООН касательно человеческого развития, Азербайджанская Республика, выдвинувшись на 34 ступени по сравнению с 2005-м годом, поднялась со 101-го на 67-ое место.

По среднегодовому темпу индекса человеческого развития наша страна в последние 10 лет стала ведущим государством среди бывших советских стран. Наша республика, покинув группу стран «среднего уровня человеческого развития», вступила в категорию стран «высокого уровня человеческого развития».

На протяжении вот уже восьми лет Уполномоченный, дополняя существующие средства правовой защиты, руководствуясь верховенством закона, независимо и беспристрастно, не допуская дискриминации проводя в жизнь внесудебную защиту прав человека, не ограничивая и не подменяя полномочия других государственных органов, обеспечивающих права человека, и в прошедший период строил свою деятельность на основе принципов независимости, гласности, прозрачности, законности, справедливости, во многих случаях добивался восстановления нарушенных прав и тем самым, служил делу защиты прав каждого человека.

Как всегда, так и в прошедший период, деятельность Уполномоченного была направлена против волокиты и бюрократических препятствий, самоуправства чиновников, представляющих серьёзное препятствие для обеспечения защиты человеческих и гражданских прав. и свобод, на совершенствование управленческой деятельности, в то же время, против нарушения права на обращение, занимающего особое место в ряду прав человека и имеющего большое значение в реализации других прав и свобод.

Дополнение к статье 1.1 Конституционного Закона Азербайджанской Республики «Об Уполномоченном по правам человека (Омбудсмане) Азербайджанской Республики» (далее - Конституционный Закон) положением о предупреждении нарушений прав человека, принятым на основании Конституционного Закона Азербайджанской Республики от 21 декабря 2010 года, утверждённого Президентом Азербайджанской Республики после первого слушания в Милли Меджлисе, способствуя повышению эффективности работы по защите прав человека и обеспечению независимости Уполномоченного, создало более широкие возможности для укрепления его мандата и расширения полномочий.

По инициативе, предложению и при непосредственной организационной поддержке Уполномоченного, в прошлом периоде проведён целый ряд значительных мероприятий.

Среди указанных мероприятий важное место занимает цикл общественных слушаний с целью мониторинга исполнения, пропаганды и применения мер, предусмотренных в утверждённом Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2006 года «Плане Национальных Действий по защите прав человека в Азербайджанской Республике»( далее – ПНД), проведённых Уполномоченным в каждом из 58-ми городов и районов страны с привлечением местных организаций центральных государственных органов, местных органов исполнительной власти, судов, прокуратур, полиции и муниципалитетов, неправительственных организаций, местных общин, представителей окружных избирательных комиссий, средств массовой информации.

Накануне дня «18 июня – День прав человека в Азербайджанской Республике» повсеместно в стране проводился «Месячник прав человека».

Вышеуказанный месячник был подытожен работой, проведённой в связи с Днём прав человека и Годом экологии, VIII Бакинской Международной конференции омбудсманов на тему: «Права человека и правовые и этические аспекты изменения климата окружающей среды» и принятием Бакинской Декларации.

В связи с днём «21 сентября – Международный День мира», проведён «Месячник мира», в городах и районах страны, с целью развития правосознания и правовой культуры населения, предотвращения дискриминации, пропаганды культуры мира и терпимости, проведены просветительские мероприятия, а также отправлены соответствующие заявления Генеральному секретарю ООН, Верховному комиссару по правам человека и другим международным структурам.

Накануне 20 ноября – Дня принятия Конвенции ООН по правам ребёнка, проведён «Месячник прав ребёнка», с участием местных исполнительных структур и соответствующих государственных учреждений организован цикл мероприятий в детских организациях и учреждениях, в том числе, в школах.

По инициативе Уполномоченного в связи с днём «10 декабря – Международный День прав человека», с участием членов парламента, представителей государственных органов, неправительственных организаций, международных структур и средств массовой информации, при поддержке Совета Европы, была проведена международная конференция, посвящённая 60-летию Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».

Уполномоченный, принимая во внимание необходимость своевременного реагирования на обращения граждан в государственные органы, предотвращения злоупотреблений чиновниками своим служебным положением, соблюдения этических норм и гласности в отношениях с гражданами, проводил плановые мероприятия и предпринимал безотлагательные меры по восстановлению нарушенных прав, тесно сотрудничая в интересах дела с соответствующими государственными структурами.

Уполномоченный систематически проводил встречи с населением столицы, других городов, а также различных сел и посёлков республики, во время которых создавались возможности и для индивидуального обращения людей, давал разъяснения и советы, непосредственно содействовал решению проблем и привлекал местные исполнительные структуры к восстановлению нарушенных прав.

Граждане представляли Уполномоченному свои обращения различными способами, в том числе, посредством почтовой и электронной связи, через действующую в аппарате приёмную, с помощью региональных центров Уполномоченного, используя телефонный номер “горячей линии” «Группы Быстрого Реагирования» против пыток, телефонный номер «916», предусмотренный для срочного приёма информации о нарушениях прав детей, а также непосредственно – во время осмотров Уполномоченным и сотрудниками аппарата учреждений для отбывания наказания (далее - УОН), следственных изоляторов, изоляторов временного содержания (далее – ИВС), воинских частей, детских домов, интернатов, посёлков вынужденных переселенцев, а также учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования.

В соответствии с Конституционным Законом, Уполномоченный рассматривал жалобы касательно нарушения прав граждан Азербайджанской Республики, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц, проводил работу, направленную на разбор и решение индивидуальных и коллективных жалоб.

Многие проблемы, выявленные и вызывающие озабоченность в сфере обеспечения прав человека в стране, в минувший период в сотрудничестве с государственными органами нашли своё решение, и нарушенные права были восстановлены.

Всего за период деятельности Уполномоченного в его адрес поступило 62700 обращений. По сравнению с 2009-м годом, количество поступивших в 2010-м году обращений увеличилось на 32,5 % . Так, если в 2009-м году в адрес Уполномоченного поступило 8800 обращений, то в 2010-м году их количество составило 11660.

Причинами сравнительного роста числа обращений являются рост доверия населения к Уполномоченному и руководимому им учреждению, активизация деятельности региональных центров, усиление просветительской работы в районах и городах, предпочтение встречам с населением на местах, проведение правового просвещения и широкой разъяснительной работы среди групп населения во время общественных слушаний с целью мониторинга исполнения мероприятий, предусмотренных в ПНД, проведение встреч и приёмов, преобладание разбирательств на местах при проверке целого ряда жалоб, обеспечение стабильности и последовательности осмотров изоляторов временного содержания и следственных изоляторов, учреждений для отбывания наказания, воинских частей, поселков вынужденных переселенцев, детских домов, домов престарелых и инвалидов, других учреждений социальной защиты, продолжение деятельности Группы Быстрого Реагирования, рост эффективности, оперативности и расширение масштабов работы национального превентивного механизма (далее – НПМ).

Из указанных обращений 84,2 % составили жалобы, 15,7 % - заявления, а 0,1 % содержали различные предложения.

В соответствии с требованиями Конституционного Закона, Уполномоченным, по причинам несоответствия предмета жалобы его полномочиям, то есть, истечения годичного срока со дня нарушения прав заявителя, анонимности, осуществления судебного производства в связи с жалобой, отсутствия новых сведений, фактов и доказательств в представленных повторно жалобах, по 48,8 % жалоб было принято решение об отказе в рассмотрении. Надо отметить, что из них 1199 жалоб были представлены Уполномоченному повторно.

В производство для рассмотрения было принято 51,2 % жалоб, из них 52,6 % было удовлетворено.

На протяжении года гражданам, в различное время, как в устной форме во время приёма, так и в письмах, предоставлялись многочисленные юридические консультации в связи с их жалобами, в том числе, относительно форм, способов и средств защиты прав и свобод человека, а также советы и разъяснения, связанные с обращением в компетентные по существу жалобы органы.

Минувший период деятельности ещё раз подтвердил потребность развития и совершенствования взаимного сотрудничества с государственными органами, муниципалитетами, специализирующимися в защите прав человека неправительственными организациями и средствами массовой информации, с целью обеспечения прав и свобод человека, неотложного рассмотрения обращений граждан, а также оперативного разбора жалоб.

Уполномоченный обращался в соответствующие государственные структуры с предложениями и рекомендациями, касающимися как существующих в стране и требующих решения важных задач, так и нашедших своё отражёние в годовом докладе проблем, эффективного обеспечения прав и свобод человека, и реализация этих предложений в процессе социально-экономического развития, с учётом экономического положения и финансовых возможностей страны, служит более надёжному обеспечению прав человека.




Глава 1
Деятельность Уполномоченного в сфере защиты прав и свобод человека
1. Защита гражданских и политических прав
Право свободного перемещения. Защита права на свободу и такого составляющего его компонента, как права на свободу перемещения, являясь одним из основных направлений деятельности Уполномоченного, всегда находилась в центре его внимания.

Наличие удостоверения личности, обеспечивая право гражданина свободно перемещаться, вместе с тем, позволяет ему в полном объёме пользоваться и другими правами. С целью беспрепятственной реализации гражданами права участвовать в выборах в Милли Меджлис в 2010-м году, Уполномоченным было уделено особое внимание процессу обеспечения населения удостоверениями личности.

В рамках проводимых в городах и районах общественных слушаний с целью мониторинга выполнения мероприятий, предусмотренных в ПНД, на которых участвовали и должностные лица органов полиции, был проведён и мониторинг состояния дел с обеспечением граждан удостоверениями личности, результаты которого свидетельствовали, что основная часть граждан обеспечена удостоверениями личности.

Учитывая необходимость замены недействительных удостоверений личности, а также утративших силу советских паспортов, Уполномоченный рекомендовал органам полиции уделить особое внимание на обеспечение удостоверениями личности граждан, проживающих в удалённых от районных центров местностях и горных районах, использовать в этой работе возможности мобильных групп.

В связи с удостоверениями личности и учётом, в адрес Уполномоченного поступило 138 обращений. Сравнительный с предыдущими годами анализ свидетельствует о значительном сокращении числа этих обращений.

С целью обеспечения решения Конституционного Суда от 31 января 2003-го года о принятии на постоянный учёт и выдаче удостоверений личности гражданам, не имеющим по различным причинам постоянного места жительства и не имеющих прописки, нарушенные в этой сфере права многих граждан удалось восстановить в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров № 55-s от 9 апреля 2003 года.

Одной из серьёзных проблем прошлого года было принятие на постоянный учёт по месту жительства граждан, построивших дома на земельных участках, выделенных им Бакинским муниципалитетом под строительство индивидуального жилища.

В целях обеспечения надёжной защиты прав и свобод граждан, профилактики возникновения криминогенной обстановки, представляется необходимым выявление и постановка на временный учёт лиц, прибывающих на сезонную, краткосрочную или временную работу из различных мест республики в город Баку, исполнение работодателями и предпринимателями предусмотренных законодательством запретов в отношении приёма на работу лиц, не вставших на временный учёт.

В связи с проблемой обеспечения общегражданским паспортом наших граждан, временно проживающих в зарубежных государствах, Уполномоченный неоднократно предлагал принять меры по организации деятельности сотрудников соответствующего управления Министерства Внутренних Дел на местах, в результате проблема, можно сказать, нашла своё решение.
Осмотры мест лишения свободы (следственных изоляторов и мест временного содержания). Уполномоченным и сотрудниками аппарата в различное время проводились систематические и многочисленные осмотры мест ограничения свободы, изоляторов временного содержания районных и городских управлений, отделов и подразделений полиции, пункта заключения в административном порядке Бакинского Главного Городского Управления Полиции и Центр временной изоляции несовершеннолетних Министерства Внутренних Дел, а также изоляторы временного содержания Главного Управления по Борьбе с Организованной Преступностью, Управления по Борьбе с Незаконной Миграцией Главного Управления Паспортов, Регистрации и Миграции, Управления по Борьбе с Торговлей Людьми этого же министерства, а также, следственные изоляторы Пенитенциарной Службы Министерства Юстиции, следственный изолятор Министерства Национальной Безопасности.

Во время встреч с лицами, содержащимися в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, с ними проводились беседы наедине, изучались условия содержания, разъяснялись права, велось ознакомление с соответствующими документами, касающимися обеспечения их адвокатом, разъяснения их прав при задержании в качестве подозреваемых лиц, прокурорского надзора во время содержания в органах полиции, а также, законности их задержания.

Надо отметить, что лица, с которыми проводились беседы, как правило, заявляли об отсутствии жалоб на применение к ним насилия, унижающее человеческое достоинство грубое обращение, условия содержания, а также на обращение с ними сотрудников полиции. Вместе с тем, некоторые из них обращались с жалобами на следственные действия или на судебные приговоры.

Продолжала свою деятельность Группа Быстрого Реагирования, созданная по инициативе Уполномоченного с целью борьбы с пытками. На основании поступавшей информации ею проводились посещения мест временного содержания, следственных изоляторов, а также учреждений отбывания наказания. В случаях выявления нарушений прав человека, принимались неотложные меры по их восстановлению. По инициативе Уполномоченного и на основании указания министра Внутренних дел во всех городских и районных органах полиции были размешены объявления с указанием номера телефона “горячей линии” этой группы и обращением : «О пытках сообщи Омбудсману!».

Продолжалось проведение в жизнь мероприятий, направленных на создание в изоляторах временного содержания органов полиции условий, отвечающих международным нормам и стандартам.

Во время осмотров был выявлен ряд недостатков. Так, требуется проведение капитального ремонта или же строительство новых зданий ИВС отделений полиции некоторых районов (Гедабек, Ярдымлы, Исмаиллы), в некоторых ИВС выявлены несоответствие условий в камерах существующим стандартам (Хачмаз, Гах, Горанбой, Бейлаган, Саатлы, Биласувар, Джалилабад), непригодность спальных принадлежностей (Ширван, Зардаб). В связи с этим, были даны указания и приняты соответствующие меры.

В ИВС управлений и отделов полиции многих районов были выявлены случаи отсутствия медицинского освидетельствования при приёме в ИВС лиц, задержанных по подозрению или обвинению, а также, в административном порядке.

Существует потребность в принятии необходимых мер по строительству и сдаче в эксплуатацию ИВС в городе Ширван, где осуществляет деятельность апелляционный суд, в городах Шеки и Ленкорань, в которых приступили к деятельности новые суды по тяжким преступлениям, по предотвращению значительного преобладания количества содержащихся над общим количеством предусмотренных для этого мест в ИВС органов полиции городов, в которых размещены апелляционные суды и суды по тяжким преступлениям.

По указанной выше причине, в ИВС органов полиции городов Шеки и Ширван, на территории которых действуют апелляционные суды, наблюдались факты совместного содержания в одной камере лиц, задержанных в административном порядке и по подозрению или же по обвинению, совершивших тяжкое и менее тяжкое преступления, что, конечно, недопустимо.

В связи с необходимостью устранения указанных недостатков, предотвращения возможности возникновения стеснённых условий в ИВС органов полиции в районах размещения апелляционных судов и приступивших в 2011-м году к деятельности вновь созданных судов по тяжким преступлениям, Уполномоченный обратился в Министерство Внутренних Дел.

Все жалобы, поступившие на «горячую линию» аппарата Уполномоченного, рассматривались на местах, принимались меры по выявленным нарушениям прав граждан, нарушенные права во многих случаях были восстановлены.

В связи с необходимостью принятия мер по устранению нарушений закона и недостатков, обнаруженных в результате осмотров Уполномоченным и сотрудниками аппарата ИВС и следственных изоляторов, к соответствующим начальникам управлений и отделов полиции, а в случае необходимости, Генеральному Прокурору Азербайджанской Республики, министрам Внутренних дел и Юстиции направлялись соответствующие обращения с указанием замечаний и предложений, проводились проверки, в результате которых целый ряд сотрудников, допустивших нарушения, были привлечены к дисциплинарной ответственности, были приняты меры по устранению выявленных недостатков.

Однозначно поддерживая принцип наказуемости за совершённое преступление, вместе с тем следует отметить, что предпочтительное вынесение судами именно приговоров о лишении свободы при рассмотрении ими не представляющих большой общественной опасности преступлений, в случаях, когда законом предусмотрено менее строгое наказание или же применение альтернативного наказания, не служит предупреждению совершения преступлений и исправлению лиц, впервые совершивших преступление, а становится причиной попадания их в среду «профессиональных» преступников, служит препятствием для их возвращения в общество и к здоровому образу жизни.

В качестве результата осмотров следует отметить, что при наличии Пункта содержания арестованных в административном порядке при Бакинском Главном Городском Управлении Полиции, нецелесообразно содержание арестованных в административном порядке в ИВС районных управлений полиции.

В рамках сотрудничества Уполномоченного, Бакинского офиса ОБСЕ, а также Бюро по Демократическим Институтам и Правам Человека, при участии эксперта Бюро по Демократическим Институтам и Правам Человека Лианы Адлер, был организован четырёхдневный учебный семинар, имевший целью повышение необходимых теоретических знаний и совершенствование практических навыков у сотрудников аппарата Уполномоченного, в особенности, у членов группы НПМ.

В ходе семинара была обсуждена деятельность Уполномоченного в качестве НПМ, на основе анализа существующего положения дел был проведён обмен мнениями, даны предложения и рекомендации.

Эксперт, непосредственно ознакомившись с документацией, информационной базой и другими материалами группы НПМ, приняв личное участие в посещении членами этой группы УОН № 6 и ИВС Наримановского РУП и наблюдая за действиями членов группы, в итоге, положительно оценил деятельность Уполномоченного в качестве НПМ, отметила многогранность, профессионализм и соответствие международным нормам деятельности группы.

В связи со случаями смерти и самоубийства в местах лишения свободы полиции и учреждений пенитенциарной службы, ставшими известными Уполномоченному, в прошлом году делались обращения в Генеральную Прокуратуру и Министерство Внутренних Дел, проводились соответствующие разбирательства.

В разделе 2.6 главы 2-й документа «Правила внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания органов полиции» определено, что личный обыск в отношении лиц, приведённых в ИВС и подлежащих размещению в его камерах, проводится только лишь сотрудниками соответствующего пола, с участием понятых. С учётом этого положения, было предложено принятие мер по привлечению к службе в ИВС и лиц женского пола.

Во время осмотров обращалось внимание на качество и полновесность порций пищи для содержащихся в местах лишения свободы, обеспечение их питьевой водой, соответствие общего рациона потребностям сохранения их здоровья, соответствующим ответственным лицам давались рекомендации по повышению внимания к этой сфере деятельности.

Уполномоченный предлагает пересмотреть нормы, определённые Постановлением Кабинета Министров № 154 от 25 сентября 2001-го года «Об утверждении Норм питания и материально-бытового обеспечения осуждённых», в отдельном порядке определить ежедневный рацион для содержащихся в ИВС органов полиции, пунктах содержания лиц, арестованных в административном порядке, а также, в центрах временной изоляции для несовершеннолетних.

Уполномоченный выступил с указанными предложениями при рассмотрении в Милли Меджлисе проекта закона о государственном бюджете на 2011-й год, а также, обращался в этой связи в Министерство Финансов.


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница